Воскресенье , 21 Июль 2024
Домой / Русский след в мире / Портретные барельефы русских правителей Федота Шубина

Портретные барельефы русских правителей Федота Шубина

Федот Иванович Шубин (1740 — 1805) — русский скульптор, крупнейший мастер портретной скульптуры русского классицизма второй половины XVIII века.
Федот Шубинын сын крестьянина Ивана Афанасьевича Шубного (1704—1759), наставника Ломоносова, потомственного поморского мастера резьбы по моржовой кости их Холмогор. С помощью Михаила Ломоносова (1711 — 1765), жившего по-соседству, молодой Федот Шубин уехал учиться в Санкт-Петербург и смог поступить в Императорскую Академию художеств и окончил её с большой золотой медалью в 1766 году по классу французского «орнаментного скульптора» Н. Ф. Жилле. Федот Шубин учился, вместе с А. А. Ивановым, в Париже (1767—1770) у скульптора французского неоклассицизма Жана-Батиста Пигаля и в Риме (1770—1772), у английского скульптора-портретиста Дж. Ноллекенса.

В 1774 году Федоту Шубину присвоено звание академика и с 1794 году — звание профессора Императорской Академии художеств.
В 1803 году по указу императора Александра I Федот Шубин был назначен адъюнкт-профессором с жалованием по штату.

Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к стилю классицизма.

Большинство его скульптурных портретов были в форме бюстов и, по отзывам современников, отличались феноменальным сходством с оригиналами. Благодаря работам Шубина, наши современники имеют исчерпывающее представление о внешнем облике десятков крупнейших деятелей Российской империи второй половины XVIII века. Это многочисленные скульптуры императрицы Екатерины II, императора Павла I, императора Александра I, светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического, фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Задунайского, генералиссимуса графа А. В. Суворова-Рымникского, князя Италийского, М. В. Ломоносова, основателя Московского университета и Академии художеств И. И. Шувалова, пятерых братьев Орловых: светлейшего князя Григория Орлова, графа Ивана Орлова, графа Алексея Орлова-Чесменского, генерал-аншефа Фёдора Орлова и графа Владимира Орлова, фельдмаршала князя Н. В. Репнина, фельдмаршала графа З. Г. Чернышёва, канцлера светлейшего князя А. А. Безбородко, вице-канцлера князя А. М. Голицына, президента Академии художеств И. И. Бецкого, министра народного просвещения графа П. В. Завадовского, адмирала В. Я. Чичагова, генерала И. И. Михельсона и многие другие.

Для Музея Московского Кремля в 1774-1775 годах в мастерской Федота Ивановича Шубина была создана серия из пятидесяти восьми портретных барельефов русских правителей, начиная с Рюрика и заканчивая Александром Невским. Мраморные овальные медальоны предназначались для Чесменского дворца в Санкт-Петербурге. При перестройке дворца в 1830-е годы по распоряжению императора Николая I барельефы были переданы в Оружейную палату.

Двадцать восемь медальонов расположены в верхней части стен зала русского ювелирного искусства XVII — начала XX века (зал №2), другие тридцать медальонов— в зале западноевропейского художественного серебра XIII-XIX веков (зал №5).

Могла ли Новгородская республика отстоять свою независимость?
200 лет комедии Грибоедова "Горе от ума"

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*