Александр I Павлович (1777— 1825) — Император и Самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), проведший в России умеренно-либеральные реформы. В русской историографии удостоен особого эпитета — «Благословенный». Внук императрицы Екатерины II (1729 — 1796).
Старший сын императора Павла I (1754 -1801) и Марии Фёдоровны (1759-1828), урождённой принцессы Софии Марии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской.
«Твой отец – человек, слова которого не стоит воспринимать всерьёз», — эту фразу маленькому Александру нередко приходилось слышать от царственной бабушки Екатерины. Когда же ему доводилось видеться с отцом Павлом, в адрес Екатерины II и вовсе звучали такие эпитеты, от которых мальчик невольно краснел. Он уже в раннем возрасте понял, что оказался «между двух огней» — бабушкой и отцом, которые относились друг к другу более чем прохладно.
Наверное, многие дети в такой ситуации растерялись бы, но Александр, наоборот, с раннего детства научился сосуществовать с каждой из этих противоположностей. Бабушка видела в нём будущего достойного императора, отец же порой неосознанно ревновал сына к власти, которую тот мог заполучить. Мальчик, которому суждено было стать правителем Российской империи, понимал, что должен научиться вести сложную «игру», затеянную его родными. Каким же было детство Александра I? И почему историки считают, что у него было «раздвоение личности»?
Рождение наследника
23 декабря 1777 года в Петербурге случилось долгожданное событие – на свет появился первенец великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны. Императрица Екатерина II была счастлива – новорожденный малыш оказался мальчиком, а значит – наследником российского престола. С сыном у неё были далеко не самые тёплые отношения, а потому уже много лет государыня мечтала о появлении внука, которого можно было бы «воспитать императором».
По решению императрицы Екатерины мальчик был назван Александром – в честь святого покровителя Александра Невского. Примечательно, что имя это прежде почти не встречалось у представителей династии Романовых (так звали лишь умершего в раннем возрасте сына Петра I). У императрицы Екатерины был свой расчёт. В одном из писем барону Гримму она говорила, что в Александре Невском сочетались черты прекрасного воина, мудрого политика и праведного человека. Несомненно, всё это она желала видеть и в своём внуке. Екатерина писала:
«У господина Александра есть лишь один выбор, и от его личных дарований зависит, на какую он вступит стезю — святости или героизма».
Сохранилось немало писем, в которых Екатерина II, отвлекаясь от управления великой империей, подробно рассказывает, как пеленают и во что одевают младенца, как он кушает, как растет.
«Он не знает простуды, он упитан, велик, здоров и очень весел, не имеет еще ни одного зуба…» — характерный отрывок из письма счастливой бабушки.
Уже в четыре года под влиянием Екатерины Александр научился читать и всю дальнейшую жизнь читал много. Одной из любимых игрушек стал глобус, подаренный бабушкой.
«На днях он узнал про Александра Македонского, он попросил лично с ним познакомиться и совсем огорчился, узнав, что его уже нет в живых…» — с умилением писала она о пятилетнем внуке.
Любимец бабушки
Да, бабушка действительно взяла внука под своё могучее царственное покровительство. А что же родители Александра? Они оказались в стороне от воспитания сына. Спустя 23 года императрица Екатерина II повторила поступок императрицы Елизаветы Петровны, отобравшей сына у самой Екатерины. Всю свою материнскую любовь, которая прежде так и не нашла выхода, императрица направила на внука. Она считала, что родители не смогут «создать» из Александра достойного будущего правителя.
Многие черты характера великого князя формировались именно под влиянием венценосной бабушки. Он жил рядом с ней в Царском Селе, вдалеке от родителей, которые почти не появлялись при дворе. Будущий царь Александр свободно владел немецким, французским и английским языками. Вполне серьезно его учили географии, истории, математике. Знаменитый Царскосельский лицей — это попытка Александра I воспроизвести и воплотить для многих своё детское образование.
Ласковый, нежный и добрый, Александр вызывал восхищение императрицы, которая признавалась, что получает огромное удовольствие от общения с внуком. «Он – наследство, которое я оставлю России», — как-то раз произнесла Екатерина, и уже тогда придворные начали поговаривать, что государыня хочет назначить своим преемником и наследником престола именно внука – в обход сына.
Воспитание будущего монарха
Александр Павлович тем временем рос в атмосфере возвышенной и интеллектуальной. Ему нравилось учиться, он интересовался всем новым, разделял либеральные идеи императрицы, не тяготился длительной и серьёзной работой. Его наставником и главным воспитателем стал швейцарец Фредерик Лагарп. Впоследствии, уже став императором, Александр I говорил:
«Всем, чем я являюсь, я обязан швейцарцу».
Фредерик Сезар Лагарп (фр. Frédéric-César Laharpe; 1754 — 1838) — швейцарский генерал и государственный деятель, в русской истории известен как учитель и воспитатель цесаревича Александра I и его брата цесаревича Константина, стремился привить ему идеалы Жан-Жака Руссо.
Жан-Жак Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства.
Руссо полагал, что государство возникает в результате общественного договора.
Согласно общественному договору, верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Жан-Жак Руссо решил проблему средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, признал возможность законодательного решения проблемы социального неравенства в обществе.
Не без влияния идей Жан-Жака Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.
В одной из своих записок императрице Лагарп изложил собственное видение воспитания будущего монарха. Человек просвещённый и умный, он подчёркивал:
«Он должен… знать преподаваемые ему предметы настолько, чтобы понимать их настоящую цену и иметь ясное сознание обязанностей, лежащих на монархе, в руках которого счастье и несчастье многих миллионов».
Это письмо Екатерине очень понравилось, и она всячески поддерживала швейцарца в его устремлениях. Во многом именно воспитание Лагарпа определило поведение Александра. Так, например, воспитатель заявлял, что у монарха не может быть близких друзей, так как чувство привязанности оборачивается во зло для приближённых. Уже с ранних лет Александр понимал, в какой сложной «большой игре» он оказался, являясь одной из ключевых фигур. И старался соответствовать высокому статусу.
Вспоминают и другого воспитателя Александра — боевого генерала Николая Салтыкова, ветерана многих битв с пруссаками и турками. Александр сохранит с Салтыковым уважительные и доверительные отношения на всю жизнь — в годы борьбы с Наполеоном именно бывший его воспитатель Салтыков возглавлял самые высшие органы Российской империи, Комитет министров и Государственный совет.
«Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали хорошенькой куклы…» — как-то писала Екатерина II о подрастающем внуке.
Вот уж чем-чем, а куклой Александр Павлович действительно не стал. Скорее, вырос прирожденным кукловодом — способным и к интеллектуальному убеждению, и к тонкой интриге, и к жесткому, даже жестокому давлению.
В детские годы в будущем императоре проявилось примечательное качество характера. Вынужденный периодически общаться с отцом и много времени проводить с бабушкой, он научился менять обличья, стараясь каждому из родственников дать то, что тот хочет в нём видеть. Александр смог сохранить любовь императрицы и расположение Павла Петровича, в таком «раздвоении личности» научившись лицемерить и притворяться. Но главное – в ту пору он усвоил один из самых главных уроков для будущего правителя.
Император Александр на личном опыте убедился, как важно прятать свои истинные глубинные чувства и намерения под маской очаровательной внешней любезности. В дальнейшем, став императором, он так и оставался загадкой даже для самых близких людей. Недаром Пушкин писал о нём:
«К противочувствиям привычен,
в лице и жизни арлекин».
В 1795 году 40-летняя французская художница Элизабет Лебрен по совету знакомых приехала в Россию, где прожила 6 лет. В своих «Воспоминаниях» Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842) достаточно подробно описала своё прибытие в столицу Российской империи. Несмотря на пасмурную, туманную погоду, архитектура Санкт-Петербурга предстала перед ней во всей красе. Вид величественных зданий, гранитных набережных, многочисленных судов на Неве произвели на нее неизгладимое впечатление.
Госпожа Либрен была лично знакома с августейшим семейством императрицы Екатерины II, её сыном Павлом I и внуком цесаревичем Александром I.
Французская художница рассказала в «Воспоминаниях» и о своём знакомстве с 18-летним цесаревичем Александром I, которому она пожаловалась на главную национальную проблему России, – плохие дороги. В ответ юный цесаревич обещал исправить эту проблему и сделал ей множество комплиментов, которые, очевидно, вдохновили художницу на написание его портрета под названием «Гений Александра I».