В этрусской мифологии Турмс — бог торговли, прибыли, промышленного производства, изобретений, разумности.
Турмс — вестник богов, ловкий, быстрый,
Имя Турмс — -имеет явно этрусское происхождение, как и имя этрусского бога вина и виноделия Фуфлунс, оставшегося в названии Популонии, в отличие от таких божеств, как Геркле (Херкл) и Аплу (Аполлон), чьи имена были заимствованы из греческого.
Имя этрусского бога торговли — Турмс, возможно, происходит от этрусского слова «turce», встречающегося во многих надписях то в виде «турсе — turce», то в виде «турусе — turuce» или «турисе» — turice и некоторые исследователи переводят, как глагол «дал», и предполагают, что слово, означает «преподнёс подарок», «подарил». Учитывая характер бога торговли Турмса, то это не о нём. Конечно, торговля много «даёт« человеческому сообществу, но никогда не дарит и не преподносит свой товар в подарок, иначе она просто разорится.
По-видимому, имя этрусского бога Turms, также происходит от санскритского корня tur — «гнать, спешить». На санскрите Тур — tur — гнать, турить, то есть быстро перемещаться. Возможно, Turms мог быстро «дать тумака«, вытурить, выгнать врага за пределы своих границ. На санскрите: Турья — turyA — «не преодолимая сила«. Этрусская богиня Турана — turANa — «быстрая» (Словарь: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche). Известно сравнение богини Туран с быстро летящей птицей, и бога торговли Турмса с быстро летящим вестником богов.
Этрусский бог Turms был богом торговли и вестником между людьми и богами, как римский Меркурий и греческий Гермес (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a), которые также быстро передвигались в пространстве, с помощью крылатых сандалий.
С удивительными событиями на Олимпе связано рождение Гермеса (Гомер, гимн III).
Гермес (др.греч. Ἑρμῆς; (h)er — родственно слову harṣa — «возбуждение, подъём, сила»; микен. e-ma-a — Ἑρμάhας — «хер+мас»).
Если Гермес древнее, до-греческое божество некогда было фетишем, грудой камней, каменным столбом (герма), которыми отмечались места погребения, границы владения, ворота дома, охранительные знаки на дорогах, то олимпийская мифология знает другого Гермеса, сына Зевса и нимфы Майи, одной из дочерей Атланта, внучки титана Иапета.
Гермес родился в Аркадии и возрос столь же быстро, как и другие божественные дети Зевса. Гермес стал покровителем героев, он подарил Аполлону лиру и свирель, и получил в дар от Аполлона золотой жезл и искусство гадания (Аполлод. III 10, 2), скрепив дары клятвой водами Стикса. Персею Гермес вручил меч для убийства Медузы, Одиссею — волшебную траву, спасающую от колдовства.
Турмс изображался с теми же отличительными атрибутами, что и Гермес и Меркурий: «золотой жезл глашатая» — кадуцей, птеротос (др.греч.φτερωτός крылатый) — крылатые сандалии, позволяющие ему быстро летать, и охранять границы и владения.
Турмс был посланником богов, особенно верховного этрусского бога Тина (День), так же, как греческий Гермес был посланником Зевса, а римский Меркурий был посланником Юпитера, хотя также полагают, что он был «на службе» (ministerium) других божеств.
Этрусские произведения искусства часто изображают Турмса (Turmś), как проводника души в загробный мир. Турмса иногда изображают на этрусских саркофагах рядом с этрусским Харуном и Цербером.
В одном изображении, бог Турмс обозначен как (Turmś Aitaś) — «Турмс Аида», он приносит тень Тиресия (др.греч. Τειρεσίας) слепого пророка Аполлона в Фивах, известного своим ясновидением, чтобы посоветоваться с Одиссеем в подземном мире. Турмс также появляется в изображениях, изображающих Суд Париса, а также в сценах с этрусским Херклом (греч.Гераклом, римским Геркулесом) или Персеем.
Турмс известен больше по украшениям на предметах повседневного обихода, таких как зеркала, чем по культовым изображениям, хотя было сделано одно посвящение, указывающее на существование храма Турмса в Кортоне.
Бернар Комбе-Фарну (Bernard Combet-Farnoux) интерпретирует комментарии Сервия (латин. Servius) и Макробия (Macrobius) как указывающие на то, что «Гермес-Турмс» имел эпитет Камилл (Camillus), означающий «слуга» богов. В Схолий Каллимах (Callimachus) добавляет, что «Кадмил — это Гермес в Тиррении» (“Cadmilos is Hermes in Tyrrhenia”, Этрурии); Комбе-Фарну (Combet-Farnoux ) считает Камилла (Camillus) и Кадмила (Cadmilos) вариантами одного и того же имени.
В книге М.Вальтари, даже на закате этрусской цивилизации, его называют «Turms Бессмертный», что говорит о его вечной и «не преодолимой силе», быстро летящего вестника богов и бога торговли.
Напомню, в основе всех индоевропейских языков лежит ведический санскрит, древнейший язык, на котором записана Риг-Веда, самая первая часть Вед. Этрусский язык — один из древнейших языков индоевропейской группы языков, поэтому и следует искать корни этрусских слов в ведическом санскрите Риг-Веды.