Воскресенье , 22 Октябрь 2017
Домой / Античное Средиземноморье / Солнечные боги этрусков — Усил и Тезан.

Солнечные боги этрусков — Усил и Тезан.

Бронзовое зеркало с изображением солнца -Усила, Зари — Тезан и Нева (Nev), или Невунса

Этрусская богиня рассвета и утренней зари Тезан (этруск.Thesan)  в этрусском изобразительном искусстве встречается довольно часто в виде молодой, красивой женщины, одетой в короткий хитон, и управляющей парой белоснежных солнечных коней, запряжённых  в солнечную колесницу, подобную колеснице самого этрусского бога солнца Усила.

Богиню Тезан часто изображали в золотой сияющей диадеме, в крупных округлых серьгах, золотом ожерелье на шее, беседующей в кругу верховных богов этрусского пантеона — Тин (День), Уни (Юни), Нев (Невунс), Менрва.Имя богини Thesan сохранилось на трёх этрусских бронзовых зеркалах и погребальных пеленах Загребской мумии.

Как богиня рассвета, Тезан считалась у этрусков «изливательницей» росы, наряду с этрусским демоном изливающим утреннюю росу из кувшина. Тезан, таким образам, была связана и с плодородием Земли и источниками воды, считавшиеся в этрусской религии  дарителями молодости, жизни и здоровья.

Этрусской богине рассвета и утренней зари Тезан (этруск.Thesan) в греческой мифологии соответствует богиня Эос (др.-греч. Ἕως, эпич. Ἠώς, микен. a-wo-i-jo), а в римской —  Аврора (лат. Aurora, от лат. aura — «предрассветный ветерок»).

Этрусский бог солнца Усил (этруск. Usil) считался обладателем магической силы небесного светила, несущего благодатное тепло, свет и жизнь всей земле. Начиная с V века до н.э. бог солнца Усил изображался молодым бородатым мужчиной, управляющим тройкой сияющих белых солнечных крылатых коней, запряжённых в лёгкую этрусскую колесницу, Иногда изображали четвёрку коней в колеснице, поднимающейся из-за моря, словно, из пучины морской.

Святочный Авсень (Усень) — образ Солнца.В грамоте царя Алексея Михайловича 1649 г., направленной против святочных игрищ,  читаем: «В навечерие Рождества Христова (в Москве) кликали многие люди Каледу и Усень». В Муромском уезде, в святочных песнях также припевали: «Коляда Таусень». Припев этот соответствует общеупотребительному припеву «Коляда Овсень» и, вероятно, произошёл из слития старинного названия «Усень» с союзом «та», означающим и: «Коляда та Усень».  В дополнении к Судебнику читаем о запрещении сходиться на мирские игрища: «Коледы бы и Овсеня… не кликали». Мы увидим далее, что слово это в форме Усинь было известно на Руси уже в XI столетии и в том же самом виде до сих пор живёт в устах латышей. Усень (Таусень) несомненно то же, что наш современный ABСЕНЬ,встречающийся в святочных песнях под разными названиями: Авсень, Овсень, Говсень, Тоусень, Баусим и т.п.

В основе Авсеня, как и Тура, представителя весеннего плодородия, лежит солнечная природа. По отношению к Авсеню или Усеню это подтверждается его именем, которое представляет близкое, очевидное родство с древне-италийским, собственно сабинским, названием солнца – Ausel (этрусс. Usil), с изменением только окончания l-л на -нь.[Preller. Röm. Myth. I, 324.]

Изображения бога солнца Усила часто встречаются в этрусском искусстве. На одном из этрусских бронзовых зеркал изображён солнечный юный бог Усил с луком в руке, как греческий бог Аполлон.

На бронзовом зеркале изображена сцена в которой бог Солнца Усил беседует с Невунсом — богом морей и Тезан — богиней рассвета и утренней Зари.

На понтийском киафе из Вульчи он изображен как бородатый мужчина в крылатых башмаках, бегущий влево. На его голове, по типу шляпы, помещен крылатый солнечный диск, снабженный лучами вверху и внизу — между крыльями.

Этрусское божество Ката — Catha (или Cavtha, Cath) появляется в этрусской надписи: «Ati Catha” — «Мати-Ката», а также надписи: «O Maru Cath” — «О мару Кат».

Этрусский характер Мару не известен. В славянской мифологии Мара — богиня жатвы, плодородия и смерти. На санскрите: Маар, морок — maar, morok — умирать. Морана — morana, морена — morena —  богиня смерти и ночи.

Этрусскую богиню «Catha» также называют «Sechi» — Сечи — «дочь». Марциан Капелла считает, что «Catha» соответствует небесной богине и называет её «Celeritas Солис Filia»«Стремительная дочь солнца». На печени из Пьяченца написано имя богини Cath, управляющей одной из областей.

У этрусков, которые сделали немало заимствований в области религиозных верований от соседних народов собинов, Луна называлась Lala – именем буквально соответствующим малорусской и белорусской Ляле. [Preller. Röm. Myth. I, 327]

Сакральный центр города Мундус.
Этрусская богиня Туран

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*