Три – это сам космос, выраженный в числе.
В ведическом санскрите ТРИ – Tré , tri; трая — trayah – три (муж.род), трини — trini – три (ср.р.), тишра — tisrah – три (жен.р.). Древнее ведийское божество Трита — бог, олицетворение молнии в «Ригведе». В Ведах одним из главных дел бога Трита было «отпущение греха» и принятие вины на себя, то есть жертвы — прообраз Троицы и жертвенности Иисуса Христа.
В христианском учении Троица означает триединство Единого Бога. День Троицы относится к двунадесятым — двенадцати важнейшим церковным праздникам. Православные христиане отмечают Троицу на 50-день после Пасхи Христовой, поэтому Троицу называют «пятидесятница» (англ. Pentecost). Впервые термин Троица (лат. Trinitas) упоминается у Феофила Антиохийского (II век):
«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».
Троица – это богословский термин, который отражает христианское учение о триединстве Бога, явившегося в трёх ипостасях. Это ключевое понятие православия.
По учению Церкви, Бог един по существу и триедин в Лицах, или Ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух, «Троица единосущная и нераздельная» — это один Бог.
Само слово «Троица» в Библии не упоминается, однако о трёх ипостасях Бога рассказывается в Новом Завете. Например, во время повествования о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем (Предтечей).
Евангелист Матфей пишет о том, что когда, крестившись, Иисус вышел из воды, — «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». И при этом, пишет евангелист, был «глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 16-17).
По толкованию святых отцов Церкви, в этом отрывке как раз запечатлена Святая Троица: Бог-Отец, чей голос слышен с небес, Бог-Сын — сам Иисус Христос, и Бог-Дух — в виде спустившегося на Христа голубя. О Боге-Отце и Святом Духе много рассказывал своим ученикам и сам Иисус Христос.
Но нас сейчас интересует другое: начиная с трёх, число предметов воспринималось как множество.
Для древнего человека три – это много. И примеры, подтверждающие это, сохранились в русском языке.
В русском языке приставка тре-* в одних случаях означает «три», а в других – «много».
Например, трезубец, тренога, треугольник, трегуб, треглавый – в них мы отчётливо видим троичность составных частей.
Есть другие слова, возникшие в очень-очень далекой древности: трезвон, треволнение, треклятый, в которых тре- означает множественность, многократность, высшую степень.
Здесь префикс тре-* является усилителем корневого смысла слова.
В церковном языке таких слов было больше: тресвятой, тресветлый, треблаженный, трегрешный, тредолгий, трелюбезный, трелукавый, треклятый и пр.
Интересное слово тревога, происходящее (по одной из версий) от сложения тре- и *вога «движение» (ср. везти, воз, возить). Первоначально тревога что-то вроде «суеты», «сумятицы», «сутолоки». Впрочем, здесь единства во мнениях лингвистов не наблюдается. Считается, что у слова нет надежной этимологии, однако все лингвисты обычно выделяют префикс тре- .
Возникает вопрос, не отсылают ли нас все эти слова к тем древним представлениям, в которых три выражало идею множественности?
А также идею полноты, законченности, совершенства, превосходства, которую впоследствии унаследовала символика троичности, троицы?
Если мы выйдем за пределы русского языка и посмотрим на некоторые заимствованные слова, то снова встретим эту «многократность». Например,
музыкальные термины трель и тремоло обозначают серию коротких повторяющихся звуков одного тона или звуков, близких по тону. Обычно первое переводят как «дребезжание», а второе как «дрожание» (ср. тремор), но это всё относительно. Например, к слову трель однокоренным является триллер (буквально «заставляющий дрожать»).
Очень похоже на русское трепет, которое обычно сближают с глаголами трепать, тропать (см. тропа), но по смыслу (трепет=дрожь) оно куда ближе к иноязычным тремоло, трель, триллер.
К тому же, слова часто значат совсем не то, о чем можно подумать. Возьмем слово трельяж. Можно подумать, что в нем тоже отразилось значение «три», ведь трельяжем обычно называют трехстворчатое зеркало.
Однако, если мы обратимся к этимологическим словарям, то обнаружим нечто неожиданное: treillage «трельяж» < «решетчатая загородка» – суф. производного от treillis «решетка». В русской литературе XIX века мы находим это слово в старом значении.
Против окна стоял письменный стол, покрытый кипою картинок, бумаг, книг, разных видов чернильниц и модных мелочей, – по одну его сторону стоял высокий трельяж, увитый непроницаемой сеткой зеленого плюща… (М.Ю. Лермонтов. «Княгиня Лиговская», 1836-1837 гг.).
…по обеим сторонам дивана трельяж, то есть деревянные решеточки, обвитые плющом… (М. Н. Загоскин. «Москва и москвичи», 1842-1850 гг.).
Посмотрим на слово трибуна. Кажется, что уж тут-то точно не может быть никакой отсылки к числу три, и созвучие – прихоть случая. Однако некоторые лингвисты полагают иное. Наше трибуна восходит к латинскому tribunus – «оратор», а первоначально – «общественный деятель» < «глава трибы».
А триба – «род патрицианской общины в Риме», производное от tribuo «разделяю», tribus буквально – «подразделение» (Шанский). Так вот, оказывается, таких подразделений было три, и трибуна в очень отдаленной перспективе восходит именно к этому числу.
К числу три некоторые лингвисты возводят и существительное тризна. По Трубачеву исходным словом стало название трёхлетнего животного *triz, приносимого в жертву во время погребального обряда.
В.Н. Торопов считает, что в слове тризна отразилась троичность состязаний, которые устраивали на поминках и оно является аналогом греческого триатлон.
Во многих текстах тризна – это испытания, состязания, что делает понятными даже такие значения как tryzen «мука» в чешском, tryznic «притеснять, мучить, терзать» в польском.
По другой версии тризна – принесение в жертву трёх животных.
Възми юницу тризу и козу тризу и овень триз. (кн. Бытие).
Не более понятны мотивы происхождения слова триумф, которое буквально переводится с латыни как «три шага». Но почему «три шага»? Не понятно.Возможно, «пришёл, увидел, победил»
Первоначально под триумфом подразумевалось простое возвращение полководца-победителя вместе с войском в родной город.
После возвращения герой-победитель поднимался на Капитолий (один из семи холмов, на которых возник город Рим) и приносил дары и жертвы богу-покровителю Юпитеру. Позже празднование победы обрело вид пышных церемоний, что и отразилось на современных значениях слова.
Несомненно одно: для древнего человека число три обладало особым магическим смыслом. Древнегреческий философ Никомах в одном из своих трудов писал:
«Три – есть основное действительное число, так как в нём есть начинание, середина и финал и по этой причине 3 есть цифра совершенная».
Древнегреческий философ и эрудит классического периода в Древней Греции, Аристотель считал цифру 3 символом завершенности.
Другой древнегреческий философ, Пифагор, считал, что цифра 3 – символ высшей мудрости, так как мы живём в троичной системе времени: из настоящего мы движемся в будущее опираясь на опыт прошлого.
К тому же число три является суммой двух предыдущих цифр (1+2=3), что опять же говорит о его завершенности, о его совершенстве.
Последовательность чисел Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13 и 21. Спираль Фибоначчи: приближение золотой спирали, созданной путём рисования увеличивающихся в диаметре кругов… лабиринты.
Очень часто в эпическом народном творчестве действуют три героя: три брата, три богатыря, три сестры.
Им предстоит пройти три уровня испытаний (или приходится сражаться с трёхглавыми драконами), выбрать один из трёх путей, и, как правило, только третий доходит до конца и побеждает.
Так возникла примета «третий раз – удачливый», а само число стало символом успеха и везения. Со временем эта примета преобразовалась в поговорку «Бог троицу любит», в которой отразилась надежда, что третья попытка будет удачнее двух предыдущих.
Об универсальности числа свидетельствует и деление мира на три уровня: небо – землю – подземный мир, которым соответствовали царства богов, людей и теней. Или по-другому: смерть (мир предков), жизнь (мир людей) и бессмертие (мир богов).
Возможно, именно трехуровневым строением мироздания объясняется троичность принесения жертвы, отразившаяся в слове тризна?
Возможно, жертвы приносились не только в числе три, но и на третий день. Известна традиция хоронить покойника на третий день и поминание усопшего на третий день. Вспомним, что и Христос воскрес на третий день.
Очевидно одно – сакральность числа три, которая в последствии дала такие особые числа как девять, двенадцать, восемнадцать, двадцать семь (тридевять, «тридевятое царство») и так далее. Об этом мы подробнее говорили в статье «Магические числа 9 и 40».
Само представление о количестве в древнерусском языке троично: единственное число, двойственное число, множественное число. И первый член высшего (множественного) разряда – число три.
В древнерусском языке Особая грамматическая категория двойственного числа значит, что в сознании наших далеких предков количество предметов четко разграничивалось: были единичные предметы, парные и множественные.
От двойственного числа древнерусского языка нам в наследство досталось непоследовательность окончаний некоторый существительных во множественном числе. Например, глаза и уши. Когда двойственное число ещё не ушло из языка, говорили: очеса, ушеса. Теперь во множественном числе мы говорим плечи, а раньше говорили плеча
Лабза поднял его на плеча и понес на колокольню Ивана Великого, 1740 г.; Тот должен за Христом итти, которой крест на плеча свои взял, 1758 г.;
Обращает на себя внимание и количество родов тоже три: мужской, женский и средний.
Также в русском языке у глагола три основные временные формы: настоящего, прошедшего и будущего времени.
Вероятно, в представлениях древнего человека три это не просто одно число из ряда чисел, это космическая константа, универсалия, выражающая мировую гармонию, целостность системы.
Три – это сам космос, выраженный в числе.
*Считается, что в сложных словах, тре- не приставка, а смыслообразующий корень тр- (от три) и интерфикс –е-. В тексте для простоты мы назвали эту часть слова приставкой.
Тройственность религиозно-мифологических образов у древних кельтов.