Четверг , 5 Декабрь 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Языческая Громница и христианское Сретенье

Языческая Громница и христианское Сретенье

Громница – один из старинных славянских языческих праздников, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы, праздновался 1-2 февраля. Считается, что в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать раскаты грома, когда Зима даёт первый бой юной Весне.

Подобные языческие праздники с разными названиями встречались по всей Европе — Громница, День Бригитты, Имболк, Луперкалия, Кандола, Кендлмас и т.д., но суть праздника оставалась одна и та же —  поклонение солнцу. Этот языческий праздник ещё раз подтверждает, что древние языческие обряды восходят к времени индоевропейского единства, когда предки народов индоевропейской языковой семьи (славян, балтов, германцев, кельтов, индусов, иранцев и др.) были одним пра-народом.

В русском месяцеслове существует целый ряд народных названий февраля: «снежень», «крутень», «зимобор», «бокогрей», «криводорог», «казиброд», «казидорога».
Славянские названия февраля — сечень (в укр. яз.: сичень — январь), снежень (по тексту Полотского Евангелия) . Другие славянские названия февраля месяца: лютый, вельча, свечник, друиник, бокогрей — скотина на солнце выходит погреться. Называли его ещё «межень»—  межа между зимой и весной. В древнерусских  летописях февраль называли свадебным, зимние свадьбы совершались на Руси от дня Богоявления до Масленицы.

Февраль (лат. Februarius — «очистительный«), назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса или Фебра и содержал в себе 28 дней. В древнем Риме февраль был последним месяцем года, очистительным месяцем перед новым годом. В феврале римляне старались принести «великую искупительную жертву года»,  раскаяться в грехах и очиститься от всего плохого, что накоплено за старый год.

В разных странах по-разному называют этот месяц: во Франции — «фебрис», в Италии — «фебрано», в Испании — «фебрера«, в Литве — «васарис», farvari и т. д. В современном мусульманском календаре второй месяц года носит имя «сафоар» (жёлтый), субат — subat (тур.).

Славянской языческой Громнице соответствует древний кельтский языческий очистительный праздник Имболк (префикс «imb-» и «folc», «ливень»)— праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов (омовений).  Имболк, был рано поглощен днём святой Бригиты — богини плодородия. При римлянах Имболк отмечался в февральские календы — 1 февраля.

Громница отмечается 2 февраля.

Языческий праздник Громница (Зимняя Перунья, Сретенье) отмечается  в первых числах февраля и знаменует время Великого Перелома, кончается владычество Зимы, праздник связан с культом Перуна-Громовника. По народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром — Громовержец Перун начинает битву с силами Зимы и холода.

Имена Перун и Перунья происходят от слов ведического санскрита (из Риг-Веды) : Паръяан — ‘Parjan’ — гром,  Паръянья — ‘PñParjanya’ — звук громаПеруница, или Перкунья — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, или супруга. В «Риг-Веде» Перуницу называют — канья — kanyA — «дочь молнии» (в рус. яз. Перкунья, свер-канье), шум грома.

С введением христианства большинство языческих праздников были слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний языческий праздник в христианской традиции называется Сретением Господним, и отмечается католиками 2 февраля , православными христианами — 15 февраля. Роль громовержца в христианстве стала принадлежать Илье -пророку, разъезжающего по небу на громыхающей колеснице.

Языческий праздник Громница славит громовержца Перуна и Богиню Громовницу, происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине — Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Существует также в русской традиции и имя Молоньица (царица-молния),  Царица-Молоньица, жена Царя-Огня упоминается в сказке «Кузьма Скоробогатый».

Перуница – это  женская ипостась Громовержца Перуна, сильная, воинственная богиня. Во многих народных песнях и древних сказках упоминаются образы женщин-богатырей — это Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша, другое название воинственной богини — Дева-Поляница. В народных сказаниях божественные девы воевали наравне с мужчинами славянского племени и нередко одерживали победу над врагом силой, ворожбой или хитростью.

Само имя Паляница (в русском Поляница — от глагола “поляковать”, что означает ездить в поле воевать), содержит корень слова ведического санскрита «Бала» — bala — «военная сила, войско, армия, мощь, энергия», отсюда происходит названии БалаКлава «военная крепость», римляне называли военную крепость — Палакион.  Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и крепости БалаКлава с именем сына скифского царя Скилура (II век до н. э.) Палаком. На языке царских скифов и скифов-земледельцев «борисфенитов» имя Палак — означает «сильный воин». Имя древнегреческого бога войны — Паллас (лат. Pallas), также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала». Древнегреческую деву – воительницу Афину называют Афина Паллада (др.греч. Παλλς Ἀθηνᾶ — «воительница») – воинственная богиня военной стратегии и мудрости. Дева Афина Паллада была дочерью громовика Зевса, и родилась из его головы во всём воинском облачении богини-воительницы.

Прошли тысячелетия, но в народе сохранялась память о языческих праздниках,  верованиях в громовержца Перуна и богиню молний Перунью. Громовые раскаты и, следующая за громом ярая молния в начале февраля, последнего зимнего месяца, напоминают нам древние языческие праздники. 

Молния, как отражения Небесного огня, посланного вслед за громом — это главные атрибуты этого языческого праздника. В дни празднования Громовика-Перуна и молнии — Перуньи зажигали большую восковую свечу. 

В Белоруссии свечи Громницы, как олицетворение Перуновой силы, отливали  мужчины, хозяева дома, чем больше получалась свеча, тем больше будет в доме достатка и благополучия весь год. Известны «громовые свечи», или «громницы», в длину примерно 10 вершков (44 см.), а толщина — две четверти вершка. В Украине Громницы изготовляли в основном женщины, три восковые свечи сплетали «в косу», вверху расходясь тремя концами — символ единства тримирья, известного во многих народных сказках и мифам славян.

 До введения христианства на Руси громовую свечу язычники зажигали на Перуновом капище, после крещения славян, христианская церковь возжигает свечи во время богослужения в церкви. Освещённую на Перуновом Капище свечу приносили домой и совершали громничные языческие обряды. Над головой каждого члена семьи рисовали огненные кресты, обходили каждый угол и весь дом с зажжённой свечой, чтобы выжечь всё лихо, что притаилось в доме по углам, на стенах дома рисовали огненные кресты, призванные защитить жилище. Хлев и двор свой также защищали огненными крестами, разламывая часть свечи на несколько кусков, по числу голов скота, подпаливали им клок шерсти и капли воска раскатывали по шкуре домашних животных, считалось, что этот обряд защитит домашнюю скотину от болезней и падежа.

Громничные свечи хранили в течении всего года, зажигая в дни больших праздников, рождения ребёнка или во время болезни, уповая на выздоровление.  Громницы считались мощным народным магическим средством, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов (21 – 27 октября) и Радуницу (Весенние Деды, 1 – 7 мая). Летом славяне верили, что во время грозы зажжённая на подоконнике свеча сбережёт дом от попадания молнии и пожара. Воск громничной свечи считался магическим средством, его хранили в красном куте (углу), носили как оберег, давали в качестве лекарства, брали с собой, когда шли свататься, давали в руки больному, чтобы отогнать болезнь или облегчить его уход в иной мир.  Громничной свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося Перунью прогнать Своей очищающей и целительной силой огня духов болезни. Громовую свечу выносили и в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей, сохраняет посевы.

Наблюдая за погодой в праздник Громовика, наши предки гадали о будущем лете. Гроза 2 февраля — в последний месяц зимы совсем не обязательное явление, но услышав в этот день гром, люди ждали скорого прихода тепла. Хотя «скорое тепло» не всегда хорошо сказывается на урожае, например у белорусов есть поверье, что «калі гром грыміць на зялёны лісток, то будзе багаты гадок». Если же первый гром прогремит на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. Наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Моланьицу (т.е. Перуницу, богиню молний) чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны.

Из древнерусского фольклора:
«Ой, Додола-Додолюшка, Перуница светлая!
Муж твой в походе, правь воеводит;
Дива в лесах, Перун — в небесах.
Сойди к славянам молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба — сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли — не лиши нас доли!
Сойди громливо, сойди счастливо,
Сойди красиво — честным людям на диво!
Додола славна, на надежду дана!»

На ведическом санскрите «Риг-Веды» слово дададос — dadadas — подражательный звук грома, славянская Додола-Додолюшка, Перуница —  «громыхающая громом молния»

Наблюдая в день Громницы за погодой, люди заметили, что какая погода будет первого февраля, таким будет и весь месяц. Если день будет ясный, солнечный — жди ранней весны. «Прыйшлi грамнiцы — скiдай рукавiцы».
«Если на Громницу капель — в весну раннюю верь», если же метель завьюжит, то и до конца месяца метельно будет.

  На склоне дня Громницы славянские ребятишки проживающие на юге России собиралась где-нибудь на пригорке за околицей  первый раз закликали Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою. Со дня Громницы начинались повсеместные заклички весны, в средней полосе России закликать весну начинали позднее.

В чудесном народном сказание «О Змее Громовержце и Оленухе»  описаны основные процессы течения жизни в круге года, находящие своё отражение в языческих праздниках сельскохозяйственного года, в календаре — «круге года».

Змей Громовержец спит в своих подземных чертогах. На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы – Огнедева. Мать всего живого Оленуха спускается в чертоги Змея и, воспользовавшись своими женскими чарами, похищает ожерелье Силы. Оленуха выносит на поверхность земли Огнедеву и Силой и Сиянием наполняется Земля.

Радуются Дети Земли этой Силе, всё живое просыпается, Силою наполняется (Громница, Масленица). Змей, заметив пропажу, пускается в погоню за Оленухой и тоже выходит на поверхность Земли (Красная Горка, день весеннего равноденствия). А Оленуха, тем временем, возносится ещё выше, в чертоги Небесные (Русалий Великдень, Белтан). Там её и настигает Змей, превращающийся в Громовержца.

Не может Змей — Громовержец противостоять чарам Матери Всего Живого и соединяется с ней в Любви (Купала, день летнего солнцестояния).

 Громовержец возвращает себе Огнедеву. Теперь Сила на его стороне, и он увлекает за собою Оленуху в чертоги подземные. В момент вхождения в обитель Громовержца, Оленуха сбрасывает свои рога – символ Мудрости и Силы Матери. 

Рога Оленухи остаются Детям Земли и дарят им Мудрость (Богач, день осеннего равноденствия). Змей, довольный своим успехом, успокаивается и засыпает. (Коляда, день зимнего солнцестояния) А у Оленухи, тем временем, вырастают новые рога, и, движимая желанием помочь своим детям, она вновь похищает Ожерелье Силы и выходит с ним на поверхность Земли (Громница). Коло замкнулось.

В народной легенде Громница – это праздник выхода Силы на поверхность земли. День, когда Оленуха дарит людям и земле Силу Огнедевы. В этот день просыпается Змей Громовержец, отсюда и название праздника – Громница.

Во время Масленицы на всех славянских карнавалах ряженые «шуты гороховые» изображали медведя — «скотьего бога» в языческих представлениях.

По народному поверью «февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет», в эту пору наступает середина зимы и на другой бок поворачивается в своей берлоге Медведь.

Языческое название Масленицы — «Комоедица», у белорусов — Камаедзіца. Самое ранее упоминание о Комоедице мы обнаружим в 3 томе книги П. В. Шейна «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края», изданной ещё в 1902 году. О суевериях в Бегомольском приходе Борисовского уезда священник Симеон Нечаев рассказывает:

«Праздник этот всегда бывает накануне Благовещения Пресвятой Богородицы и посвящён в честь медведя. В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя».

Комы – это вовсе не медведи, а традиционное кушанье из гороха.

Поговорка — «Первый блин комом», в 1736 году «Первый блин и тот комом», или «Первый блин да комом», встречается в 1741 году. А сама присказка  «Первый блин комом, блин второй — знакомым, третий блин — родне, а четвертый — мне» прозвучала в припеве песенки бабушки Варвары из фильма «Вот моя деревня» 1972 года.

Считалось, что первый блин должен задобрить предков, поэтому первый блин должен быть хорошим и красивым, а не скомканным.

Народные приметы погоды на Сретенье.

Другое широко распространённое название Громницы — Сретение, то есть Встреча. По Славянским сказаниям, в эту пору Зима встречается с Весной. В народе говорят: «На Громницу зима с с весной встретились», «На Громницу Солнце — на лето, зима — на мороз», «На Сретение зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет», «На Сретение кафтан с шубой встретились», «Какова погода на Сретение — такова и весна будет», «На Сретение снежок — весной дожжок»; «Если на Сретение холода завернут — весна холодная, поздняя», «Тихий и облачный день на Сретение — будет хороший урожай хлебов и плодов», «На Сретение небо звёздное — зима не скоро плакать начнёт», «На Сретение капель — урожай на пшеницу», «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов, снег в полдень — средних, к вечеру — поздних». Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно.  Если Морена-Зима «не сдаётся» — на Сретение ударяют морозы, называемые в народе Сретенскими.

Сретение — «перелом» зимы. Если с вечера в канун Сретенья — 15 февраля небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного

В пору двоеверия на Руси Сретенье («Сретение Господне») напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшаяся в иерусалимском храме на сороковой день после «Рождества Христова».

На Сретение 15 февраля совершалось Малое Водосвятие, «сильной» водой, считалась вода набранная на Водокрес — 6 января, когда творили Великое Водосвятие. 

По народным верованиям, купание в проруби на Сретение делает человека сильным и здоровым, и даже простое умывание Сретенской водой уносит многие хвори и болезни. В Белоруссии сохранился обычай, когда родители или близкие родственники обрызгивают Сретенской водой с благо пожеланиями сына, уходящего в армию.

В народе Сретение считается также Первыми Закличками Весны. Вторые Заклички Весны — Сороки — 9 марта; Третьи Заклички Весны — на Масленицу, в пору Весеннего Равноденствия, когда Весна-Дева приходит в мир людей .

На Сретение вечером заклинают Солнце. Если Солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь — значит, прошли последние морозы; если же Солнце вовсе не покажется — ожидай суровых Власьевских морозов, приходящих после Велесова/Власьева дня — 11 февраля. При закликании Солнца на Сретение поют: «Солнце-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы, Выгляни, Солнышко, до вешней поры!»

 

Масленица – древний праздник
Кудесы

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*