Суббота , 18 Май 2024
Домой / Кельты / Кельтская богиня реки Сены

Кельтская богиня реки Сены

Название французской реки Сена (Seine) происходит от кельтского (галльского) слова Sēquana, в честь кельтской галло-римской богини реки Sēquana.

Бронзовая статуэтка богини-целительницы Sēquana была найдена Анри Коро у истока Сены вместе со статуей фавна в 1933 году. Статуэтка богини высотой примерно 30 см (1 фут) сейчас находится в Археологическом музее Дижона.

Бронзовая статуэтка кельтской богини реки Sēquana с диадемой на голове, в виде молодой женщины задрапированной в длинную римскую тогу. Богиня Секуана стоит в плывущей лодке, нос которой украшен головой утки с золотым яйцом во рту.

Народные сказки знают златокрылую птицу (утку, гусыню или курицу), которая к рассвету каждого дня несёт по золотому яйцу или по дорогому самоцветному камню. В немецкой сказке говорится: «in der Nacht, hatte der Vogel ein Ei gelegt, das war ein Karfunkelstein und alles wurde licht und hell im Zimmer als schien die Sonne». «Ночью птица (утка) снесла яйцо, в виде сияющего камня-карбункула, а утром всё стало светлым и ярким, как будто засияло солнце«.

По древнему поэтическому представлению, восходящее поутру солнце рождалось из тёмных недр ночи, а солнце весеннее — из недр грозовых туч. Согласно с этим представлениям, золотое солнечное яйцо несла чёрная птица-ночь или птица — молниеносная туча. Народная загадка называет гром — уткой«крякнула утка на весь свет чутко!».

Яйцо, как метафора солнца и молнии, принимается в мифологии за символ весеннего возрождения природы, за источник её творческих сил. Когда холодное дыхание зимы налагает на небо и землю печать смерти и разрушения, в этом яйце таится зародыш будущей жизни, и с приходом весны из него созидается новый мир. Греческие и римские философы вели от яйца (ab ovo) происхождение вселенной.

Римляне называли кельтов галлами, в галло-римской религии Секуана — богиня реки Сены, особенно её источников в истоке, богиня-целительница галльского (кельтского) племени секвани (Sequani, нем. Sequaner) населявшего долину Сены.

Фракия. Бронзовый век 2000-600. г. до н.э.

В древнеевропейском культурном ареале, на Балканах (Караново), известны неолитические глиняные модели колёсной повозки V тыс. до н.э. с уточками.

В 52 г. до н. э. до нашей эры секвани (Sequani) сражались вместе с вождём кельтского племени арвернов Верцингеториксом (нем. Vercingetorix ) против римской армии Юлия Цезаря.

Исток Сены

Все ручьи у истока реки Сены, называются Fontes SequanaeИсточники Секваны»), расположены в долине на плато Шатийон (Châtillon), к северо-западу от Дижона в Бургундии, и именно здесь, во 2-1 веке до нашей эры, был основан храм богини целительницы Sēquana.

В 1866 году у истока Сены (Domaine des Sources de la Seine) был построен искусственный грот. Бургундский скульптор Франсуа Жоффруа (François Jouffroy) установил в гроте статую нимфы, живущей в источнике реки Сены и охраняющей всё водное  богатство её долины.
Однако, использованный для скульптуры камень из Шавиньи (Chavigny) не выдержал погодных условий и разрушился. В 1934 году Обан (Auban) создал замену – на основе гипсового слепка оригинальной статуи нимфы Сены.

Посетители истока Сены бросают здесь монеты в воду вот уже 150 лет, в надежде, что их тайные желания исполнятся.

В 4 века до нашей эры святилище древней кельтской богини  Sēquana у истока Сены было захвачено римлянами. Завоёвывая земли других народов, римляне начинали поклоняться чужим богам, чтобы не вызывать их гнева. Например, римляне позаимствовали у этрусков триаду главных этрусских боговТин — Уни (Юно) — Менрва, от которых происходит римская триада богов Юпитер — Юнона — Минерва.

Захватив священное пространство истока реки Сены, римляне тоже стали поклоняться кельтской богине-целительнице Sēquana и построили здесь монументальный комплекс вокруг источника, два храма с колоннадой и другие связанные со святилищем сооружения необходимый для почитания богини.

С 4 века до нашей эры до 4 века нашей эры римляне поклонялись Деа Секуане (нем. Dea Sequana), богине Сены. Помимо вотивных подношений богине, археологи нашли надписи с именем богини, указывающие на пророчества самой богини Секуаны, возможно, в римском храме Секуаны был оракул, который давала предсказания от её имени, как в храме Клитумнуса (итал. Tempietto del Clitunno).
Всего в километре от святилища в 2002 году археологи обнаружили  целую римскую деревню в лесу Салмез (Salmaise), между Блесси (Blessy) и Блиньи (Bligny).

Культ, религия и оракулы

Культ речной богини-целительницы Секуаны тесно связан с водной стихией, водой — подательницей жизни. Путь к священному месту — истоку реки Сена, был широко известен в народе, к нему прибегали все страждущие, страдающие разными недугами. Сегодня невозможно установить какие именно ритуалы исполнялись для почитания богини, однако, о многом могут рассказывать вотивные дары.

Латинский термин ex voto suscepto, «из данного обета» пишут сокращённо Ex-voto — это вотивные дары, принесённые по обету святому или божеству, или дар во исполнение обета (обещания, клятвы) или в знак благодарности или преданности божеству.

Можно предположить, что совершив омовение и пройдя в храм кельтской богини-целительницы Секуаны (Sēquana), паломники приносили ей различные подношения — экс-вотос (ex-votos) в надежде на исцеление — деревянные и каменные изображения конечностей, внутренних органов, глаз, голов и целых тел, что служит наглядным доказательством чудесного исцеления для последующих посетителей. Фактически, в древности религия и медицина были связаны между собой, святилища богам или богиням устраивали рядом с источниками. Сегодня целебные источники древности можно сравнить с медицинскими центрами термального лечения.

Вотивные дары — экс-вотос (ex-votos) хранили в храме, церкви или часовне, где верующий обычно ищет благодати, исцеления или желает выразить благодарность. Совершая паломничество к святилищу, паломники, как правило, приносили свои дары и видели большое количество, украшений и вотивных даров, принесённых многочисленными паломниками прежних лет. Паломников часто изображали несущими вотивные дары — подношения богине — монеты, украшения, фрукты, рыбу, птицу.

В храме Секуане было оставлено множество посвящений, в том числе большой горшок с надписью имени богини-целительницы и наполненный бронзовыми и серебряными моделями частей человеческих тел,  сделаны из дерева, камня, бронзы или серебра.

Во время раскопок между 1836 и 1967 годами археологи извлекли из земли 1500 вотивных подношений речной богине-целительнице. Вотивные дары выставлены в Дижонском музее.

Исследователи обнаружили три посвящения Секуане в окрестностях Алезии и у истоков Сены: два анатомических ex-votos и одно от женщины, посвятившей его pro salute nepotis, каждое из этих посвящений связано с императором Августом. (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.)

Археологи нашли несколько надписей посвящений Секуане, в 9 из них есть обращение к богине по имени. Надписи информируют о проведении культовых религиозных практик, однако, авторы надписей часто пишут с ошибками, пропускают буквы или не дописывают слова.

Надписи

Известно восемь надписей с именем Секуаны, все из истоков Сены. Типичными являются следующие надписи (CIL 13, 02858):

Au(gusto) sac(rum) d(eae) Sequan(ae) e[x] / moni[tu]

надпись (CIL 13, 02862):

Aug(usto) sac(rum) / d(e)ae Seq(uanae) / Fl(avius) Flav(i)n(us) / pro sal(ute) / Fl(avi) Luna(ris) / nep(otis) sui / ex voto / v(otum) s(olvit) l(ibens) m(еrito)/ San(tos) Mi(chaelle)

Некоторые надписи содержат орфографические ошибки, которые могут дать представление о произношении Sequana на галльском (кельтском) языке (CIL 13, 02863):

Aug(usto) sac(rum) d<e>a(e) / <p=B>ro(!) / Se<q=C>uan(ae) / pro(!) / C(aius) M[…] / v(otum) s(olvit) l(ibens) m(аrito)

Поскольку кельтский (галльский) язык входит в P-кельтскую классификацию, буква q не может представлять собой индоевропейский kw.

Более вероятно прочтение имени кельтской богини Sek-ooana.

Этимология имени богини Sek-ooana

Протоиндоевропейский *seikw-, означает «течь», «изливаться».

теку́ течёшь, течь, др.-русск. теку, течи «течь; двигаться; бежать», теча м. «скороход», ст.-слав. текѫ, тешти τρέχω (Остром., Супр.), аор. тѣшѩ (Зогр., Супр.), укр. тiка́ти, тiка́ю «бежать», болг. тека́ «теку», сербохорв. тѐче̑м, тѐħи, словен.či, téčem «течь, бежать», чеш. teku, téci, слвц. tiесt᾽. tečiem, польск. ciekę, сiес, в.-луж. čес, ćeku, н.-луж. śас, śeku Праслав. *tekǫ, *tekti родственно лит. tekù, tekė́ti «бежать, течь», лтш. teku, tесêt «течь; бежать», др.-инд. tákti, tákati «спешит, устремляется», taktás «спешащий», авест. tačaiti «бежит, течет», taхti- ж. «ток», ирл. techim «убегаю», гот. Þius «слуга», алб. ndjek «преследую. гоню»; Сюда же тёк м. «исток»; ср. тохар. В саkе «река», лит. tekmė̃ ж. «русло», ìš-taka «устье реки», лтш. tęks м., tękа ж. «пешеходная тропа»

Струйка (англ. trickle) сокращенный вариант слова stricklen «струиться», часто встречающаяся форма слова «striken» — «течь, двигаться» (14 в.), переходное значение связано: сочился (англ.Trickled); капать (англ. trickling), использовали ок. 1600 г. Слово неопределенного происхождения.

Этимология находит некоторую схожесть с названием реки Сочи — приставка «so», означающее «вместе, с» и слово ведического санскрита — ч’ют – cyut (ч’ётати — cyotati) — течь, сочиться, устремляться вперёд; авест. tačaiti «бежит, течёт» . В слове Со- Ч’ют – «вместе текут» все реки, ручьи и горные потоки, впадая в большую реку Сочи.

Золотой царский наплечник из кургана Молд.
Как кельтский языческий праздник Самайн стал Хеллоуином.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*