Пятница , 21 Февраль 2020
Домой / Античный Русский мир. / Скифы - Сколоты / Царские скифы имели европейскую внешность.

Царские скифы имели европейскую внешность.

kul-oba-voin-skif-natyagivayushhij-luk

В результате двадцатипятилетних исследований доктор исторических наук, антрополог и скульптор Михаил Михайлович Герасимов установил, что существует закономерная зависимости между строением костей человеческого черепа и строением мягких тканей лица. Это открытие Герасимова открыло новые пути в изучении антропологии, этнографии и истории.

Появилась возможность изучения истории расселения человечества, перемещения племён и народностей по земному шару. Открытие М. М. Герасимова даёт возможность увидеть воочию портреты многих великих людей из исторического прошлого.

Применяя научную методику восстановления человеческого лица по черепу, Герасимов с большой точностью смог сделать документальное восстановление облика человека и создать скульптурный портрет, передающий облик некогда жившего исторического персонажа.

rus-skif-iz-nikopolskogo-mogiln-skif-car-skilur

В VIII—II веках до н. э. в степях Причерноморья и Приазовья жили многочисленные племена скифов. Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Северному Причерноморью в  в античную эпоху — в VI -V вв. до н. э., в своей «Истории» рассказал об жизни, обычаях, религии, языке скифов. Из рассказов Геродота о сколотах мы узнаём, что скифские «племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов – все вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами» (IV, 6. )

Геродот, очерчивая «скифский квадрат» племён, сообщает о кочевниках, степняках, не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений. Геродот говорит о них, как о людях, говорящих на другом языке, отличающимся от скифского. Например сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским». Геродот пишет о скифах: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание скифов — сколоты (skolot, skolt… kelt)

«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на среднем Днепре праславян, Геродот выделял из общей массы племён, живших в Скифии, то называя их «борисфенитами» (по Борисфену – Днепру), то приводя их самоназвание: «Всем им в совокупности есть имя – сколоты по имени их царя. Скифами же их назвали эллины». (Геродот. История. Л., 1972, IV – 6.) Греки, покупавшие у сколотов-праславян хлеб, объединяли их со скифами под одним общим именем. (Борис Александрович Рыбаков. Книга «Язычество древних славян». Глава шестая. Земледельческие культы праславян)
Совершенно особый интерес представляет сохранившееся в русском былинном эпосе ироническое прозвище «Сколотник», данное степняками сыну русского богатыря Ильи Муромца. rus-srubnoj-kultury

Геродот о праславянских племенах говорит, что «достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы». Царские скифы-сколоты, называвшие себя царями

Любор Hидерле, историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности», утверждал, что «скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами».

Любор  Hидерле пишет: «Скифы-земледельцы, живущие между Бугом и Днепром (Herodot, IV. 17,18, 53, 54) над порогами и ведущие совершенно иной образ жизни по сравнению с подлинными скифами-кочевниками, не могли быть никем иным, кроме как предками восточных славян. Подолье и Волынь были славянскими уже в эпоху Геродота, судя по его сообщениям о жителях этих областей, которых он называет неврами (Neupoi) (Геродот IV. 100-118) и славянское происхождение которых вполне очевидно.»  «Теppитоpия, населенная славянами до их расселения, пpостиpалась между Эльбой и средним Поднепровьем (с Десной, Пpипятью и Беpезиной).

Во  время своего этнического и языкового единства славяне жили на теppитоpии современной восточной Польши, южной части Белоpyссии (в районе сpеднего течения Беpезины, а также по течению Сожа и Ипyти), в севеpной части Укpаины, Подолии, Волыни и Киевщины с Десной».

Этнический очаг русского народа возник 4500 лет назад на Среднерусской возвышенности, занимающей центральную часть Русской равнины – это место максимальной концентрации носителей гаплогруппы R1a1, являющегося генетическим маркером русского народа. Отсюда он вышел и распространился на территориях Восточной Европы и Сибири. Спорным остаётся и вопрос о той «области дpевней индоевpопейской теppитоpии, где славянство заpождалось.» (Любор Нидерле). Общие признаки европеоидной расы.

1-yamnaya-i-tripole-kukuten

Фатьяновская археологическая культура 2 половина III — середина II тысячелетия до н. э. (бронзовый век)

По лингвистическим, археологическим, архаичным славянским гидронимам северная часть «скифского квадрата» Геродота абсолютно совпадает с последующей Чернолесской археологической культуры X -VIII вв. до н. э.

Царские курганы скифов указывают на иерархию скифского общества, артефакты, найденные в скифских курганах, свидетельствуют об искусном владении скифских мастеров технологиями обработки металлов, художественными ремёслами.

Исследуя сотни скифских курганов, учёные генетики пришли к выводу, что антропологический тип скифов был индоевропейский, а не иранский. Осетин по национальности, В.И. Абаев, знаток древних иранских наречий, составил «словарь скифских слов», включив в него слова из сарматских наречий, пришедших на территорию Скифии, когда самой Скифии уже не существовало. (Георгий Дремин «Скифо-сарматские» наречия и «скифский» словарь В.И. Абаева).

Скифы занимались скотоводством, охотой, земледелием, они были знакомы с добычей и обработкой таких металлов, как золото, бронза, железо, медь.

Геродот в Истории (II, 167) пишет, что более всего скифы-кочевники «почитают благородными тех, кто занимается военным делом…». Скифы были сильные и смелые войны, часто совершали они набеги на земли своих соседей.

antropogenez-zhen-russkoj-ravniny30-tys-do-n-e-16-vek

В скифских племенах женщины были равноправны с мужчинами и наравне с мужчинами молодые женщины участвовали в военных походах. Скифские имена из античной литературы.

На берегу Куры, недалеко от небольшого грузинского городка Мцхета археологи обнаружили развалины древней столицы Грузии.

Упоминания об этом богатом и красивом городе есть в древнеримских историках, о нём пишут и путешественники, побывавшие в этих краях в первых веках до нашей эры.

skifskaya-zhenshhina-iz-mcxety-ix-vek-do-n-e-210x300На Северном Кавказе, близ Мцхета было найдено погребение скифской амазонки, похороненной с оружием в руках. Прекрасная амазонка погибла в расцвете лет в 66 году до н. э. Это произошло во время Понтийских войн, когда Римская империя воевала с понтийским царем Митридатом Евпатором, а скифские племена, жившие на кавказском побережье Чёрного моря, были союзниками Митридата.

Облик скифской амазонки был восстановлен Михаилом Герасимовым. Обнаружены при раскопках, останки молодой женщины с традиционной славянской косой, уложенной на голове высокой короной. Её одежда, воспроизведена на основании остатков ее костюма. Геродот пишет, что скифы хоронили с оружием женщин-воинов.

Древняя Мцхета была сожжёна и разрушена легионерами римского правителя Помпея, следы пожара были обнаружены во время археологических раскопок.

Герасимов создал несколько скульптурных портретов людей древней Мцхеты — женщин, воинов, жителей города, живших в разные времена.

Во II веке до нашей эры в Северном Крыму было образовано скифское рабовладельческое государство, со столицей в Неаполе-Скифском, близ современного города Симферополя.

Археологические раскопки столицы Скифского государства Неаполя-Скифского, проводил археолог Павел Николаевич Шульц. Археологи нашли стену и основание городской стены с крепостной башней, которая служила мавзолеем.

В центре мавзолея находился сложенный из массивных известняковых плит саркофаг, в котором был похоронен знатный скифский воин, возможно, скифский царь. В мавзолее было найдено около тысячи золотых украшений и царское оружие, бронзовый шлем с серебряной инкрустацией, мечи с богато украшенными золотыми и серебряными рукоятками, копья.

Когда Герасимову прислали череп, найденный во время археологических раскопок в мавзолее Неаполя Скифского, для восстановления лица, у него не было никаких исторических свидетельств о человеке похороненном в кургане. Кто он? Для какой цели восстанавливается его облик? Михаилу Герасимову ничего не сообщалось.

Руководитель раскопок Шульц прислал из Симферополя две посылки. В одной находился череп из каменной гробницы, в другой – все остальные сорок шесть черепов из мавзолея Неаполя Скифского. Большая посылка, собственно, предназначалась не Герасимову, а антропологическому институту для определения расовых признаков сорока шести черепов из мавзолея Неаполя Скифского.

sarkofag-caricy-neapol-skifskij

Все сорок шесть черепов из мавзолея Неаполя Скифского были отнесены к европеоидному типу внешности. Это достаточно убедительно опровергало представления некоторых учёных о монгольском происхождении скифов. Герасимов выяснил ещё одно обстоятельство. Среди мужских черепов большинство принадлежало скифам европиодного вида, а среди женских – много было греческих типов. Это подтверждало мнение Шульца, что население города было скифским и что царские скифы охотно брали в наложницы гречанок. Показания вещей и черепов из мавзолея сходились. На этом Герасимов своё дело закончил и отослал сорок шесть черепов в антропологический институт.

Остался один череп, присланный ему в отдельной посылке для восстановления лица. Но почему из всех черепов выбран этот, а не какой-нибудь другой, почему он заинтересовал Шульца – оставалось неизвестным.

Проведя необходимые измерения и расчёты, Герасимов смог восстановить лицо скифа, оно оказалось красивым, с правильными чертами, с тонкими губами и круглым подбородком.

1-greben-skif-v-doline-carej

Герасимову уже приходилось восстанавливать лицо скифского воина. Правда, тот череп нашли не в Крыму, а в могильнике Нижнего Приднепровья. Воин из Приднепровья был ранен стрелой, пущенной снизу. Об этом свидетельствовала поврежденная челюсть. Такое повреждение кости могло произойти в том случае, если получивший ранение воин сидел на коне, а стрелял в него из лука пеший воин. Повреждения костей челюсти скифского воина восстанавливали картину боя, напоминавшую сцену боя пешего воина и всадника, изображённую на золотом гребне из кургана Солоха.

На черепе из мавзолея Неаполя не было следов ранений или других каких-либо отметин, оставленных судьбой. Обыкновенный череп с типичными скифскими признаками. В этом отношении он походил на череп из могильника Приднепровья. Возраст тоже сходился: тому и другому было лет сорок пять – пятьдесят, но у черепа из Неаполя Скифского, конечно, обнаружились и свои особенности. Голова удлиненная, нос тонкий и заостренный. Характерна посадка головы с наклоном вперёд.

Скифский-царь-Скилур-реконструкция-Герасимова

Скифский царь Скилур реконструкция Михаила Герасимова

Герасимов установил череп на подставку и сделал воском обводку гребней. После этого рельеф черепа выступил более четко. Характерные черты стали виднее. Скульптор-антрополог начал наслаивать восковую массу по рельефу черепа. Стало вырисовываться лицо, но не всё, а только половина. Этот приём дает возможность сохранить асимметрию лица, потому что левая и правая сторона лица никогда не бывают одинаковыми, кроме того, так удобнее проверять себя в ходе работы. Ни один едва заметный изгиб или шероховатость кости не ускользают от внимания, мельчайшее изменение – и слой воска накладывается уже иначе, создавая новый штрих лица. Голова получилась своеобразной: высокий лоб и орлиный нос. Сняв с черепа восковую маску, Герасимов делает с неё гипсовый отливок, и вот голова скифа из каменной царской гробницы Неаполя готова.

Шульц посмотрел скульптуру и задумался, но что-то ему было неясно. Герасимов восстанавливал только формы лица и на этом считал свою работу законченной. По черепу нельзя узнать, какие волосы были у человека. А если нужно сделать бороду, приходилось с помощью историков разыскивать какие-нибудь письменные свидетельства или сохранившиеся изображения известного в истории деятеля, лицо которого восстанавливалось. Но череп из Неаполя принадлежал неизвестному человеку, и тут Герасимову не за что ухватиться, пришлось додумывать самому.

Герасимов изобразил скифа с бородой, так как многие скифы носили бороды, их бородатые лица можно увидеть на скифских монетах, греческий барельефах, на чеканных рельефах скифских ваз.

1
Помог серебряный сосуд из скифского кургана под Воронежем. На этом сосуде изображены скифы с непокрытой головой. У них длинные волосы и обычные бороды клинышком. Герасимов сделал такие же волосы в скульптуре скифа из Неаполя. Теперь волосы у него падали на плечи, была остроконечная борода, и небольшой рот прикрывали усы.

gerasimov-skifskie-cari-prichernomorya-skilur-i-palakСкульптуру бородатого скифа пришли осматривать археологи. Увидев скульптурную голову, Шульц воскликнул: «Это – он».

Герасимов привык к тому, что восстановленное им лицо узнают те, кто знал человека ранее, но откуда Шульц мог знать скифа из гробницы в Неаполе Скифском?

Археологи обменивались своими замечаниями, а через минуту Герасимов понял, чем они были взволнованы. Восстановленный Герасимовым облик скифа сравнили с куском барельефа с изображением Скилура и его сына Палака, найденным над мавзолеем в Неаполе Скифском (близ г. Симферополя, Крым). Шульц показал изображение скифского царя Скилура на ольвийской монете и на мраморном рельефе — они были похожи.

scythian-kings

Облик скифского царя Скилура из Неаполя Скифского, восстановленный Герасимовым, совпадал с этими изображениями: то же лицо с орлиным носом, тяжелыми веками и выступающими скулами, та же удлиненная голова с характерной посадкой вперёд. Теперь археологи узнали, кто был погребён в мавзолее царской гробницы Неаполя Скифского.

В восстановленном Герасимовым облике скифа сходство с изображением на древнем барельефе было очевидным – перед нами портрет скифского царя Скилура. На монетах, хранящихся в Историческом музее отчеканен портрет скифского царя Скилура, жившего во II век до н. э.

О скифском языке мы можем судить по названиям рек, городов, которые оставили скифы, по именам скифских царей, известных в истории личностей, о которых упоминали античные греческие авторы.

Скилур (греч. Σκιλουρος, лат. Skiluros) – царь Малой Скифии. В 108 г. до н. э. в Крыму основал Неаполь Скифский. По преданию, оставил после себя 80 детей. Передал власть старшему сыну Палаку.( Strabo, Geogr., VII, 4, 3.)

Палак (греч. Παλακος, лат. Palakos) – скифский царь, сын царя Скилура. Правил Крымской Скифией со столицей в городе Неаполе Скифском. Палак воевал с Херсонесом в 107 г. до н. э., Палак был убит в сражении с полководцем царя Митридата VI Диофантом. (С.А. Жебелев, Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре, ВДИ, 1938, №3; О.Н. Трубачев, Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в северном Причерноморье, Вопросы языкознания, №6, 1977, с. 17.; Азовско-Черноморская Русь) Имя скифского царя Палак — означает «сильны, мощный». (в рус. яз.: полк (др.-русск. пълкъ, ст.-слав. плъкъ; в.-луж. роɫk — отряд; др.греч. φάλαγξ — фаланга; др.-герм. *fulkaz, др.-верх.-нем. folk, англосакс. folc — «войско, отряд») — вооруженное формирование (воинская часть), состоящее из 3-6 батальонов) (Полкан, Палкан, Полкановиц, Чудище-Полканище, Полкан-Богатырь — один из героев русского сказочного и былинного эпоса, пёс, богатырь, песиголовец; Полкан = пол(у) +  саn(е) — «пёс»(итал.) с последующими народно-этимологическими сближениями с «конь»). 

Палакион (Παλακιον) – так называлась римская крепость, ранее построенная скифами в Крыму во II веке до н.э., очевидна связь названия этой крепости с именем скифского царя Палака.( А. Андреев, История Крыма, М.-2002.)

Известно, что имя бога войны в древней Греции — Паллас (лат. Pallas), также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала» — «мощь, военная сила, войско».  

От слова Палакион образовано название «Балаклава» — «Бала» -bala — «власть, мощь, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из ведического санскрита (Риг-веды — RV), который лежит в основе всех индоевропейских языков, в том числе греческого языка, латыни, русского языка и др. Возможно, название гавани «Бала+клава» — происходит от «Бала» — военная, «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») , то есть БалаКлава — Военная Крепость.

рождение Афины из головы Зевса, в руках Зевса ваджра. — 550 г до н.э.

рождение Афины из головы Зевса, в руках Зевса ваджра. — 550 г до н.э.

Эпитет древнегреческой богини Афины — Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – «воинственная» Афина — богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы змееногой Гаргоны.

Имена Паллас, Палада, Палак, Балаклава происходят из корня ведического санскрита: «Бала» — bala — «власть, сила, мощь, военная сила, войско, армия».

1-dinamiya-carica-bospora

Михаил Михайлович Герасимов воссоздал десятки скульптурных портретов и создал удивительную галерею скифских портретов и восстановил образы, внешний вид многих других исторических персонажей.

В большой серии портретов-реконструкций Герасимов показал, как выглядели скифские войны, жившие когда-то в Приднепровье, Приуралье, Средней Азии и Сибири — у них европеоидные лица.

Скифские реки из «Истории» Геродота

Скифские имена из античной литературы.

Скилур — царь скифов.
Сказание о скифских царях.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*