1. Десятки
Многие обращали внимание на то, что в русском языке нет единообразия в наименовании десятков. В числительных пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят совершенно чётко слышатся оба корня. Например, пять и десят, то есть пять десятков. Надо полагать, что ранее десяток назывался словом десята, отсюда и соответствующая форма родительного падежа). В то же время есть числительные двадцать, тридцать, а также все от одиннадцати до девятнадцати, в которых вместо —десят стоит какое-то непонятное -дцать. Конечно, при желании и в этом —дцать можно усмотреть сходство со словом десять, но откуда именно такой вид? Может быть, это какая-то древняя форма? Оказывается, нет.
Форма —дцать закрепилась на письме только в XVIII веке. Первоначально в церковнославянском языке был порядок, сохранившийся до ныне — все числительные назывались однотипно: десять, двадесять, тридесять, четыредесять, пятьдесять и т.д.
Ввиду состава из двух корней некоторые из этих числительных довольно трудны для произношения, а устный язык всегда стремится экономить усилия. Со временем распространились упрощенные формы – двадсять, тридсять. В частности, они встречаются в Описании всех народов российских (издание XVIII века):
«У кого есть отъ пятнадсяти до двадсяти пяти десятинъ земли, да съ верхъ того лошадей отъ двадсяти до тридсяти и другаго скота соразмерное количество, тотъ занимаетъ между богачами ихъ первое место».
Сочетание согласных -дс- со временем преобразилось в —дц- и закрепилось на письме. Возможно, что записи с -дцать встречаются и в более ранних текстах, но они лишь следствие неграмотности писавшего, так как на слух -дс- и —дц- практически неразличимы.
2. Исключительное число 40
В перечне числительных есть и два совсем исключительных случая – сорок и девяносто. Появление числительного сорок объясняют по-разному.
Самая распространённая версия: числительное сорок произошло от слова сорокъ — «мешок», «ткань», в которую заворачивали шкурки пушных зверей. От этого же корня происходит слово сорочка. Один сорокъ — мешок с четырьмя десятками шкурок, которые шли на пошив одной шубы. Постепенно название сорокъ вытеснило из употребления более древнее четыре-десте.
Другая версия: под словом сорок подразумевается не мешок, в который заворачивали четыре десятка шкурок, а сами шкурки. Было время, когда шкуру или мех мелкого животного именовали словом скорок (отсюда скорняк). По звучанию оно очень похоже на числительное сорок.
Какой бы странной ни казалась версия с сороком – мешком для 40 кун, в ней есть рациональное зерно. Читая Русскую Правду, постоянно обращаешь внимание на значимость для менталитета древних русичей чётных чисел, причём часто встречается именно число 40 или кратное ему. Так, в самой первой статье встречаем:
«Если убьёт муж мужа (боярин боярина)… то взыскать с убийцы 80 гривен. Если будет убит гридень или купец, или тиун…(то есть людин), то 40 гривен за голову платит убийца».
Гривна делилась на 4 части, каждая из отрубленных частей называлась – рубль. Половина рубля – полтина, итого в гривне 8 полтин. В 1 куне было 4 ногаты, в гривне – 20 кун, итого в гривне – 80 ногат. Резань – самая мелкая монета, в 1 векоши было 4 резани, в 1 куне — 20 векошей, итого в 1 куне – 80 резаней. Нетрудно подсчитать, что в гривна равнялась 400 векошам. Отметим, что «меховые» названия для денег в этот период – лишь обозначения. Плата взималась монетами, а не шкурками. Возможно, последние представляли собой лишь ценностный эквивалент.
Вероятно, сорок выпадает из общей системы наименования числительных отнюдь неслучайно. Число 40 обладало каким-то особым, мистическим, смыслом. Неслучайно оно неоднократно упоминается в Библии. Например, сорок дней длился потоп, посланный Богом на землю и уничтоживший все живое; сорок лет Моисей водил евреев по пустыне, пока не нашел Землю обетованную, столько же времени он пребывал на горе Синай; сорок дней Иисус постился в пустыне; сорок дней прошло с момента его Воскресения до Вознесения.
3. Другие объяснения
Одно из объяснений этой особости числа 40 состоит в том, что в некотором роде это было не совсем число. Сорок сороков — устоявшееся выражение для обозначения многочисленности церквей в старой Москве. Со временем этот оборот, как и слово сорок, вошёл в употребление для обозначения множества. Вспомним сороконожку, у которой число ног варьируется от 20 до 346. В её названии сорок означает не «четыре десятка», а «много».
Есть устойчивые выражения, в которых сорок имеет тот же смысл. Например, «не надоело тебе сорок раз повторять одно и то же». Теперь этот же смысл мы охотнее выражаем числительным «сто»: «Сто раз уже был там». С таким же смыслом известны пословицы:
И один глаз, да зорок, не надо и сорок. Один дурак, а сорок умных ссорит. Не клади пряслицы на стол — сорок грехов наживешь. Кобыла сорок жеребцов принесет, а все в упряжке идёт. Не видал чуда сорок лет; а хоть бы и век, так нужды нет. И таких примеров много.
Существует версия, что сорок в старину – обозначение временного интервала у славян, примерно соответствующего месяцу.
Год делился на девять сороков, плюсом добавлялись особые праздничные пять дней. В день весеннего равноденствия начинался новый отсчёт года. В этот день 22 марта отмечался праздник Сороки.
Русские народные поговорки про этот день: «На 40 мучеников день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». «На 40 мучеников – 40 птиц прилетает». «Прилетел кулик на Сороки из заморья, принёс весну из неволья». «В этот день из-за моря сорок пичужек прилетает, в каждой стае — по сорок, и первыми – жаворонки».
В день Сорока Сороков поминали усопших. Исстари в этот день на Руси пекли из ржаной муки фигурки жаворонков, сорок шариков‑«орехов» («сороки святые – колобаны золотые»), выпекали 40 «жаворонков», вестников весеннего обновления природы. С 22 марта и до Зосимы‑пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов. Если на Сороки тепло, будет сорок дней тёплых, а если холодно – жди сорок холодных утренников. «Тёплые Сороки сулят июньские заморозки и дожди, а если холодные Сороки – жди холодные утренники до Зосима — 30 апреля». Если на Сорок святых пал мороз – урожай на просо. «Если сороки и галки прилетели на Сороки – к теплу», «Гречу сеять — пропусти сорок морозов после Сорока Сороков».
Сороковой день осени — начало борьбы Индры.
День зимнего солнцестояния 21 декабря, когда день будет постепенно прибавляться, а ночь – сокращаться. В русском фольклоре этому дню посвящена пословица: «Солнце – на лето, зима – на мороз».
В день зимнего солнцестояния воды скованы морозом и солнце прекратило движение. Гимн Ригведы (X, 138, 3): «Солнце распрягло свою колесницу (своих коней) на середине неба». Индра победил Вритру, отпустил колесницу солнца двигаться. В гимне (II, 12, 11) мы читаем:
«Индра нашёл Шамбару, пребывающего на горе в чатваримшьям шаради». Слово «чатварим-шьям» значит «в сороковой», а «шаради» – «в осени», то значение будет «в сороковой день осени».
Шарад – это четвертый сезон года (осень), и сороковой день шарада может указывать на такую дату, как семь месяцев и десять дней, прошедших с начала года, который в древние времена начинался с сезона васанта, то есть весны, а значит, это был 220-й день года. Итак, Индра боролся с Шамбарой, то есть разгорался ежегодный конфликт между светом и мраком, начиная с десятого дня восьмого месяца года. Это было 10-й день октября, если принимать март за первый месяц года, как и в древнем римском календаре.
В гимне (Ригведы I, 165, 6) говорится, что Вишну заставил быстро скакать своих девяносто коней вместе с четырьмя, и это указывает на год, имеющий четыре сезона по 90 дней. При такой структуре года каждый сезон состоит из трёх месяцев, и шарад является третьим в ряду сезонов, а поэтому «сороковой день в шараде» обозначает битва началась в 10-й день 8-го месяца года, эта битва длилась до конца зимы. Таким образом, в отрывке указывается настоящая дата ежегодной борьбы Индры с Вритрой за освобождение скованных морозом Вод и Солнца.
Агни иногда выступает как солнце, как одно из его воплощений. Его пребывание в воде и его появление из воды как порожденного ею ребёнка («апам напат») – это только версия рассказа об уходе солнца надолго за горизонт и о его появлении из нижнего океана в конце долгой арктической ночи. Вишну – это тоже солнце, тоже одно из его имён.
Высказывается мнение, что силы, которые проявляются в числах 9 и 40, связаны с допотопным летосчислением и отображают календарную цикличность допотопного года. Якобы до Великого потопа Земля вращалась по орбите несколько меньшего радиуса, и вследствие этого год состоял из 360 дней вместо нынешних 365. Эти 360 дней делились на 9 месяцев по 40 дней в каждом. Естественно, это версия чисто умозрительная, не имеющая каких-либо фактических доказательств.
Заметим, что славянское срок восходит к глаголу ректи —говорить (от санскрита: ṛc — ṛcati — «речь, похвала, стих»), давшему многозначные семантические пласты в русском языке: «нарекать», «обрекать», «рок» (судьба). Срок имеет сакральный, судьбоносный оттенок значения. Срок – это «среченное», установленное свыше время, которое не изменить, не передвинуть.
«А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.» (речь — ṛ-iyarti – пение гимна, возвышенным голосом; ретас — retas – ручей, поток, течение, поток дождя или воды, река от корня — ри(поток)+ка(как) = rī — ka (= ре+ка, речь+ка, речень+ка).
4. Особый числовой ряд: 1, 3, 9, 18, 27, 40
ОДИН – eka- -эка; ekah (муж.р) –один, — ekam (ср.род.) – одно, ekâ (жен.р.) — одна. Один, единственный, символ высшего существа, использован в качестве табу слова «Бог». адима — ādima — Он, Тот, первый, правдивый, «Один» означающее «Бог».
ТРИ – Tré , tri; трая — trayah – три (муж.род), трини — trini – три (ср.р.), тишра — tisrah – три (жен.р.) Древнее ведийское божество Трита — бог, олицетворение молнии в «Ригведе». В Ведах одним из главных дел бога Трита было «отпущение греха» и принятие вины на себя, то есть жертвы — прообраз Троицы и жертвенности Иисуса Христа.
ДЕВЯТЬ – нава – náva — новый. Наван, нанва — Navan, nanva — девять. Наван (Navan) 9 — конец и начало нового цикла 10.
Танец «ХОРОВОД» — «Гарба» исполняется по кругу, как символ индуистского понимания времени, символизирует то, что Богиня Дева (Дэви — Devi) — единственная, кто остаётся неизменной в постоянно меняющемся Вселенной (Ягат — jagat) и все люди несут в себе Божественную энергию Деви. Это прекрасно согласуется с символикой славянского «девять» — «Дева».
Связь «девяти» с «девой» известны и в других культурах — в древних кельтских и германских мирах — у пиктов, в Уэльсе, Ирландии, Скандинавии, Галлии, в Каталонии и Иберии девять девиц были известны в мифологии, как жрицы. Девять Дев связаны древними религиями в большей части нашей планеты.
Возможно, именно с «магией» рождения детей связана мистичность чисел 9 и 40. Неслучайно такое количество символов богатства и плодородия регулярно встречаются в описании свадебного обряда царя, зафиксированного летописцем.
Обратимся к первоисточнику. В 1526 году великий московский князь Василий постриг свою жену Соломонию, от которой не имел детей, в монахини, а сам вступил в брак с Еленой Глинской. О пышной свадьбе великого князя Василия был составлен протокол, как она должна была проходить. В описании этого ритуала мы постоянно натыкаемся на числа 3, 9, 18 (дведевять), 27 (тридевять) и 40. Вот малая толика примеров.
На место (князя и княжны) положити изголовья шитые, а на зголовьях положити по сороку соболей, а третий сорок держати кому князь великий велит.
На короваи положити две девять пенезей больших серебренных широких…
… а на мисе первой хмелю всыпать на три углы в трех местах, на три ж места положить тридевять соболей, на место по девять соболей, да тридевять платков бархатных и камчатых и атласных…
И как великий князь встанет с места, и на его место положить сорок соболей… А как княжна встанет с места и пойдет к собору, и великого князя зголовье положити тогда на княжнино зголовье, и два сорока соболей положити на зголовье на верх.
А как пойти к венчанию великому князю и княжне Олене, а дружки постелют им под ноги камку да сорок соболей положат.
… а обручей с них не снимают все три дни, а как отойдут все три дни ино свечи обе вместе сослать, да поставить в церкви. А сенник постильный оболочить снутри запаном да по четырем углам стрелы воткнуть, а на них по сороку соболей или по одному соболю, как князь велит, да по колачу. А на лавках по углам же поставить по оловеннику меду. А постелю стлать в сеннику на сноповьи на ржаном, по обычаю вшед в сенник на правой стороне. А постлати под постелю тридевять снопов.
Следующая версия говорит о том, что сорок – это не что иное, как полногласная форма слова срок. Сорок недель (9 месяцев) вынашивает женщина ребёнка в своем чреве, через сорок недель приходит ей время (срок) рожать.
Употребление в связи с этим слова сорОк постепенно вытеснило существовавшее ранее четыредесять, тем более, что первое более удобно для произношения и написания. Затем ударение в слове сместилось на первый слог.
С рождением детей, возможно, связана вся мистичность чисел 9 и 40. Вспомним, что покойника поминают на девятый и сороковой день, сороковой день рождения не отмечают. В народе были и другие «суеверия», включающие эти числа.
5. Магическая девятка
Не исключено, что «магия» числа 9 имеет совсем иные корни. В мировоззрении человека Средневековья всё вокруг было предопределено божественным замыслом, который при желании можно постичь с помощью нумерологии. Число 9 представлялось вершиной цифрового ряда, символизировало полное совершенство. Его сакральность также вытекает из «магии» троицы, то есть девять — это трижды три, как бы «большая троица». Русские народные сказки начинались со слов: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…»
Неслучайно число 9 также особым образом выделено в европейской культуре. По описанию Платона в Атлантиде находилось 9 царств. В мифологии древних греков было девять муз. У Данте в «Божественной комедии» рай и ад имеют по девяти кругов. В христианстве мы встречаем девять ангельских чинов. Иисус Христос дал девять заповедей в нагорной проповеди.
Магия девятки регулярно встречается в трудах средневековых каббалистов. Чтобы понять «истинную» суть многозначного числа, ученые мужи того времени складывали все цифры, в него входящие, пока не получалось число из одного знака. Вот лишь один показательный пример. Возьмем дату смерти Мишеля Нострадамуса — 1566 год. 1+5+6+6 = 18, 1+8 = 9. Посмотрим на дату его рождения, 1503 год. Сложим цифры этой даты. Получим тоже 9. И это ещё не всё. Между рождением и смертью Нострадамуса прошло 63 года: 6+3 = 9.
Или вот например число Зверя, откуда оно взялось и почему так ужасно и зловеще? Возможно, дело в том, что оно сплошь состоит из перевернутой девятки — шестёрки. (6х6х6+6)+(6х6х6+6)+ (6x6x6+6) = 666.
6. Числительное 90
Обратим внимание, что из системы наименования десятков выпадает и число 90. Причем, с ним ситуация еще более запутанная. В этимологических словарях записаны весьма непонятные толкования. Крылов, по крайней мере, честен:
«Как это ни странно, но удовлетворительного объяснения этого внешне простого числительного пока нет».
Успенский пишет, что до XIII – XIV веков в употреблении была форма этого числительного, общая всем славянам, – девять десять. С XIV века её вытеснило новое слово, вероятно образовавшееся из сочетания «девять до ста» («девять десятков до сотни»); путем диссимиляции согласных второе «д» было заменено на «н». Могло повлиять и слово «девятнадцать».
Некоторые связывают появление «девяносто» с народной традицией считать девятками, которая нашла отражение в русских сказках – «за тридевять земель», «в тридевятом царстве» и которую мы встречали в описанном выше обряде женитьбы великого князя.
Возможно также, что появлению формы «девяносто» мы обязаны закону о десятине, по которому всякая сотня становилась особой «девятичной» или «малой» сотней. Фактически сто превращалось в 90 после уплаты десятины.
Вероятно, что 90, как и 40, стали именоваться особым образом неслучайно, а ввиду особого отношения к числам 9 и 40, выделения их из числового ряда.