Крылатый грифон — сказочное животное, символизирующее господство Солнца над двумя стихиями — землей и небом. Грифона изображают с туловищем царственного льва, головой и крыльями орла — царя птиц, и со змеиным хвостом, а змеи, как известно, повелители подземного царства. Символически крылатый грифон – это воплощение земной силы и божественного, небесного разума.
О скифских грифонах стерегущих золото, древние греки узнали из рассказов Геродота (греч. Ἡρόδοτος, лат. Herodotus) Галикарнасского (484 — 425 до н.э.), совершившего путешествие по северным землям Понта Эвксинского (Чёрного моря). В своём монументальном труде «Истории» Геродот рассказывает о скифах и гипербореях…
«выше исседонов живут одноглазые мужи — аримаспы. Над ними живут стерегущие золото грифы, а выше этих — гипербореи, достигающие моря» (IV, 13.)
В сказании о грифонах стерегущих золото скифов Геродот добавляет:
«Так вот и о них сведения есть, а о том, что находится выше них, исседоны говорят — там есть одноглазые люди и грифы, стерегущие золото. Переняв от исседонов, это рассказывают скифы, а у скифов позаимствовали мы, прочие, и называем их по-скифски аримаспами; ведь словом «арима» скифы обозначают «одно», а словом «спу» — «глаз». (IV, 27.)
В народных преданиях сохранились рассказы о грифонах, живших в древней Скифии, к северу от Чёрного моря, в местности, богатой золотом и драгоценными камнями. Грифоны выкапывали сокровища когтями и выстилали ими свои гнёзда. Одноглазые аримаспы мечтали отнять эти богатства и вели постоянные войны с грифонами.
Одноглазыми аримаспов называли потому, что они никогда не спали или спали в «пол глаза» и всегда были начеку глаз, и всегда были готовы выстрелить из лука, а когда целились из лука, закрывали один. Аримаспы передвигались на быстрых лошадях, но грифоны нападали на них, и терзали коней своими крепкими и острыми, как кинжалы, когтями.
Геродот рассказывает, что у скифского царя Скила «…в городе борисфенитов дом обширных размеров и богато устроенный, о котором я незадолго перед этим упоминал. Вокруг него стояли сфинксы и грифы из белого камня». (IV, 78; 2)
Изображение крылатых грифонов очень часто встречается именно в произведениях скифского искусства. У крылатого грифона длинные уши и зоркие глаза, символ не дремлющей бдительности, и когтистые орлиные лапы, способные уничтожить всех врагов.
Символами царской власти во всех известных древних культурах были лев и орёл, а также объединивший эти образы – крылатый грифон, само воплощение Солнца.
Геродот пишет, что грифоны с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, обитатели крайнего севера – Гипербореи, они стерегут золото и сокровища Рипейских гор, (Уральских гор) от одноглазых аримаспов. (Herodot, IV. 13)
На Ведическом санскрите — родном языке «Риг-Веды» слово «рипа» означает «горы» — Рипейские горы. Именно отсюда, с вершины Рипа орёл принёс Индре напиток бессмертия — Сому, об этом свидетельствуют древнеиндийские мифы.
Возможно, гораздо раньше, чем в мифах древней Греции, крылатый грифон появился в древних сказаниях народов Гипербореи, так как известно, что греческие боги, по преданию, и сами были гиперборейцами. Один из первых греческих богов Аполлон Гиперборейский, по эллинским преданиям, улетал на крылатом льве-грифоне на свою далёкую северную родину – Гиперборею, туда, где живёт счастье, где царит полярная ночь и всегда идёт снег (летают белые мухи).
Известно, что наряду с другими сказочными животными, Грифон, по приданию, охранял золото Индии, страны связанной в древней истории с гиперборейцами. Флавий Филострат говорил о том, что грифоны, на самом деле, живут в Индии, их запрягают в колесницу Солнца.
Крылатый грифон, как символ царской власти, был охранителем сокровищ царя Митридата VI Евпатора, покровителем столицы Боспорского царства, города Пантикапея (ныне Керчь).
И сегодня в крепких орлиных когтях крылатого грифона хранится ключ от богатства, благополучия и процветания города Керчь. Крылатый грифон изображён и на современном гербе Крыма.
Изображения крылатого грифона – надёжного стража, охраняющего в трон царя Миноса можно увидеть на фресках в парадном зале Кносского дворца на острове Крит . Известно, что возникшая на острове Крит, Минойская цивилизация (XVII-XVI века до нашей эры) — первая письменная цивилизация Европы, стала родоначальницей древнегреческой культуры.
Сказочный крылатый грифон, покровитель царской власти и хранитель сокровищ царского дворца Миноса, стал известен и в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).
Крылатый грифон олицетворял проницательное и бдительное могущество недремлющего стража, охраняющего сокровища царского двора или некое тайное божественное знание царской власти.
Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Эсхил в трагедии «Прометей прикованный» (803 след. ) называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают».
Символически крылатый грифон связан с образом Солнца, поскольку и лев и орёл в мифах всегда неразрывно связаны с этим небесным светилом.
В древней Греции мы находим грифонов в скульптурных изображениях, на украшениях, на амфорах и фресках.
Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, быстрое возмездие, не даром грифоны впряжены в колесницу крылатой богини возмездия Немезиды (др.-греч. Νέμεσις), карающей человека за грехи, за нарушение общественных и моральных норм.
Грифон присутствует и в египетской мифологии на всём протяжении существования египетской цивилизации. Лев в египетской символике воплощает образ царя, и сокол — символ высшего бога Гора.
В мифологии древних шумеров грифонов представляли в виде огромной птицы – Анзуд, с головой льва, которая охотилась на оленей в мифе о Лугальбанде. Птица Анзуд в мифологии шумеров была, как и минойский грифон, посредником между земным и небесным миром, между людьми и богами.
Исидор Севильский связывает Грифона с образом Христа и говорит о том, что Христос есть лев – Солнце, управляющее и властвующее над всем миром, и орёл — поскольку после смерти своей Христос вознёсся на небеса.
Данте изображает грифона впряженным в церковную триумфальную колесницу.
Соединение золотого орла и белого льва в образе Грифона, выражает единство божественного и человеческого начала.
По свидетельству Геродота до-скифским населением степной части Северного Причерноморья были киммерийцы. О киммерийцах упоминает и Гомер в своей «Одиссее»:
«Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман». В ассирийских архивах в 714 году до н.э. киммерийцев называют «гимирри» , а в Библии киммерийцев называют «гомер».
В западной Европе киммерийцы появились в I столетии до нашей эры стали называть себя кимры — Cymru, что означает «соотечественники». Самоназвание древних жителей Уэльса (Wales) кельтов-валлийцев — кимры. Девиз современных кимров (валлийцев) Уэльса: «Кимру — быть» = «Cymru — byth» = «Уэльс — навсегда».
Самоназвание скифов — сколоты — skolot или skolt, легко трансформируется в kelt — кельт.
Известно, что король Артур был кельтом-валлийцем, то есть кимром, а значит потомком киммерийского племени. Рыцаря Артура, как и его отца, называли Пендрагон – «первый» или «главный Дракон», а на флаге современного Уэльса изображён скифский крылатый грифон.
Скифы обладали уникальной материальной культурой, следы влияния которой обнаруживаются в русской культуре, а также в культуре большинства современных народов Европы.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (от слова «поля», «ополья») построен великим князем Юрием Долгоруким в 1230 году — уникальный памятник древнерусской архитектуры.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, пожалуй, единственный на Руси снизу доверху украшен великолепной резьбой по белому камню.
На фасаде изображены грифоны в виде грозного льва с орлиным клювом и крыльями
На фасаде белокаменного Георгиевского собора особенно много грифонов изображено рядом с христианскими святыми — вот грифоны стоят на страже по обе стороны трона Божьей Матери Святой Марии.
На одном горельефе рядом — целитель Козьма и крылатый змееногий грифон .
Крылатые грифоны изображены рядом с Божьими ангелами.
Крылатые драконы изображались по обе стороны от святого, здесь изображение святого отсутствует…
Здесь изображён Симаргл в виде пса Сим-Ярыл, в центре — лев, справа — крылатый грифон
Змееногий крылатый грифон.