Пятница , 26 Апрель 2024
Домой / Кельты / Камень Туро и кельтская культура Ла Тен

Камень Туро и кельтская культура Ла Тен

Гранитный камень Туро (Turoe Stone) находится в Ирландии, в графстве Голуэй (Galway), в деревне Буллаун (Bullaun), в 6 км к северу от Лафреи. В течение многих столетий этот камень находился в Фервеор (Feerwore), примерно в 3 км от Буллауна, но в 1850-х годах его перенесли на нынешнее место на ферму Туро. 

Археологические раскопки на месте находки камня дали много материала, свидетельствующего о том, что открытое место и сам гранитный камень высотой 1,68 метра, датируется периодом от 100 до н.э. до 100 г. н.э. Позднее место раскопок было закрыто.

Камень Туро теперь установлен на бетонном основании, расположенной в закрытой защитной конструкции (сарае) на лужайке перед домом Туро, и является национальным памятником Ирландии № 327.

Джордж Коффи (George Coffey) в своей статье 1904 года для Королевской ирландской академии, посвященной искусству Ла Тен, относит вырезанные узоры орнамента на камне к характерному кельтскому стилю.

Концентрические спирали, характерные для искусства Ла Тен, выгравированы в горельефе (фр. haut-relief — «высокий рельеф») глубиной около трёх сантиметров. Некоторые исследователи высказывают предположения, что в камне Туро отображён фаллический культ, принятый у древних кельтов, как и у скифов. Многие интерпретируют три глубокие линии внизу и горельефные спирали на камне Туро, как крайнюю плоть, а концентрические спирали вверху могут обозначать мужское семя.

0мвал на греческой монете Селевка-III, с Аполлоном, сидящим на священном камне омфалос в Дельфах

 В древней Греции на торговых путях и перекрёстках дорог ставили фаллические столбы, олицетворяющие бога Гермеса, охраняющего дороги, ворота, перекрёстки, границы сёл и городов. Гермес (др.-греч. Ἑρμῆς, микен. e-ma-a) — сын Зевса и Геры, в древнегреческой мифологии бог торговли, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов, вестник богов, покровитель путников.

Статуи Гермеса ставили и на погребальном кургане, где он охранял границы ведущие в потусторонний мир. Неудивительно, что область, где царские скифы хоронили своих умерших называлась Геррос.

Путешествуя по Скифии Северного Причерноморья, в VI -V вв. до н. э., Геродот называет  скифские земли на Нижнем Днепре и в Приазовье, а также земледельческий регион на Среднем Днепре, где жили скифы-пахари или борисфениты, и Левобережье Днепра со смешанным населением (гелоны, будины, часть борисфенитов).

О пышных погребениях скифских царей писал древнегреческий историк Геродот, писавший о том, что скифы хоронили своих царей в области Геррос, на вершине кургана устанавливали стоячий могильный камень, скифское изваяние — Херъ (др.-греч. Ἥρα, микен. e-ra), давшее название всему месту захоронения Геррос, отсюда выражение: «отправить к праотцам» — «послать на Геррос».

Летописец Нестор, упоминая славянские племена между Днепром и Дунаем, добавил, что «они проживали на земле, называемой Великой Скифией». 

Старославянское: кара (Old Church Slavonic: kara) – «раздор»; Old Persian: kara — «хозяин, люди, армия»; Greek: koiranos — «правитель, вождь, полководец»; Среднеирландский: cuire – войско; Литовский: karas — «война,ссора,»  происходит от PIE корня *korio- «война», «военный оркестр, войско, армия»  Древнегерманское слово *harjan (ХАРЬЯН) .

От Proto-Germanic: *harjon (ХАРЬЁН), Old Frisian: urheria (УР-ХЕРЬЯ) -«грабёж, опустошение,» Old Norse: herja (ХЕРЬЯ) — «набег, грабёж,» Old Saxon: herion (ХЕРИОН), Old High German: herion (ХЕРИОН), German: verheeren (ВЕРХЕЕРЕН): «ограбить, опустошить».

От  Proto-Germanic: *harjan (ХАРЬЯН) — «вооруженные силы»; Old English: here (ХЕРЕ), Old Norse: herr (ХЕРР) — «армия, отряд, толпа, большое количество; » Old Saxon: heri, Old Frisian: heri, Dutch: heir, Old High German: har, German: Heer, Gothic: harjis — «воин, армия»

Английское: harry (v.) от Old English: hergian — «война, грабёж, опустошение,» слово 1400 г., использованное в англосаксонской летописи для обозначения чувство «беспокойство, побуждение, беспокойство», оно происходит с времён нашествия викингов на Англию.

Гарольд – ‘Harold’ от Proto-Germanic *harja-waldaz  (ХАРЬЯ-ВАЛДАС) – «предводитель армии». В первом элементе английский словарь видит слово harry от Old English: hergian — «война, грабёж»; второй элемент образован от PIE корня *wal-  (ВАЛИТЬ) быть сильным («to be strong») и Proto-Germanic: *waldan, заимствованное в Old English: wealdan. Имя Гарольд разделяет этимологию с ‘herald’ – вестник, глашатай.

 

Культура Ла Тен (La Tène) — кельтская археологическая культура железного века ( около 450 г. до н.э. — 1 г. до н.э.), распространённая по всей Центральной и Западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, в Малой Азии, Британии и Ирландии. Названа по селению Ла-Тен (La Tène) в Швейцарии, в нескольких километрах от Нёвшателя.

Территория ядра культуры Гальштат (800 г. до н.э.) показана сплошным желтым цветом, область влияния 500 г. до н.э., заключительный этап культуры Гальштата, около 650–450 до н.э. — обозначен на карте  — светло-жёлтым.

Основная территория культуры La Tène (450 г. до н.э.) показана сплошным зелёным цветом, возможная область влияния La Tène к 50 г. до н.э. светло-зеленым цветом. Территории некоторых крупных кельтских племен помечены.

На востоке западная часть старого ядра Гальштата в современной Баварии, Австрии и Швейцарии сформировала несколько отдельную «провинцию восточного стиля» в начале Ла-Тена, соединяясь с западной областью в Эльзасе

Бронзовая фурнитура из Франции в «растительном» стиле кельтской культуры Ла Тен.

Культура Ла Тен (La Tène) была европейской культурой развивавшейся и процветавшей в конце железного века (примерно с 450 г. до н.э. до римского завоевания в 1 веке до н.э.), сменив культуру раннего железного века Гальштата без какого-либо определенного культурного разрыва.

Название кельтской культуры La Tène произошло от находки тысячи вещей клада, найденного в 1857 году на северной стороне озера Невшатель в Швейцарии, после падения уровня воды.

Исследователи культуры Ла Тен признают огромное стилистическое влияние этрусского, италийского, греческого, дакийского и скифского «звериного» стиля искусства на материальную культуру La Tène.

Носителями культуры La Téne были люди, известные как кельты или галлы. Древняя кельтская культура не имела собственной письменности.

Кельтская культура Ла Тен, были идентифицированы греческими и римскими авторами начиная с 5-го века терминами Галли и Кельтои. Термин «Celtoi» — «Кельт» впервые упомянут в рукописях античных авторов в Древней Греции в 500 году до нашей эры. 

Скифский «звериный стиль» — 1 век до н.э.

Геродот Геликарнасский (484-425 гг. до н.э.) в 9-томной «Истории», в книге II («Евтерпа»), пишет:

«…Река Истр (Дунай) начинается в стране кельтов у города Пирены и течёт, пересекая Европу посредине. Кельты же обитают за Геракловыми Столпами по соседству с кинетами, живущими на самом крайнем западе Европы. Впадает же Истр в Евксинский Понт, протекая через всю Европу там, где милетские поселенцы основали город Истрию».

«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами», которые, по утверждению Любора Недерле, были пра-славянами.

Самоназвание царских скифов СКОЛОТЫ (Skolot > Skolt > Kelt)

В биографии Caius Marius Плутарх писал: «… the country of the Celti… to that part of Scythia which is near Pontus» ( «страна кельтов… [относится] к той части Скифии, которая [находится] у Чёрного моря»), опять, как и ряд античных авторов, связывая кельтов со скифами. И далее – «whole army was called by the common name of Celto-Scythians» («вся армия называлась обычным именем кельто-скифов»).

Браслет в скифском «зверином стиле» -5-4-век-до-н.-э.-Сибирь

Сосредоточенная на территории древней Галлии, культура кельтского искусства Ла Тен широко распространилась, и охватила большое разнообразие местных стилей искусства.

Для скифского «звериного стиля» также, как и для стиля La Tène характерны изогнутые «кружащиеся» линии растительного орнамента, геометрических мотивов, стилизованного изображения скифского «звериного стиля» — животных и растений, особенно в металлоконструкциях.

Металлические украшения в стиле La Tène, выполненные из бронзы, железа и золота, известны в культуре Гальштата, стилистически характеризуются запутанными линиями, инкрустированными замысловатыми спиралями, чередованием тонких и толстых линий на бронзовых сосудах, шлемах и щитах, конских украшениях и элитных украшениях, особенно кольцах на шеях, называемых торкс (torcs) и сложные застежки — фибулы.

Стиль Ла Тен характеризуется элегантными, стилизованными криволинейными животными и растительными формами, в сочетании с традиционными геометрическими рисунками Гальштата.

Ранний стиль искусства и культуры La Tène отличался статичным геометрическим оформлением, в то время как переход к развитому стилю представлял собой переход к формам, основанным на круговых движениях трискеля («τρισκέλιον»  — triskelion — «три ноги»).

Золотой кубок с лабиринтами из Микен

Некоторые подмножества внутри разработанного стиля содержат более специфические тенденции дизайна, такие как повторяющийся змеиный свиток стиля Вальдальгесхайма .

Археология кельтских погребений

Торговые связи и богатство сыграли свою роль в происхождении стиля La Tène

Создание греческой колонии в Массалии (современный Марсель) на средиземноморском побережье Франции привела к большой торговле с районами Гальштата вверх по рекам Роны и Сена, и ранним элитным захоронениям культуры Ла Тена, таким как кельтский некрополь в Vix Grave на севере Бургундии, содержащими импортные предметы роскоши, а также артефакты местного производства.

Укреплённое поселение Викс (Vix Grave ) включает несколько курганов, самым известным из них является могильный курган «леди из Викс», относящийся к 500 г. до н. э. Этот курган никогда не подвергался грабежу и содержит удивительно богатые и важные находки, в том числе большое количество ювелирных изделий и кратер из Викса, самый большой из известных металлических античных сосудов высотой 1,63 метр.

В местах захоронений кельтов археологи находят оружие, тележки, а также элитные украшения и бытовые вещи, что свидетельствует о сильной связи кельтов с загробной жизнью.

Из кельтских украшений следует выделить шейные гривны, или торквесы — бронзовые или золотые, полые, витые или ложновитые незамкнутые ожерелья с утолщениями на концах. Часто встречаются также браслеты, бусы и застёжки-фибулы.

Кельты делали своё оружие из железа, мечи в культуре Ла Тен длиннее гальштатских, из колющих коротких скифских клинков, кельтские мечи становятся режущим оружием. В кельтских погребениях находят мечи свёрнутые в спираль, или в восьмёрку, видимо, означавшую символическую смерть оружия, вместе со смертью его владельца. Известны кельтские кинжалы, копья с наконечниками длиной до 0,5 м, боевые топоры — как проушные, так и топоры-кельты.

Кельтские шлемы культуры Ла Тен вначале представляли собой подражание греческим и римским шлемам, но позднее приобрели знаменитую полушарную форму с навершием и бармами.

Кельты, как и гальштатцы, использовали повозки, конское снаряжение для верховой езды — псалии, упряжь, железные подковы.

Религиозные представления кельтов культуры Ла Тен известны нам из римских источников и по находкам кельтских святилищ. Судя по деталям орнамента кельты поклонялись Солнцу.  У кельтов было множество божеств — Цернуннос (бог изобилия), Таранис (бог, аналогичный Юпитеру), Эпона (богиня лошадей).

Первоначально кельты культуры Ла Тена жили в открытых поселениях. Развитие городов — oppida — появляется в культуре середины Ла Тена. Жилища кельтской культуры La Tène были построены из дерева, а не из каменной кладки.

Народы культуры Ла Тена выкапывали ритуальные шахты, в которых совершались жертвоприношения и даже приносили человеческие жертвы. Похоже, отрубленные головы кельтов обладали большой силой, такой же, как у скифов, и часто изображались в резьбе.

Продуманные захоронения также раскрывают широкую торговую сеть. Экспорт из культурных зон Ла Тена в средиземноморские культуры был основан на кельтской торговле солью, оловом, медью, янтарём, шерстью, кожей, мехами и золотом.

Артефакты, типичные для культуры Ла-Тена, были обнаружены в Скандинавии, Северной Германии, Польше и на Балканах.

Барри Канлифф (Barry Cunliffe) отмечает локализацию культуры La Tène в 5 веке, когда возникли «две зоны власти и влияния — это территория Марна — Мозеля на западе с торговыми связями с долиной реки По через центральные Альпийские перевалы и галльской культурой (Golasecca), а также Богемская зона на востоке с отдельными связями с Адриатикой через восточные альпийские маршруты и Венетскую культуру»

Со своей родины культура La Tène расширилась в 4-м веке до большей части современной Франции, Германии и Центральной Европы, а также за его пределами в Испанию, северную и центральную Италию, на Балканы и даже в Малую Азию, в течение нескольких основных миграций. Артефакты в стиле La Tène начинают появляться в Британии примерно в то же время, позднее и в Ирландии.

В 400 году растущее кельтское население начало мигрировать на юг и запад, вступая в ожесточенный конфликт с местным населением, включая этрусков и римлян. Поселенческая жизнь на большей части культуры Ла Тена стала гораздо более нестабильной и подверженной войнам.

Примерно в 387 году кельты под командованием Бренна (Brennus) победили римлян, а затем разграбили Рим, став настоящей угрозой для римлян в ходе серии римско-галльских войн , до окончательного завоевания Галлии Юлия Цезаря в 58- 50 г. до н. э. Римляне препятствовали тому, чтобы кельты продвигались на юг, достигая Рима, но с другой стороны Адриатического моря кельты проходили через Балканы, достигая Греции. Кельты в 279 году атаковали Дельфы, и в Азии основали кельтское государство Галатия в Анатолии (Anatolia). К этому времени стиль Ла Тена распространился на Британские острова, хотя, по-видимому, без каких-либо существенных изменений в населении.

Примерно после 275 года началась римская экспансия в район Ла Тена, сначала римляне завоевали Галлию Цизальпину (Gallia Cisalpina). Завоевание Кельтской Галлии началось в 121 г. до н.э. и завершилось Галльскими войнами 50-х годов до н.э. Галльская культура теперь быстро ассимилировалась с римской культурой, породив гибридную галло-римскую культуру поздней античности.

Народ богини Дану и добрый бог Дагда
Свои свебы и свебский узел

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*