Пятница , 29 Март 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Древние традиции гостеприимства

Древние традиции гостеприимства

На  заре человеческой цивилизации появилось понятие гостеприимство. Греческое слово Филоксения — φιλοξενια (греч. φίλος — друг; xenos иностранец, гость, незнакомец; лат. Philoxenia), буквально переводится, как «друг незнакомца», широко воспринимается, как синоним слова  гостеприимства….

Для греков понятие Филоксения — φιλοξενια намного глубже, чем просто гостеприимство. Это неписанный закон культуры общества, призванный показывать вежливость и щедрость по отношению к незнакомцам.

Греки чрезвычайно щедры, когда приглашают гостей в свой дом или когда сами приходят в гости. В греческих деревнях нет ничего необычного в том, чтобы жители деревни вдруг появлялись у двери иностранца, или даже временного жильца, арендующего комнату, с полным пакетом свежих помидоров, или даже с бутылкой местного оливкового масла.

Филоксения, или гостеприимство в современном греческом обществе может быть такой же простой и обыденной традицией, как доброе слово, улыбка, помощь застрявшему автомобилисту, покупка еды для бездомного или открытие дверей своего дома друзьям, соседям и путешественникам.

Зевс Гостеприимный — Zeus Xenios (греч. Ο Δίας ξένιος) 

Гостеприимство, как правило древнегреческой культурное берёт своё начало в Древней Элладе. Один из эпитетов древнегреческого бога Зевса — Ксенос (греч. Ξένιος — гостеприимный) — поскольку Zeus Xenios (греч. Ο Δίας ξένιος) был защитником всех путешественников. Таким образом, Зевс воплотил в жизнь простых греков религиозное обязательство быть гостеприимным ко всем путникам, нуждающимся в еде и ночлеге.

Римский поэт Овидий в 8 веке н.э. написал прекрасную историю, описывающую священные отношения гостеприимства между хозяином и гостем, воплощённые в древнегреческую традицию.

Однажды древнегреческие боги Зевс и Гермес, одетые, как бедные путешественники, пришли в деревню в поисках убежища на ночь. Бедная пожилая пара — Бауцис (греч.Μπάουκς) и Филимона (греч. Φιλήμονα) впустили их в свой дом и приветствовали, как гостей, они щедро подавали им еду и вино.

После многократного наполнения чаш вином для своих гостей хозяин Бауцис вдруг заметил, что винный кувшин по-прежнему полон. Филимона тоже поняла, что гости, пришедшие в их дом, на самом деле были богами, спустившимися с небес. Она предложила мужу убить их единственного гуся, чтобы накормить гостей. Тронутый этим жестом гостеприимства, Зевс вознаградил их щедрость, превратив скромный деревенский дом в красивый каменный храм. Супруги, принявшие Зевса в своём доме, стали хранителями храма Зевса, а после смерти они превратились деревья, охраняя двери храма с каждой стороны.

За шесть тысяч лет в легендарной истории Чёрного моря известно несколько его названий. Наше море называли Понт Аксинский — Негостеприимное море, Понт Эвксинский — море Гостеприимное,  Скифское море, Киммерийское море, Понт Эвксинским, море Русское, Синее, Святое море, а теперь оно известно, как Чёрное море. 

Троянская война

Согласно легенде, даже событие, столь же важное, как Троянская война, началось из-за нарушения гостя правил гостеприимства (Xenios — ксении). Троянский принц Парис был гостем царя Спарты Менелая, но он похитил жену Менелая, Елену Прекрасную.

И Одиссея, и Илиада (др.-греч. Ἰλιάς) заполнены эпизодами, в которых правила гостеприимства либо почитаются, либо игнорируются, и за нарушение этих правил следует неизбежное наказание. Например, когда Одиссей попадает на остров циклопов, обращение циклопа с Одиссеем и его командой является нарушением обычаев гостеприимства. Циклоп наказан за свою агрессию. Хитроумный Одиссей ослепил жестокого «хозяина» пещеры и спасся бегством.

Одиссей под брюхом барана бежит из пещеры Циклопа — 500 г. до н.э. Пелика

В другой истории жена Одиссея Пенелопа вынуждена была, согласно правилам и древним обычаям гостеприимства кормить, поить и развлекать целую компанию гостей, претендующих на её руку женихов. Гости не только ведут себя неподобающим образом, но их поведение и требования становятся грубыми, назойливыми и обременительными для хозяйки дома. Гости-женихи вели себя, как неблагодарные и невежливые гости, в полной уверенности, что сам хозяин дома Одиссей погиб в дальних краях, и не может защитить свою жену Пенелопу. Заключительная сцена описывает, как тайно вернувшийся в свой дом Одиссей, жестоко расправляется с обнаглевшими женихами и изгоняет их из своего дома. Эту сцену возмездия над непрошеными гостям за их неподобающее поведение, можно рассматривать как наказание за вопиющее злоупотребление традициями гостеприимством, и его важнейших правил и предписаний.

Основные причины возникновения традиции гостеприимства. 

Есть много причин, почему гостеприимство было более распространенным обычаем в те давние времена.

Путешествия во времена Гомера были гораздо более длительными и лишёнными всякого комфорта, чем в наше время. Из-за того что путешественник проводил многие дни и ночи вдали от дом,  в незнакомых местах, где не было ночлега, не было отелей и гостиниц, в которых путешественник мог заплатить и остаться на ночь.

Путешественникам приходилось полагаться на гостеприимство добрых людей, которые дадут им кров для защиты от непогоды и воров, поделятся с гостями едой и питьём. Однако была и плата за это гостеприимство в виде преподнесения подарков хозяевам дома.

Другой возможной причиной античного гостеприимства был тот факт, что не было стран достаточно безопасных для путешествия, поэтому без такой доброй традиции гостеприимства со стороны местных жителей, было бы просто невозможно путешествовать по чужеземным территориям. На дорогах путешественников и купцов поджидало много опасностей, в безлюдных местах очень часто они могли быть захвачены и даже убиты разбойниками.

Ещё одно возможное объяснение обычая гостеприимства состоит в том, что греки считали, что сами боги хотели, чтобы простые люди проявляли гостеприимство по отношению к незнакомцам, стучащим в дверь, и просящим крова и еды. Считалось также, что отказ путнику в еде и ночлеге, то есть не предоставление услуг гостеприимства, приведёт к наказанию хозяев дома от богов.

Наконец, гостеприимство в античные времена могло быть проводником известия о доброте и гостеприимстве жителей деревни или города, послужит доказательством состоятельности горожан и принесёт им славу и почёт.

В древней Греции священный огонь домашнего очага, был под покровительством богини Гестии (у римлян Веста) От вечного огня богини Гестии  жители древнегреческого города зажигали огонь в своих очагах, именно священный огонь богини Гестии был первым Гостем в каждом доме. (по англ. – Гест- Guest-гость)

От слова «гость» и происходит слово «гостиница» (англ. hotel),  «гостеприимство» (англ.- hospitality), гостинец. Если в дом пришёл гость, значит это покровительница домашнего очага богиня Гестия привела его к вашему огню.

Хозяин дома ценится не своим богатством, а гостеприимством.

С древних времён повелось на Руси и почтительное отношение к гостю потому, что он зашёл «на огонёк» — свет божества в доме, зажжённый от священного и всегда почитаемого огня языческого или церковного алтаря.

 Гость в дом, а бог в доме — так в русской пословице отразились слова Христа: «Я был странником и вы приютили меня».  Христос, проповедуя, много странствовал. Порой он не знал, где приклонит главу.  Новый завет хвалит гостеприимство.

«Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам», – пишет Апостол Павел

В Священном Писании много упоминаний о   посещениях праведников ангелами, святыми, обычными людьми. Порой эти события становились судьбоносными.

В Ветхом завете есть сюжет о приходе ангелов и Творца к Аврааму, а затем ангелов к Лоту. Для Авраама эти три мужа, были как три обычных странника. Тем не менее, Авраам зазывает их к себе и делает это с радостью, а угощение готовит быстро.

– Не пройдите мимо, – просит  Авраам: «И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели».

Затем два ангела отправились дальше, а один остался и беседовал с Авраамом, это и был Господь. Аврааму небесные гости пообещали сына и бесчисленное потомство в грядущих веках. В беседе с Господом Авраам попробовал отстоять жителей  Содома и Гоморры, умоляя пощадить города ради небольшого числа праведников, сначала ради пятидесяти, потом ради сорока пяти, тридцати, двадцати, десяти.

Господь пообещал пощадить горожан ради десяти праведников, но даже десяти благочестивых людей в Содоме (греч. Σόδομα — «горящий») и Гоморре не нашлось.

Когда ангелы подошли к воротам Содома, там сидел Лот – племянник Авраама. Он стал настойчиво приглашать к себе путников. Те поначалу отказывались, поясняя, что заночуют на улице, но Лот не отступал. Мы можем догадываться, что он пытался скрыть незнакомцев от порочных горожан. Впрочем, те всё равно явились к дому, где проживало семейство Лота:

«Ещё не легли они спать, как городские жители, содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их».

По древним законам гостеприимства хозяин должен защищать своих гостей любой ценой. Несчастный Лот предлагает горожанам своих дочерей, но девушки содомян не интересуют, они обещают поступить с Лотом ещё хуже, чем с его гостями. В итоге ангелы поражают наглецов слепотой, выводят Лота и его дочерей за пределы города. А на Содом и Гоморру обрушиваются огонь и сера.

Можно сделать вывод, что не только разврат стал причиной гибели жителей Содома и Гоморры, но и бесчеловечное отношение к путникам.

«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». (Бытие, 18)

В Библии мы видим наглядные примеры, как следует защищать своих гостей и как не следует поступать с доверившимися нам людьми.

Хлебосольная Русь

У каждого народа бытовали свои обычаи гостеприимства – кто-то дарил любую вещь, которая приглянется гостю, кто-то предлагал на ночь свою жену.

Русский народ в гостеприимстве избегал крайностей и проявлял искреннюю щедрость, руководствуясь верой и обычаем.

– Добро пожаловать! Милости просим! – Такими словами, с поклонами встречали гостя. Тот, войдя, крестился на иконы. Потом хозяйка предлагала ему выпить чарочку вина, гость выпивал, целовал хозяйку. Его приглашали в Красный угол. Там, под иконостасом, было самое почётное место. Поначалу предлагали отведать хлеба и соли, это было символическое действо, поскольку на Руси всегда чтили хлеб и ценили соль. Но позже фраза: «Отведайте наши хлеб да соль» стала символизировать весь ритуал угощения.

Хозяйка с дочерьми или служанки накрывали на стол. Помолясь, трапезу начинали с пирогов, затем вкушали рыбные и мясные блюда – «жаркое», а завершали «ушным» – так именовали супы. Если гость приехал издалека, от него ждали вестей о том, что творится на белом свете.  Предлагали гостю попариться в баньке. Провожали гостя добрыми напутствиями: «Поезжайте с Богом!», «Храни вас Господь!».

Известно, что иностранцы всех времён и народов упорно пытаются разгадать тайну «загадочной русской души».

Элизабет Виже-Лебрен «Автопортрет в соломенной шляпке

Французская художница Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842) в 1795 году по совету знакомых приехала в Россию, где прожила 6 лет. Госпожа Либрен была лично знакома с тремя императорскими особами – Екатериной II, Павлом I и 18-летним цесаревичем Александром I. В своих «Воспоминаниях» Элизабет Виже-Лебрен достаточно подробно описала своё впечатление о Санкт-Петербурге и о русских традициях, удивлявших её. Француженка не старалась постичь национальные особенности русского характера, а просто запечатлела их на страницах своих «Воспоминаний» и лишь изредка позволяла себе удивленные замечания по тому или иному поводу. Какие же черты характера нашего народа врезались в память знаменитой французской художницы? В первую очередь, – хлебосольство и гостеприимство.

Госпожа Лебрен была немало изумлена тем, что многие русские вельможи держат открытый стол на 25-30 персон как для своих знакомых, так и для иностранцев. По словам художницы, любой человек представленный русскому вельможе мог в любое время отлично пообедать в его доме, как знакомец. Француженка так и не смогла привыкнуть к частым застольям столичной знати и всячески от уклонялась от приглашений на обед под предлогом работы, а у неё действительно было много заказов, так как все придворные дамы заказывали у Элизабет Виже-Лебрен свой портрет.

Каково же было удивление художницы, когда она узнала, что и в российской глубинке царят такие же порядки! Сама она не разъезжала по провинциям, но знала несколько иностранцев, которые путешествовали по России продолжительное время, и местные помещики и крестьяне радушно и гостеприимно принимали их– то есть поили, кормили и давали ночлег, и всё это совершенно бесплатно! Элизабет Виже-Лебрен сравнила такой патриархальный уклад общества России с золотым веком. Видимо, по сравнению с революционной и коммерческой Францией наша страна казалась ей «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья».

Гостям стол, а коням столб (для привязи).

С древних времён повелось на Руси и почтительное отношение к гостю потому, что он зашёл «на огонёк» — свет божества в доме, зажжённый от священного и всегда почитаемого огня языческого или церковного алтаря.

В  далеком прошлом появились прообразы первых гостиниц, которые располагались на перекрёстках торговых и караванных путей из одной страны в другую, на дорогах, ведущих из одного города в другой.

Торговые люди, гонцы, курьеры, путешественники, государственные служащие останавливались на ночлег в постоялых дворах, расположенных на расстоянии одного конного перехода, их называли ямами, отсюда происходит слово «ямщик». На постоялом дворе путник находил убежище для отдыха, горячую пищу для себя и корм для своих лошадей. В XV веке создана Государева Ямская (курьерская) служба, обеспечивавшая быструю доставку груза и курьера, предоставляя ямщикам «свежих» лошадей.

С появлением христианства на Руси и в Европе монастыри предоставляли бесплатные приюты путешественникам, паломникам, священникам, путешествующим по святым местам, а церкви и соборы служили убежищем для страждущих.

Этимология слов: гость, гостиница и господин

Египетская жрица Меретитис и певец Кахай
Античная игра в кости

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*