Русские свадебные обряды неизменно вызывают интерес разнообразием форм их проведения, яркостью многоцветных сопутствующих атрибутов и своим глубоким священным (сакральным) значением. Сегодня мы предлагаем вам на примере коллекции Исторического музея поговорить об обязательной составляющей русской традиционной свадьбы – о некоторых видах приданого невесты и о подарках, которые жених дарил своей избраннице.
Прялка. Костромская губерния, Галичский уезд. Вторая половина XIX в. Дерево, стекло, ткань, бумага.
1. Прялка
Прялка была обязательным предметом в обиходе любой женщины на протяжении всей её жизни, но особое значение она приобретала для девушки-невесты и молодой женщины. Имея красивую форму и нарядный декор, прялка сопровождала девицу в брачном возрасте на посиделки и вечерки, она способствовали успешному знакомству с будущим женихом. Сидя за прялкой, девушка демонстрировала свое умение, трудолюбие и богатое приданое. Прялки из собрания Исторического музея отличаются интереснейшим декором с красочными узорами и сюжетными композициями, зачастую изображающими сцены свадебных обрядов. Формы и способы украшения прялок различались по губерниям, к примеру, в Костромской губернии в конце XIX – начале ХХ веков особенной популярностью пользовались «прялки с фонарями», необычная форма фигурной ножки которых напоминает китайские фонарики.
Когда такая прялка заказывалась в приданое девушке, будущая владелица приносила для украшения этого изделия трогательные вещицы, которые, очевидно, были милы её сердцу: ситцевые разноцветные лоскутки, картинки из журналов, обертки от карамелек. Например, на гранях прялки, выполненной на заказ для некой девушки плотником Захаром Отвагиным, под стекло был вставлен фрагмент с изображением ангелочка из «Сикстинской мадонны» Рафаэля.
Коробья лубяная. Русский Север. Вторая половина XVIII в. Луб, дерево, темпера, роспись.
2. Коробьи
Большую роль в свадебном обряде играли свадебные коробьи и сундуки с приданым невесты. Их готовили специально, нарядно расписывая всю внешнюю поверхность. Мастерили коробьи из липового или осинового луба, гладкая и блестящая фактура которого идеально подходила для росписи. Боковые стороны делились широкими вертикальными полосами на ряд прямоугольников и заполнялись разнообразными сюжетами: изображениями львов и единорогов, грифонов, попугаев, всадников, пар молодых людей и девушек с чарками в руках.
Лубяная коробка для хранения веретён с напряденными нитями и мочек льна называлась мочесник. Мочесники входили в приданое, поэтому их старались нарядно украсить. Часто на стенках таких коробочек помещали бытовые сцены, например, хоровод девушек и женщин с мужчинами. В брачных хороводах разыгрывался выбор жениха и невесты, предложения брачного союза, парень также мог получить рекомендацию, на какой девушке ему лучше остановиться.
Зеркало. Россия. Вторая половина XVIII в. Дерево, зеркало, резьба,
3. Зеркало
Зеркало традиционно входило в состав подарков, преподносимых женихом невесте, а также использовалось в свадебном обряде. Широко было распространено совместное «глядение» молодых в зеркало после венчания. Во Владимирской губернии после венчания «молодые оба вдруг глядятся в зеркало и на вопрос свахи: полюбились ли друг другу? – отвечают всегда утвердительно». В Грязовецком уезде сваха, заставляя молодых посмотреть в зеркало, тихонько предупреждала молодую смотреться после мужа, чтобы он больше любил и уважал свою жену. В конце XIX — начале ХХ веков богатые крестьянские семьи включали большие зеркала в приданое, а подобное зеркало, преподнесенное в качестве подарка со стороны жениха, служило показателем зажиточности его семьи.
Гребень костяной. Россия. Третья четверть XVIII в. Бивень мамонта, ажурная резьба, гравировка, нарезка зубцов.
Гребень костяной, со сценой охоты на зайца. Россия. Вторая половина XVIII в. Бивень мамонта, нарезка зубцов, ажурная резьба.
4. Гребень
Гребень играл особую роль в свадебных обрядах. Дорогой гребешок на протяжении веков входил в число подарков, которые жених преподносил невесте накануне венчания. Как символический акт расчесывание волос сохранилось в свадебном обряде до начала ХХ века. Оно могло проводиться после бани, на девичнике или утром в день венчания.
В девичьей ворожбе и любовной магии гребень символизировал гадающую девушку, но также мог фигурировать как атрибут жениха. Так, гадая о замужестве, девушки клали гребень на ночь под голову, приговаривая: «Суженый-ряженый, приди, умой меня, причеши меня, опояшь меня», при этом расчесывание девичьих волос символизировало брак.
Ларчик. Россия, Сольвычегодск. Последняя четверть XVII в. Серебро, эмаль, золочение, скань.
Костяная шкатулка-теремок «Два сердца». Россия, Архангельская губерния. XVIII в. Дерево, кость, зеркало, ажурная резьба, цветная гравировка, оклейка, обивка.
5. «Женихова шкатулка»
В XIX веке в разных губерниях России был широко распространен старинный обычай, согласно которому накануне или утром венчального дня жених присылал невесте подарки, в которые входил ларец или «женихова шкатулка» с душистым мылом, белилами, румянами, духами, гребнем, лентами, чулками, зеркалом, платочком, украшениями, принадлежностями для шитья – иголками, булавками, ножницами, наперстком.
У крестьян Заонежья поднесение шкатулки превращалось в настоящую игру. Невеста протягивала поднос, чтобы принять подарок, а родня жениха мешала ему поставить ларец. Это действие повторялось несколько раз, но, когда невеста наконец получала шкатулку, оказывалось, что ларец закрыт на ключ. Жених должен был открыть ларчик и показать его содержимое невесте и её семье.
Государственный Исторический музей — крупнейший в России музей национальной культуры и истории. В экспозиции музея представлена история страны от каменного века до конца XIX столетия.