Этот красивый золотой наплечник был обнаружен почти 200 лет назад в поле недалеко от города Молд кельтский курган в Северном Уэльсе. Мастеровые раскапывали холм Bryn yr Ellyllon, близ города Молд, чтобы получить камень для строительства дороги 11 октября 1833 года. Как показали последующие археологические раскопки, этот холм оказался кельтским курганом, в котором был захоронен знатный кельтский жрец или жрица.
Золотой церемониальный наплечник, изготовленный примерно 1900—1600 гг. до н. э. из цельного листового золота, найден в 1833 году в Северном Уэльсе в кургане бронзового века Брин-яр-Эллиллон (Bryn yr Ellyllon, по-валлийски: Yr Wydd+grug или Yr gwydd+grug, где Yr — «крутой», gwydd «могила, курган», -crug — «холм, круг» = «Крутой могильный холм») недалеко от Молда, на реке Алун (Alun в 1337, Alen в 1539, Alin в 1672, Allen в 1695, Alyn в 1700), община Флинтшир (Flintshire).
После военного вторжения в Уэльс англо-нормандских войск примерно в 1140 году вокруг замка Молд на холме Бейли (Bailey Hill) были построены оборонительные укрепления — Мотт и бейли нормандцем Робертом де Монтальтом (Robert de Montalt). В самых ранних документах город Молд (Mold) впервые упоминается в 1280 году (1297 г.)
Кельтский курган был построен по скифскому образцу: из грубых камней были построены погребальные комнаты (камеры), сверху накрыты большим плоским камнем и засыпаны слоем земли, в виде надгробного холма или большого кургана.
Внутри курганной насыпи археологи нашли останки человеческого скелета, обёрнутого в полоски из фрагментов чеканной бронзы и золота. Вокруг шеи были рассыпаны янтарные бусы, и височные подвески.
Чарльз Батлер Гоф, лорд-мэр города Молд разрешил рабочим взять несколько золотых и янтарных бусин. Арендатор поля, где был обнаружен курган, г-н Лэнгфорд, продал в 1836 году свои три большие золотые части находки в Британский музей.
Все части найденного золотого изделия были сильно повреждены, и было трудно собрать их вместе, поэтому находка хранилась в запасниках музея в течение многих лет. Но тайна этих мелких частей золотой находки была раскрыта почти через сто лет, когда их удалось собрать вместе.
В 1950-е годы археологи обнаружили ещё один кельтский курган возле города Mold в Уэльсе, в котором было найдено подобное ожерелье из рифлёного золота, имитирующего 1000 золотых бусинок вокруг шеи и плеч. Эксперты поняли, что изображения, выдавленные в золотом листе, имитируют множество золотых бусинок разной формы на золотом наплечнике.
В 1960-е годы прошла крупная реставрационная работа, которая показала, что это наплечник. Реставраторы определили какими должны быть недостающие фрагменты золотой находки и в 2002 году создали точную копию золотого наплечника.
Так был впервые составлен один наплечник из небольших фрагментов чеканного золота, найденного в октябре 1833 года в кургане близ города Молд. Конечно, другие недостающие части золотого наплечника были безвозвратно потеряны, и некоторые из них, вероятно, были переплавлены и превращены в современных ювелирных. Британскому музею пришлось добавить недостающие детали наплечника, чтобы посетители могли полюбоваться древней находкой.
Украшения на наплечнике выглядели как стройные строки из золотого бисера, бусинок разной формы. Известно, что золотые нашивки на одежде были традиционным погребальным ритуалом у скифов, германцев и кельтов, в повседневной жизни золотые нашивки на одежде не носили.
Небольшие отверстия вдоль верхней и нижней части золотого наплечника подсказывали реставраторам, что он был пришит к кожаной одежде для удобства ношения во время определённых ритуалов. В Британском музее хранится другая часть золотого чеканного листа, имеющая по краям отверстия — это значит золотые нашивки были пришиты к одежде, как это делали скифы. Эксперты считают, что в двух кельтских курганах близ Молд найдены фрагменты двух похожих наплечников.
Судя по размерам, золотой наплечник принадлежал юноше, стройному мужчине или женщине. Мало что сохранилось от костей погребённого в кургане, поэтому специалисты не уверены кто именно был ли похоронен в грубом каменном саркофаге мужчина или женщина. Наплечник довольно тяжёлый, весит 700 гр. золота, и носившему его человеку было трудно двигать руками. Из этого наблюдения эксперты сделали вывод, что это ритуальное украшение, которое надевали на плечи жрице в особых случаях.
Исследователи предполагают, что золотой наплечник принадлежал молодой женщине, которая носила его в течение жизни. Рядом с умершей в кургане найдены и другие украшения, относящиеся к тому же времени — подвески, бусинки.
Эксперты установили как была сделана чеканка на золотом листе, который затем был изогнут по форме плеч. На золотом листе с помощью специальных штампов — круглых, овальных, или квадратных, выдавливались ровные ряды золотых бусинок, которые выглядели, как нитки бисера и складки ткани. Золото для наплечника, вероятно, прибыло из Ирландии, которая славилась всегда своими ранними золотыми артефактами.
Вначале эксперты считали, что нагрудник был сделан в 400 г. н.э., то есть после того, как римляне покинули Британию, но сейчас многие исследователи этого артефакта пришли к заключению, что эта находка бронзового века, датируют её 1900-1600 г.г. до н.э.
Во времена бронзового века территория вокруг Молд (англ. Mold) в Уэльсе была населена кельтами валлийцами. Золотая накидки, возможно, использовалась участниками религиозной церемонии, а в кургане близ города Молд похоронен кельтский жрец, которым могла быть и молодая женщина.
В Уэльсе (англ. Wales) и сегодня живут свободолюбивые кельты-валлийцы (англ. Welsh), давшие название стране, и не покорившиеся римскому нашествию. Самоназвание валлийцев — Кимры — Cymru — «соотечественники», произошедшее от названия одного из родственных скифских племён — киммерийцев. Девиз современных кимров (валлийцев) Уэльса: «Кимру — быть» = «Cymru — byth» = «Уэльс — навсегда». Возможно, место поселения древних кимров в Уэльсе когда-то до нашей эры, во времена бронзового века называлось Молод или Молодь, но до нынешнего времени сохранилось название Молд.
Известно, что самоназвание скифов — сколоты (англ. skolot или skolt), легко трансформируется в самоназвание kelt — кельт.
Дункан Макферсон, проводивший археологический раскопки скифских курганов в Крыму (в Керчи) во время Крымской войны 1853-56 годов, и написавший об этом книгу «Древности Керчи, и исследования в Киммерийском Босфоре, с замечаниями по этнологической и физической истории Крыма», изданной в Лондоне в 1857 году, в главе «Англо – саксонская застежка и древняя фибула писал:
«Учёные полагают, что существует аналогия между древними обитателями скифских гробниц и далекими предками англо-саксов. В общем, керченские (застёжки 4-3 века до н.э.!!!) варяжские находки нужно отнести к родным и двоюродным братьям предков варягов, появившихся четырнадцать-пятнадцать поколений спустя».