Понедельник , 25 Июнь 2018
Домой / Античный Русский мир. / Остготы в Северном Причерноморье

Остготы в Северном Причерноморье

готы-остготы

Крупнейшее античное рабовладельческое государство Северного Причерноморья Боспорское царство существовало более 1000 лет (V в. до н. э. — VI в. н. э.).  Греческие города, расположенные на Керченском  и Таманском  полуостровах, объединились в единое Боспорское государство со столицей в Пантикапее (ныне Керчь).

Процветая  в успешной торговле и расширяясь вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья реки Танаис (ныне Дон), Боспорское царство постепенно превратилось в могущественное государство Северного Причерноморья.

В начале III века в Северном Причерноморье появляются германские племена готов,  пришедшие с берегов Балтийского моря и нижнего течения рек Вислы и Прегеля.

скифская фибула- сокол

Существует традиционная точка зрения, согласно которой в названиях «везеготы» и «остроготы» отразилось разделение готских племён с приходом их в Северное Причерноморье. Готские племена, известные в истории под названием «остроготов» и «везеготов», разделились только к концу IV—V вв. Границей этого раздела служил, согласно одному мнению, Днепр, согласно другому — Днестр.

По свидетельству Иордана о разделении готов на восточных и западных с приходом их «в крайнюю часть Скифии, которая находится по-соседству с Понтийским морем…» в начале III века готы «в третьей области на Понтийском море разделились между двумя родами своего племени: везеготы служили роду Балтов, остроготы — преславным Амалам».

«Историк Аблабий, — пишет Иордан, — сообщает, что там на берегу Понта, где они (готы), как мы говорили, остановились в Скифии, часть их, владевшую восточной стороной, возглавлял Острогота; либо от этого его имени, либо от места (a loco), т.е. «восточные», называются они остроготами; остальные же (residui) — везеготами, т. е. с западной стороны».

Иордан сообщает, что готы, хотя и были разделены, всё ещё (adhuc) управлялись одним королём.

Готы, возглавив большое объединение разных племён Восточной Европы, двинулись на юг под предводительством своего короля Филимера. В 30-х годах III века варварские племена готского союза разрушили на Таманском  полуострове, на западном берегу Чёрного моря город Горгиппию (Синдская гавань), Истрос, Томи, Анхиол.

С передвижением грейтунгов, одного из готских племён, связано в 235 году прекращение чеканки монет в Ольвии и в 238 г. — в Тире. Однако римский гарнизон оставался в Ольвии до 248 года«Грутунги» — местное название готских племён, возможно данное готам в Северном Причерноморье или на Балканах.

При описании событий III—IV веков этнонимы «готы», «тервинги», «грейтунги» были гораздо более популярны, чем «везеготы» и «остроготы».  Названия «Westgoten» и «Ostgoten» — «везеготы» и «остроготы» появляются в более поздней летописной традиции тогда, когда готы уже ушли с Северного Причерноморья, т.е. в конце IV века.

Можно предложить называть готов III—IV веков «придунайские» и «примеотийские» готы. В основе этих названий лежит один признак — засвидетельствованное материалом письменных источников размещение готов в определенном регионе после их переселения с севера.

 Смешение этнонимов «готы-скифы» в древней историографии основана на глубоко укоренившейся традиции, идущей со времен Геродота, обозначать всех варваров, нахлынувших из-за Истра, собирательным термином «скифы» = варвары. Смешение этнонимов «готы-скифы» является показателем отношений этих историков к готам как к варварам.  Этноним «скиф» более многозначен уже с IV века до н.э. 

Угроза со стороны готов распространялась из-за реки Истр (реки Дунай с 8 в. до н.э.). Земли за рекой Истр назывались Barbarico, ad barbaricum, barbaricum solum, Sarmatorum solum. Истр являлся той границей, за которой интерес древних авторов к готам исчезал.

Как название «скифы» для греческих авторов начиная с IV века до н.э. или «сарматы» для римских авторов со II века н.э., так и название «готы» уже в IV века н.э. часто теряет конкретный этнический смысл, становится собирательным и обозначает различные варварские племёна.

Когда готы расселились в пределах Римской империи и римляне имели возможность их этнически классифицировать, римляне называют готов «скифами» ещё чаще. «Скифы» в сочинениях римлян— понятие собирательное, распространяющееся и на готов. 

готы-походы

Племена готов продвинулись на Малоазиатский берег, захватив Трапезун (257 г.), Халкедон, Никомидию, Никею, Киос, Апамею, Прусу и другие города Понта и получили выход в Эгейское и Средиземное море, опустошая острова Родос, Крит, Кипр и другие.

В 40-х годах III века племена готского союза разгромили античный город Танаис, существовавший  III — V веках до н. э. в устье реки Дон (река Танаис) и другие поселения.

«Славное царство готов», созданное в Приднепровье Германарихом около 375 года было разгромлено племенами гуннов, под предводительством Баламира. Под натиском гунов племена готов были вынуждены уйти в пределы западной Римской империи, а готов осевших в Тавриде (Крым) стали называть остготами, то есть восточными готами.

готы-

В Тавриду готы проникли в середине III века до н. э. и надолго остались на полуострове. Завоевав Тавриду, племена готов столкнулись с культурой эллинских городов-колоний, и поддались влиянию греко-римской культуры. От языческих верований племена готов перешли к христианству, об этом свидетельствует неокесарийский епископ Григорий в 258 году, а также в грузинских летописях есть свидетельства о готах мучениках.

В хронологии истории факты смешения готов со скифами распространяются преимущественно в византийских источниках о событиях второй половины III века, в особенности в описании войн византийской империи с готами в 253—275 гг., и во второй половине IV века. 

Фибулы IV века до н.э., найденные в Крыму, близ Пантикапея (Керчь)

Византийцы с ещё большим упорством, чем римские историки, продолжают именовать готов «скифами». Смешение готов со скифами есть в сочинении Дексиппа, для него «скифы» — это задунайские варвары» вообще безотносительно к их этнической принадлежности. В III веке византийские источники называют «скифами» те племена, которые, по косвенным данным, можно связать с Северным Причерноморьем, а в IV веке — с левобережьем Истра.

Фибулы готов IV век н.э.

С IV века появляются сочинения,  в которых вообще не содержится этнического понятия «готы». В византийской церковной литературе IV века, как правило, собирательное название «скифы» покрывает все варварские племена Подунавья, в том числе и готов. 

В IV веке в Тавриде появляется готская христианская епархия, и первый готский епископ Унила в Тавриде принял сан от Византийского (Константинопольского) патриарха Иоанна Златоуста.

Племена готов, ушедшие на Малоазиатский берег, восприняли религиозную культуру арианского христианства.  Войны с готами при византийском императоре Константине (306—337 г.г.) и Валенте (364—378 г.г.), а также отмечают распространение у готов арианства.

Афанасий Александрийский описывает воздействие проповеди Христа на дикую и грубую натуру варваров: они приносят жертвы своим идолам, яростно враждуют друг с другом и даже одного часа не могут остаться без оружия, но, приобщившись к христианству, тотчас же от войны обращаются к земледелию.

Появление готов в Северном Причерноморье и на Балканах
Царица Боспора Динамия и Аспург

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*