Суббота , 18 Май 2024
Домой / Русский след в мире / Святилище Аркона на острове Рюген

Святилище Аркона на острове Рюген

Остров Рюген находится на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря. Рюген был заселён примерно с 4000 года до н.э. В 7 веке на острове Рюген жило мощное славянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii), основавши здесь, на побережье Померании, славянское княжество, ставшее политическим и торговым центром (гавань Ralwick) Варяжского моря на торговом пути из Готланда, и хорошо укреплённым религиозным центром на мысе Аркона.

Славянские прибрежные поселения, расположенные в большом количестве на всех речных торговых путях, имели огромное значение в торговле на Балтийском (Варяжском) море. Много скандинавских купцов жили постоянно в некоторых крупных рыночных центрах западных славян.

Ныне большие территории южного побережья Балтийского моря принадлежат Германии, и она хранит множество славянских топонимов — Росток, Любек, Шверин (Зверин), Лейпциг (Липск), Берлин — («берлога» — логово бера-медведя). Топонимика Русского Севера.

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит…»
А.С. Пушкин.

Сохранилось древнерусское сказание о дивном острове Буяне:

«Там на море-Окияне, на острове Буяне
бел-ключ камень Алатырь лежит…
Прадуб  древний, не охватен и могуч, стоит,
Семь небес пронзает, Ирий подпирает».

«Остров Буян“, скорее всего, расшифровывается как вполне реальный топоним “Руян-остров“ (Ругия, Рюген), где стоял храм Аркона бога богов Святовита, главный сакральный центр не только Рюгена, но и всего западнославянского мира.

Ирий — это Рай на седьмом небе!  Алатырь — это алтарь!

Алатырь — это алтарь, алтарный камень в древнем храме — это янтарь, камень — бел-горюч и светится. Созвучие тут есть, сакральность тоже. Факт горючести можно объяснить обычаем возжигать на алтаре священный огонь. Сказания размещают Алатырь-латырь на острове, который по преданию находится на Балтийском море, где и сейчас добывают янтарь в больших количествах. Историки и археологи установили, что на острове Рюген в дохристианские времена находился славянский языческий храм или капище. В немецком языке янтарь так и называется Bernstein – «горящий камень».

Бел-горюч, но нет белого янтаря, здесь «белый» означало не цвет, а солнечное качество — «чистый, сияющий, яркий», недаром слово «белый» происходит от древнего индоарийского корня bhe — «сияющий, светлый», отсюда же слово «обелиск»(греч. οβελίσκος‎) — важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца. По преданию первый обелиск — «Солнечный луч» появились в Египте в эпоху Древнего Царства при фараонах V династии (2500 г. до н. э.) в городе Гелиополь (греч.Ἡλιού πολις — Город Солнца). Согласно мифу именно в этом месте, посреди первозданного океана Нуна (др.-егип. «nwn» [Naun = Нева] — «вода», «водный»; в Мемфисе Нун отождествлялся с Птахом), поднялся из воды солнечный камень-алтарь Бен-Бен (первичный храм), на который упали лучи солнечного бога-демиурга Атума (ипостась бога Ра). В этом месте древние египтяне установили колонну-обелиск, на вершине её «сверкающий камень неизвестного происхождения, возможно метеорит».

Навершие с изображением священного камня на гробнице жреца Рер. VII век до н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

  Вершина обелиска всегда имеет пирамидальное заострение, обитое золочёной медью, сверкающей в лучах солнца. Камень Бенбен был обнаружен в Храме феникса. Священный камень был символом птицы Бенну, которая была способна к воскрешению и возрождению, как феникс, а также олицетворяла цикличность времён года. Птица Бенну или Феникс, почиталась в Гелиополе, где она жила на Бенбене или на священном дереве (на иве; «прадуб  древний»)
У многих народов янтарь связан с солнечными богами, со светом и добром.

На острове Руяне, на высоком 40-метровом мысу, обращённом на восток,  археологи обнаружили храмовый город-государство руссов — Аркона — Ярконь — ярый конь — солнечный белый конь Святовита. 

«Сванте значит на славянском языке святой, а вит переводится словом свет». Приводя это свидетельство, А. Гильфердинг писал: «Стало быть, имя верховного бога балтийских славян значит Святой свет, или вернее, Святой светлый».

Аркона — лежит на вершине высокого белого берега острова Рюген, и с трёх сторон омывается водами Балтийского моря. Городище-святилище Аркона сейчас занимает площадь с востока на запад 90 метров, и с севера на юг — 160 метров, хотя археологи предполагают, что размеры святилища были в три раза больше.

Данные топонимики показывают, что немало мест на Рюгене называлось святыми: «На юго-восточной оконечности Раны, у мыса Gohren (Горный) лежит в море огромный утёс, который до сих пор называется Buskamen, то есть божий камень. Нам известно о “Святом боре”; на о. Ране была “Святая гора” (Свантагора, деревня, теперь Swantow); маленький островок на восток от Раны назывался “Святым островом” (Сванты вострое, Swantewostoe в грам. 1282 года, теперь Ое, то есть «остров«); урочище Swantegard = “Сванты гард”, то есть Святой град, есть, очевидно, остаток древнего славянского язычества» (Гильфердинг 1874: 191-192)

У северного склона горы в святилище Аркона находится святой источник и к нему проложена дорожка.

«Другой остров расположен напротив вильцев (лютичей). Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами,— это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.»  — писал Адам Бременский, «Деяния епископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»)

Археологические раскопки святилища Аркона проводились в 1921 г., 1930 г., 1969 -1971 годы. В окрестностях городища Аркона расположены 14 поселений и большой курганный могильник, напоминающий курганные погребения северо-западной Руси. 

 По данным археологии, раны (руяне) располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также вели войны с соседями, защищая свою территорию. Торговля в Арконе велась с 8 века до 10 века.

  Княгиня Ольга — «королева ругов»

Археологи открыли два основных поселений на острове Рюген (Rьgen):
(1) Гавань в Ралсвик (Ralswick) на острове Рюген была торговым центром с 8 до 10 века. В гавани археологи нашли двадцать (20) домов, с примыкающими к ним участками побережья Балтийского моря, и удобными пристанями для торговых кораблей. Жители — скандинавы и славяне занимались различными ремеслами и торговали с иностранными купцами. За городской чертой на возвышенности, были найдено более 400 курганов, захоронения скандинавов и славян схожие. Первые сведения о славянах.

(2) Святилище Аркона — языский храм и крепость Ругов (Rugieris). Святилище Аркона располагалось на вершине мыса, защищённого со стороны моря крутым обрывом, а со стороны суши — двойным полукольцом насыпных валов и рвами с водой. Святилище бога Святовита охраняли 300 воинов-ругов. В центре святилища Аркона находилось  древнее капище, окружённое бревенчатым частоколом с большими воротами. Внутрь капища мог входить только верховный жрец бога Святовита. Збручский идол как модель славянской Вселенной.

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890—1907. «Ругии — многочисленный и могущественный народ, живший в северной Германии, по берегу моря, между Одером и Вислой. Во время переселения народов Ругии присоединились к готам и переселились в области по среднему течению Дуная.

Готы (лат. Gothi, Gotthi, греч. Γότϑοι, Γόϑοι)  — племена восточных германцев. В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря и по Нижней Висле. С конца II века начали передвижение на юг и юго-восток к границам Римской империи, которых они достигли в III веке, и в район Приазовья и  в Крым. В III веке в союзе с другими племенами осуществляли вторжения в провинции Римской империи.

В Римских провинциях Резия (Русия), Норик (Штирия), Иллирия жили славяне.

В V веке Ругии подчинились Аттиле и сопровождали его в походе в Галлию; сделавшись после смерти Аттилы вновь свободными, жили в нынешней Австрии. В царствование короля Фелетея (Фавы) Ругии распространили своё господство над Нориком, но в 487 г. Одоакр положил конец этому господству:  «Фелетей был взят в плен, а сын его, Фридрих, с остатками своего народа, пошёл к остготам и побудил короля Теодориха к войне против Одоакра (489 г.). Вместе с остготами Ругии переселились в Италию, не смешиваясь, однако, с ними; в 541 г. Ругии попытались избрать себе особого короля, Эрариха, но он вскоре был убит готами. После падения остготов исчезают и Ругии».

На обширных территориях, примыкающих к южному побержью Варяжского (Балтийского) моря жили и другие западные славяне — ободриты или бодричи (Obotrites), вильцы (Wiltze), волыняне (Wolins), померане (Pomerians), лютичи. 

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890—1907. «Что касается религии бодричей, то она, как и у других славян, состояла в обожании сил природы: солнца, луны и т. д.; и имела мирный характер. Только впоследствии мифология прибалтийских славян, более развившаяся, чем славян восточных, изменила этот характер на воинственный. Так, главное божество бодричей Святовид, святилище которого находилось в Арконе, на о. Рюгене, был богом войны, и его идол обыкновенно изображался с рогом в одной руке и луком в другой, а подле него находились: седло, узда и меч.»

В земле славян-редарей, находился город Ридигост (Riedigost — Ретра) святилище, покоившееся, вместо фундамента, на рогах зверей. Наружные стены храма Ретры украшены были чудесной резьбой, представлявшей изображения различных богов и богинь; внутри же храма стояли истуканы богов, снабженные полным вооружением и одеты в шлемы и латы. На подножии каждого истукана было написано его имя. Главнейший из богов храма Ретры был Сварожич (Zuarasici).

Кроме Радигаста у редерян и бодричей, в земле Староградской (Aldenburg), почитался Сива (Шива, Жива) у полабских славян.

Самым большим почётом пользовался Святовит в Арконе, на острове Руяне, славившийся своим оракулом. В сравнении со Святовитом, все прочие боги признавались лишь полубогами. Славянскому языческому богу Святовиту ставили храмы во многих других местах.

Святовит же считался богом богов. В его честь язычники ежегодно закапывали одного христианина; в пользу храма Святовит в Арконе ежегодно присылались дары и денежные приношения из всех славянских прибалтийских земель. Даже приезжие купцы обязаны были, прежде чем приступить к совершению продаж или покупок, принести Святовиту в жертву часть драгоценнейшего своего товара. Славяне верили, что всякое счастье исходит от доброго, а всякое несчастье—от злого бога; поэтому они называли злого бога — Чернобогом.

Подробное описание идола Святовита и знаменитого Арконского храма, оставил нам очевидец разрушения этого храма, Саксон Грамматик (ум. 1204 г.), он писал:

«Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитою,.. с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут был кумир. Вся внешняя сторона храма блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными.

Только один вход был вовнутрь храма, окруженного двойною оградою: внешняя ограда состояла из толстой стены с красною кровлею; внутренняя — из четырёх крепких колонн, которые, не соединяясь твердою стеною, увешаны были коврами, достигавшими до земли, и примыкали к внешней ограде лишь немногими арками и кровлею. В самом храме стоял большой кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили к груди и две к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая налево; волосы и борода были подстрижены коротко; и в этом, казалось, художник соображался с обычаем руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год наполнялся вином из рук жреца, для гадания о плодородии следующего года; левая рука, которою кумир опирался в бок, подобилась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов дерев и так искусно были соединены с коленями, что только при точном рассматривании можно было различать фуги.

Ноги Святовита стояли наравне с землею, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями; более всего поражал воображение меч огромной величины, которого ножны и рукоять, кроме красивых резных форм, отличались прекрасною серебряною отделкою… Для содержания кумира Святовита каждый житель острова Руяна вносил монету.

Богу Святовиту отдавали третью часть добычи и хищения, веря, что его защита дарует успех; при храме в Арконе содержались триста лошадей и столько же всадников, которые всю добычу вручали верховному жрецу Святовита. В ремеслянных мастерских делали различные украшения для храма; сокровеща храма сохранялось в сундуках под замками; в них, кроме огромного количества золота, лежало много пурпурных одежд, но от ветхости гнилых и худых.

В храме Арконы можно было увидеть множество общественных и частных даров, пожертвованных благочестивыми обетами требующих помощи, потому что кумиру Святовита давала дань вся Славянская земля. Даже соседние государи посылали Святовиту свои дары с благоговением, и король Датский Свенон принёс в дар чашу искуснейшей отделки для умилостивления бога…

При храме Святовита в Арконе был совершенно белый конь, с длинным хвостом и гривой, которую никогда не стригли. Только верховный жрец храма мог его кормить и на нём ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественного животного. Славяне верили, что на этом белом коне Святовит ведёт войну против врагов своего святилища; конь, ночью стоявший в стойле, часто утром был покрыт пеною и грязью, как будто он воротился из дальней дороги».

В книге «Божества древних славян«, гл. II. ЖЕРТВЕННЫЕ ОБРЯДЫ Западных славян,  Фаминцын А. сообщает рассказ Гельмольда о жертвоприношениях: «Жрец по указанию жребия, то есть посредством гадания, определяет праздники, которые должны быть отправляемы в честь богов. Сходятся мужчины, женщины и дети и воздают богам жертвы, состоящие из быков и овец; очень многие приносят в жертву и людейименно христиан, так как они убеждены, что христианская кровь приятна богам». По заклании жертвы, жрец пил кровь её, в убеждении, что она сообщает ему дар прорицания.

 «Храмову службу, — продолжает Саксон Грамматик, — они исполняют с необыкновенным тщанием и благоговением».  ( Chron. I, 52; 12).

Бог Святовит имел свои боевые значки (Signa) — орлы. Современники обратили внимание на необычную традицию ругов (руян, ран). Главнейшее из знамён бога богов Святовита называлось Станица (Stanicia).

«Один из стягов, отличавшийся от прочих как своими размерами, так и цветом, они называли Станиция. Он пользовался у ругиян почти таким же уважением, какое они испытывали к могуществу всех прочих своих богов (вместе взятых). Когда они несли его перед собой, им казалось, что можно воевать и с людьми, и с богами… С ним они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым, всех пенатов руянских разрушать и сжигать, — и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской». (Саксон Грамматик, 2017: 217).

Очевидно, что здесь мы имеем дело со знаменем, как ипостасью Святовита, которую Гельмольд охарактеризовал как «светлейший в победах». Поскольку другим названием ран было «русы» (Серяков 2012), то показательно мнение о них мусульманского писателя Марвази:

«И они (русы) – люди сильнейшие, очень могучие… Их храбрость и мужество известны, ибо один из них равен некоторому числу (людей) из другого народа…» (Заходер 1967: 97-98).

С ним буквально перекликается Адам Бременский, охарактеризовавший ран как «могучее славянское племя».

Из известия Гельмольда следует, что все это была не пустая похвальба и ране действительно подчинили себе многие народы и обложили их данью. То, что эта дань предназначалась не лично им, а храму Святовита показывает, в ком они видели причину своих побед. Похожее представление мы видим и в русских былинах, отмечающих богом данную силу некоторых богатырей: «А Иванищу-Святогору была сила дана господом самим» (Криничная 1988: 149).
Однако мужество и отвага в бою это одно, а готовность идти в бой со станицей — священным знаменем в руках и воевать не только с людьми, но и с богами – это уже сверх-храбрость, граничащая с безрассудством.

Первосвященник Арконы решил должен ли народ идти на войну или нет.

Празднества в честь бога Свитавита проходили в день осеннего равноденствия, по окончании жатвы, в обряде служения Святовиту в Арконском храме, на капище жрецы приносили в жертву богу жертвенных молодых животных. Храм-святилище Аркона был украшен рогами различных жертвенных животных. Археологические раскопки показали, что здесь были  жертвоприношения не только животных, но и людей.

Фаминцын А. Божества древних славян. В главе I. Предметы поклонения древних славян, засвидетельствованные письменными памятниками:

В сравнении со Святовитом, все прочие боги признавались лишь полубогами. Святовит же считался богом богов. В честь Святовита руяне ежегодно закапывали христианина (т.е. совершалось человеческое жертвоприношение); в пользу его храма ежегодно присылались дары и денежные приношения из всех славянских (балтийских) земель.

Судя по свидетельству  Саксона Грамматика на острове Руян было ещё три языческих славянских святилища. В другом городе острова Руяна — Коренице (Karentia (Garz), на южной оконечности Рюгена (Rьgen), по свидетельству Саксона, было три храма, из которых в одном стоял громадных размеров истукан бога Ругевита (Ruge-viet — бог Рюгена), о семи лицах: семь мечей в ножнах было привязано к его боку на одном поясе, а восьмой меч, вынутый из ножен, идол держал наголо в правой руке, и был он крепко прибит к ней гвоздём.  Ругевит (Rugevit; Rugeviet) был славянским богом войны. 

Расположение трёх основных центров на Рюгене

В другом храме острова Руян находился идол Поревита, о пяти головах, и в третьем—идол Поренута о четырёх лицах, а пятое лицо было на груди.

Книтлинг-сага, давая идолам в Коренице названия Ринвита, Турупида и Пурувита, упоминает ещё о двух руянских идолах — ?иза-мара и бога побед Черноглава, он изображался с серебренными усами. (Срезневский. Яз. богосл. 53.)

Имена различных богов принадлежат также пантеону богов венедов, славянских жителей балтийского (варяжского) побережья. Арабский автор Гардизи отмечает:

«Рус – это остров, который лежит в море. И этот остров – три дня пути на три дня пути… На острове (живёт) около ста тысяч человек» (Заходер 1967: 78).

Изучив западные хроники Н.С. Трухачев подсчитал, что к моменту завоевания Рюгена численность его славянского
населения составляла как минимум семьдесят тысяч человек, что весьма близко к сообщениям арабских авторов. Позднее немецкое население, несмотря на весь прогресс земледелия, так и не смогло достигнуть такого же высокого народонаселения: в 1783 г. на Рюгене жило 23 431 человек, в 1933 г. – 53 900 человек (Трухачев 1981: 172-173).
Таким образом, третьей характерной чертой ран (ругов, руян), бросавшейся в глаза иностранным наблюдателям, было сверх-плодородие.

Итак, мы видим, что отличительными чертами жителей «святого Божьего острова», как называли Буян русские заговоры, были сверх-сакральность, сверх-храбрость и сверх-плодородие. Все эти качества были проявлениями давно описанных Ж. Дюмезилем трёх функций традиционного индоевропейского общества, состоявшего из жрецов, воиновкрестьян и торговцев. Первое сословие — жрецы были носителями мудрости, второе сословие — воины – воинской доблести, а третье сословие, включавшее в себя всех производителей материальных благ, плодородия. В своей совокупности эта иерархия, в представлении индоевропейцев, способствовала гармоничному развитию духовной и материальной жизни общества, и обеспечивала ему надежную защиту.

Любор Нидерле считал, что Святовит первоначально «был солярным божеством, и лишь позднее жреческая каста превратила его в бога войны» (Нидерле 1956: 283).

Высшие классы, в Померании была обращены в христианство в 1128 году, под влиянием миссионеров епископа Отто из Бамберга. Языческие обряды продолжали совершать в среде беднейших классов, и языческие храмы на острове Рюген (Rьgen) существовали до 1168 или 1169 года, даже после смерти герцога Никлота (Nyklot) в 1160 году.

Некоторые провинции Дании, до правления короля Вальдемара I, платили дань ранам (руянам), что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вёл с ними. В ходе этих войн раны (руяне) утратили свою независимость в 1168 году, их культовая крепость Аркона была разрушена, святилище Святовита уничтожено. Камни крепости Аркона и святилища Святовита были использованы для строительства христианского храма.

Изображение языческого бога Святовита на камне в христианском соборе святого Вита

15 июня  1168 года датский король Вальдемар-1 коварством и хитростью овладел крепостью на острове Руян. Захватчики разграбили святилище Святовита, осквернили и сожгли капище в день Святого Вита. Король Вальдемар-1 приказал на месте святилища Святовита воздвигнуть христианский храм Святого Вита, используя при строительстве камни старого языческого храма. 

Храм Святовита в Аркона была разрушена датским королём Вальдемаром и его христианским советником Абсалоном (Absalon)  в 1169 году.

Как утверждают датские летописи, князь руян Яромар (Яромир) стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле. К этому периоду относится первое насильственное обращение руян в христианство.

В 1234 году руяне освободились от датского владычества и расширили свои владения на побережье современной немецкой земли Мекленбург-Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд (по-поморски Strzélowò = Стрелово, по-польски Strzałów).

На южном побережье Балтики в 1308 году произошло землетрясение и часть острова Руяна, где находилась добрая половина святилища Аркона, обвалилось и вместе с крутым берегом ушла на морское дно. Cлавянский город Винета — Атлантида Балтики

В 1325 году умер последний князь руян Вислав-3, и остров Рюген (Rьgen) был завоеван герцогом Померании. В 1405 году на острове Рюген умерла последняя жительница говорившая по-славянски Галицина.

Почитание языческого бога Святовита в народе было настолько сильным, что новая христианская религия была вынуждена считаться с нею. Именно поэтому христианские церкви строили на древних языческих капищах, а камни с изображениями языческих богов встраивали в стены христианских храмов. Имена языческих богов превращали в христианские святыни, так капище языческого Святовита было превращено в храм Святого Вита на острове Рюген.

В эпоху борьбы с язычеством и насаждением христианства в Британии известен  епископ со странным славянским именем Свитун Винчестерский (St. Swithun of Winchester), умерший 2 июля 862 года и погребённый у стен строившегося Винчестерского собора.

Завещание Св. Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун) было выполнено через сто лет, когда был наконец-то достроен Винчестерский собор и 15 июля 971 года монахи перенесли останки Святого Свитуна внутрь нового великолепного Винчестерского собора, посвященного Святой Троице, святому Петру (Saint Peter), святому Павлу (Saint Paul) и святому Свитуну (Saint Swithun).

Согласно легенде, во время церемонии перезахоронения Св. Свитуна Винчестерского обрушился сильнейший дождь, и впоследствии проливные дожди также шли в каждую годовщину смерти епископа. В Британии Св. Свитуна Винчестерского  почитают «покровителем погоды» — это указывает на связь христианского епископа с древними языческими традициями, которые он принял на себя для привлечения язычников в христианский храм. Согласно древним народным приметам, если на святого Свитуна идёт дождь, то дождь будет продолжаться 40 дней (If it rains on St. Swithun’s Day, it will rain for forty days).

Символами святого Свитуна являются яблоки с посаженных епископом деревьев. В Англии говорят, что не следует есть яблоки раньше Дня святого Свитуна.

В 1005 году епископ Винчестерского собора Эльфеах  (Ælfheah, англо-саксон.: «elf-high»; ook Alfegus, Alfege) был избран новым архиепископом Кентерберийским. Уходя из Винчестерского собора, епископ Эльфеах (ок. 953 — 19 апреля 1012 г.) взял с собой в Кентербери святую реликвию собора- голову Св. Свитуна, умершего в 863 году. Епископ Эльфеах был убит викингами в 1012 году. В позднесаксонский период Свитуну приписывали силу, излечивающую раненых в бою воинов, калек и возвращающую зрение слепым.

До 1316 года голова Свитуна хранилась в Кентербери, далее следы реликвии теряются. Но в конце 14 века голова Свитуна появляется в Нормандии в соборе Эвре (Evreux),который  начал отмечать праздник св. Свитуна

В Норвегии в 1125 году святому Свитуну был построена приходская Римско-католическая церковь Св. Свитуна (норвеж.: Sankt Svithun kirke) в Ставангере (Stavanger) и хранились мощи святого Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун (Ведун) из Винчестера. Интересное сходство имён Swīþhūn = Свидун и «Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» — «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира», «Viðurr at vígum» — «Видур в боях» («ВЕДУН»); — из Перечня имён Одина в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира». Прото-ИЕ: *Woðanaz — «воданаз» или *Wōđinaz — «водиназ»; дат.: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); англо-сакс.: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ.

Именно под знамёнами Святовита войны участвовали во всех сражениях, бог Святовит вёл их в бой, как Один бог войны, которому приносили человеческие жертвы поверженных врагов и христиан. Воин мог завоевать в бою благосклонность Одина бросив копьё в своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla).

Генетический путь русской крови
Августейшая художница Ольга Александровна Романова.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*