Суббота , 19 Август 2017
Домой / Античный Русский мир. / Скифы - Сколоты / Скифская богиня земли и плодородия

Скифская богиня земли и плодородия

Скифская Великая Богиня - Мать. Курган-Большая-Цимбалка, конский налобник. 4в.до.н.э

Скифская Великая Богиня — Мать. Курган-Большая-Цимбалка, конский налобник. 4в.до.н.э

Среди скифских и греко-скифских памятников довольно часто встречаются изображения женщины — Великой Богини Матери. Скифы называли её Апи и изображали в виде змееногой богини, с поднятыми руками или руками, в которых были зажаты змеиные или львиные головы.

api-s-tigrami-tabu

Изображения змееногой богини получило широкое распространение не только у скифов Северного Причерноморья, но и в Индо-арийской цивилизации (Хараппа, Махен-джо-Даро — «Курган Мёртвых«), и на острове Крит в до греческую эпоху, и на Анатолийском полуострове и  в Месопатамии.

Скифы считали Змееногую богиню своей родоначальницей и божеством земли. Змеи в скифской мифологии символизируют подземные воды, оплодотворяющие землю.

Учёные выяснили, что скифский язык принадлежит в Индоевропейской группе языков, к которому относятся и все славянские языки. Возможно, имя скифской богини Апи происходит от слов пра-индоевропейского языка, ведического санскрита: Апи, Апи-ети — apI , apy-eti — истекать, как река; изливаться в совокуплении; Апьяя — apyaya — apiизливая реки; выходя и исчезая (о водах); опьяняя; Ахи — ahi — змеи, символ подземных вод.

Апи — abhI – подниматься (о солнце), достигать верха, верхние, небесные, или эфирные воды, которые следуют по путям богов. На санскрите — апи-пад — abhi-pad — падая ниц, подойти к (божеству) с мольбой.

Возможно, значение имени скифской богини Земли Апи содержат все эти символы плодородия, достатка, сытости, изобилия и процветания:

Апта — Apta — наполнить, получить, достигнуть изобилия, гарант здоровья (родственное слово в рус. яз. — аппетит).
Апита — ApIta — уПИТАнный, полный, толстый, опухший, насыщенный. (родственные слова в рус. яз.: пить, питать, упитанный,аппетит…)

Апья (пьяяте, Апьяяти, Апипаян) — Apyai (pyAyate, A-pyAyayati, A-pIpayan) — изобиловать, процветать, набухать, расти, пополняться, жиреть.

АпиАя — ApyAya — становится полной, увеличиваясь, упиваясь.

АпиАяна — ApyAyana — Повышать благосостояние, радуясь; Акт насыщения и наполнения (жиром). Разбухать, увеличиваться и процветать. Сытость, удовлетворённость, веселье. (родственные слова в рус. яз. — опьянеть, пьян, пьянеть…) (Источник: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche ).

На Архаическом языке остготов (восточных готов), пришедших в Причерноморье, в Приазовье и в Тавриду в 150 – 235 годах нашей эры, и долгое время жившими в соседстве с греческими переселенцами и скифами слово Апи — aiþi — мать, атта — atta — Вышний отец. В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. Связи Крыма с христианской Византией

В Тавриде (Крыму) были построены готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос) в 20 км от Херсонеса (Севастополя), княжество Феодоро, торговцами готовами-трапезитами, живущими на «столовой горе» (близ Алушты) под покровительством и защитой Византии. В 1253 г.,Фламандский монах В. Рубрук свидетельствует, что остготы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum).

Крит-Minoan, 1850-1550 до н.э.

Крит-Minoan, 1850-1550 до н.э.

Диодор Сицилийский рассказывает о том, что скифы произошли от совокупления Зевса, рождённого на острове Крит, со змееногой богиней земли. По рассказу Геродота, скифы произошли от скифской змееногой богиниkurgan-bolsh-cimbalka-zmeenogaya-boginya-skifov-1 Апи — Матери Богов и легендарного Геракл. Имя Геракл происходит из ведического санскрита, откуда берут истоки все индо-европейские языки. В ведическом санскрите есть слово Яр, Жар — jar , что означает »зреть, созревать». В русском языке сохранились родственные слова, образованные от ведического корня «яр» — яровой, ярый, жар, жаркий. Оба греческих автора трансформировали привычные для них греческие мифологические образы богов в пересказе скифских легенд.

На конском налобнике из кургана в селе Цымбалка изображена змееногая богиня, та самой, которая почиталась в Гилее. Она одета в строго стилизованную одежду, на голове её калаф с вырастающей из него пальметтой, похожей на бычьи рога.

Начиная от бёдер змееногой богини, изображены три пары, поднимающихся на длинных змеиных шеях, голов львиного грифона, орлиного грифона и змеи.

В этом изображении змееногая скифская богиня напоминает богиню Кибелу, повелительницу всего животного мира и владычицу зверей.

Во многих скифских курганах встречаются золотые бляшки с изображением крылатой женской фигуры с тремя парами завитков и пальметкой вместо ног. Простёртыми в стороны руками она держит концы стеблей или змей, вырастающих из нижней пары побегов.

Скифская Змееногая богиня – прорастающая дева. V века до н.э. Пантикапей (Керчь. Историко-археологический музей.)

Скифская Змееногая богиня – прорастающая дева. V века до н.э. Пантикапей (Керчь. Историко-археологический музей.)

В керченском кургане Куль-Оба найдено изображение змееногой богини, которое отличается от изображения, найденного в кургане Цимбалки.

apa-kul-oba

Скифская богиня земли Апи предстаёт в калафе, священном уборе, символизирующем плодородие земли, и в длинной одежде из тонкой летящей ткани, подпоясанной в талии. Из-под пояса женщины тянутся, поднимаясь вверх на длинных шеях, головы двух львиных грифонов и двух змей. За плечами богини, как крылья, поднимаются длинные шеи с головами рогатых грифонов. В одной руке богиня держит скифский акинак (кинжал), а в другой — отрубленную бородатую голову.

izobrazheniya-zmeenogix-sushhestv-na-prilepax-bosporskix-sarkofagov

Изображение скифской змееногой богини, держащей в руках головы змей, символизирующих подземное царство. За плечами богини земли стилизованные головы крылатых грифонов, которые впоследствии стали изображаться в виде крыльев богини земли.

1-skifiya-olviya

На бронзовой бляхе из Ольвия (VI век до н. э.) изображена скифская модель Мирового древа, в основе которого заложен знак Богини-Матери.
В центре крестового изображения свернулся крылатый хищник – символ динамической энергии мира, в окружении трёх голов крылатых грифонов, охраняющих верхний, средний и нижний мир скифского мироздания.
Композиция опирается на прямоугольник, в котором изображены четыре круторогие бараньи головы, между которыми расположился ромб-вульва – порождающий знак плодородия Богини-матери.

Крылатая богиня из кургана Большая БлИзница, д. Стеблиевки на Таманском полуострове

Крылатая богиня из кургана Большая БлИзница, д. Стеблиевки. Тамань.

На Таманском полуострове в кургане Большая Близница образ скифской богини Апи ещё больше изменился, её ноги изображены в виде крылообразных завитков платья или листьев растений, а вместо рук — большие крылья, поднятые, как руки вверх. На голове богини калаф, как у греческой богини земли Деметры.

Такие образы змееногой скифской богини часто встречаются на Боспоре, в Херсонесе в резных деревянных, каменных или гипсовых изображениях на саркофагах, на ритуальных чашах.

chertomlyk-serebr-ruchka-blyuda-boginya-argimpasa

Под ручкою большой серебряной чаши из кургана Чертомлык изображена богиня земли и плодородия — Великая Мать богов с поднятыми вверх руками.

frakijskij-carskij-kurgan-v-sveshtari

Во Фракии в мавзолее кургана Свиштари скифская Великая Богиня Апи предстаёт в элегантном греческом платье, края которого волнами поддёрнуты вверх и уж нет никаких голов змей и грифонов.

Великая Мать богов изображена с поднятыми руками, встречающая души, вернувшиеся домой, после долгого скитания на земле.
«Мать-Сыра-Земля представлялась воображению обожествлявшего природу славянина-язычника живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники и деревья, поднимавшиеся на ее могучем теле, казались ему пышными волосами; каменные скалы принимал он за кости, цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. «Земля сотворена, яко человек» (А.А. Коринфский)

krylataya-boginya-na-blyashke-iz-xersonesa

Змееногая богиня скифов со временем меняет свой облик, на золотой бляшке их Херсонеса она изображена крылатой, летящие края платья загнуты вверх, напоминая изогнутые шеи грифонов и змей. В руках змееногая богиня крепко держит головы двух змей.

На зеркале из кургана Келермес изображена богиня владычица змей, держащая в руках двух леопардов.

В Александропольском кургане найдено изображение крылатая Богиня, в калафе на голове, с двумя животными по сторонам.

Образ женского земного божества скифов, владычицы зверей и змей близок культу малоазийской Великой Матери — Кибеле (Сибела, Сибера, Сибирь).

kibela
Влияние культа богини Кибелы (др.-греч. Κυβέλη, лат. Cybele), Цибела или Сибела, иногда Кибеба (греч. Κυβήβη), прослеживается в изображении скифских звериных образов, подчиняющихся сильной руке властной богини. Богиня Килела (Сибела) известна под именами: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов, её корону венчали символы Солнца, на груди изображён знак Луны — «Лунница», ей покорялись царственные львы, сидящие у трона Кибелы (Сибела, Сибера = Сибирь).
В древнегреческой мифологии Кибела — богиня богатства и сокровища, властительница Севера, царица царей, Великая Мать Богов.

kibela-1

Изображения Кибелы появляются на предметах явно не Причерноморского происхождения, но они схожих по форме с ионийскими изображениями Великой Матери, восседающей на троне, в окружении львов.

Несмотря на грубость и бесформенность изображения, в этой богине можно узнать характерные черты владычицы зверей, Великой Матери богов, культ которой был распространён в Скифии и в греческих колониях Причерноморья.

Кибела из Александропольского-кургана

Кибела из Александропольского-кургана

Змееногая богиня окружена головами грифонов, по канонам геральдики, их головы обращены в противоположные стороны. Скифская богиня, подобна Кибеле, держащей львов, она попирает ногами две драконьи головы и держит за рога головы двух драконов.

skifskaya-boginya-zemli

Великая Мать Богов, повелительница царей Природы — львов, всей жизни человеческой, именно поэтому еёkult-velikoj-materi изображали много рукой, эта традиция до сих пор сохранилась в Индии. Триединое женское божество — Великая Мать Богов повелевает Рождением (плодородием), Жизнью и Смертью.

В 1946 г. в Херсонесе найдена терракотовая пластинка с изображением змееногой крылатой богини, увенчанной бычьей головой в высоком калафе, головном уборе богини земли.

Ноги божества земли переходят в растительные завитки, концы которых с листьями и цветами схвачены, раскинутыми в стороны руками богини. Божество с бычьей головой олицетворяет природу и её плодоносящие силы.

Образ таврского божества, отражает тот этап религиозного мышления, когда антропоморфное женское божество — это ещё матриархальная xersones-zmeenogaya-boginya-s-golovoj-bykaбогиня, родоначальница скифов, предок и властительница всего живого и мёртвого, олицетворение всей природы, а не только людей и животных, начинает менять свой облик.

Бычья голова божества указывает на культ почитаемого священного животного — таврского быка, который является звериным двойником и символическим образом богини земли. Культ рогатого таврского божества лёг в основу представлений жителей Херсонеса о богине — покровительнице города — «белой корове». Высокий культ местной таврской богини-девы у греков-херсонеситов позволяет допустить, что эти местные культурные начатки религиозных воззрений никогда не истреблялись и существовали до великой смены религий. Константин Философ застал в Таврии и письменность, и её носителей, тавров его времени, «глаголющих тою («русскою») беседою». Константин Философ назвал этот народ, среди «многих родов», «книгы оумеюща и богоу славоу въздающа своимъ языкомъ кождо» (ЖК, гл. XVI) упомянуты тоурси (они же тoypcïu) в перечне народов между обрами (аварами) и козарами. Слишком явно здесь наличие греческого ξανθός -«светлый», «светловолосый»«Тавры-росы», *Ταυρο-ρως (греч. ταυ̃ρος -«бык»;*ros/*rus– «белый»,), то есть *tur-rus– «Тур светлый»; известно, что Ταυροσκúθαι — тавро-скифы поклонялись белому быку

Греки, поселившись на южном берегу Тавриды, и познакомившись с таврским божеством, восприняли его, как образ весьма близкий религиозным греческим верованиям.

Промахос (Мать Богов). 580 г. до н.э. Сицилия.

Промахос (Мать Богов) — змеи за плечами, на юбке квадраты с точками — знак плодородия. 580 г. до н.э. Сицилия.

На юге Крыма, где владычествовало таврское божество, греки не только признали его, но и сделали его главным в своём культе, под именем Девы (Парфенос), как Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος — «Афина-Дева»). Синоним имени Девы-Афины (греч. Ἀθηνᾶ Παρθένιου) Парфенос (греч. Παρθένιου -Дева) — Партенит в античном Крыму. Античные греческие  писатели отождествляют таврическую Деву то с Ифигенией, то с Артемидой. Первое из этих сравнений свидетельствует, что сведения о богине тавров («Тавры-росы», *Ταυρο-ρως ) очень рано проникли в древнегреческую религиозную культуру.

Эврипид в мифе об Ифигении рассказывает, что Артемида переносит Деву Ифегению в Тавриду и делает жрицей в своём храме. По сведениям Геродота, Ифигения в Тавриде стала не жрицей, а трёх ликой богиней луны и ночных призраков— Гекатой, или двойником Артемиды.

В Херсонесе богиню Деву изображали, как греческую богиню охоты Артемиду, с луком в одной руке и, с занесённым для удара, копьём в другой руке. Рядом с Артемидой изображали оленя с ветвистыми рогами.

Образ владычице зверей, богини охоты Артемиды, отождествлялся с образом таврической Девы, свирепой и грозной воительницы, требующей крови чужеземцев, попавших в Тавриду.

vladychica-mat-syra-zemlya

Облик таврской Девы с её бычьей головой, змеевидными растительными ногами и с крыльями, содержит черты скифской богини Матери (Апи), властительницы животных и покровительница плодородия — Мать-Сыра-Земля.

vladychica-mat

На схеме рисунка для вышивки изображены квадраты с 4 точками — это магический знак «засеянного поля» — символ плодородия. Этот символ — знак «засеянного поля» и изображение Богини-Матери, восходит к древнейшим эпохам зарождения Индоевропейской культуры, временам праславянского единства языка, традиций и общей культуры.

kvadraty-s-4-tochkami-zaseyannoe-pole-plodorodie

Сопоставления образов богинь указывают на близкое родство змееногой прародительницы скифов и образа
Великой Матери богов, принятом в до греческую эпоху на острове Крит.

Драхма. 340 - 325 г.г. до н.э. Херсонес Таврический.

Драхма. 340 — 325 г.г. до н.э. Херсонес Таврический.

Бык, как символ земли, был на монетах древнего Пантикапея (Керчь), столицы Боспорского царства, с надписью «П-А-N». Буква «А» располагалась на монете над головой быка, причём перевёрнутая буква «А» была символом Быка, напоминала бычьи рога.

Минойская цивилизация. Апи-богиня между двумя грифонами, 1650-1450 до н.э.-оникс-перстень

Минойская цивилизация, Крит. Великая Богиня Апи, между двумя львиными грифонами, 1650-1450 до н.э.-оникс-перстень

Во дворце царя Миноса в Кноссе найдено множество статуэток, изображающих богиню-повелительницу змей, которую всегда изображали с поднятыми вверх рукам, в окружении зверей, львов, грифонов, змей.

1-api-rogataya-boginya

В минойском пантеоне богов Великая Богиня Мать-кормилица занимала наивысшее место, часто её изображали в виде козы, сидящей на священном алтаре. Как известно из минойских мифов коза Амальтея выкормила верховного бога Зевса в одной из пещер острова Крит.

Черты богини-охотницы – это пережиток того периода, когда охота составляла основной вид деятельности. Антропоморфное божество ещё было неразрывно связано со своим предшественником — животным тотемом – священным быком.

api-minojskaya-boginya-krylataya-7-v-do-n-e-rodos-kamiros

Великая Богиня Мать на Крите изображали и в виде крылатой пчелиной матки (лат. Апи —apium — пчела), хранительнице всего пчелиного роя, или иносказательно, всего рода человеческого.

Основываясь на мифах Минойской цивилизации Крита, создавались религиозные воззрения и мифы и легенды древней Эллады.

На остров Крит зародилась Крито-Микенская культура, ставшая родоначальницей древнегреческой культуры, было занесено первыми переселенцами из Причерноморья имя скифской Великой Богини Матери Земли-кормилицы АПИ, где оно трансформировалось в имя АФИна (др.греч. (Άθηνά). Древнегреческая богиня Афина во многих чертах напоминает  Змееногую богиню скифов Апи.

Шлем богини Афины украшает крылатая богиня-мать, рядом с нею два крылатых грифона с львиными телами и орлиными головами. Как известно лев — царь зверей, а орёл — царь среди птиц. На груди богини Афины щит из-под которого выползают змеи Богини Матери-Земли-кормилицы — это змеиная эгида (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») сделана из шкуры мифической козы Амалфеи, которая выкормила Зевса в пещере на острове Крит.

api-afinaa

Звериный стиль, господствовавший в скифском искусстве, наглядно демонстрирует тесную связь образов животного мира с культом Природы и плодородия.

Царство Атея

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*