Среда , 24 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Верховный бог этрусков Тин (День)

Верховный бог этрусков Тин (День)

Тин (Тина, Тиния; этрус. Tinia — День) — в этрусской мифологии бог-громовержец, справедливый бог границ, владыка Неба и Света, и супруг верховной богини Уни (лат.  Uni — Юни), и отец  Херкла (лат. Hercle), от которого ведут свой род все этруски. Этрусский бог Тин — один из древнейших богов пеласгийского происхождения. 

 Этрусский бог Тин (Tinia) изображён с молнией в правой руке, как и древнегреческий бог Зевс. Молния в руках этрусского бога Тина и древнегреческого Зевса похожа на ваджру (санскр. वज्र — «удар молнии») — грозное оружие бога Индры

Бог громовержец Тинья изображён с божественной молнией-ваджрой в устах, что указывает на его громоподобный голос — гром небесный.

ваджра — оружие бога Индры

Этруски называли бога Тина — Апа — «отец» , в надписях часто встречается эпитет Тина -«питер» — piter — «питатель», «кормилец», и  «Ю-Питер» — «Ju-питер».  Под этим  эпитетом этрусского бога Тина римляне ввели в свой пантеон богов верховного правителя Небес, громовержца Юпитера.

В этрусских надписях встречается ещё один эпитет этрусского бога Тина — Калушна — Calusna (от санскритского слова — «кала» -Kāla — «время»). Цикличность времени в изобразительном искусстве представлено в виде «колеса времени», которое стережёт этрусский бог смены времён года Вертумн (Вертун; Вольтумн; лат. Vertumnus) . Другое значение слова «кала» — это «чёрный», «тёмный», так как владения Тина располагались в северной части мира, на что указано в сочинениях Плиния Старшего.

Бог Тин (лат. Tinia) входит в триаду главных этрусских богов: Тин — Уни Менрва, от которых происходит римская триада богов Юпитер — Юнона — Минерва.

В славянской мифологии божеством подобным Тинии может быть Дажий бог = «дневной бог», «бог дня» или сокращенно – Дажьбог (др.-рус. Дажьбогъ) — один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог Солнца и его олицетворение, бог плодородия, дневной бог солнечного света.

Этимология имени Дажьбог согласуется с кельтским, ирландским богом Дагда, происходящего из Прото-индоевропейского» * даго-дейвос (ДИВО)- *Dhagho-deiwos — «сияющее божество» или «БОЖИЙ ДЕНЬ«, от PIE корня *agh- «день», произошло прото-кельтское: * даго-дейвос — *Dago-deiwos, *Dhago-deiwos; Proto-Germanic: *dages-, Gothic: dags — «день»; англ. «day». Кельтский народ богини Дану — «Туата Де Дананн» поклонялся богу Дагда, как богу великой силы света «Божьего дня».

Этрусское выражение «сыновья Tina» (этрус. Tinas cliniar — Тинас клиниар), соотносятся с греческими  Диоскурами — сыновьями Зевса.
Этруски изображали бога Тина, как молодого  бородатого мужчину,  держащего в руках пучок молний,  напоминающих ваджру — оружие бога Индры.

Точно с такой ваджрой в руке изображён греческий олимпийский бог Зевс, изображённый в момент появления из головы богини-воительницы Афины в полном воинском облачении.

Божество этрусской мифологии Тин значительно отличается от Зевса. Этрусский Тин — справедливое божество, управляющее миропорядком, совместно с божественными советниками. По этрусским легендам громовержец Тин повелевал «тремя сверкающими красными пучками молний». Первый пучок сверкающих молний Тин мог посылать на землю, как знак предупреждения людям. Молнии из второго пучка — «рассеивающие», Тин мог метать только посоветовавшись с 12 другими богами, составлявшими специальную коллегию и получив разрешение Совета 12 богов. Третий пучок молний мог испепелить врага или преступника, Тин мог покарать, получив согласие 9 избранных Скрытых богов (лат. Dii Involuti).

Этрусские легенды рассказывают о том, что бог Тин сотворил мир. В первую тысячу лет из хаоса были созданы земля и небесный мрак. Во вторую тысячу лет из небесного мрака он создал небосвод, окутавший землю.

В третье тысячелетие бог Тин отделил от земли воды и сотворил озера, моря и океаны, реки и источники, впадающие в огромное моря и океаны.

В четвертое тысячелетие Тин сотворил Солнце, Луну, звезды, и тогда весь мир осветился, День был отделен от Ночи, появилось чередование времен суток, смена времен года. Но пуст и мертв был мир, и тогда бог Тин тысячу лет создавал растения и животных: рыб, плавающих в воде, ползающих пресмыкающихся, живущих в земле, четвероногих животных, населяющих землю, и крылатых птиц, летающих в небе.

Шестое тысячелетие бог Тин был занят творением человека — так было закончено сотворение мира. Человек был последним творением Тина, но именно ему предназначалось стать хозяином мира и служить богам. Шесть тысяч лет трудился Тин над своим творением, и определил ещё шесть тысяч лет для существования, созданному им миру. В течение этих шести тысяч лет разным народам, разным городам и разным странам было уготовано разное количество времени для их расцвета и последующей гибели. В этрусской мифологии сказано, что в конце времён весь мир погибнет.

Тиния стал править не только богами, но и людьми, прежде всего этрусками, взяв в управление самую лучшую землю — Этрурию. И боги согласились с этим. Став владыкой Этрурии, Тинья увидел, что люди алчны, готовы захватить поля соседей, разгорались многочисленные распри и ссоры с соседями, ибо границы соседних полей никак не были обозначены. Тиния повелел, чтобы каждое поле было отмечено межевыми знаками, которые нельзя перемещать, и с тех пор границы полей стали неизменными.

TУЛАР РАСНАЛ — Граница Этрусков

Тиния же установил, что захвативший чужие межевые камни или передвинувший установленные границы, будет осужден богами. Если раб сделает это самовольно, то его ждёт смерть, а если раб совершит это по приказу своего господина, то наказанию подвергнется сам господин, которому будут нанесены раны, случатся смертельные болезни, а весь его род погибнет.

Этрусская богиня Туран
Этрусская богиня Уни

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*