Четверг , 5 Декабрь 2024
Домой / Новейшая история / Международный транспортный коридор «Север — Юг»

Международный транспортный коридор «Север — Юг»

Россия, наконец-то, взялась всерьёз за развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг», для обеспечения транспортной связи между Санкт-Петербургом на Балтике и Индией через Иран, его протяжённость составит 7,2 тысячи километров, обеспечит нашей стране выход в Индийский океан через иранские порты.

Международный транспортный коридор «Север — Юг» протяженностью 7200 километров проходит от индийского порта Нава-Шева, расположенного на юге Мумбаи, до Санкт-Петербурга через Иран. Для перевозок будет использован морской, речной и железнодорожный транспорт.

В 1999 году группа индийских, иранских и российских транспортных фирм подписали генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия.

На бумаге МТК Север — Юг существует уже на протяжении 20 лет, однако за это время инфраструктуры, обеспечивающей дешевое и быстрое перемещение товаров, построено так и не было. Например, имеется огромная проблема с перемещением товаров на маршруте Астара (граница Азербайджана и Ирана) — Решт.

Несмотря на то, что расстояние здесь составляет всего лишь 165 километров, железной дороги построено так и не было. Товары приходится сгружать с железной дороги на фуру и доставлять до второй точки. Разумеется, это существенным образом замедляет и удорожает логистику.

Проблемным участком МТК «Север — Юг» является регион Каспийского моря. Здесь маршрут имеет сразу три варианта:

1.Западный. По направлению Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана до планируемой пограничной станции Астара. По территории Ирана транзит должна обеспечивать строящаяся линия Астара — Решт — Казвин. Основная проблема здесь, как было написано выше, отсутствие железной дороги между Астарой и Рештом. Несмотря на очевидную необходимость маршрута, длина которого составляет всего лишь 165 километров, абсолютно все стороны не проявляли к строительству должного интереса. Постоянно подписывались различные соглашения, просчитывалась финансовая модель, готовилось технико-экономическое обоснование. Однако строительство если и велось, то черепашьими темпами.

Общая стоимость строительства железнодорожного участка пути составляет 2 млрд долларов. Деньги вроде бы и большие для строительства 165 километров, однако ввод участка в эксплуатацию позволит увеличить грузопоток на маршруте на 3-10 млн тонн. Для сравнения, за 2020 год грузопоток на российском участке МТК Север — Юг составил 6,5 млн тонн.

Россия готова принять участие в строительстве железнодорожного участка пути Астара — Решт.

2. Транскаспийский. Собственно говоря, по Каспийскому морю. На российской стороне здесь имеется три крупных порта — Махачкала, Астрахань и Оля. Основная проблема заключается в том, что незамерзающим является только Махачкала. Навигация в дельте Волги в зимний период невозможна.

Вместе с этим, в Махачкале нет контейнерного терминала — самого перспективного вида грузов на МТК Север — Юг. Поэтому контейнеры в зимний период, учитывая растущий поток, придётся переваливать через Актау.

Очевидно, что портовые мощности России на Каспии должны быть расширены. В первую очередь необходимо построить контейнерный терминал в Махачкале.

3. Восточный. По прямому железнодорожному сообщению через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен — Серахс. Данная ветка МТК Север — Юг, в отличие от западной, не является перегруженной и способна принять на себя значительный грузопоток.

Тем не менее, необходимо электрифицировать участок Гармсар – Инче-Бурун (находится на территории Ирана). Договоренность о реализации проекта была достигнута ещё в 2017 году. Тогда должно было быть модернизировано 495 километров железнодорожных путей, построена инфраструктура электроснабжения, а также поставлено 40 локомотивов. Плюс рельсы и стелочные переводы. К слову, финансирование проекта должно было осуществляться по программе «Нефть в обмен на товары», «успешно» загубленной системными либералами с обеих сторон (да, в Иране тоже до недавнего времени находились либералы).

Сейчас решено вернуться к проекту строительства международного транспортного коридора «Север — Юг», его стоимость — 1,2 млрд евро. Надеемся, что участок Гармсар — Инче-Бурун будет модернизирован в самое ближайшее время. Различная ширина железнодорожной колеи между Россией и Азербайджаном (1520 мм) и Ираном (1435 мм).

Судоходные линии Исламской Республики Иран (IRISL) выделили 300 контейнеров для перевозки грузов в Россию. Тем самым они ввели в эксплуатацию международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг», который должен соединить Россию, Индию и Иран.

По сообщению Barkhat News, судоходный флот Ирана успешно завершил прохождение по пробному маршруту и начал регулярный транзит товаров из Индии в Россию и обратно. В IRISL заявили, что в ближайшем будущем они увеличат количество перевозимых контейнеров и построят дополнительные суда для доставки грузов в Каспийском море.

Восточный маршрут МТК Север — Юг также важен в контексте экспорта русского угля в Индию. Из Кузбасса до портов Тихого океана по железной дороге необходимо ехать около 5500 километров, а до иранского порта Чабахар — 6500 километров. Однако морской торговый путь короче в несколько раз. Особенно если груз следует в Мумбаи.

***

Россия готова вложить в МТК Север — Юг 1,5 млрд долларов до 2030 года. Конечно, мы могли бы вложить и больше. Главное — чтобы был результат. Кстати говоря, подобного рода проекты являются отличным вариантом внешних вложений того избытка валюты, который заходит в нашу страну сейчас. «Газпром» запланировал вложить 40 млрд долларов на реализацию проектов с Иранской национальной нефтяной компанией.

Новый МТК «Север — Юг» позволит в два раза сократить время доставки товаров из Индии в Россию. Срок прохождения грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту через Суэцкий канал сегодня составляет от 30 до 45 дней, а по транспортному коридору «Север — Юг»- от 15 до 24 дней. Благодаря новому МТК «Север — Юг» выбросы парниковых газов от морского и железнодорожного транспорта уменьшатся на 25% за счёт сокращения пути.

Новая Морская Доктрина России
Начало Первой мировой войны

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*