В христианском учении Троица означает триединство Единого Бога. День Троицы относится к двунадесятым — двенадцати важнейшим церковным праздникам. Православные христиане отмечают Троицу на 50-день после Пасхи Христовой, поэтому Троицу называют «пятидесятница» (англ. Pentecost). Впервые термин Троица (лат. Trinitas) упоминается у Феофила Антиохийского (II век):
«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».
Троица – это богословский термин, который отражает христианское учение о триединстве Бога, явившегося в трёх ипостасях. Это ключевое понятие православия.
По учению Церкви, Бог един по существу и триедин в Лицах, или Ипостасях: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух, «Троица единосущная и нераздельная» — это один Бог.
История праздника Святой Троицы.
Праздник Святой Троицы был установлен в конце IV века, после того, как в 381 году на Вселенском соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице — триедином Боге.
27 февраля 380 года император Феодосий Великий провозгласил Православное Христианство официальной религией Римской империи. «Последователям этого учения мы повелеваем именоваться ПРАВОСЛАВНЫМИ христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения» — говорится в Эдикте последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого.
На Руси же Троицу начали широко отмечать в XIV веке при основателе Свято-Троицкой Сергиевой лавры — преподобном Сергии Радонежском.
Православные христиане в этот день обязательно идут утром на Божественную литургию, почти все причащаются. Накануне вечером совершается торжественное Всенощное бдение.
Хотя непосредственно само слово «Троица» в Библии не упоминается, однако о трёх ипостасях Бога рассказывается в Новом Завете. Например, во время повествования о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем (Предтечей).
Евангелист Матфей пишет о том, что когда, крестившись, Иисус вышел из воды, — «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». И при этом, пишет евангелист, был «глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 16-17).
По толкованию святых отцов Церкви, в этом отрывке как раз запечатлена Святая Троица: Бог-Отец, чей голос слышен с небес, Бог-Сын — сам Иисус Христос, и Бог-Дух — в виде спустившегося на Христа голубя. О Боге-Отце и Святом Духе много рассказывал своим ученикам и сам Иисус Христос.
Слово «Троица» было введено в христианство во II веке святителем Феофилом Антиохийским. А самая известная икона на Руси, воплотившая этот образ, — безусловно, «Святая Троица» знаменитого иконописца Андрея Рублева.
Праздник Троиц — это один из трёх великих ветхозаветных праздников. Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием в прощальной беседе с апостолами говорит о предстоящем сошествии Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения Душ человеческих.
После Вознесения Спасителя с Елеонской горы Его ученики вернулись в Иерусалим, и через 10 дней наступил праздник Пятидесятницы. Как пишет евангелист Лука, Божия Матерь и апостолы были «единодушно вместе». Находились они в так называемой Сионской горнице, где в своё время Христос совершил последнюю «тайную вечерю» со своими учениками.
«И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, — говорится далее в «Деяниях». — И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках».
В это время в Иерусалиме было очень много паломников, которые съехались со всех концов Римской империи, «из всякого народа под небом». Услышав неожиданный, необычный шум, они пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Там они увидели простых галилеян, вдохновенно проповедовавших «на разных языках». Причём для каждого из слушателей проповедь апостолов звучала на его родном языке. «Исполнившись Духа Святого», ближайшие ученики Христа получили дар разговаривать на языках, которых не знали ранее, чтобы проповедовать во всем мире.
По слову апостола Петра, в тот же день в Иерусалиме многие, уверовав во Христа, публично покаялись в своих грехах и крестились. Их было около 3 тысяч человек. С древности на Пятидесятницу в храмах Византии совершалось крещение новых членов Церкви.
«Именно сошествием Святого Духа на апостолов открылась деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Бог-Отец творит мир, Бог-Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог-Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Событие сошествия Святого Духа на апостолов считается началом христианской Церкви«, — поясняет официальный сайт храма Троицы Живоначальной на Воробьевых горах.
Не случайно день Святой Троицы называют ещё днём рождения Церкви. В церковном календаре этот праздник завершает 50-дневный пасхальный период.
Сошествием Святого Духа на апостолов, в виде огненных языков, свершился новый, вечный Завет Бога с человеком. Дух Святой в этот день явился в мир видимым образом и человеческая душа получила дар спасающей благодати. И с этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.
Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков:
«Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть… Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой…» (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.).
Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120 человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме, в «Сионской горнице», где ранее, до Своих страданий, Господь совершил Тайную вечерю.
Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлёт им «Обетование Отца», и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чём собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). И вот, в 9 часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них.
Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки пламени передали апостолам. Каждый, на кого этот язык пламени спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость, воодушевление, умиротворение и горячую любовь к Богу.
Эти новые чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут оказалось, что все они говорили не на своём родном галилейском, а на каких-то других, неизвестных им языках.
Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнём, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11). Шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к дому апостолов. Увидев стекающийся со всех сторон народ, апостолы вышли на кровлю дома и стали на разных языках петь хвалебные молитвы и прославления Богу. Слыша поток радостных молитв, собравшийся народ удивлялся тому, как могли апостолы- галилеяне, люди необразованные и не знающие других языков, вдруг заговорить на разных языках, прославляя Бога.
Увидев недоумение людей, апостол Пётр выступил вперёд и произнёс свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание. Кратка и проста была проповедь апостола Петра, но поскольку устами его говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших его людей.
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа. И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа» — сказал апостол Пётр.
Многие, уверовавшие во Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 Христиан.
В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа. На вере в Триединого Бога зиждется всё христианское вероучение. Догмат о Святой Троице является в христианстве основным, он объясняет все дело искупления грешного человечества.
Как праздновать Троицу.
Прямое указание праздновать День Святой Троицы содержится в «Постановлениях апостольских»:
«Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».
По учению Церкви, в день Пятидесятницы сошествием Святого Духа на апостолов во всей силе явилось Царство Христово, поэтому накануне этого праздника, в Троицкую родительскую субботу, Церковь молится также «о всех прежде скончавшихся» православных христианах, чтобы все они были собраны в Небесном царстве, верующие ходят на кладбище.
В Троицын день после литургии сразу служат «девятый час» и вечерня, во время которой во всех храмах читаются особые коленопреклоненные молитвы, составленные ещё в IV веке святителем Василием Великим. В них содержатся прошения о том, чтобы Господь послал верующим благодать Святого Духа, а также упокоил в «небесных обителях» умерших. Впрочем, сама вечерня с тремя молитвами святителя — если следовать церковному календарю — относится уже к идущему вслед за Пятидесятницей Дню Святого Духа.
Всё Христианское богослужение начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу и с которыми возрождает его в таинстве Крещения: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».
С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение…» заканчивается обращением ко Святой Троице.
Ко всенощной службе этого дня, как и на Пасху, обычно происходят массовые крещения, и этот обычай до сих пор сохраняется и в Римско-католической церкви, в литургии которой этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе. Знаменитая «золотая секвенция», «Гряди, Святой дух» («Veni Sancte Spiritus»), гимн, принадлежащий неизвестному автору 13 века, поется во время праздничной мессы Пятидесятницы.
На Троицу в православных храмах белые облачения духовенства, в которых служили с праздника Вознесения Господня, меняются на зелёные. Зелёный цвет в православии — символ Святого Духа.
Вообще, служба в день Троицы — одна из самых торжественных и красивых. И на Руси издавна этот церковный праздник являлся одним из самых популярных и любимых в народе. Храмы в этот день украшают зелеными ветвями, цветами и травой — в знак обновления.
«На Троицын день в церкви можно видеть срезанные ветви березы, которые прикрепляются к иконам, на полу — трава. Таким образом, храм превращают как бы в пространство — дубраву под Мамврийским дубом, где патриарх Авраам, как это рассказывается в книге Бытия, встречался с тремя Ангелами, которые были иконой, то есть образом Триединого Бога. И мы как бы оказываемся под Мамврийским дубом, где происходила эта встреча», — говорит клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев.
В День Святой Троицы нет поста, как и всю последующую неделю, и после службы верующие собираются на праздничную трапезу в своих храмах вместе с другими прихожанами или же дома в кругу семьи.
Какие молитвы читать.
Традиционно главные молитвы, посвященные церковному празднику, заключены в песнопениях в его честь во время богослужений.
Перед иконой Святой Троицы собравшиеся в храме поют тропарь, кондак и величание. Краткий торжественный гимн, прославляющий праздник, — это тропарь:
«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе» («Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков («ловцов»), ниспослав им Духа Святого, и через них привлекший всю вселенную, Человеколюбец, слава Тебе»).
Также поют кондак:
«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа» («Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и теперь согласно славим Всесвятого Духа»).
Величание праздника Святой Троицы – самая краткая молитва:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим».
В Католической церкви празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено. День Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей (на 51-день после Пасхи). В католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы» (Неделя Святой Пятидесятницы).
В него входят:
День Святой Троицы (воскресенье, 7 день по Пятидесятнице)
Праздник Тела и Крови Христовой (четверг, 11 день по Пятидесятнице)
Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 день по Пятидесятнице)
Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице)
Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус — «Великого торжества». Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы — белые, как и в другие великие праздники; в день сошествия Святого Духа — зелёные облачения священнослужителей. В день сошествия Святого Духа служат две мессы по различному чину — месса навечерия (в субботу вечером) и месса днём (в воскресенье днём).
Месса днём праздника Пятидесятницы: «Боже, тайной сегодняшнего праздника Ты освящаешь Церковь Твою, в которую призваны все народы. Ниспошли всему миру обильные дары Духа Святого и соверши в сердцах верующих те чудеса, которые Ты сотворил в начале проповеди Евангелия. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков»
Праздник Святой Троицы установлен апостолами, после дня сошествия на них Святого Духа апостолы заповедовали вспоминать это событие всем христианам (1 Кор.16,8; Деян. 20,16) и ежегодно праздновать День Пятидесятницы.