С момента открытия в Кносского дворца на Крите сэром Артуром Эвансом в начале прошлого века, интерес к культурным памятникам цивилизации Крита не ослабевает. Вещи, найденные археологами в лабиринтах дворца в Кноссе, подтверждают легенды о богатстве царя Миноса, самого могущественного государя Эгейского моря.
Среди уцелевших артефактов найдены обломки великолепной мебели — столы, с затейливо вырезанными ножками, резные ларцы, металлические светильники, золотые, серебряные и фаянсовые вазы, статуи и небольшие статуэтки богов и богинь.
Характерной чертой минойского Крита было отсутствие храмов – это обстоятельство, отличало минойскую религию от египетской и месопотамской. Минойцы поклонялись своим богам на открытых площадках, у ручьев, в маленьких часовнях на вершинах гор, в священных пещерах, в «утробе Земли-Матери», приносили жертвы на алтари в домашних святилищах.
Высказанная Артуром Эвансом «монотеистическая концепция» минойской религии в настоящее время разделяется и поддерживается многими достаточно авторитетными исследователями. Оставаясь на этой позиции, можно достаточно убедительно объяснить бросающееся в глаза единообразие иконографии женского божества в минойском искусстве и неизменное повторение одного и того же набора культовой утвари в минойских святилищах разного типа, например, в дворцовых «капеллах» и в домашних алтарях.
Именно, женщины на Крите были служительницами культа Земли, этот обычай остался со времён матриархата.
Во дворце в Кноссе найдено множество статуэток, изображающих Прамахос — Великую Мать богов, повелительницу змей, её всегда изображали с поднятыми вверх руками. Змеи считаются символом подземного царства, а богиня мать-земля повелительницей змей.
На небольшой статуэтке богини Матери из домашнего алтаря, можно увидеть змей нарисованных красной охрой в виде извилистых линий по всей статуэтке.
На вазе найденной в Кносском дворце царя Миноса, изображена Великая богиня-Мать с традиционно поднятыми руками, держащая птиц небесных. У ног Великой Матери с двух сторон изображены два рычащих льва, под правой рукой богини голова жертвенного быка, спереди изображена рыба. Подобное изображение рыбы считалось символом Великой Матери в Хараппе (Северная Индии). Свастические символы также пришли на Крит вместе с индоевропейским народом через Малую Азию.
Великая Мать рядом с царственными львами, она покровительница всего живого на земле и на небе, ей принадлежит всё — Небесное царство с птицами, Плодоношение земли и подземное царство со змеями, и Мировые Воды, обитель рыбы. Изображение Великой Матери на вазе украшено шестью свастиками, это обереги на счастье (Свастье). Справа и слева всю композицию замыкают вертикально извивающиеся змеи, символы подземного царства.
Изображение языческой богини Матери, держащей в поднятых руках змей и диких зверей мы находим на многочисленных золотых бляшках во всех скифских курганах, а также в элементах традиционной древнерусской вышивки на одежде и ритуальных славянских рушниках.
Имя скифской змееногой богини — Апи мы находим во многих микенских надписях: Мар-А-пи = ma-ra-pi = мать-Апи; Апи+яко+ройо = a-pi-ja- ko-ro-jo = «Апи-яко-Рея». Богиня Рея в древнегреческой мифологии считается праматерью всех богов, и матерью верховного бога Зевса. Рея — верховная богиня древнегреческого пантеона (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta = oreta; (греч. Ορος — ‘гора’).
В микенском языке слово: а-ро-а = a-ro-a; а-ро-е = а-ro-е; а-ро-йо = a-ro-jo: Арий, арья, арийский — arioa, aries — превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос — αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос — αγαθός -‘хороший’).
В микенском языке: Ма-те = ma-te : māter — ‘мать’. Мате-де = ma-te-de; Ма-те-ре = ma-te-re — матери. Матере теийя = matere teija = Ματήρ Θεία = ‘мать богов’; (греч. Матир — μάτηρ, μήτηρ- ‘мать’).
Богиню Апи скифы называли «змееногой богиней», Великой Матерью, в микенском языке есть надпись: «кара-Апи» — ka-ra-a-pi — «голова-Апи» (главная, верховная Апи)’; (греч. гом. краата -Κράατα- ‘головы’ от кара -κάρα — ‘голова’).
Имя скифской богини Апи с Этео-Критского («истинно-Критского», минойского) языка, на котором говорили народы Крита, населявшие остров в античную до-греческую эпоху Минойской цивилизации (2700—1400 гг. до н. э.), легко трансформировалось в древнегреческом языке в Афи или Афина.
Есть множество примеров замены звука «П» в греческом языке на «Ф», например: По-пу-ре-я = po-pu-re-ja — пурпурныйi; по-пу-рo = ро-ри-ro — ‘пурпурный (о тканях)’, (греч. Порфира — πορφύρα -‘пурпурная ткань’). Микенское слово «по-ти-пи = po-ti-pi» в греческом языке становится «портифи = portiphi» — ‘телица, тёлка’, (греч. портиз — Πόρτις — ‘телица, телка’).
Древнегреческая богиня Афина Потинья ( микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»), По-ти-ни-я = po-ti-ni-ja – господинья, госпожа, владычица : потния – potnija — ‘владычица’, (греч. Потния — πότνια — 1. ‘могущественная’; 2. ‘владычица, повелительница’). На скифском языке Гаспати – ghasspati — госпожа, хозяйка, господин, хозяин.
Афину изображали в окружении змей, она появилась в древнегреческом пантеоне богов, благодаря заимствованию из Минойской культуры с острова Крит той самой змееногой скифский богини Апи – Таврской богини, атрибутами её были змеи, дикие звери и бычьи рога. На Крите в Кносском дворце царя Миноса мы находим множество свидетельств обожествления быка – Тавра.
Матере теийя = matere teija = Ματήρ Θεία = ‘мать богов’ в минойской религии была олицетворением вечно живой природы, земли и плодородия. Силы природы воплощались в образе женщины-Матери, прародительницы, покровительницы плодородия, урожая, повелительницы всего животного и растительного мира, домашнего хозяйства, подземного мира, она была покровительницей городов и поселений.
Великая Богиня Мать на Крите изображалась и в виде пчелиной матки (лат. Апи — apium — пчела), хранительнице всего пчелиного роя, или иносказательно, всего рода человеческого.
Великую Богиню Мать в Крито-Микенской цивилизации называли По-ти-ни-я = po-ti-ni-ja – госпожа, владычица: потния – potnija — ‘владычица’, (греч. Потния — πότνια — 1. ‘могущественная’; 2. ‘владычица, повелительница’), и величали «Пречистая мать-пчела», её жрецы получили название «Мелисса» — «пчела».
В древнегреческих мифах, в гомеровскую эпоху существовал гимн Аполлону в котором сообщалось о том, что свой дар пророчества Аполлон получил от пчелиной матки (лат. Апи — apium — пчела). В эллинистическую эпоху «Пречистую Мать-пчелу» представляли в виде Триады. Крито-микенские толосы (курганные погребения) строили в виде пчелиных сот.