Среда , 13 Декабрь 2017
Домой / Античный Русский мир. / Скифы - Сколоты / Киммерийцы Чёрного моря — Боспора Киммерийского

Киммерийцы Чёрного моря — Боспора Киммерийского

cimmerian-definition-i17

По свидетельству Геродота  до-скифским населением степной части Северного Причерноморья были киммерийцы. В «Истории» Геродот пишет: «И теперь в Скифии есть Киммерийские стены, есть и Киммерийские переправы, есть и страна с названием Киммерия, есть и Боспор, именуемый Киммерийским». (IV, 12.) И далее добавляет: «Киммерийцы же, обитавшие у Южного моря, под натиском скифов покинули страну» (IV, 13.) Геродот рассказывает о Южном Киммерийском море — это Чёрное море, и в рассказе о киммерийцах он дважды упоминает «Киммерийскую переправу» — это Керченский пролив между Чёрным и Азовским морем.

Походы киммерийцев на Колхиду и Урарту-715 г.до-н.э

Походы киммерийцев на Колхиду и Урарту-715 г.до-н.э

История, рассказанная Геродотом о киммерийцах довольно печальна, он пишет: «Скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны массагетами, ушли, перейдя реку Аракс, в Киммерийскую землю (именно её теперь и населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам)»  (IV, 11.)

«(2) При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися.

kimeriycikimmerijskie-vsadniki-izobrazhenie-na-vaze

(3) И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти, отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они [здесь] испытали и сколько возможных несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом.

karta-reki-skifii

 (4) Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил у реки Тираса (Днестр), и могила их (курганы) ещё и теперь видна. Похоронив их, народ таким образом покинул страну, и скифы, придя, заняли безлюдную страну». (IV, 11.)

karta-gerros

«(2) Очевидно также, что киммерийцы бежали от скифов в Азию и заселили полуостров, на котором теперь находится эллинский город Синопа. Ясно и то, что скифы, преследуя их, вторглись в Мидийскую землю, сбившись с пути»

«(3) Ведь киммерийцы всё время бежали вдоль моря, а скифы преследовали их, имея по правую руку Кавказ, до тех пор, пока не вторглись в Мидийскую землю, повернув по дороге во внутренние области страны. Вот так излагается это общее для варваров и эллинов предание». (Геродот, «История», IV, 11.)

О киммерийцах упоминает и Гомер в своей «Одиссее»: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман».

Киммерийцы (лат. Cimmerii, др.-греч. Κιμμέριοι) — племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э. и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии.

Киммнрийцы являются древнейшим народом, обитавшим в Восточной Европе. Происхождение имени «киммерийцы» возможно от финикийского «тёмный» или от ведического санскрита Хима — hima — зима, холодный (отсюда Гималаи — Himalaya – «обитель снегов»), позднее от греческого χειμώνας — «химонос» — «зимний», так греки называли людей, живущих в странах, где тёмные и холодные зимы. Киммерийцы имели контакты с Урарту, Ассирией, Фригией и Лидией.

Киммерийская (скифская) амазонка (этруск) на коне. Надпись слева направо

Киммерийская (скифская) амазонка (этруск) на коне. Надпись «этруск» — слева направо

В ассирийских архивах в 714 году до н.э. киммерийцев называют «гимирри», а в Библии киммерийцев называют «гомер».

В Уэльсе живут сегодня кельты-валлийцы (Wales), самоназвание которых — Кимры — Cymru — «соотечественники», пришедшие на территорию Уэльса ещё в I столетии до нашей эры.  Самоназвание скифов — сколоты — skolot или skolt, легко трансформируется в kelt — кельт.

Сохранилось несколько имён киммерийских царей в ассирийской транскрипции: — Te-ush-pa (Теушпа, Teuspa) – киммерийский царь. Киммерийский царь Теушпа в 668 г. основал династию Ахеменидов в Персии. Был женат на дочери скифского царя Ишпакая – Шпако; от их брака родился будущий царь персов Кир I Великий, который был разгромлен ассирийским царем Асархаддоном при помощи скифов-наемников во главе с Партатуа. ( Геродот I 110, VII 11; Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, с. 27; Е. Молев. Эллины и варвары, М., 2003, с. 30.) погиб около 679 до н. э.)

Киммерийский царь- Dug-dam-me (Тугдамме или Дугдамме, Лигдамис, умер в 640 г. до н. э.)  – вождь киммерийцев, водивший их в военный поход в Малую Азию, отец Сандаксарта. Упоминается в ассирийских источниках, как царь племени сака-угутум, известно, что саками в Ассирии называли скифов. Ельницкий Л.А. усматривает в этом родство киммерийцев с прикаспийскими саками и скифами. (Strab., Geogr., I, 3, 12; Ельницкий Л.А., указ. соч., стр.26.) В ассирийских источниках скифов называют саками.

Киммерийский царь- Sandaksatru\ Sandaksatra (Сандаксатру или Шандаксатра, с 640 г. до н. э.) – сын вождя киммерийцев Дугдамме (Лигдамиса). Имя его упоминается в ассирийских клинописных документах в связи с событиями в Малой Азии. (Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 27; L. L. Zgusta. Die Personennamen griechischer Stadte der nordlischer Swarzmeerkunste. Praha, 1955.)

Киммерийцами Древние греки называли племена скифов Северного Причерноморья в VI веке до н.э.  У Эсхила Керченский пролив назван «Коровий брод» (греч. Βόσπορος, то есть Боспорос, Боспор, Босфор).  Из «Истории» Геродота известно, что Керченский пролив зимой можно было перейти по льду, поэтому греки называли его «коровьим бродом» или «Боспор Киммерийский».

1-grifon-kerch-krym

В VI веке до н. э. греки ионийцы основали на западном берегу Киммерийского пролива город Пантикапей — будущую столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи.
Греческие историки и географы иногда путали киммерийцев со скифами, которые изгнали киммерийцев из Северного Причерноморья. Киммерийцы и скифы были родственными племенами, схожие обычаи, материальная культура и курганных захоронений.

bosporskoe-carstvo

Киммерийцы были первыми степняками, которые пугали своими набегами великую древнегреческую цивилизацию.  Опустошительные набеги грозных северных кочевников и их необычный вид настолько поражали современников, что образ киммерийских воинов был запечатлен в изобразительном искусстве (на вазах) и описан в древних текстах.

karta-skifiya-carskie-kurgany

Теснимые родственными племенами скифов, киммерийцы часто вторгались в Азию, в 650 г. до Р. X. киммерийцы ограбили  город Сарды, богатейшую столицу Лидийского царства. Киммерийцы были разбиты лидийским царем Алиаттом, отцом царя Крёза.

Курганные захоронения Закавказья и Северного Причерноморья, характерны для племён киммерийцев и скифов. Интересные открытия сделала археологическая экспедиция, проходившая в Закавказье, рядом с аулом Кошехабль в долине реки Фарс, проводившая раскопки кургана- могильника Уашхиту в Адыгее на Северном Кавказе. В курганном захоронении были обнаружены 42 погребения и 7 конских ритуальных захоронений, охватывающие исторический временной отрезок в 3 тысячи лет – с 3 тыс. до н.э. до 1 тыс. н.э.

karta-majkopskaya-arx-kultura-3-vek-do-n-e

Майкопская археологическая культура, относящаяся к эпохе раннего бронзового века (3500—2000 до н. э.), имеет большое сходство с Кеми-Обинской культурой, представляющей культуры крымских и степных племён, что обусловлено их общим происхождением, и близким родственным соседством на территории Причерноморья. Учёные отмечают и антропологическое сходство лиц представителей обеих археологических культур.

В захоронениях киммерийцев и майкопцев, археологи находят образцы самой первой металлоносной культуры на Кавказе, относящейся к концу 3-го тысячелетия до н. э.

1-kolca

В кургане обнаружены различные типы ритуальных захоронений: кремация, скорченники, пакетники (рассеченные на части), катакомбники (тип захоронения буквой «Г», вниз головой, как бы в катакомбе).

Раскопки кургана Уашхиту — уникальны, они открыли ценные сведения о культурах народов, живших на Северном Кавказе и Северном Причерноморье на протяжении трёх тысяч лет.

В киммерийском кургане захоронен военный вождь, погребённый в модели турлучного «дома» — стены погребального дома составлены из шестов, вкопанных в землю, переплетены лозой или хворостом и обмазаны глиной, как мазанки, которые строили на юге России. С киммерийским вождём захоронена четверка лошадей, запряжённых в деревянную колесницу, в майкопском захоронении похоронен аристократ огромного роста. Захоронения двух аристократов-вождей принадлежат к разным историческим эпохам. Захоронение майкопского вождя уникально, он был Обнаружено место большой погребальной тризны, поминок по киммерийскому вождю.  Остальные захоронения кургана Уашхиту-2 — это воины (сарматы и др.), дети, женщина, младенец  и останки одного древнего мусульманина.

1-serebryanye-serdolikovye-i-biryuzovye-busy

В кургане Уашхиту обнаружены бронзовые иглы, керамические женские украшения (височные кольца и стеклянные бусы), кремниевый ритуальный нож, кремниевый наконечник от стрелы, керамика и бронзовые удила, псалии, бляхи, и кольца от киммерийской колесницы.На бляхах изображен солнечный, «солярный» знак.  Согласно «Авесте», запряженная солнечными лошадьми колесница должна была перевезти знатного покойника из Мира живых в Мир мёртвых.  Из богов скифы почитают только Солнце, которому они приносят в жертву коней.

Племенам Кеми-обинской и Майкопской культуры было известно искусство добычи и обработки металлов, бронзы, серебра, меди, золота. Им был известен и гончарный круг, на котором они изготовляли глиняную посуду.

И в Кеми-обинской, и в Майкопской археологических культурах обнаружен одинаковый тип захоронений в курганах, окружённых кромлехами, во многом схожи и украшения (звериный стиль). Если представители Майкопской культуры хотели отметить значимость умершего, они, как и кеми-обинцы, устанавливали на вершине кургана каменную антропоморфную стелу или вертикальный камень — менгир.

1-nakonechniki-strel-iz-majkopskogo

В Крыму и на Кавказе в курганах найдены посмертные дары — оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. И в Кеми-обинской и Майкопской археологических культурах было развито скотоводство, разведение овец и крупного рогатого скота (коров, быков), пасли на горных склонах Крыма и Кавказа, причём, в раннее время в Майкопской культуре преобладало свиноводство. Встречаются и не значительные останки лошадей.Племена Кеми-обинской и Майкопской культуры занимались земледелием, о чём свидетельствуют находки мотыги, кремневых вкладышей для серпов, которые вставляли в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотерок.

Носители Майкопской культуры, были солнцепоклонниками, так же, как и племена Кеми-Обинской археологической культуры среднего неолита, существовавшей на территории Нижнего Поднепровья, Приазовья и в Крыму (близ г. Белогорска) в 3 тысячелетии до н. э.

1-zolotoj-bychok-iz-majkopskogo-kurgana

Майкопская культура получила свое название от известного своими сокровищами Майкопского кургана — археологического памятника, относящегося к эпохе раннего бронзового века (3500—2000 до н. э.).

Майкопский курган, был найден в 1897 г. на восточной окраине Майкопа и исследован известным русским археологом Н.И.Веселовским.

xram-solnca

Высота кургана 11 метров, диаметром около 100 метров. Вокруг кургана был установлен каменный круг — Кромлех или Храм Солнца. Каменный круг состоял из нескольких вертикально поставленных камней – менгиров, образующих концентрическую окружность — круг Солнца.

В курганных захоронениях кеми-обинской культуры стены ямы тщательно выкладывались хорошо обработанными и подогнанными друг к другу каменными плитами, или деревом, такое же построение и в Майкопском захоронении. Стенки могильной ямы Майкопского кургана были обшиты деревом, и бревенчатый в два наката потолок  поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно могильной ямы было выложено речным булыжником, посыпанным красной краской (суриком).

1-iz-majkopskogo-kurgana

В Майкопском кургане по скифскому обряду захоронен племенной вождь и две женщины. Тела  их густо засыпаны ярко-красным суриком, лежат они, в согнутом положении, на правом боку, голова направлена на юг, лицо на восток — восход солнца. Солнцепоклонники верили, что жизнь человека – это круг, умерший должен и после смерти лежать также, как в утробе матери. Останки вождя покоятся под  балдахином, расшитым золотыми бляшками в виде 38 колец, фигурками 19 быков и 68 львов. Балдахин закреплён на 4 серебряных шестах, на которые надеты литые золотые и серебряные фигурки быков. 1-diadema-iii-tysyacheletie-do-n-e-majkopskij

Среди золотых украшений в Майкопском кургане найдена золотая царская диадема, золотые, бирюзовые и сердоликовые бусины, разной величины. Царская тиара, в виде высокой остроконечной шапки, украшена подвесками из золотых бляшек, бирюзы и ляпис-лазури, найдены украшения из серебра, а также два золотых и четырнадцать серебряных сосудов.

1-kuvshin2-majkop

На одном из сосудов изображён горный пейзаж, напоминающий  Кавказский хребет и вереница зверей. Между высоких горы с двуглавыми вершинами изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, изображенные ломаными линиями, они сливаются в небольшое озеро на дне сосуда. В устье реки на разных сторонах сосуда, под ручками  для подвешивания изображены плавающая птица и летящая надо львом птица. Весь сосуд заполнен в два ряда изображениями животных. В первом ряду симметрично изображены лошадь, лев и два быка, в нижнем ряду изображены горный козёл, львица, дикий кабан и баран. Возможно, этот сосуд имел ритуальное назначение, изображённые на нём культовые животные символизировали силы божественной природы — землю, воду, горы и небо.

1-lions-majkop

На фризе серебряного сосуда изображены 5 животных, идущих друг за другом — два козерога, два барса, бык и три птицы. Туловище отделяется от горло сосуда украшено гравированной ломаной линией реки, схожей с изображением реки на первом сосуде. На дне сосуда гравировка в виде большой розеткой.

В кургане найдено множество медных предметов — шилья, кинжал, кирки, топоры, долота. Предметы из Майкопского кургана представлены в экспозиции «Золото Кубани» в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.

Золотая пектораль скифских царей
Крылатые грифоны, стерегущие сокровища

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*