Во II веке до нашей эры в Северном Крыму было образовано скифское рабовладельческое государство, со столицей в Неаполе-Скифском, близ современного города Симферополя.
Археологические раскопки столицы Скифского государства Неаполя-Скифского, проводил археолог Павел Николаевич Шульц. Археологи нашли стену и основание городской стены с крепостной башней, которая служила мавзолеем.
В центре мавзолея находился сложенный из массивных известняковых плит саркофаг, в котором был похоронен знатный скифский воин, возможно, скифский царь. В мавзолее было найдено около тысячи золотых украшений и царское оружие, бронзовый шлем с серебряной инкрустацией, мечи с богато украшенными золотыми и серебряными рукоятками, копья.
Когда Герасимову прислали череп, найденный во время археологических раскопок в мавзолее Неаполя Скифского, для восстановления лица, у него не было никаких исторических свидетельств о человеке похороненном в кургане. Кто он? Для какой цели восстанавливается его облик? Михаилу Герасимову ничего не сообщалось.
Руководитель раскопок Шульц прислал из Симферополя две посылки. В одной находился череп из каменной гробницы, в другой – все остальные сорок шесть черепов из мавзолея Неаполя Скифского. Большая посылка, собственно, предназначалась не Герасимову, а антропологическому институту для определения расовых признаков сорока шести черепов из мавзолея Неаполя Скифского.
Все сорок шесть черепов из мавзолея Неаполя Скифского были отнесены к европеоидному типу внешности. Это достаточно убедительно опровергало представления некоторых учёных о монгольском происхождении скифов. Герасимов выяснил ещё одно обстоятельство. Среди мужских черепов большинство принадлежало скифам европиодного вида, а среди женских – много было греческих типов. Это подтверждало мнение Шульца, что население города было скифским и что царские скифы охотно брали в наложницы гречанок. Показания вещей и черепов из мавзолея сходились. На этом Герасимов своё дело закончил и отослал сорок шесть черепов в антропологический институт.
Остался один череп, присланный ему в отдельной посылке для восстановления лица. Но почему из всех черепов выбран этот, а не какой-нибудь другой, почему он заинтересовал Шульца – оставалось неизвестным.
Проведя необходимые измерения и расчёты, Герасимов смог восстановить лицо скифа, оно оказалось красивым, с правильными чертами, с тонкими губами и круглым подбородком.
Герасимову уже приходилось восстанавливать лицо скифского воина. Правда, тот череп нашли не в Крыму, а в могильнике Нижнего Приднепровья. Воин из Приднепровья был ранен стрелой, пущенной снизу. Об этом свидетельствовала поврежденная челюсть. Такое повреждение кости могло произойти в том случае, если получивший ранение воин сидел на коне, а стрелял в него из лука пеший воин. Повреждения костей челюсти скифского воина восстанавливали картину боя, напоминавшую сцену боя пешего воина и всадника, изображённую на золотом гребне из кургана Солоха.
На черепе из мавзолея Неаполя не было следов ранений или других каких-либо отметин, оставленных судьбой. Обыкновенный череп с типичными скифскими признаками. В этом отношении он походил на череп из могильника Приднепровья. Возраст тоже сходился: тому и другому было лет сорок пять – пятьдесят, но у черепа из Неаполя Скифского, конечно, обнаружились и свои особенности. Голова удлиненная, нос, судя по носовому щипу, тонкий и заостренный. Характерна посадка головы с наклоном вперёд.
Герасимов установил череп на подставку и сделал воском обводку гребней. После этого рельеф черепа выступил более четко. Характерные черты стали виднее. Скульптор-антрополог начал наслаивать восковую массу по рельефу черепа. Стало вырисовываться лицо, но не всё, а только половина. Этот приём дает возможность сохранить асимметрию лица, потому что левая и правая сторона лица никогда не бывают одинаковыми, кроме того, так удобнее проверять себя в ходе работы. Ни один едва заметный изгиб или шероховатость кости не ускользают от внимания, мельчайшее изменение – и слой воска накладывается уже иначе, создавая новый штрих лица. Голова получилась своеобразной: высокий лоб и орлиный нос. Сняв с черепа восковую маску, Герасимов делает с неё гипсовый отливок, и вот голова скифа из каменной царской гробницы Неаполя готова.
Шульц посмотрел скульптуру и задумался, но что-то ему было неясно. Герасимов восстанавливал только формы лица и на этом считал свою работу законченной. По черепу нельзя узнать, какие волосы были у человека. А если нужно сделать бороду, приходилось с помощью историков разыскивать какие-нибудь письменные свидетельства или сохранившиеся изображения известного в истории деятеля, лицо которого восстанавливалось. Но череп из Неаполя принадлежал неизвестному человеку, и тут Герасимову не за что ухватиться, пришлось додумывать самому.
Герасимов изобразил скифа с бородой, так как многие скифы носили бороды, их бородатые лица можно увидеть на скифских монетах, греческий барельефах, на чеканных рельефах скифских ваз.
Помог серебряный сосуд из скифского кургана под Воронежем. На этом сосуде изображены скифы с непокрытой головой. У них длинные волосы и обычные бороды клинышком. Герасимов сделал такие же волосы в скульптуре скифа из Неаполя. Теперь волосы у него падали на плечи, была остроконечная борода, и небольшой рот прикрывали усы.
Скульптуру бородатого скифа пришли осматривать археологи. Увидев скульптурную голову, Шульц воскликнул: «Это – он». Герасимов привык к тому, что восстановленное им лицо узнают те, кто знал человека ранее, но откуда Шульц мог знать скифа из гробницы в Неаполе Скифском?
Археологи обменивались своими замечаниями, а через минуту Герасимов понял, чем они были взволнованы. Восстановленный Герасимовым облик скифа сравнили с куском барельефа с изображением Скилура и его сына Палака, найденным над мавзолеем в Неаполе Скифском (близ г. Симферополя, Крым). Шульц показал изображение скифского царя Скилура на ольвийской монете и на мраморном рельефе — они были похожи.
Облик скифского царя Скилура из Неаполя Скифского, восстановленный Герасимовым, совпадал с этими изображениями: то же лицо с орлиным носом, тяжелыми веками и выступающими скулами, та же удлиненная голова с характерной посадкой вперёд. Теперь археологи узнали, кто был погребён в мавзолее царской гробницы Неаполя Скифского.
В восстановленном Герасимовым облике скифа сходство с изображением на древнем барельефе было очевидным – перед нами портрет скифского царя Скилура. На монетах, хранящихся в Историческом музее отчеканен портрет скифского царя Скилура, жившего во II век до н. э.
О скифском языке мы можем судить по названиям рек, городов, которые оставили скифы, по именам скифских царей, известных в истории личностей, о которых упоминали античные греческие авторы.
Скилур (греч. Σκιλουρος, лат. Skiluros) – царь Малой Скифии. В 108 г. до н. э. в Крыму основал Неаполь Скифский. По преданию, оставил после себя 80 детей. Передал власть старшему сыну Палаку.( Strabo, Geogr., VII, 4, 3.)
Палак (греч. Παλακος, лат. Palakos) – cкифский царь, сын царя Скилура. Правил Крымской Скифией со столицей в городе Неаполе Скифском. Палак воевал с Херсонесом в 107 г. до н. э., Палак был убит в сражении с полководцем царя Митридата VI Диофантом. (С.А. Жебелев, Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре, ВДИ, 1938, №3; О.Н. Трубачев, Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в северном Причерноморье, Вопросы языкознания, №6, 1977, с. 17.) Имя скифского царя Палак — означает «сильны, мощный».
Палакион (Παλακιον) – так называлась крепость, построенная скифами в Крыму во II в. до н.э., очевидна связь названия этой крепости с именем скифского царя Палака.( А. Андреев, История Крыма, М.-2002.)
Известно, что имя бога войны в древней Греции — Паллас (лат. Pallas), также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала» — «мощь, военная сила, войско».
От слова Палакион образовано название «Балаклава» — «Бала» -bala — «власть, мощь, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из ведического санскрита (Риг-веды — RV), который лежит в основе всех индоевропейских языков, в том числе греческого языка, латыни, русского языка и др. Возможно, название гавани «Бала+клава» — происходит от «Бала» — военная, «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») , то есть БалаКлава — Военная Крепость.
Второе имя древнегреческой богини Афины — Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы змееногой Гаргоны.
Имена Паллас, Палада, Палак, Балаклава происходят из корня ведического санскрита: «Бала» — bala — «власть, сила, мощь, военная сила, войско, армия».
Михаил Михайлович Герасимов воссоздал десятки скульптурных портретов и создал удивительную галерею скифских портретов и восстановил образы, внешний вид многих других исторических персонажей.
В большой серии портретов-реконструкций Герасимов показал, как выглядели скифские войны, жившие когда-то в Приднепровье, Приуралье, Средней Азии и Сибири — у них европеоидные лица.