Воскресенье , 28 Апрель 2024
Домой / Язык – душа народа / Ужель та самая Татьяна…

Ужель та самая Татьяна…

25 января в православных храмах вспоминают святую мученицу Татиану Римскую, студенты и преподаватели празднуют Татьянин день, а все носительницы поэтичного имени Татьяна отмечают День Ангела, или именины.

Начнём с имени Татьяна (латин. Tatius — имя сабинского царя, или от греч. tattо устанавливать, определять, назначать). Часто ошибочно считают, что Татьяна, как и многие имена русских, имеет греческое происхождение, тем более что в греческом языке есть созвучный глагол tattо, означающий «ставить в порядке», «выстраивать». Отсюда и толкование имени Татьяна как «учредительница», «устроительница». Все было бы хорошо это толкование, да только в Греции Татьян нет.

Вероятно, имя Татьяна имеет до римские сабинские корни. Сабинские племена и славянские народы. Во времена основателя Рима, царя Ромула, царь сабинян Тит Татий Сабин, из этрусского города Цэре, был соправителем Рима в течение нескольких лет (753–717 гг. до н.э.) Многие жители Рима вели свой род от Тита Татия Сабина, нередко называли детей Татианами, причём в ходу были как мужской (Татиан), так и женский варианты имени — Татьяна, Таня.

Thania ca esinia volvi Mni = Таня ся есинья волви мне

Этрускам было хорошо известно сабинское имя Татиан, Татьяна и сокращённое Таня (Thania), записанное на этрусском надгробье.

Видимо, именно к таким потомкам царя Тита Татиа и относилась святая мученица Татиана Римская, чей день памяти Русская православная церковь отмечает 25 января.

Татиана Римская жила в начале III века н.э. и была дочерью римского консула — представителя высшей гражданской и военной знати Римской империи. Родители Татианы были тайным христианином и воспитал свою дочь в христианской вере и благочестии.Татиана получила классическое образование, была умна, хороша собой, перед ней открывалось блестящее будущее. Однако Татиана отказалась от жизни знатной римлянки и достигнув совершеннолетия, она решила не выходить замуж, выбрав служение христианской церкви. Времена гонения на первых христиан были суровые, за исповедание христианской веры люди платили жизнью.

Римские власти поставили Татиану перед выбором: или публично отречься от Христа и поклониться в храме Аполлона языческому идолу, или мученическая смерть. Татиана от Христа не отреклась и шагнула в вечность.

Древнеримскую мученицу в России чтили, имя стойкой, верной, умной, образованной христианки было крайне популярно.

Считается, что совсем не эта популярность имени стала причиной того, что Пушкин назвал свою главную героиню романа, старшую дочь Дмитрия Ларина — Татьяна. Видимо, в цельности и ясности характера Татьяны Лариной таится какая-то загадка, раз вокруг её образа до сих пор не стихли споры.

Достоевский считал, что Пушкин должен был по-другому назвать свой роман «Евгений Онегин» :

«лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы». Татьяна «глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда… Это тип положительной красоты, апофеоз русской женщины».

Через столетие знаменитый китайский пушкинист Ван Чжилян позволял себе не соглашаться с Федором Михайловичем, утверждая, что Татьяна — не просто женский идеал, а «эталон жизни, который показал Пушкин русским и всему человечеству»,  она «невинна, проста и глубока».

Ужель та самая Татьяна,
Которой я наедине,
В глухой, далекой стороне,
В благом пылу нравоученья,
Читал когда-то наставленья;
Та девочка, которой я
Пренебрегал в смиренной доле?

В ранних черновиках стихотворного романа «Евгений Онегин» нашли строчку: «Её сестра звалась Наташа». Однако Пушкин остановил свой выбор на Татьяне. Набоков считал: всё дело в рифме.

«В черновике… вместо имени Татьяна Пушкин пробовал для своей героини имя Наташа (уменьшительное от «Натальи»). Было это за пять лет до его первой встречи с будущей женой Натальей Гончаровой. «Наташа» (как и «Параша», «Маша») по сравнению с «Татьяной» имеет значительно меньше возможностей рифмовки («наша», «ваша», «каша», «чаша» и несколько других слов)».

Все тоньше, объясняют другие исследователи. Имя Татьяна в сознании народа уже было связано с внутренней духовной цельностью, а искренность и пылкость глубоких чувств сочетались с природным умом. И Пушкин, уловив это, запечатлел идеал. На века.

Ещё одна Татьяна вошла в культуру и даже науку России — Татьяна Родионовна Шувалова, мать одного из образованнейших людей XVIII века Ивана Ивановича Шувалова. В 1755 году сметливый двадцативосьмилетний фаворит Елизаветы Петровны в день именин своей матери, то есть в день памяти мученицы Татианы Римской, подал императрице прошение об основании Московского университета: «для общей Отечеству славы». Составителем проекта первого университета в России был Михаил Васильевич Ломоносов, а инициатором создания университета и его первым куратором Иван Иванович Шувалов. По воспоминаниям:

«Шувалов нарочно выбрал этот день для поднесения государыне проекта; на память Св. великомученицы Татьяны, была именинница его мать  и он хотел обрадовать её новым назначением своим в должность куратора русского университета».

Государыня-императрица не смогла отказать Шувалову, и указ был подписан 12 января, по юлианскому календарю, или 25 января, по новому григорианскому календарю  — в день памяти Святой мученицы Татианы Римской.

Памятная медаль «На основание Московского Университета». Санкт-Петербургский монетный двор, XVIII в.

Императрица Елизавета Петровна подписала в 1755 году указ «Об учреждении Московского университета», а в 1768 году указ о чтении лекций «природными россиянами на российском языке». При Московском университете в 1791 году была построена первая домовая церковь святой мученицы Татианы, а сама святая Татьяна стала покровительницей студентов Московского университета.

Новое здание Московского университета на Моховой улице. Барановский Г. Ф. Москва, 1848 г.

Изначально «Татьянин день» отмечался только в столице, как день основания Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, но в нём принимал участие практически весь город.

Начинался праздник с проведения молебна в университетской церкви Святой Татьяны, построенной в одном из флигелей Нового Аудиторного корпуса Московского университета, где сегодня располагается здание Факультета журналистики. После молебна проводились официальные церемонии в здании Московского университета в присутствии высокопоставленых гостей.

После 1825 года «Татьянин день» стал праздником всего российского студенчества причём таким разгульным праздником, что слава о шумном студенческом празднике пережила века.

Начиная с 1870-х раз в год, московские студенты устраивали  25 января  шумные и весёлые гулянья по всему городу. После 9 часов вечера студенты перемещались в рестораны, расположенные ближе к Тверской заставе, «Яр» и «Стрельну».В этих заведениях в Татьянин день обычная публика не обслуживалась. Под студенческую «гулянку» француз Оливье, хозяин «Эрмитажа», даже отдавал зал ресторана, где студенты и профессора отмечали праздник.  Из напитков подавали только водку и пиво, которые наливали прямо из бочонков.В этот день зал роскошного московского ресторана «Эрмитаж» преображался.

«Дорогая шелковая мебель исчезала, пол густо усыпался опилками, вносились простые деревянные столы, табуретки, венские стулья… В буфете и кухне оставлялись только холодные кушанья, водка, пиво и дешевое вино…» — так описывал приготовления рестораторов к приему опасных гостей Гиляровский.

Толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем, вчетвером на одном извозчике и горланили, рифмуя «спьЯна» и «Татьяна». Причем швейцары московских ресторанов, «для удобства извозчиков и спокойствия ради напившихся в стельку студентов, на спинах оных мелом писали адреса, по которым следовало развести загулявших».

«Обед сопровождался тостами, речами, пеньем. Исчезает вино и закуска. Появляется водка и пиво. Поднимается невообразимая кутерьма. Все уже пьяны. Кто не пьян, хочет показать, что он пьян. Все безумствуют, опьяняют себя этим безумствованием… Воцаряется беспредельная свобода».

Бурное празднование дня св. Татьяны подвергал гневной  критике  Лев Толстой, обличая дикие нравы студенческой молодёжи:

«Дошло до того, что безобразнейшая оргия, в которой стариками спаиваются юноши, никого не оскорбляет и никому не мешает и во время пьянства, и после радоваться на свои возвышенные чувства и мысли, смело судить и ценить нравственность».

На следующий год студенты придумали песню, которая быстро разлетелась по Москве, и стоило только кому-либо предложить:  Господа, «Татьяну», как внезапно все замолкают. И затем сотни голосов подхватывают любимую песню:

«Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна.
Вся наша братия пьяна, вся пьяна, вся пьяна
В Татьянин славный день. А кто виноват?
Разве мы?»

Хор отвечает: «Нет! Татьяна!». И снова сотни голосов подхватывают: «Да здравствует Татьяна!»

Один запевает: «Нас Лев Толстой бранит, бранит
И пить нам не велит, не велит,
И в пьянстве обличает!
А кто виноват? Разве мы?»
Хор: «Нет! Татьяна! Да здравствует Татьяна!»

В одном из своих шуточных фельетонов выпускник университета А. П. Чехов писал об этом дне:

«В этом году выпили всё, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замёрзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».

Празднование дня студента в Российской империи было шумным и весёлым и уже в 1850 году из праздника студентов и профессоров Московского университета Татьянин день фактически превратился в праздник всей российской интеллигенции, бывшей когда-то студентами. Известно, что адвокаты, окончившие юридический факультет московского университета, ежегодно отмечали Татьянин день в ресторане «Прага».

Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной

До своей гибели 4 февраля 1904 года генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной ежегодно посещал этот праздник. Существовало поверье, что если кто-то из студентов сможет заполучить цветок из букета, подаренного Великой княгине, то этот человек успешно сдаст экзамены.

После революции 1905 года студенты перестали посещать «Эрмитаж» и устраивать там шумные празднества. В. А. Гиляровский писал:

«никогда не были так шумны московские улицы, как ежегодно в этот день. И полиция, — такие она имела расчёты и указания свыше, — в этот день студентов не арестовывала. Шпикам тоже было приказано не попадаться на глаза студентам».

В 1910 году Московская городская дума предложила студентам МГУ праздновать Татьянин день без алкоголя, заменив увеселительные заведения на антиалкогольный музей, располагавшийся у Никитских ворот. В 1910 году Татьянин день также был отмечен спокойно.

Ближе к Первой мировой войне 1912-1913 г. исторические студенческие кутежи стали сходить на нет.

После Октябрьской социалистической революции 1917 г. Татьянин день вспоминали редко, он стал днём студентов. Сохранилось описание празднования Дня студентов в 1918 году, в год закрытия университетской церкви. У студентов проходили вечеринки с концертами и танцами в столовой на Бронной улице. Профессура собралась в Круглом зале Правления университета на чаепитие за длинным столом, а затем ректор поехал к студентам, где его ждали. На студенческой вечеринке присутствовали наркомы Н. А. Семашко и А. В. Луначарский, поэт К. Д. Бальмонт.

В 1923 году праздник «в честь академической богини» Святой Татьяны отменили. Празднование «архаичной и бессмысленной Татьяны» было приказном порядке назван Днём пролетарского студенчества, дата осталась прежней — 25 января.

Рабоче-крестьянское студенчество праздновало этот день так же весело и бесшабашно, под новые песни и новое содержание праздника под девизом: «Учиться, учиться и учиться!». Студенчество никогда не отличалось особым материальным достатком, часто довольствовалось малым угощением, но всегда в молодом студенческом братстве было весело и интересно.

Университетский храм Святой Татьяны в Москве закрыли в 1922 году, а помещение отдали Студенческому театру.

Только после открытия в 1995 году храма в честь мученицы Татианы при Московском университете этот праздник вновь ожил. Освятили университетскую церковь Святой мученицы Татьяны, выселив из неё Студенческий театр, который располагался там с 1922 года.

Татьянин день вернулся в Московский университет в 90-е годы прошлого века. Немалая заслуга в этом – его ректора Московского университета Виктора Садовничего. В преддверии Татьяниного дня ректор МГУ Виктор Садовничий варит студентам медовуху из 60 литров башкирского мёда

С 2005 года 25 января официально отмечается в России как «День российского студенчества».

Символичность праздника как студенческого подчёркивается совпадением с учебным календарём — 25 января является одновременно последним днём 21 учебной недели, традиционным концом экзаменационной сессии первого семестра, после которой наступают зимние студенческие каникулы.

Студенческие приметы и обычаи.

В Татьянин день существует несколько старинных примет,  которые касаются студенчества. Например, если студенту предстоит сдавать экзамен на следующий день после Дня студента, то экзамен будет сдан с легкостью, если идти сдавать его после хорошей пьянки накануне. В Татьянин день ни в коем случае нельзя читать конспекты, иначе экзамен будет сдать очень сложно. В башмаки под пятку студенты клали пятак, чтобы удача не покинула их на экзамене.

Ещё одна забавная примета существует в студенческих общежитиях. Прогуляв весь Татьянин день, в полночь нужно высунуть из окна свою зачётку и громко прокричать три раза: «Шара, приди!». Очень хорошим предзнаменованием считается, если вы услышите в ответ: «Сейчас приду! Ставь чайник». Если проделать это в полночь 25 января, то все сессии до следующего Дня студента будут сданы легко и успешно.

С праздником, студиозы!

Кудесы
День ручного письма

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*