Понедельник , 29 Апрель 2024
Домой / Новое время в истории / Сокровища полковых музеев

Сокровища полковых музеев

Музейная жизнь часто преподносит нам неожиданные открытия. Экспонаты хранят множество тайн и загадок, но внимательно изучая эти бесценные предметы, мы можем раскрыть некоторые из их секретов. Так произошло с одним из экспонатов новой выставки «Сокровища полковых музеев», на которой представлены реликвии военной истории из полковых музеев, офицерских собраний и личных коллекций.

C середины XVIII века во многих подразделениях российской армии стихийно формировались небольшие коллекции значимых для воинской части предметов, среди которых были старые знамена, трофеи, награды, оружие. Особо ценные реликвии часто сохранялись в полковых храмах. Подобные собрания исторических регалий полков позднее стали основой коллекций полковых музеев.

офицеры Лейб-гвардии Московского полка. Российская империя, 1908

Несколько десятилетий в отделе изобразительных материалов музея хранился большой барельеф, вырезанный из белого мрамора, и украшенный металлическими накладками. Он был заказан офицерами Лейб-гвардии Московского полка к его столетию войны 1812 года, отмечавшемуся в 1911 году.

«Старые московцы», так назвали себя офицеры Лейб-гвардии Московского полка, преподнёсшие этот барельеф в дар «родному полку», вероятно с намерением разместить его в своём полковом музее. При Офицерских собраниях военных частей на собственные средства самих офицеров, и августейших покровителей полков устраивали Полковые музеи, в них создавали архивы военных частей и библиотеки.

В каждом полковом музее офицеры бережно хранили регалии своих полков, мундиры и оружие, награды и подарки, памятные вещи, альбомы с фотографиями и многое другое.

Барельеф с композицией на тему «1811 — 1911. Бородино». Фирма К. Фаберже. Москва, 1911 г. До реставрации

Вес беломраморного барельефа составляет почти четверть тонны, поэтому он редко покидал фонды и никогда не реставрировался. Все изменилось, когда было принято решение об организации выставки, посвященной полковым музеям. Тогда мраморный памятник военной истории отправили в реставрационные мастерские, чтобы подготовить его к экспонированию. В описи указано, что барельеф создан неизвестным автором из мрамора и бронзы, однако здесь начинается всё самое интересное…

Не успел реставратор отсоединить металлические накладки от мраморного основания, как обнаружил клеймо: девушка в кокошнике и число 84. Знатоки знают, что так до революции обозначали предметы, выполненные русскими мастерами из серебра 84-й пробы, которая сегодня соответствует 875-пробе серебра. Но и это не всё! Рядом стоит ещё одно клеймо с орлом и лаконичной подписью «К. ФАБЕРЖЕ».

Оказалось, что всё это время за образом «неизвестного автора» из описи скрывался величайший ювелир своего времени, а за почерневшей «бронзой» благородное серебро. Надо сказать, что это очень нетипичная работа для компании Фаберже.   Настолько крупных и объёмных предметов мастер Фаберже практически не создавал.

Чаще всего компания Фаберже изготавливала ковши, братины или стопки, реже часы и памятные альбомы. Многие офицеры делали заказы компании Фаберже на изготовление небольших памятных серебряных изделий для музеев своих полков и командиров, но подобный монументальный предмет — единственный в своём роде.

В центре барельефа расположен овитый лавром меч с головой льва на рукояти. По бокам от него рельефные батальные сцены, изображающие героические сражения 1812 года, в которых принимал участие Московский Лейб-гвардии полк.

Боевое крещение Московского Лейб-гвардии полка состоялось 7 сентября (26 августа) 1812 года: полк держал оборону на левом фланге при Бородинском сражении.

Офицеры-Лейб-гвардии Московского полка. Фотостудия братьев Абдулла. Османская империя, 1878 г.

Ещё один знаменательный бой в истории Московского Лейб-гвардии полка произошёл во время обороны перевала Арабконак в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Эти сражения давно минувших лет и подвиги храбрых солдат и офицеров в мельчайших деталях воспеты в серебре, украшающем барельеф.

Рядом, в лавровых венках, расположены монограммы императора Александра I, правившего в годы основания полка и императора Николая II, правившего в годы празднования юбилея исторического события.

Однако монограмма императора Николая II отсутствует, вероятно, она была утрачена во время революции 1917 года.

Венчает барельеф серебряный двуглавый орёл, который своими мощными крыльями указывает на две важные даты в истории полка — 1811 и 1911 годы.

Впервые увидеть отреставрированную реликвию Московского Лейб-гвардии полка и одновременно шедевр ювелирного искусства вы сможете уже совсем скоро: выставка «Сокровища полковых музеев» откроется в Выставочном комплексе Исторического музея 22 февраля 2024.

"Тонкая красная линия"- миф Балаклавского сражения.
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*