Четверг , 28 Март 2024
Домой / Скифы - Сколоты / Сказание о скифских царях.

Сказание о скифских царях.

karta-mira-po-gerodotu-450-g-do-n-e

О жизни, обычаях, традициях скифов мы узнаём из «Истории» Геродота, посетившего Скифию в 449-446 гг. до н. э. «Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами». Геродот знал о связях скифов с другими гиперборейскими народами живущими ближе к арктическому поясу и признавал, что традиции скифов древнее греческих.

karta-reki-skifii

Древнейшие скифские сказания о царях Скифии Геродот, возможно, узнал от Тимна (греч. Τυμνης), представителя скифского царя в Ольвии. Именно, Тимн мог рассказать Геродоту множество сведений из истории Скифии, о реках Скифии, о войне скифов с персами, о скифских богах, обычаях, о родословной скифских царей, о племенах скифов. (Геродот IV 76, V 37).

По Геродоту самоназвание скифов – Сколоты, а персы называли их саками. В слове «сколот» ясно слышится слово «коло» — круг солнца, возможно, слово «сколот» означало «с солнцем иду» или «за солнцем иду». Известно, что скифские племена пришли с востока и расселялись на запад, то есть они шли за солнцем.

Возможно, от самоназвания скифов — СКОЛОТ (skolot, или skolt), происходит слово КЕЛЬТ (лат. Celtae, бретонск. Kelted, валлийцы Celtiaid, ирл. na Ceiltigh, шотл. (гэл. ). Ceilteach, мэнск. ny Celtiee, корн. Kelt). Цезарь и Павсаний утверждали, что это было самоназвание кельтов.

Геродот сообщает, что «племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов – все вместе называются сколотами, эллины же зовут их скифами.» По утверждению Рыбакова, все четыре племени Сколотовавхаты, катиары, траспии, паралаты — во всех отношениях хорошо объединены в единую лесостепную земледельческую археологическую культуру.

В «Истории» Геродот записал древние сказания скифов о том, откуда пошёл скифский род. В сказаниях говорится об основоположнике скифского племени мифическом царе Таргитае (греч. Ταργιταος), который был сыном Геракла от змееногой богини, дочери реки Борисфен (Днепр).

Скифы, современники Геродота, считали, что царь Таргитай жил ровно за 1000 лет до вторжения персидского царя Дария, которое произошло в 513 году до нашей эры, то есть около 1513 г. до н. э. (Геродот IV 5, 7.)

voin-bogatyr

Тархунт – «гром и молния», упоминается в русских былинах о богатыре Тархе Тарховиче (о Тархе Годиновиче). Академик Б. А. Рыбаков видит в прародителе скифов старца-богатыря Тарха Тарховича в наших древнейших сказаний, где богатырь Тарх Тархович живет 1000 лет на Сиянской горе и враждует с Бабой-Ягой, которая в древнерусском сказании выступает верхом на коне предводительницей женского конного отряда степного войска и воюет с пастухами (Тархами или Турами), пасущими быков-туров.

По-русски богатыря величали бы Тур Турович (Бык Быкович). Тарх Тархович — земное имя солнечного божества Дажьбога, поэтому старец-богатырь живёт на Сиянской горе (на Сияющей горе) и является земным образом Дажь-бога.

Бычий рог у скифов — ритуальный предмет и обязательный атрибут в обряде захоронения в кургане.

Само имя Тарх Тархович имеет сходство с хеттским богом-быком Тагимасаду, и Тагу из Малой Азии.  В середине II тыс. до н. э. иранцы ещё не выделились из арийской общности.

skifiya-v-i-tys-do-n-e

В XVI веке до н. э. началось постепенное вытеснение арийских племен из восточной Анатолии и северной Месопотамии, племенами хеттов. Из Палестины арийские племена вытеснялись египтянами, а с Балкан (из Фракии), из Греции и острова Крита арийские племена вытеснялись ахейцами. Археологические памятники найденные на этих территория, такие как многочисленные курганы фракийских племён, на территории современной Болгарии, дворец царя Миноса в Кноссе, на о. Крит.

На рубеже XV и XIV вв. до н. э. в западной и юго-западной Анатоли образовалась коалиция арийских племён Арсавы, которой правил могущественный царь Тархуно-радус, разбивший хеттов. Имя Тархуно-радуса явно созвучно имени Таргитая, а «радус» исходит из арийско-славянской лексики и означает «родитель», «радетель» или «раджа» — «ратник» на санскрите — царь. Тархуно-радус (царь Тархун) жил примерно 1613 г. до н. э., он был одним из основоположников династии царей, правивших в арийском государстве Арсава, вероятно, поэтому, скифы вспоминали именно Тархуно-радуса, как своего прародителя и в своих сказаниях называли его Таргитай.

Имена правителей с основой «тарх» («тарг») в Анатолии очень редки, среди хеттских царей их тоже нет. В хеттских источниках есть упоминание о царе Таргасналисе (сыне Тарха) правившим страной Капаллой, которая во второй половине XIV веке до н. э. входила в состав коалиции «стран Арсавы».

Потомки скифского царя Таргитая, видимо, происходят из восточной Анатолии и северной Месопотамии. Скифские племена — выходцы из коалиции арийских племён Арсавы, которые мигрировали не только в Причерноморье, но и на Апеннинский полуостров (Penisola italiana).

1-karta-etrusskaya-civilizaciya

Первого царя этрусков звали Тархон (Тархетий), это имя созвучно с именем Таргитай. Этруски — выходцы из Лидии (западной Анатолии), именно, они принесли в Европу скифскую традицию вести свой род от бога Тура (Тарха), представленным в образе быка, которому поклонялись и этрусски и сарды на острове Сардиния. У этрусков есть легенда о боге Таге, который появился из борозды, пропаханной божественным быком Тархоном, пашущим священное поле. В легенде этрусков и Таг, и Тархон предстают в образе людей, а не быка. Таг рождается мальчиком с седыми, как у старца, светлыми волосами, Таг-бог — светлое, солнечное божество, прототип солнечного Дажь-бога.

gerros-skifskie-kurgany

По сведениям Геродота, у легендарного скифского царя Таргитая было три сына Липоксай, Арпоксай и Колоксай.

По скифскому преданию, от бога Солнца Targitavus = Таргитая — «блестящий диск» родилось три сына, один из сыновей был князь Щит (солнца) — Hieipoksais = Липоксай. Скифский Targitavus (бог Солнце, испускающий лучи-стрелы) был искусный стрелок, и один из сыновей его назывался Arpo-ksais= князь Стрела (солнца).

На санскрите Риг-Веды: АРПИта = arpita — стрела; АРшана — лук;   АкАРшана – AkarSaNa – сгибать (лук); кАРшати — karSati — согнуть, привлечь к себе, притянуть (лук). В русском языке сохранилось слово «аршин», означающее меру длины 71 см. — это нормативное расстояния натяжении тетивы лука, расстояние вытянутой руки, в латинском языке «arcus» — «лук», отсюда происходит и слово «арка» — свод потолка, выгнутый дугой.

«Ксай» по-скифски означает царь, ведь, известно, что скифы называли себя царями.

Сайи — ЦАРИ — Σαιοι – это самоназвание царских скифов. О Царях сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…»

В ведическом санскрите слова — Сару, сарратьяsarru, sarи, sirratu, sarathya — рать, ратный, соратник, (sа – совместно, ratha- колесница, воитель, герой. От слова ведического санскрита «сарру»- sarru- происходит слово – «царь» в славянских языках, а в германских — кезарь и кайзер. В Риг-веде: саратхи — Sarathi — возница колесницы – «соратник». Первоначальное значение слова царь означало «саратник», воин.

Геродот записал сказание о том, что на скифскую землю с неба упали золотой плуг, ярмо, золотая секира и чаша. Это предметы стали символами определённых классов, разделили общество на роды и классы — на рядовых общинников — земледельцев, воинов, кавалеристов соратников царя, который был и судьёй и жрецом.

В 1917 году А. Кристенсен считал, что племена скифов-авхатов, чей символ — плуг, были земледельцами. Скифы-катиары, чей символ ярмо, были воинами и колесничими. Скифы-траспии, чей символ секира, были верховыми воинами. Скифы-паралаты, чей символ чаша, были царями.

fibula-v-vide-svastiki-daniya-5-v

Липоксай (греч. Λιποξαις) = князь Щит — Hieipoksais – старший сын Таргитая, родоначальник скифского рода авхатов (авхетов), их символ — плуг, они были земледельцы. По свидетельству Плиния Старшего: «От Тафр (Перекопа) по направлению внутрь материка живут Авхеты, во владениях которых берет начало Гипанис» (река Южный Буг) К авхатам условно Б. А. Рыбаков относит городища Буда-Макеевское, Пастырское и Шарповское, находящиеся на водоразделе Днепра и Буга. (Геродот IV 5, 6; Плиний Старший; Б.А. Рыбаков). В имени Липоксай славянский корень Лип. Имя Липоксай, возможно, означает «Леса-Царь».

tork

Арпоксай  (греч. Αρποξαις) – Arpo-ksais= князь Стрела — средний сын Таргитая, родоначальник родов катиаров и траспиев, скифские племена, называвшие себя сколоты. (Геродот IV 6;) Само имя Арпок+сай – это Арп, Карп (Карпаты) и Сайи — Σαιοι –Цари — самоназвание царских скифов, т.е Арпок+сай значит «Царь Карпат»; Солнце уподоблялось скифскому круглому воинскому щиту, поэтому сын царя Таргитая =»блестящего диска» Солнца — был князь Щит.

По другой версии скифского генеалогического мифа Арпоксая звали Агафирс. Род Арпоксая-Агафирса заселил Прикарпатье, где жили катиары- акатиры-агафирсы. Другой род дал линию траспии-траки-фракийцы. ( Геродот VI 5, 6;)  Катиары и тираспеи жили у реки Тирас (река Днестр) на Подолии. Скифы-катиары — воины-колесничие, их символ — ярмо, или торк, который они носили на шее. У скифских племён катиаров городища: Немировское, Севериновское и в Якушинцах.

sagaris-skifskij-topor

Скифы-траспии — верховые воины, их символ — секира. У траспиев городища в Григоровке, в Дарабани и в Поливановом Яру.

chasha-6-v-do-n-e

Колоксай (Κολαξαις) – младший сын Таргитая, от него ведут свое начало скифы из рода паралатов – цари, их символ — золотая чаша. Имя Колоксай «Солнце-Царь», «коло» – колесо-солнца, «сай» – царь скифов-сколотов. ( Геродот IV 5, 7) Артамонов считает, что Колоксай-Коло-Сколот происходят от одного корня слова. Городища паралатов расположены: на севере близ Киева, среднее — между Днепром и рекой Росью, правый приток Днепра, на юге — на реке Тясмин.

Царские скифы имели европейскую внешность.
Скифские реки из «Истории» Геродота

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*