Суббота , 27 Апрель 2024
Домой / Новое время в истории / Царскосельская карусель

Царскосельская карусель

Немного истории — как известно, рыцарские турниры были одним из главных развлечений знати средневековья. Сначала они проводились боевым оружием, потом было разработано специальное облегченное турнирное, придуманы строгие правила и порядки и все бы было ничего, но в 1559 г. на одном из рыцарских турниров погиб король Генрих II — щепка от турнирного копья сквозь щель в шлеме попала ему точно в глаз. Он мучительно умирал в течение 10 дней и после смерти его супруга Екатерина Медичи турниры запретила.

На смену рыцарским турнирам в XVII веке пришли карусели (фр. carousel, от латин. carrus, ит. carrosello = carro   «колесница» и sello «седло») обозначало военный парад, красочное показательное выступление конницы, театрализованные конные представления, двигавшихся по кругу в колесницах и верхом. Такие развлечения получили распространение в Европе в XVII веке у знатного дворянства. Состязание начиналось торжественным выездом участников, одетых в исторические костюмы, затем конные рыцари, разбившись на четверки и двигаясь по кругу, исполняли сложные упражнения по конной выездке, конные балеты, называемые… «кадрили». Обязательным элементом такого праздника были рыцарские игрыбои на копьях, деревянных палицах, метание дротиков,стредьба из лука, рассечение чучела мечом, саблей и другие состязания — без настоящих поединков.

Самую грандиозную карусель устроил в Париже, в парке Тюильри французский король Людовик XIV в 1662 г.  называлась она «Карусель Вселенной» и на память об этом действе на месте её проведения до сих пор существует известная всем… площадь Карусель.

Екатерина Великая в мундире Преображенского полка

Рыцарь. Немецкое — Ritter (рыцарь, по звучанию сближено с «царь», укр. ли́цар) калькирует франц. сhеvаliеr «рыцарь». Древнерусское «рыцерь» употребляется впервые в одной из грамот, датированной 1388 г. (Срезн. III, 212), рыцерство (XVII в.). Старославянская форма рицѣрь, рицерь, образованная от нем. ritter, не закрепилась в языке.
  Заимствовано из польск. rусеrz , др.-чеш. rytieř, чеш. rytíř от ср.верх.-нем. ritter и сближено с царь
Широкое распространение слово получило лишь в XVII–XVIII вв. с появлением рыцарства и рыцарей. Его первоначальное значение — «конный воин из дворян в Западной Европе, носивший тяжелое вооружение и отличающийся неустрашимостью, высокими воинскими идеалами, поклонением женщине»

В Россию традиция таких праздников пришла в XVIII веке. Как говорится, «мы не привыкли отступать» и первая рыцарская карусель в России была проведена при дворе императрицы Екатерины II 27 июня 1766 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге с явным намерением превзойти по пышности представления французскую. При подготовке рыцарской карусели провели соревнования и среди женщин — по выездке, стрельбе из лука.

1766 г. граф Григорий Орлов в римском костюме.

ОПИСАНИЕ КАРРУСЕЛЯ,
бывшего в Санкт-Петербурге 16 июня и 11 июля 1766 года.

Сего месяца 16 числа был Каррусель перед зимним Ее Императорского Величества домом в нарочно построенном амфитеатре. Оное действие происходило при высочайшем присутствии Ее Императорского Величества нашей всемилостивейшей Государыни, и Его Императорского Высочества Государя Цесаревича и при многочисленном собрании всей публики, в таком великолепии, богатстве и вкусе, каковых зрители не ожидали. Когда ещё в прошедшем году обнародовано было, что оному карруселю быть должно того же года в июне месяце, и все уже было готово, но за худою погодою отсрочено до сего времени; то натурально всяк судил, что по краткости времени хотя и увидит нечто новое и немалым иждивением устроенное, думать однако ж не мог, чтоб представлено было сие в России так как небывалое действие, в столь великой огромности возвышенной разумным вкусом пристойных нарядов. Благородство оного без сомнения требовало по приличности особливого великолепия; но сверх чаяния все зрители увидели проливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных каменьях и всякого рода Кавалерских и конных золотых и серебряных уборах, в древности Российских сокровищ всегда сохраняемых, а к сим увидено было богатство новых украшений и искусство в изобретениях, которыми четыре кадрилии были различены. Каждая представляла нам народ свой в той степени, в которой старые и новые писатели упоминают их славнейшие ополчения. Сие величественное представление действуемое знаменитым проворством выбравшихся Кавалеров, сколь много ни восхищало дух благородных зрителей и удивляло весь народ великолепием, но не меньше вело его на ту же цель нежностью и приятством, когда все увидели в таком же ополчении и с такими же Кавалерскими доспехами Дам благородных в брони военной на колесницах по древнему обыкновению каждого народа устроенных, которые богатством и аллегорическими фигурами, а притом и хитростью художников воображали зрителям дух победоносия. Одеяние Кавалеров богато блистало драгоценными каменьями, но на Дамских уборах сокровища явились неисчетные: словом, публика увидела брильянтов и других родов каменьев на цену многих миллионов.

1766 г. парные портреты братьев Орловых. Алексей Орлов в турецком костюме

Кадрилия Славенская представляла древность своего народа всегда храбро воюющего и изобилие тех богатств, которые Север раздаст в другие части света; а кадрилия Римская изображала живо древнюю гордость и величество сих победителей, и неисчерпаемое изобилие богатства, которым от добычи побежденных сей народ в свете возвысился.

Кадрилия Индийская одета была во всем том, что свойственно их вкусу и подземному в натуре его богатству. А в кадрилии Турецкой украшение состояло в таком наряде, каковое кажется видеть только должно в натуре сего ныне народа и его природной осанке, когда он образ тщеславия показать стремится. Словом: в явлении и действии сего карруселя, публика увидела нечаянно то, чего она прежде в мысли представить себе не могла.

И сие было такое зрелище, которое к достопамятству на будущие времена, всеконечно описать надлежит особливою книгою, дабы вкус и увеселения нынешнего века в царствие нашей премудрой Монархини, в которых полезное с приятным столь тесно, разумно и величественно соединено, известны остались отдаленным потомкам, что и исполнено будет; а ныне в приложении к сим газетам дается только простое и краткое описание порядка, в котором сие действие происходило.

1766 г. Портрет графини Анны Петровны Шереметевой (1744 — 1768).

На портрете графиня Анна Петровна Шереметева изображена в костюме древнеримской богини войны Беллоны, спутницы Марса, дочери верховных богов Юпитера и Юноны. Этот наряд был подготовлен для первой русской придворной карусели, состоявшейся 16 июня 1766 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Декорации и амфитеатр для этого зрелища создал знаменитый архитектор Антонио Ринальди. Карусель напоминала одновременно о рыцарских турнирах и о спортивных состязаниях: участники, демонстрируя ловкость и удаль, метали копья и дротики, срубали головы чучелам и стреляли в них из пистолетов. В парадном шествии было четыре кадрили: славянская, римская, индийская и турецкая — с всадниками — «рыцарями», колесницами с дамами и кавалерами-возницами в нарядах, соответствующих названию кадрили. Участниками были исключительно высокопоставленные придворные.

Императрица Екатерина II с наследником, великим князем Павлом Петровичем, любовались происходящим из ложи амфитеатра, а затем награждали победителей дорогими призами. Зрелище так понравилось императрице, что его повторили месяц спустя.

Графиня Наталья Петровна Чернышева- 1766

Победительницей соревнования в выездке, стрельбе из лука среди женщин стала дочь графа Чернышова Наталья Петровна, ставшая в будущем прототипом пушкинской Пиковой дамы.

Фелдмаршал Граф Фон Минних со всеми Судьями, выступив из Конференц-Залы обратился к меньшой дочери Его Сиятельства Действительного Тайного Советника, Сенатора, Камергера и разных орденов Кавалера, Графа Петра Григорьевича Чернышева, Графине Наталье Петровне, приветствуя ей следующими словами:

«Государыня моя! Вы та персона, которой я уполномочен от Её Императорского Величества вручить первый прейс выигранной Вашим приятнейшим проворством. Будучи исполиен почтения и удивления, Вам предпочтительно, Государыня моя, приношу покорнейшее мое поздравление в сей отличности, и в том что сверх оной принадлежит Вам ещё право раздать прекрасными Вашими руками прейсы всем Дамам и Кавалерам, которые они заслужили.»

По сем приветствии вручил он первый прейс Графине Наталье Петровне Чернышевой, состоящий в пребогатой брильянтовой тресиле, а она получив стала по правую руку главного Судьи и раздавала, как Дамам так Кавалерам конным и кавалерам Возницам прочие прейсы.

Александра Фёдоровна («Белая роза») и её отец король Пруссии Фридрих Вильгельм

Волшебство Белой розы

Летом 1829 года в Германии был дан большой праздник в честь русской императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I (1817-1855 гг.). Императрица Александра Фёдоровна, урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская (1798 — 1860), дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (1797 —1840). Любящий отец устроил это торжество 13 июня 1829 г. в день рождения своей дочери.

Празднество носило звучное название «Волшебство Белой розы» и проходило в потсдамском парке Сан-Суси, выдающемся памятнике архитектуры и садово-паркового искусства XVIII века.

Праздник представлял собой костюмированный рыцарский турнир. На выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Историческом музее представлен альбом «Описание праздника «Волшебство Белой розы», данного в Потсдаме 13 июля 1829 г. ко дню рождения её величества императрицы России».

Иллюстрации альбома демонстрируют главные сцены этого торжества, задуманного как средневековый рыцарский турнир. Праздник открывался десятью кадрилями — своеобразным парадом рыцарей, во время которого участники демонстрировали свои доспехи и наряды, созданные специально для этого события.

Наградной знак «ордена Розы». И Хоссауэр по эскизу императрицы Александры Федоровны. Берлин, 1829 г.

Дамы тоже принимали участие в торжестве, были облачены в стилизованные под средневековье платья и украсили себя белыми розами. Неслучайно этот цветок стал символом праздника — белая роза была любимым цветком и эмблемой Александры Федоровны.

Сама же российская императрица Александра Фёдоровна во время праздника была провозглашена королевой турнира и была облачена в платье, расшитое жемчугом и бриллиантами.

Рыцари, участвовавшие в турнире во время праздника «Волшебство Белой розы», получили особые знаки отличия — наградной знак «Орден Розы». Для этого Александра Федоровна заказала придворному ювелиру прусского короля И. Хоссауэру 127 экземпляров «ордена Розы» и собственноручно набросала его эскиз. Носить серебряную награду следовало на шее на белой шёлковой ленте.

1829 г. Портрет короля Вильгельма Прусского в турнирном костюме. Ф. Крюгер.

Еще один памятник, который погружает нас в атмосферу этого торжества, представляет собой портрет принца Вильгельма Прусского. Он изображен в рыцарском облачении, изготовленном специально для праздника «Волшебство Белой розы». На щите короля Вильгельма Прусского на голубом фоне изображён меч с золотой рукоятью и девиз «Gott mit uns» (C нами Бог). Свой портрет прусский король Вильгельм III подарил своей дочери Александре Федоровне на Рождество в 1830 г.

Лист из альбома «Описание праздника «Волшебство Белой розы», данного в Потсдаме 13 июля 1829 г. ко дню рождения её величества императрицы России».

Одним из центральных экспонатов выставки «Петергоф. Сокровища российской императрицы» является великолепный серебряный кубок, изготовленный в Берлине в 1830 г. Он был изготовлен по заказу герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого в память о «Волшебстве Белой розы». Драгоценный сувенир спроектирован архитектором Карлом Шинкелем и изготовлен в мастерской уже знакомого нам Хоссауэра. Поверхность кубка: его тулово, ножку и крышку, украшают 127 накладных эмалевых гербов по числу участников турнира. Венчает крышку серебряная роза. В июне 1830 года, спустя почти год после торжества, кубок был торжественно вручен Александре Федоровне.

Вероятно, и Александра Федоровна, и другие участники события, даже спустя годы продолжали вспоминать рыцарский турнир «Волшебство Белой розы». На выставке стоит обратить внимание на небольшое по размеру, но изящное и искусно выполненное изделие — серебряную розу в золоченом горшке. Это произведение ювелирного искусства, напоминавшее о празднике в Сан-Суси, было выполнено Хоссауэром в качестве подарка императрице ко дню ее рождения 13 июля (по старому стилю 1 июля) и одновременно к 35-летию супружества.

Особую популярность рыцарские карусели приобрели в эпоху императора Николая I, увлекавшегося рыцарской культурой. В 1842 году в Царском селе состоялась карусель по случаю 25-летия со дня бракосочетания императора Николая I и императрицы Александры Федоровны.  Император Николай I решил возобновить карусели в честь своей обожаемой супруги Александры Федоровны, имеющей романтическое прозвище Белая Роза. Как известно, венок белых роз, надетый на рыцарский меч стал гербом петергофской Александрии — резиденции императора.

Костюмированный праздник состоялся 23 мая 1842 года в Царском Селе и отличался необыкновенной пышностью. Все участники были одеты в подлинные доспехи XVI века из коллекции Николая I, а женские платья были сшиты по средневековым образцам.

«Карусель перед царскосельским Александровским дворцом». После 1842 г. Автор: Великая княжна Александра Николаевна

На картине показан весь стилизованный рыцарский кортеж, состоявший из шестнадцати пар дам и кавалеров. Наездники двигались по кругу и составляли различные танцевальные фигуры. В этой кавалькаде участвовала почти вся императорская семья.

Любительский характер живописи, а также тот факт, что картина происходит из собрания императрицы Александры Федоровны и, согласно архивным документам, имела прежде монограмму «АР», которую можно расшифровать как «Александра Романова», позволяет предположить, что её автор — великая княжна Александра Николаевна (1825–1844)

Литография «Царскосельская карусель». После 1843. Автор: Жан-Пьер-Мари Жазе. Гравюра выполнена в технике акватинты по живописному оригиналу Ораса Верне 1843 г., который хранится в Государственном музее-заповеднике «Царское Село». Государственный исторический музей

Император Николай I превратился в русского рыцаря, а его жена, императрица Александра Фёдоровна, в Прекрасную Даму.

На этом групповом портрете слева направо изображены цесаревич Александр Николаевич, император Николай I, императрица Александра Фёдоровна, великая княжна Александра Николаевна, великая княжна Ольга Николаевна, великий князь Константин Николаевич, супруг великой княжны Марии Николаевны герцог Максимилиан Лейхтенбергский ,

в костюмах пажей на переднем плане — великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич.

1 декабря 2015 г., в день 190-летия со дня воцарения на престоле императора Николая I в Павловской гимназии Санкт-Петербурга состоялось торжественное открытие копии картины французского художника Ораса Верне «Царскосельская карусель» в мае 1842 года.
Художественное полотно в течение трёх лет создавала профессиональная художница Елена Владимировна Петрусенко. Это третья монументальная картина, которую талантливая художница создала для гимназии. Размеры картины впечатляющий (3 м на 2,3 м).
На полотне изображены император Николай I и его семья во время костюмированного празднества в Александровском парке Царского Села. Костюмированная карусель была устроена в честь серебряной годовщины свадьбы императорской четы в 1842 г.
Деятельность императора Николая I связана с историей стен Павловской гимназии. В 1844 г. по указу Николая I для Павловского женского института началось строительство нового здания на улице Знаменской (ныне Восстания), в котором и располагается гимназия. Император, великолепно владевший точными науками, инженерным делом, вносил свои коррективы в чертежи здания.

На карусели император Николай I и цесаревич Александр Николаевич появились в латных доспехах первой четверти XVI века. Такой тип доспехов принято называть максимилиановским (нем. Maximiliansharnisch) или рифленым (нем. Riefelharnisch). Решение использовать настоящие рыцарские латы, а не бутафорские, отвечало вкусам государя-рыцаря, увлекавшегося Средневековьем.

Рыцарские доспехи подгоняли по фигурам участников, однако всадникам пришлось на собственном опыте убедиться, что латы имели индивидуальную форму и создавались для конкретного заказчика.

Максимилиановский доспех. Западная Европа, первая четверть XVI в. Высота 170 см; ширина 55 см. Музеи Московского Кремля

Воспитатель великого князя Константина Николаевича Ф. П. Литке так описывал возникшие трудности, усугубленные жаркой погодой:

«Кавалерам латы даны были из Арсенала. Все это прибрать и пригнать в неделю, дамам сшить себе костюмы. С ног все сбились.
Но это ещё не главное: надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры, не на них сшитые, совершенные мученики, и в этом состоянии управлять лошадью. Кавалеристы записные признавались, что они совсем не покойны, тем более что и лошади не привыкли к таким фигурам. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся».

Представленный на выставке «Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата» доспех происходит из собрания Государственного Эрмитажа и, вероятно, входил в состав одной из оружейных коллекций XIX века. Доспех включает в себя стилистически разные части. К оригинальным латам точно относятся шлем с ребристым забралом «гармошкой», кираса и защита бедер.

Рыцарский зал Эрмитажа

Арсенал в Александровском парке

В Рыцарском зале Эрмитажа и в павильоне Арсенала в Александровском парке Санкт-Петербурга хранятся уникальные образцы средневекового оружия и доспехов.

рыцарские доспехи цесаревича Александра Николаевича

Государственный щит Мстислава — 17 век

Оружейный мастер Иван Бушуев — ‘Иванко — крылатко’

Русские оружейные мастера XVII века

«Странствия» великого музыканта Иегуди Менухина
Народное Единство одержало Победу над врагом.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*