Среда , 17 Июль 2024
Домой / Русский след в мире / Создатели Бурана и Шатла учились в одной русской школе

Создатели Бурана и Шатла учились в одной русской школе

В стенах школы №1 города Торопец Тверской области  России были заложены основы прорывных открытий в авиакосмической отрасли и Советского Союза, и США. Здесь учились главный конструктор «Бурана» Юрий Семенов, и главный конструктор один из разработчиков пилотируемых космических кораблей многоразового использования «Шаттл» Поль Лоренс (в России его звали Севир Богданов).

Юрий Павлович Семенов – президент и генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени Сергея Павловича Королева, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии наук. Юрий Семёнов выдающийся советский и российский учёный – настоящий продолжатель дела академика Королева, в городе Королеве он стал почётным гражданином. На счету Юрия Семёнова многочисленные военные разработки, он возглавлял разработку космических кораблей серий «Союз», «Прогресс», орбитальных станций «Салют», научно-исследовательского комплекса «Мир»; был руководителем разработки и реализации национальных и международных программ пилотируемых космических полётов на космических кораблях «Союз» и орбитальных станциях «Салют», «Мир».

Возможно, так же могла сложиться и судьба его ровесника Севира Богданова, родившегося в 1931 году в городе Торопец и учившегося тоже в школе №1. Детство Севира пришлось на Великую Отечественную войну. Когда в город вошли немцы, Севира и его маму угнали на работы в Германию, не выдержав таких испытаний, мама умерла, а юноша в 1945 году оказался в американской оккупационной зоне.

Севир сообщил представителям властей США о том, что в концлагере среди заключённых находились более ста — американских офицеров, они стали ему доверять. Американские солдаты посоветовали 14-летнему парню не возвращаться домой, убедив, что там его ждёт другой плен и другая тюрьма. Севир послушал совета американцев и с другими освобождёнными из плена уехал в США. Там он сменил имя на Поль Лоренс.

В США Севир Богданов, ставший Полем Лоренсом, получил отличное образование и молодого 27-летнего специалиста приняли на работу в НАСА.

В 1958 году в США образовалась новое независимое агентство НАСА – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (англ. National Aeronautics and Space Administration), относящееся к федеральному правительству США и подчиняющееся президенту США. НАСА осуществляет гражданскую космическую программу страны, а также научные исследования воздушного и космического пространств и научно-технологические исследования в области авиации, воздухоплавания и космонавтики (астронавтики).

С момента своего создания НАСА возглавляет большинство американских инициатив по исследованию космоса, чтобы придать политике США по развитию космоса отчётливо гражданскую направленность с упором на мирное применение в космической науке. Хотя новое федеральное агентство занимается невоенной космической деятельностью, в феврале 1958 года было создано Управление перспективных исследовательских проектов для разработки космических технологий для военного применения. НАСА имело 8000 сотрудников, годовой бюджет в 100 миллионов долларов США. Элементы Армейского агентства по баллистическим ракетам и Военно-морской исследовательской лаборатории США были включены в состав НАСА. В декабре 1958 года НАСА получило контроль над Лабораторией реактивного движения, подрядчиком Калифорнийского технологического института.

Поль Лоренс оказался весьма перспективным авиационным инженером, специалистом по металловедению. Именно он в команде с сильнейшими инженерами занимался разработками наиболее прочных сплавов для оболочки пилотируемых космических кораблей многоразового использования «Шаттл» (англ. Space shuttle — космический челнок).

Шаттл запускался в космос с помощью собственных ракетных двигателей и твердотопливных ускорителей, осуществлял манёвры на орбите как космический корабль и возвращался на Землю как самолёт. Подразумевалось, что шаттлы будут сновать, как челноки, между околоземной орбитой и Землёй, доставляя полезные грузы в обоих направлениях. При разработке предусматривалось, что каждый из шаттлов должен был до 100 раз стартовать в космос. На практике же всего осуществлено 135 стартов шаттла. В ходе программы в катастрофах погибли 2 корабля шаттл и 14 астронавтов.


Катастрофа «Челленджера» 28 января 1986 года

Будучи высококлассным специалистом, Севир вовремя предугадал возможную трагедию при запуске известного корабля «Челленджер» 28 января 1986 года. Он пытался убедить руководство, что применённый металл не выдержит нагрузки. Его не послушали. В январе 1986 года на 73 секунде полёта «Челленджер» буквально развалился на глазах у всего мира прямо в воздухе. Погибли семь членов экипажа. После трагедии Севир — Поль стал весьма популярен у американских СМИ, как человек предвидевший крушение шаттла. Однако сам он воспринял случившееся, как личную трагедию, и в 55 лет он ушёл из корпорации НАСА.

Остаток жизни Поль провёл в безвестности, однако, чем ближе становилась старость, тем больше он тосковал по русской земле, которую покинул не по своей воле много лет назад. Торопец — один из древнейших городов Тверской области, впервые упоминается в 1074 году. Центр древнего города — это настоящий исторический музей древнерусской архитектуры под открытым небом. Родину никогда невозможно забыть! Однажды Поль вдруг прислал письмо в Торопец, в свою школу:

«Я уже немолодой человек. И у меня есть большая мечта: приехать и посидеть за партой в родной школе».

На письмо ответила местная журналистка Галина Церникель. Они очень долго переписывались, и в какой-то момент Севир — Поль пригласил Галину в Америку. Она полетела просто погостить, а осталась там на десять лет, став женой русского американца. В своих воспоминаниях Галина Церникель позже напишет:

«Он мечтал вернуться в Торопец. Говорил: «Приеду в Торопец, опущусь на колени, поцелую землю».

В последние годы жизни Севир Богданов тяжело болел. Он постоянно просил отвезти его в Россию, но врачи говорили, что он не выдержит дальней поездки. Живым вернуться он так и не успел. Русский изобретатель американских ракет умер осенью 2009 года на 87 году жизни. Его заветное желание исполнила жена Галина Церникель. Она привезла прах мужа в Торопец, где его похоронили на Вознесенском кладбище.

По иронии судьбы в этом же городе, в этой же школе учился и другой талантливый паренёк Юрий Семенов, на четыре года младше Севира Богданова. Сейчас уже никто не помнит, были мальчишки знакомы или нет. Севира с мамой угоняли в Германию, семью Юрия в 1941 году эвакуировали за Урал. Спустя много лет Юрий Семенов стал президентом и генеральным конструктором ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королева, главным конструктором русского космического челнока «Буран».

Такое вот совпадение. Получается, что два мощнейших космических корабля-конкурента, «Шаттл» и «Буран», стартовали из одной точки – провинциального русского городка Торопец.

Детство и юность императора Александра I
Корнет Оболенский

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*