Четверг , 19 Июль 2018
Домой / Мир средневековья / Cлавянский город Винета — Атлантида Балтики

Cлавянский город Винета — Атлантида Балтики

Город славян-ругов на острове Рюген Винета не плод воображения, а реальный торговый город, с колоколами, домами, рыночной площадью и сокровищами скрытый под толщей воды и ила. Об этом городе есть письменные свидетельства, но найти его пока не удавалось никому.

Главный свидетель, писавший о городе ругов Винето,  Адам Бременский, знаменитый немецкий географ и летописец, в XI веке писал: «Город ломится от товаров всех народов Севера. Чего там только нет. Он больше и прекрасней любого другого города Европы».

...Дивной красоты дома блестели цветными стеклами. Беломраморные колонны украшали кирпичные фасады, сверкающие золотой оправой. Богатство горожан словно выставлялось напоказ. Мужчины носили отороченные мехом одежды, на беретах покачивались перья, женщины кутались в шелка и бархат. Они носили толстые золотые цепи, крупные драгоценные камни, золотую посуду, даже пряли на золотых веретенах.

Взгляд чужеземного летописца Адама Бременского подмечал высокомерие и спесь богатых горожан Винето, они щели в стенах домов затыкают хлебом, попки младенцам вытирают булками!

Начиная с VIII века город Винето считалась важнейшей торговой метрополией Балтийского (Варяжского) моря, его населяли варвары, греки, славяне, саксы. В торговый порт Варяжского моря привечал мореплавателей, торговцев, ремесленников, но приезжие должны были скрывать свою христианскую веру.

Христианская церковь в то время была Единой и христиане не разделялись на католиков и православных — церковный раскол Единой Христианской церкви произошёл в 1054 г.

По словам Адама Бременского, жители Винето поклонялась языческим богам. Именно, потому, что сам Адам Бременский был христианином, он так и не посетил чужеземный языческий край, а сведения свои почерпнул их книг библиотеки датского короля, из летописный источников мусульманских путешественников, рассказывших о несметных золотых сокровищах торгового острова Рюген, и о гигантском золотом идоле языческого бога Святовита в Арконе.

Берлинские историки Клаус Гольдман и Гюнтер Вермуш, известные поисками «Янтарной комнаты» и пропавших ценностей Третьего рейха, надеется, что может быть, скоро откопают Винету, как когда-то Генрих Шлиман открыл миру погребенную Трою.

Доктор Клаус Гольдман рассказывает: «В померанских сагах Винета упоминается довольно часто. В самом названии города чувствуется славянское происхождение. Легенды гласят, будто раз в сто лет город всплывает на поверхность и спасти его сможет даже ребёнок,  родившийся в воскресенье, такие дети особенно угодны Богу, ребёнок войдёт в Винету и заплатит копейку. Однажды юноша, который пас овец, увидел чудесный город, только у него не было ни копейки. По сей день натурам романтическим слышится неясный звон колоколов, доносящийся из морских глубин».

«Попытки найти затонувший город предпринимались неоднократно, начиная с XVI—XVII вв., — продолжает доктор Гольдман. — Сегодня есть две версии местонахождения варяжской Атлантиды, но они несостоятельны. Да, в тех местах — Волине и Узедоме — действительно были ранние славянские поселения, но нет упоминания о городе Винета».

Возможные местоположения легендарной Винеты

Сто лет после Адама Бременского описание города Винето дал другой учёный, автор истории славянских народов Хельмолд фон Бозау, посвятивший городу Винето целую главу, практически слово в слово повторил своего предшественника, добавив, что город был подвергнут нападению флота датского короля и полностью разрушен. Остались только полузатопленые руины.

После 1170 г. Винета в хрониках не упоминается, будто никогда и не существовала. Видимо, это обстоятельство связано с усиливающимся противостоянием между католиками и православными христианами, борющимися за заблудшие души язычников Прибалтики.

Отец Великого литовского князя Гидемина,  князь Путавир Будивид (лит. Putavyras, Pukuveras, Budividas,) дед Гидемина — Лютавир, ( ум. 1295 г.), и его брат Гидемина — князь Витеня (1260 — 1316 г.г.), так и сам Великий князь Гедимин (1275 — 1341 г.г., правивший с 1316 г. по 1341 год) продолжал объединение западно русских земель в единое государство. До конца жизни князь Гедимин оставался язычником, хотя дети его приняли христианство. Князь Гедимин погиб в 1341 году на западной границе Литвы и Жмуди, на правом берегу Немана, во время защиты литовского замка Велона от рыцарей Тевтонского Ордена. Сыновья отвезли тело князя Гедимина в Вильну, и там оно было сожжено по языческому обряду на большом костре в Кривой долине Свинторога.  Тело князя Гедимина в парадной одежде и вооружении, вместе с любимым конем и слугою, с частью неприятельской добычи и тремя пленными немецкими рыцарями Тевтонского ордена, было сожжено в ритуальном языческом костре в ладье в 1341 году.

Адам Бременский не был бы географом, если бы не дал точного описания местонахождения города Винето. Он четко указывал, что от Винеты до Деммина, существующего и на современной карте, несколько часов пути на веслах по реке Пеене — притоку Одера.

река Пеене — приток Одера

Вот только с той далекой поры многое на земле изменилось, изменились и русла рек и водоёмов, не сохранилось и четвертое устье Одера — река Пеене, но в том, что оно было, нет никаких сомнений. По словам доктора Клауса Гольдмана, об этом свидетельствуют фотографии, сделанные со спутника во время одного из очень больших паводков на Одере, — учёные окрестили его наводнением тысячелетия. Илистые воды реки устремились в Балтийское море по своему древнему пути. Теперь только оставалось сделать географическую привязку записей Адама Бременского.

Река Пеене в XI веке текла не на восток, как сегодня, а на запад, и до Деммина — всего несколько часов на веслах. Гипотезу современных исследователей подтвердили свидетельства великого грека Клавдия Птолемея, жившего около 90 г. до 160 г. Ещё во II веке нашей эры в своём труде о Германии античный географ дал точные координаты устья большой реки, протекавшей в поросших мхом землях, там, где позднее появился город Винета. Кстати, река Волга у Птолемея фигурирует под именем Ра…

Оставалось единственное несовпадение: в рукописи Адама Винета зовётся Yumne, Iumne, Uimne. По гипотезе берлинских историков, речь и нет о названии «imne». Готические буквы сплошь состоят из вертикальных палочек, и монахи-переписчики могли их легко спутать.

Слово «imne» означало лесное пчеловодство, или бортничество. Самое интересное, что нынешний городок, вблизи которого в будущем начнутся раскопки города Винето, называется Барт, он находится на расстоянии 73 км от Рюгена. В VIII—IX веках мёд был единственной сладостью и ценился столь же высоко, как соль. Из меда варили хмельную медовуху — вино того времени.

Как погиб чудесный город Винето? На южном побережье Балтики в 1308 году произошло землетрясение и часть острова Руяна, где находилась добрая половина святилища Аркона, обвалилось и вместе с крутым берегом ушла на морское дно.

«Известно, что Винета уходила под воду в течение трех дней и ночей, — рассказывает доктор Гольдман. — Это могло произойти только по одной причине: город был затоплен. Но не стихией». В германских и славянских прибрежных селениях умели строить плотины и шлюзы. В этом деле они преуспели не хуже римлян, возводивших виадуки. Страна, лежащая ниже уровня моря, защищенная искусными плотинами, была необыкновенно плодородной. Урожаи там собирались дважды в год.

Согласно античным источникам, и в частности отрывкам из путевых дневников путешественника-дипломата Ибрагима ибн Якоба (X век), земли Винето — сплошь пастбища, леса и болота, то есть для земледелия они как будто были непригодны. Оказалось, в переводы рукописей Ибрагима ибн Якоба вкралась неточность. Когда доктор Гольдман показал фразу про болота учёному-арабисту, выяснилось, что слово это означало — плодородные илистые низменности. Кстати, в латыни слово «болото» толкуется так же.

Катастрофа Винеты была вызвана искусственно, возможно, враги, скорее всего это были датчане, пробили плотину и затопили страну. Рукотворный прилив смел дамбы, и штормовые волны Балтики, не сдерживаемые ничем, хлынули на беззащитный город. Участь Винеты была решена.

Впрочем, Клаус Гольдман сомневается, что смертный приговор процветающему городу подписали именно датчане. Богатый торговый город Винета был предметом зависти соседних народов, взиравших на богатства вольного края со смешанными чувством зависти и желание владеть этим богатством.

Экономическая независимость богатой страны могла кого угодно привести в изумление. В городе Винето наряду с серебряными монетами ходили своеобразные чеки — лоскуты, которые, вероятно, в любой момент можно было обменять на серебро. Правили городом не князья и короли, а выборные на народном Вече старейшины. Такой же была структура Венеции и ганзейских городов.

Экономическую свободу языческому варяжскому торговому городу было очень трудно сохранить, находясь в окружении народов, исповедовавших христианскую религию, активно борющуюся с язычеством.

Жители торгового города Винета были связаны торговыми путями по рекам «из варяг в греки» с Киевом, Византией, Новгородом, Русью-Ладогой — об этом свидетельствуют многие исторические документы.

Возможно, среди жителей варяжского города Винета были не только язычники, но и православные христиане, могли пасть жертвой крестового похода 1147 г.воинствующего католического монашеского ордена.

Дружинно-торговый социум «русов» начал складываться не ранее последних десятилетий VIII — первых десятилетий IX вв., примерно тогда же, когда в древнесеверной лексике ранней эпохи викингов (на I этапе, 793-833 гг.) исконное rup — гребцы приобретало новое значение морское войско. Сто лет, с середины IX до середины X вв. «русы» выступают в примечательной двойственности своего происхождения, принадлежности, рода: латинское gem-

Торговые города варягов или викингов, протянувшиеся до Новгорода, находились на расстоянии примерно одного дня пути друг от друга, нанизанные словно жемчужинки на цепочку. Но в этой цепи, по словам доктора Гольдмана, как раз не хватает одного звена — торгового города Винето. 

Для проверки выдвинутой теории доктора Гольдмона, предстоит провести серьезные исследования и окончательно ответить на вопросы: тёк ли Одер в тех краях? Поддерживали ли дамбы уровень воды? В заросших мхом долинах рек проведут анализ илистых отложений в поисках остатков древней пыльцы растений. Археологи подойдут к поиску во всеоружии.

Наконец, самое интересное. Клаус Гольдман убежден, что в киевских и византийских летописях наверняка найдутся сведения, или упоминания о затонувшем торговом городе. Наши историки, специалисты по историческим документам Византии, могут помочь в исследованиях немецких коллег. К исследовательской работе должны подключиться и ленгвисты, специалисты сравнительного языкознания, которые смогут подсказать историкам, как называли торговый город Винето византийские летописцы и славянские монахи-летописцы…

Загадочный Манускрипт Войнича
Тёмные времена и секреты Византийской империи.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*