В конце XIX века ведущие мировые державы обратили взгляды на Восток. В начале ХХ века Россия потянула Транс-Сибирскую железную дорогу (Транссиб) к Тихому океану, активизировала политическое и экономическое освоение региона, заключила ряд договоров с Китаем. Для Российской империи контроль над северной частью Китая, а также удержание Порт-Артура было частью союзнических обязательств, которые Россия приняла на себя в 1896 году по договору с Китаем. Россия своими сухопутными и морскими силами должна была защищать целостность Китая от покушений Японии.
Успехи нашей страны немало волновали японцев и их союзников — англичан. С целью изолировать Россию на Дальнем Востоке Япония и Великобритания заключили в 1901 году союзный договор. Токио при поддержке Лондона начал готовиться к войне с Россией.
Долгое время шла политическая борьба России и Японии за влияние в Корее. Корейский король, опасаясь японцев, прятался в доме русского посла. Прибывшие с дипломатической миссией Крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» гарантировали силовую поддержку русского посольства в случае каких-либо провокаций.
В начале февраля 1904 года в корейский порт Чемульпо (ныне морской пригород Сеула, столицы Южной Кореи) прибыли в качестве «стационаров» два русских корабля — бронепалубный крейсер «Варяг» под командованием капитана первого ранга Всеволода Федоровича Руднева
и канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана второго ранга Григория Павловича Беляева. «Стационарами» тогда именовались военные суда, стоявшие в иностранных гаванях для поддержки и зашиты своих дипломатических представительств.
6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Русско-японская война застала канонерку «Кореец» вместе с крейсером «Варяг» в корейском порту Чемульпо (совр. Инчхон). 8 февраля 1904 г. произошло первое боевое столкновение ещё не объявленной войны, когда канонерская лодка «Кореец», вышедшая из Чемульпо в Порт-Артур, чтобы получить донесение из русского посольства, была атакована двумя торпедами с японского миноносца, но японцы промахнулись. «Кореец» вернулся в нейтральный порт с известием о приближении японской эскадры, заблокировавшей в порту Чемульпо «Варяг» и «Кореец».
Японский адмирал Сотокити Уриу направил на «Варяг» капитану 1-ранга Всеволоду Рудневу извещение о войне между Россией и Японией и призвали русских моряков сдаться, грозя атакой прямо на рейде.
Не смотря на то, что русские были в меньшинстве, капитан «Варяга» Всеволод Федорович Руднев, получив ультиматум японцев, принял решение прорываться с боем к Порт-Артуру, а в случае неудачи взорвать корабли. Русские корабли стали готовиться к бою с превосходящими силами противника, а потомки самураев удивились геройскому настрою противника. Капитан Руднев обратился к команде:
«Безусловно, мы идём на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь».
9 февраля (27 января по стар. стилю) 1904 года в 11 часов утра русские корабли «Варяг» и «Кореец» вышли из бухты, прошли мимо кораблей нейтральных держав под звуки оркестра и «Ура!» иностранцев.
Дальнейший путь крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» пролегал по узкому 20-мильному фарватеру, под яростным огнём японской флотилии. В полдень на «Варяге» пробили тревогу и подняли боевой флаг. Нашим морякам противостояли превосходящие силы японской эскадры — состоящие из 2 броненосцев, 4 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев.
«Варяг» и «Кореец» открыли ответный огонь. Всего наши суда имели 21 орудие калибром от 75 мм против 90 японских орудий того же калибра. Бой продолжался более часа. «Варяг» содрогался от прямых попаданий, получил 10 пробоин, офицеры и матросы как могли устраняли повреждения и тушили пожары.
Крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» отступили в порт Чемульпо. Оценив ущерб, капитан Руднев, принял решение уничтожить корабли, чтобы они не достались противнику.
В 16 часов 5 минут 9 февраля 1904 года на «Варяге» команда уничтожила оставшиеся орудия и после эвакуации раненых и экипажа открыли кингстоны: в 18 часов 10 минут, крейсер, охваченный пожаром на борту, опрокинулся на левый борт и ушёл ко дну. Экипаж канонерской лодки «Кореец» также взорвал корабль.
Из 570 человек команды «Варяга» в ходе боя погибли 1 офицер и 22 матроса. После боя в течение нескольких дней от ран скончались еще 10 человек. Тяжело ранены были 27 человек, «ранены менее серьезно» — два офицера и 55 матросов. В ходе боя командир крейсера «Варяг» Руднев получил ранение в голову и контузию, но не покинул свой пост. Ещё свыше сотни моряков экипажа получили легкие ранения мелкими осколками.
Выжившие после боя русские моряки взошли на нейтральные суда. Согласно правилам дипломатии, моряки пообещали не участвовать в дальнейших сражениях и вернулись в Россию. На Родине их встречали как героев. Император Николай II торжественно принял Руднева, офицеров и матросов в Зимнем дворце, где по этому случаю был дан обед и приготовлены специальные обеденные приборы, которые после торжества были отданы морякам. Экипажам вручили ордена, медали, всем матросам «Варяга» в подарок от Николая II были вручены именные часы.
Отважный и отчаянный шаг моряков был отмечен учреждением специальной награды для матросов «Медаль за бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904 года при Чемульпо».
Всеволод Федорович Руднев удостоился ордена Святого Георгия 4-й степени и звания флигель-адъютанта. В 1905 году Руднев ушёл в отставку в звании контр-адмирала.
Через два года японский император Муцухито в знак признания русского героизма направил Рудневу японский орден Восходящего солнца II степени. Руднев награду принял, но никогда не носил. Всеволод Фёдорович умер в 1913 году, его могила находится в селе Савино, возле церкви Казанской иконы Божией матери (сегодня Заокский район Тульской области). 9 августа 1992 года в селе Савино на могиле героя был открыт памятник командиру крейсера В.Ф. Рудневу .
О подвиге моряков крейсера не забыли. В 1954 году в честь 50-летия боя у Чемульпо Главком ВМС СССР Н.Г. Кузнецов лично наградил 15 ветеранов морского сражения медалями «За отвагу».
Летом 1997 года во Владивостоке установлен памятник крейсеру «Варяг».
Бой у Чемульпо показал героизм русских матросов и офицеров, которые готовы были пойти на верную гибель ради сохранения чести и достоинства. Есть поражения, которые славятся не меньше побед. Именно к таким и относится героическое сражение близ берегов современного Инчхона в Жёлтом море. Русские моряки явили миру образец стойкости и восхитили даже потомков самураев.
Общественное мнение не только в России, но и в европейских странах сразу очень высоко оценило подвиг русских моряков, смело двинувшихся в безнадежный бой. Бой у Чемульпо вызвал отклик — страна пела «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и «Плещут холодные волны».
Австрийский поэт Рудольф Грейнц, узнавший о героическом подвиге русского крейсера «Варяг» в морском сражении у Чемульпо в 1904 году , под впечатлением храбрости команды «Варяга», написал песню Der Warjag, сразу ставшую популярной в массовой культуре :
Auf Deck, Kameraden, all’ auf Deck!
Heraus zur letzten Parade!
Der stolze Warjag ergibt sich nicht,
Wir brauchen keine Gnade!
В апреле 1904 года Der Warjag перевели на русский язык, и поныне эти слова известны почти всем в нашей стране:
Варяг
Музыка: Н.П. Иванов-Радкевич
Слова: Рудольф Грейнц, перевод Е.Студенская
Наверх вы, товарищи, все по местам
Последний парад наступает.
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает.
Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая.
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая.
Из пристани верной мы в битву идём,
Навстречу грозящей нам смерти.
За Родину в море открытом умрём,
Где ждут желтолицые черти!
Свистит и гремит и грохочет кругом,
Гром пушек, шипенье снарядов.
И стал наш бесстрашный и верный «Варяг»
Подобен кромешному аду.
В предсмертных мученьях трепещут тела.
Гром пушек и шум и стенанья.
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи, с богом — Ура!
Кипящее море под нами.
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрём под волнами.
Не скажет ни камень, ни крест где легли
Во славу мы Русского флага
Лишь волны морские прославят одни
Геройскую гибель «Варяга»!
Судьба крейсер «Варяг»
В 1905 г. японцы подняли крейсер «Варяг» со дна бухты, отремонтировали и использовали как учебное судно под названием «Соя». Во время Первой Мировой войны Россия и Япония были союзниками. В 1916 г. Россия выкупила у японцев легендарный крейсер «Варяг» и включила его в состав российского ВМФ под прежним названием. В феврале 1917 г. «Варяг» отправили на ремонт в Британию, где он был конфискован британцами, поскольку новое советское правительство отказалось платить за его ремонт, а затем крейсер «Варяг» был перепродан германским фирмам на слом, но «врагу не сдаётся наш гордый Варяг» и при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.
В 2003 году удалось отыскать место гибели легендарного крейсера. В июле 2006 г. на берегу рядом с местом гибели «Варяга» была установлена мемориальная доска в его честь.
В январе 2007 г. был учрежден фонд поддержки Военно-морского флота «Крейсер «Варяг». Его целью стал сбор средств на строительство и установку в Шотландии памятника легендарному русскому крейсеру, его открыли в сентябре 2007 г. в шотландском городе Ленделфут.