Вторник , 19 Март 2024
Домой / Кельты / Народ богини Дану и добрый бог Дагда

Народ богини Дану и добрый бог Дагда

В ирландской мифологии богиня Дану ([ˈdanu]; ирл.: Дана [ˈd̪ˠanˠə]) Мать-Земля главная богиня «Туата Де Дананн» — «Народа богини Дану».
Этимология имени Дану была предметом многочисленных споров с 19 века. Учёные видели связь ирландской богини Дану с ведической водной богиней Дану, чьё имя происходит от прото-индоевропейского корня «dʰenh₂-», — «бежать, течь«,  что легло в основу древних названий реки Дунай (Дануб — Danube, Данууиус — Danuuius;), перешедшего из Индоевропейского языка Царских скифов — СКОЛОТОВ (skolt) к кельтам (kelt).

В валлийских легендах Уэльса известна мифологическая мать-богиня Дон (валл.: Dôn), её имя встречается в средневековых сказаниях о Мабиногионе (Mabinogion) 

древний камень с изображением скифской змееногой богини — Великой матери на южной стене церкви 10 века Sinnington Church, North Yorkshire, Torshov gård = Туршоф-град (Old Norse: Þórshof = Турс-хоф — «Святилище Тура»).

Богиня Дану признавалась Матерью — Прародительницей богов, среди которых  Дагда (Добрый Бог), Нуаду (НЕВОД; Собиратель облаков, первый король Туатов), Мананнан (Властелин земель под Волнами), Огма (ОГНЬ, Солнцеликий, Медоустный, брат Дагды), Луг (Сияющий, бог Света), три богини-воительницы — Морриган, Маха, Бадб, и многих других.

Боги Луг, Огма, Немед (от: немос — nemos — «небо») были общими богами для всех кельтских племён.

Весь пантеон богов «Туата Де Дананн» состоял исключительно добрых солярных божеств. В венгерском сохранилось старое обозначение славян, живущих в Венгрии, словом, tót / *tout, первоначально «(простой) народ», ср. др.-ирл. tūath «народ, племя, страна», кимр. (уэльсск.) tūd «страна» (*teutā); «Туата Де Дананн» — «Tuatha Dé Danann» («народ богини Дану» или «Народ Божий».  Слово  tót / *tout прослеживается и в иллирийской ономастике, но венграми вполне могло быть перенято у кельтов-волохов, обозначавших им местных славян.

Луг (Irish: [luɣ] — луй (ЛУЧ) является знатоком всех искусств и ремёсел, он и плотник, и кузнец, арфист, колдун, друид-филид, поэт, фехтовальщик, врачеватель, воин и герой, за что носит прозвище Самилданах (Samildánach = «САМ+ДЛАНЬ» —«опытный во всех искусствах» и Ламфада (Lámfada «Длинная Рука» Луга, сравнимая с лучом солнца).

«Туата Де Дананн» — «Tuatha Dé Danann» («народ богини Дану» или «Народ Божий»; Dan = Дана; Anu = богиня; валлийский: Dôn; proto-Celtic *don — земля; Danann — божественное «умение, ремесло»), более раннее его название Туат Де — «племя богов» в ирландской мифологии дохристианской кельтской (гэльской) Ирландии.
Франсуаза Леру  в книге «Кельтские друиды» пишет:

«Задолго до Туата де Даннан, Партолон (по-греч. Ворфоломей — «Bartholomaeus»), предводитель первой расы, населявшей Ирландию, уже имел при себе трёх друидов: Тат, Фис, Фох-марк — «Знание, познание, поиск».

«Было три бога Дану, ТРИ друида, из-за чего им дали название «Туата де Даннан». 

«Ирландия была пуста в течение тридцати лет после Партолона, пока не пришёл Немед, сын Агномана, из греков Скифии, вместе со своими четырьмя вождями, которые были его сыновьями. Его сорок четыре корабля в течение одного с половиной года находились в Каспийском (?) море, но лишь один корабль достиг Ирландии. Четыре предводителя, сыновья Немеда, звались Старн и Иарбонел — прорицатель, Аннинд и Фергус Рыжий бок».

«Немед» от протокельтского корняь: немос — nemos — «небо», «небеса», означает «священный»; имя его сына «Иарбонел» — «прорицатель», то есть, друид или фелид, ват

В древних кельтских религиях по всей Европе неметон был местом поклонения, и встречается в географических названиях кельтской Европы, от Испании и Шотландии до Галатии (современная Турция), имя племени неметов в центральной части Рейна и их богиня Неметона.

«Общество приятное и вызывающее восхищение, дивно прекрасное обликом, обладающее замечательным оружием и изысканной одеждой, искусное в музыке, пении и игре, одаренное наиболее светлым умом и ярким темпераментом среди всех, кто когда либо прибывал в Ирландию. Племя Богини Дану было превыше всех храбростью и внушало необоримый ужас, ибо превосходило все народы мира своей сноровкою в искусствах и ремеслах«. Сага «Битва при Маг-Туиред».

Интересен ответ, связанный с генеалогией, который филид Неде даёт старшему филиду Ферхертне в «Разговоре двух Мудрецов»:
«Я СЫН Ремесла,
Ремесла, сына Внимания,
Внимания, сына Размышления,
Размышления, сына Знания,
Знания, сына Вопроса,
Вопроса, сына Поиска,
Поиска, сына великого ЗНАНИЯ,
Великого Знания, сына Великого Разумения,
Великого Разумения, сына Понимания,
Понимания, сына Ума,
Ума, сына ТРЁХ богов Ремесла»  
[ 518 — Rev. celt, 16, 30. — Пер. С. В. Шкунаева.]

Согласно более ранним легендам Туата де Даннан прилетели с таинственных Северных островов в Ирландию на облаках, застилавших солнечный свет в течение трёх дней. Некоторые исследователи считают Туата де Даннан пришли в Ирландию с Русского Севера из Гипербореи, с побережья Ледовитого океана, их нынешние потомки — поморы (гаплогруппа N1c1 — характерна для балтийский славян, поморов, Рюриковичей). Геродот о Гиперборее.

СВЯЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ НАРОДА БОГИНИ ДАНУ

Народ богини Даны, принёс с собой в Ирландию из таинственных северных островов Гипербореи священные предметы. Первый божественный предмет гипербореев было копьё бога Луга (Spear Lúin, Spear of Lugh — «копьё ЛУЧА»), которое само рвалось в бой. Второй божественный дар — котёл Дагда, представлял собой чашу изобилия и бессмертия. Третьем предметом был солнечный меч бога Нуада (PIE корень *neu-d- = НЕВОД, для ловли рыбы; *neuo-dont-s — «НЕВОД Дающий»; англ. переводят *neuo — ‘новый’, обновление), «Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уже не мог от него уклониться, и удар его невозможно было отразить», Луч — меч Солнца. Нуада потерял руку в бою, бог-врачеватель Диан Кехт сделал ему серебряную руку, с тех пор Нуада получил прозвище «Серебряная рука» —  Airgetlám (Аргетлам, арге- серебро; ДЛАНЬ — рука). Его уэльский эквивалент — Nudd или Lludd — бог охоты и рыболовства.
Четвертый предмет был белый камень Фаль  — Камень Судьбы или «Говорящий Камень» (ирландский: Lia Fáil), это легендарный камень оракул на Кургане Инаугурации (ирландский: Форрад) на Холме Тара в графстве Мит, Ирландия, громко возглашал кому суждено было быть истинным королём Ирландии, он служил камнем коронации, вставать на него мог только король Ирландии. По легенде, все короли Ирландии были коронованы на камне Фаль, вплоть до Высокого короля Ирландии Мюрхертаха (Muirchertach mac Ercae) около 500 г. н.э.

Такие же артефакты присутствуют в легендах эпохи короля Артура: Святая Чаша Грааля и святое копьё Лонгина, легендарный меч  Экскалибур (англ. Excálibur), вложенный туда магом Мерлином, который никто не мог вытащить из камня, кроме короля Артура, кельта-валлийца.  Название Меча происходит от валлийского: Caledfwlch; валлийский: vwlch или uwlch; бретонского Kaledvoulc’h (Каледвулх), корнуэл.: Calesvol; состоит из двух слов: «КОЛЕТ+ВАЛИТ»); в 1136 г. — меч назван Экскалибур, латин. Caliburnus. В кельтских легендах Мерлин — мудрец и волшебник, наставник и советник короля Артура. Валлийское имя Мерлина (Myrddin — происходит от бриттон.: *Mori-dunon – Мори-ДУНОН — «морская крепость»). Легенды о короле Артуре связаны со Скифией.

БОГ ДАГДА

Вполне уместно, что Туата Де Дананн, древнейшие божества Ирландии прибыли в Ирландию с небес, как дети Немеда (от: немос — nemos — «небо») . Их вождь, Эохаид Оллатар (Eochaidh Ollathair — «Эохаид ВсехОтец»), известный как добрый бог Дагда (др.‑ирл. Dagda — «Добрый бог»; и Руд Роусса (др.‑ирл. Ruad Rofhessa — «Рудый Всезнающий«) — один из главных богов «Племён богини Дану.»

Этимология имени Дагда хорошо согласуется с мифической ассоциацией Дагды с Солнцем и Землёй, и происходит из Протоиндоевропейского * даго-дейвос (ДИВО)- *Dhagho-deiwos — «сияющее божество» или «БОЖИЙ ДЕНЬ«, от PIE корня *agh- «день», произошло прото-кельтское: * даго-дейвос — *Dago-deiwos, *Dhago-deiwos; Proto-Germanic: *dages-, Gothic: dags — «день»; англ. «day».

Бог Дагда был прекрасным языческим богом, и Туата Де Дананн поклонялся ему, как богу земли и великой силы света «Божьего дня».

Бог Дагда владел «Не иссякающим котлом» — одним из четырёх главных сокровищ народа богини Дану. Согласно легендам, в этом бездонном  котле каждый находил себе пищу в соответствии со своими заслугами, и поэтому никто никогда не оставался недоволен, а сам Дагда считался большим любителем и неутомимым поедателем овсяной каши, и котел (coics ansic) никогда не бывал пустым.

Интересно, что у кельтов-валлийцев, называющих себя кимрами, сохранился скифский обычай определения судьями правоты спорящих при помощи раскаленного железа, а также обряды курганного захоронения, описанные в книге Франсуазы Леру «Кельты», где она пишет:

«Котёл правды» представлял собой: «серебряный сосуд из серебра и золота, позволявший различать правду и ложь; его наливали кипящей водой и погружали в нее руку подсудимогоЕсли тот был виновен, рука его оказывалась ошпаренной. Если же на нём не было вины, то это не причиняло никакого вреда. Ибо язычники более всего доверяли трём вещам: котлу правды, дереву и прикосновению к раскалённому жертвеннику».

К этому котлу у Бога Дагда был большой ковш, черпак (ladle), в котором могли поместиться два человека. У Дагда были две свиньи, одна из которых всегда росла, а другая всегда жарилась на огне, и изобильный урожай на всех фруктовых деревьях.

Благодаря своим атрибутам: волшебному котлу и палице, Дагда похож на галльских богов Сукелло, изображенного с молотом и чашей, и Огмия — с дубиной.

В ирландских сагах Дагда описан, как крупный бородатый мужчина или гигант в плаще с капюшоном. Дагда владеет магическим посохом или палицей (lorg mór (МОР) или lorg anfaid — «оживить»), который может одним концом палицы убить, а другим — оживить. Бог Дагда владел волшебной арфой (Uaithne), которая могла контролировать мужские эмоции и менять времена года, могла играла с позволения бога, и именовалась — «Древо двухголосное».

Дагда был мужем Морриган и Боинн (Bóinn). Среди детей Дагда: Энгус, Бодб Дерг, Чермайт, Аэд и Мидир и дочь Бригита (БЕРЕГИНЯ, от PIE * bʰr̥ǵʰéntih₂ (жен. род: * bʰérǵʰonts — БЕРГОНТС, «высокий»), происходящий от корня * bʰerǵʰ- «подниматься», БЕРГ, БРЕГ,  прото-кельтского * Brigantī — «высокий» от санскритского слова Bṛhatī — «высокий «, эпитет индуистской богиней рассвета uṣas — «заря»; в русском фольклоре: УСЕНЬ/Овсень; и сабинское, название солнца – Ausel (этрусс. Usil).

Бригита  (Берегиня) связана с весенним сезоном, плодородием, исцелением, языческим праздником Imbolc, отмечают 1 февраля, как начало весны, с кузнечным ремеслом и поэзией. Она богиня филидов, предков троих первоначальных богов-друидов. Все кельтские боги являются друидами, как и все друиды — богами.  Этимология слова ДРУИД: * dru-wid-s (pl. * Dru-wides; ДРУ-ВИДЕС),  происходят от PIE корня * deru- «ДЕРЕво» (греч.: друс — δρύς -дуб) и * weid- «ВЕДАТЬ, знать». 

Легенды рассказывают, что у Дагда (БОЖИЙ ДЕНЬ) есть два брата, Немеда (НЕБО) и Огма (ОГОНЬ) — это может быть примером тенденции к триединому, трижды сильному божеству, принятому во всём кельтском мире.

Древние сказания говорят, что в дополнение к своим подвигам по строительству дольменом из гигантских камней, бог Дагда заботился о посевах, урожае и погоде в Ирландии.

Говорят, что Дагда живёт в Бру-на-Бойнне, Ньюгрейндж -мегалитическое культовое сооружение в Ирландии, коридорная гробница, входящая в комплекс Бру-на-Бойн. Ньюгрэйндж датируется 2500 годом до н. э. Находится в 40,2 км к северу от Дублина.


Храм Солнца курган-Сид в Броге.

По легенде, «Туат Де» живут в Потустороннем мире, но взаимодействуют с людьми и человеческим миром. Они связаны с древними курганными гробницами, которые рассматривались как порталы в Потусторонний мир.

Tuatha De Danann именовали себя «Божественный Народ Сид» (Daoine Sidhe; др.ирл.: «aes sídhe» — «народ курганов», на ирландском языке : aes — народ; «sídhe» — сид — курган). Народ курганов (ирл. daoine sídhe [ˈdʲiːnʲə ˈʃiːə]) живёт на земле и под землёй в параллельной вселенной, переходит из мира живых в мир загробный, так как они являются предками, духами природы или богинями и богами. В старых текстах слово «сид» относится к «дворцам, дворам, залам или резиденциям» потусторонних существ, которые населяют их. Обнаруженные захоронения в древних курганах, способствовали утверждению, что аосы были до-кельтскими обитателями Ирландии.

Древнее каменное сооружение в Броге подобно дольмену, засыпанному землёй в виде кургана, оно относится к эпохе раннего бронзового века. Место паломничества солнцепоклонников в течение 5300 лет, неолитическая церковь, посвященная богу солнца, который принес жизнь, тепло, энергию и благополучие нашим древним предкам.

Взглянув на курган Сида в Броге, с высоты возникает ощущение, что люди, которые покорно трудились, чтобы построить его, наверняка задавались вопросом, как это может выглядеть с высоты птичьего полёта, об этом им могли рассказать только птицы.

Поэтический миф о зимнем солнцестоянии и священном совокуплении неба и земли в самые короткие дни года передан в ирландском сказании о боге Дагда, вошедшем в сид (курган), чтобы пролить оплодотворяющий луч солнца на жену свою Боинн (Bóinn), свершив чудо зимнего стояния Солнца на небесах.

Таким образом, мы видим, что «Brú na Bóinne» переводится как (Brú=БРЮХО) «Чрево  Боинн» — «чрево белой коровы». Эта история магии Дагды в день зимнего солнцестояния содержит жизненно важную информацию о функции кромлеха и курганной насыпи, хранящуюся в истории поколений наших предков веками, и тысячелетиями.

Я стою перед дворцом Дагда, наедине с курганным памятником, в умиротворенном и сыром рассвете, я говорю с ним. Я прошу его рассказать мне о его зарождении, о событиях давних лет предыстории. Я предполагаю, что, должно быть, создатели этого кургана были мечтателями, кто сначала представил этот гигантский памятник, эти прочные каменные пирамиды из камней и земли, а потом потратил на их создание много труда и желания.

Огромные пирамиды из камней Brug na Bóinne — дворцы Боинн поднялись из-под земли, как живот беременной женщины-богини, символизирующей  землю, опухшую от предвкушения. И солнце вошло внутрь кургана и слилось с землей, чтобы земля принесла плоды этого священного союза.

Видя солнце, сияющее золотым зимним светом в глубокой камере курганной насыпи, я думаю, какой экстаз должен был испытать мечтательный создатель кургана в те давние времена, когда на том первом великолепном рассвете в Сиде в Броге, он с восторгом наблюдал движение луча солнца в день Зимнего солнцестояния в Ньюгрейндж.
На рассвете я один на кургане-Сиде в Броге, касаюсь его камней, и они шепчут мне: «Мечтатель живёт».

Существует предположение, что древние строители этого кромлеха бронзового века не просто нанесли на камни магические знаки в виде зигзагов (змей), кругов и лабиринтов. Кружащаяся тройная спираль — триксель — триединое божество, солнечные цветы, с точкой в центре — зерно, готовое к оплодотворению,  поля, размежеванные и распаханные ровными бороздами, в ожидании первых лучей солнца…

Неужели перед нами первая мегалитическая карта местности?

Кельтский курган "Леди из Викса"
Камень Туро и кельтская культура Ла Тен

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*