Суббота , 27 Апрель 2024
Домой / Русский след в мире / Детство и юность императора Александра I

Детство и юность императора Александра I

Александр I Павлович (1777— 1825) — Император и Самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года), проведший в России умеренно-либеральные реформы. В русской историографии удостоен особого эпитета  — «Благословенный». Внук императрицы Екатерины II (1729 — 1796).
Старший сын императора Павла I (1754 -1801) и Марии Фёдоровны (1759-1828), урождённой принцессы Софии Марии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской.

«Твой отец – человек, слова которого не стоит воспринимать всерьёз», — эту фразу маленькому Александру нередко приходилось слышать от царственной бабушки Екатерины. Когда же ему доводилось видеться с отцом Павлом, в адрес Екатерины II и вовсе звучали такие эпитеты, от которых мальчик невольно краснел. Он уже в раннем возрасте понял, что оказался «между двух огней» — бабушкой и отцом, которые относились друг к другу более чем прохладно.

Наверное, многие дети в такой ситуации растерялись бы, но Александр, наоборот, с раннего детства научился сосуществовать с каждой из этих противоположностей. Бабушка видела в нём будущего достойного императора, отец же порой неосознанно ревновал сына к власти, которую тот мог заполучить. Мальчик, которому суждено было стать правителем Российской империи, понимал, что должен научиться вести сложную «игру», затеянную его родными. Каким же было детство Александра I? И почему историки считают, что у него было «раздвоение личности»?

«Портрет великого князя Александра I Павловича ребёнком» (фрагмент). Неизвестный художник. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Рождение наследника

23 декабря 1777 года в Петербурге случилось долгожданное событие – на свет появился первенец великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Фёдоровны. Императрица Екатерина II была счастлива – новорожденный малыш оказался мальчиком, а значит – наследником российского престола. С сыном у неё были далеко не самые тёплые отношения, а потому уже много лет государыня мечтала о появлении внука, которого можно было бы «воспитать императором».

«Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином» (фрагмент) Из книги «Трехсотлетие Дома Романовых. 1613 – 1913.»

По решению императрицы Екатерины мальчик был назван Александром – в честь святого покровителя Александра Невского. Примечательно, что имя это прежде почти не встречалось у представителей династии Романовых (так звали лишь умершего в раннем возрасте сына Петра I). У императрицы Екатерины был свой расчёт. В одном из писем барону Гримму она говорила, что в Александре Невском сочетались черты прекрасного воина, мудрого политика и праведного человека. Несомненно, всё это она желала видеть и в своём внуке. Екатерина писала:

«У господина Александра есть лишь один выбор, и от его личных дарований зависит, на какую он вступит стезю — святости или героизма».

Сохранилось немало писем, в которых Екатерина II, отвлекаясь от управления великой империей, подробно рассказывает, как пеленают и во что одевают младенца, как он кушает, как растет.

«Он не знает простуды, он упитан, велик, здоров и очень весел, не имеет еще ни одного зуба…» — характерный отрывок из письма счастливой бабушки.

Уже в четыре года под влиянием Екатерины Александр научился читать и всю дальнейшую жизнь читал много. Одной из любимых игрушек стал глобус, подаренный бабушкой.

«На днях он узнал про Александра Македонского, он попросил лично с ним познакомиться и совсем огорчился, узнав, что его уже нет в живых…» — с умилением писала она о пятилетнем внуке.

«Портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича» (фрагмент). Художник Ричард Бромптон. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Любимец бабушки

Да, бабушка действительно взяла внука под своё могучее царственное покровительство. А что же родители Александра? Они оказались в стороне от воспитания сына. Спустя 23 года императрица Екатерина II повторила поступок императрицы Елизаветы Петровны, отобравшей сына у самой Екатерины. Всю свою материнскую любовь, которая прежде так и не нашла выхода, императрица направила на внука. Она считала, что родители не смогут «создать» из Александра достойного будущего правителя.

«Портрет великого князя Александра Павловича в детстве» (фрагмент).Художник Дмитрий Левицкий.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Многие черты характера великого князя формировались именно под влиянием венценосной бабушки. Он жил рядом с ней в Царском Селе, вдалеке от родителей, которые почти не появлялись при дворе. Будущий царь Александр свободно владел немецким, французским и английским языками. Вполне серьезно его учили географии, истории, математике. Знаменитый Царскосельский лицей — это попытка Александра I воспроизвести и воплотить для многих своё детское образование.

Ласковый, нежный и добрый, Александр вызывал восхищение императрицы, которая признавалась, что получает огромное удовольствие от общения с внуком. «Он – наследство, которое я оставлю России», — как-то раз произнесла Екатерина, и уже тогда придворные начали поговаривать, что государыня хочет назначить своим преемником и наследником престола именно внука – в обход сына.

«Портрет великого князя Александра Павловича».Художник Жан Луи Вуаль Эрмитаж, Санкт-Петербург

Воспитание будущего монарха

 Александр Павлович тем временем рос в атмосфере возвышенной и интеллектуальной. Ему нравилось учиться, он интересовался всем новым, разделял либеральные идеи императрицы, не тяготился длительной и серьёзной работой. Его наставником и главным воспитателем стал швейцарец Фредерик Лагарп. Впоследствии, уже став императором, Александр I говорил:

«Всем, чем я являюсь, я обязан швейцарцу».

Фредерик Сезар Лагарп

Фредерик Сезар Лагарп (фр. Frédéric-César Laharpe; 1754 —  1838) — швейцарский генерал и государственный деятель, в русской истории известен как учитель и воспитатель цесаревича Александра I и его брата цесаревича Константина, стремился привить ему идеалы Жан-Жака Руссо.

Жан-Жак Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства.

Руссо полагал, что государство возникает в результате общественного договора.

Согласно общественному договору, верховная власть в государстве принадлежит всему народу.
Жан-Жак Руссо решил проблему средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, признал возможность законодательного решения проблемы социального неравенства в обществе.
Не без влияния идей Жан-Жака Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.

Фредерик Сезар Лагарп

В одной из своих записок императрице Лагарп изложил собственное видение воспитания будущего монарха. Человек просвещённый и умный, он подчёркивал:

«Он должен… знать преподаваемые ему предметы настолько, чтобы понимать их настоящую цену и иметь ясное сознание обязанностей, лежащих на монархе, в руках которого счастье и несчастье многих миллионов».

Это письмо Екатерине очень понравилось, и она всячески поддерживала швейцарца в его устремлениях. Во многом именно воспитание Лагарпа определило поведение Александра. Так, например, воспитатель заявлял, что у монарха не может быть близких друзей, так как чувство привязанности оборачивается во зло для приближённых. Уже с ранних лет Александр понимал, в какой сложной «большой игре» он оказался, являясь одной из ключевых фигур. И старался соответствовать высокому статусу.

Вспоминают и другого воспитателя Александра — боевого генерала Николая Салтыкова, ветерана многих битв с пруссаками и турками. Александр сохранит с Салтыковым уважительные и доверительные отношения на всю жизнь — в годы борьбы с Наполеоном именно бывший его воспитатель Салтыков возглавлял самые высшие органы Российской империи, Комитет министров и Государственный совет.

«Портрет великих князей Александра и Константина Павловича» (фрагмент). Художник Иоганн Баптист Лампи Старший Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали хорошенькой куклы…» — как-то писала Екатерина II о подрастающем внуке.

Вот уж чем-чем, а куклой Александр Павлович действительно не стал. Скорее, вырос прирожденным кукловодом — способным и к интеллектуальному убеждению, и к тонкой интриге, и к жесткому, даже жестокому давлению.

В детские годы в будущем императоре проявилось примечательное качество характера. Вынужденный периодически общаться с отцом и много времени проводить с бабушкой, он научился менять обличья, стараясь каждому из родственников дать то, что тот хочет в нём видеть. Александр смог сохранить любовь императрицы и расположение Павла Петровича, в таком «раздвоении личности» научившись лицемерить и притворяться. Но главное – в ту пору он усвоил один из самых главных уроков для будущего правителя.

Император Александр на личном опыте убедился, как важно прятать свои истинные глубинные чувства и намерения под маской очаровательной внешней любезности. В дальнейшем, став императором, он так и оставался загадкой даже для самых близких людей. Недаром Пушкин писал о нём:

«К противочувствиям привычен,
в лице и жизни арлекин».

«Гений Александра I», художница Элизабет Виже-Лебрён. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1795 году 40-летняя французская художница Элизабет Лебрен по совету знакомых приехала в Россию, где прожила 6 лет. В своих «Воспоминаниях» Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842) достаточно подробно описала своё прибытие в столицу Российской империи. Несмотря на пасмурную, туманную погоду, архитектура Санкт-Петербурга предстала перед ней во всей красе. Вид величественных зданий, гранитных набережных, многочисленных судов на Неве произвели на нее неизгладимое впечатление.

Госпожа Либрен была лично знакома с августейшим семейством императрицы Екатерины II, её сыном Павлом I и внуком цесаревичем Александром I.
Французская художница рассказала в «Воспоминаниях» и о своём знакомстве с 18-летним цесаревичем Александром I, которому она пожаловалась на главную национальную проблему России, – плохие дороги. В ответ юный цесаревич обещал исправить эту проблему и сделал ей множество комплиментов, которые, очевидно, вдохновили художницу на написание его портрета под названием «Гений Александра I».

Как император Александр I преобразил Россию

Как император Александр I преобразил Россию
Создатели Бурана и Шатла учились в одной русской школе

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*