Суббота , 18 Май 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Иврит и арабский язык — заклятые родственники

Иврит и арабский язык — заклятые родственники

Семитские народы

История семитских народов.

Как получилось, что евреи и арабы, некогда произошедшие из единой семитской общности, сегодня так ненавидят друг друга? Конечно, семейные ссоры родственных народов не редкость, и не надо далеко ходить  — славяне были известны своими распрями ещё в глубокой древности. Отец «Истории» Геродот сказал о славянах:

«Они были бы самым могущественным народом, если бы постоянно не воевали между собой».

Сейчас, когда в Палестине, Секторе Газа в очередной раз полыхает ад  войны, пришло самое время разобраться с общей семитской историей.

Семитские народы отличаются завидным постоянством места обитания, с самого начала своего появления семитские племена занимают примерно одни и те же территории. Не смотря на то, что насчёт семитской прародины существуют различные версии, они не слишком отличаются. Объединяя данные лингвистики, генетики и археологии, семитской прародиной называют территории Аравии, Сирии и север Африки — территории Леванта.

Термин семиты, введённый в науку немецкими учёными А. Л. Шлёцером и И. Г. Эйхгорном в 1780-х годах для обозначения древних народов, принадлежащей к семитской семье языков, общим ареалом расселения, общими чертами культа, сходством материальной культуры и быта.

Слово  семиты — «сыны Сима» происходит от имени Сима, библейского прародителя семитских народов.

Слово «семиты, семитский» пишем через «е», потому что имя Сим на иврите звучит как שֵׁם [Šēm], по-гречески Σημ [Sēm]  — «шемиты«.

Прасемиты уже занимались сельским хозяйством, потому что имели слова «веять», «поле», «пахать», «гумно», «пшеница», «просо», и скотоводствомбаран», «овца», «коза», «пасти», «бык», «свинья», «собака», «осел», «молоко», «сливки», «масло«).

Семитская языковая группа

Согласно распространённой гипотезе, предки носителей прото-семитского языка пришли в Переднюю Азию из Африки в начале V тысячелетия до н. э.
В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. семиты разделились на две большие языковые группы — восточную и западную.

Восточная (северо-восточная) семитская языковая группа, говорившая на аккадском языке расселилась в северной части Южного Двуречья, в начале III тысячелетия до н. э. вошла в соприкосновение с шумерами.
С середины III тысячелетия до н. э. аккадцы проникли в Южное Двуречье (Тигр и Ефрат), и вскоре аккадский язык северо-восточной группы семитов вытеснил шумерский. Дальнейшая судьба аккадской языковой группы семитов связана с историей Аккада, Вавилонии и Ассирии.

Западная группа семитских языков разделилась на две: северо-западную и южно-семитскую.

Северо-западная семитск языковая группа расселялась в Ханаане, Сирии, Северной Месопотамии. Первыми известными представителями этой группы в III — II тысячелетий до н. э. были амореи (амориты),

С конца II тысячелетия до н. э. известны финикийцы и евреи и особая подгруппа семитов — аромеи (халдеи); отдельные племена аромеев проникли в Южное Двуречье и даже перешли реку Тигр. Первые древнееврейские племена появляются в Леванте около 1200 года до н. э. ,здесь обнаруженные 250 еврейских поселений.

Древние семиты

Южно-семитская группа во II тысячелетии до н. э. заняла южную часть Аравийского полуострова, и представляла жителей древних государств в Южной Аравии — Майна, Сабы, Катабана, Хадрамаута (маинцы, хадрамаутцы, сабейцы, катабанцы и др.) в Южной Аравии (махри, амхара, шахри, сокотрийцев и др.) и в I тысячелетии до н. э. заселили Эфиопию.

Северная подгруппа южно-семитской группы в начале I тысячелетия до н. э. объединилась под названием арабы. Выход арабов за пределы Аравийского полуострова в VII веке н. э. рассматривается как последняя и крупнейшая волна расселения семитов.

Сегодня семиты распространились на значительно более протяженные территории, но всё равно продолжают жить в районе своей прародины. К числу современных семитских народов относят арабов, евреев, мальтийцев, ливанцев, ассирийцев, потомков древних семитов.

А такие слова как *ṯawr— «буйвол» (рус. «тур») и *ḳarn— «рог» (англ. «horn«) были заимствованы семитами у праиндоевропейцев, вероятно, через анатолийцев, например, хеттов (Хеттуша)

Саргон, сын Артоксеркса

Итак, древнейшим семитским языком считается аккадский — первый текст на нём относится к середине третьего тысячелетия до нашей эры. В это время многочисленные семитские народы соседствуют с загадочными шумерами, которые ассимилировались с аккадцами и восприняли их культуру, как более развитую, язык, письменность, мифологию, науки, градостроение.

Важно: шумерский язык не семитский, и вообще не родственен ни одному другому из известных науке языков.

Примерно в 2300 г. до н. э. в аккадской (восточносемитской) среде яркой звездой появился царь Саргон.

Имя Саргон на аккадском звучало как  Шаррум-кен — Šarrum-kīn, где [šarrum] означает “царь”, а [kīnum] — “законный”; «законный царь».  Кстати, в иврите и сегодня שַׂר [sár] означает «правитель, командующий».

Царь Саргон, правил в 2316—2261 годах до н. э. в Аккадской империи в Месопотамии, первой в истории многонациональной империи.

Саргон, сын Артоксеркса смог создать из разрозненных шумерских городов и аккадского населения первое в истории государство. Несмотря на имя Саргон был не царских кровей, а сыном простолюдина и якобы плыл по реке в корзинке, в которой его и нашли. Запомним первое в мире появление этого мифического сюжета.

Город Аккад стал столицей государства Аккад, жители государства стали называться аккадцами, их язык аккадским. Само название перевести пока не удалось, возможно, оно означало просто «город».

Кстати, выглядели аккадцы, судя по реконструкциям, уже очень похоже на современных семитов.

Царь Саргон правил целых 56 лет, и к концу его правления шумерский язык почти полностью вышел из употребления, вытесненный аккадским. Очевидно, что многонациональное государство Аккад держалось на авторитете личности Саргона. Дети и внуки Саргона уже не имели такого успешного правления и были вынуждены подавлять огромного количества восстаний. Несмотря на упадок государства, аккадский стал языком международного общения во всей Месопотамии.

После недолгого периода раздробленности на том же месте в Месопотамии возникло новое царство — Шумеро-аккадское (2112 — 2003 до н.э.), которое характеризовалось недолгим возрождением древней шумерской культуры. Вскоре пришли новые кочевые западно-семитские племенаАмореи, из сиро-аравийских степей и полупустынь, и шумеро-аккадское государство развалилось.

Вавилонский царь Хаммурапи

В начале II тысячелетия на базе Шумеро-аккадского царства Амореи во главе с Хаммурапи (1793–1750 годах до н. э.) образовали новое царство, которое разделилось на Вавилон, названное по главному городу страны, и Ассирию с центром в Ашшуре, основное население хурриты, шумеры, аккадцы.

Название Вавилон (на севере современного Ирака) местные жители понимали как «ворота бога» («bab» на аккадском это «ворота», а «ilum» — «бог»), а про этимологию Ашшура ничего не известно.

Вавилону, рожденному под властью западно-семитских Амореев, с северо-запада начала противостоять Ассирия в XIV веке до н.э. .

Новый расцвет Междуречья внезапно сменился в XIII-XI веках до н.э. «катастрофой бронзового века», которая привела к упадку очень многие цивилизации и большинство городов в Леванте, Малой Азии и Греции.

Троя — Вилуша, Хеттское царство — Хаттуша; побережье Ханаан

Огромное количество поселений Месопатамии за два века катастрофы — XIII-XI вв. были покинуты людьми, разрушены и больше никогда не восстановлены, например, столица хеттов Хаттуса. В XIII-XI веках до н.э. хетты утратили письменность. А рядом на побежье моря разрушенный во время войны город ВилушаТроя.

На остров Крит — 1425-1300 до н. э. КО-НО-SO = Кносс (столица и дворец царя Миноса)

Во время катострофе — XIII-XI веках до н.э. исчезла и знаменитая Крито-микенская цивилизация, письменность, кстати, до сих пор не расшифрована. На её место приходят индоевропейцыгреки.

Причиной «катастрофы бронзового века« могли быть землетрясения, извержения вулканов, эпидемия чумы, засуха и голод, набеги «народов моря», в том числе филистимлян и очередных пока ещё не цивилизованных семитов — евреев и аромеев.

Ханаан и Палестина времён Ветхого завета

Ханаанские племена (хананеи) взято из Ветхого Завета, где имя применяется к племенам филистимлян, финикийцев, амореев, израильтян, моавитян, идумеев, аммонитян, населявшим Палестину до прибытия евреев, без различия их происхождения, населяющих «Ханаан» («низину») географическую область между Иорданом и Средиземным морем.

До коллапса XIII-XI веках до н.э. севером Ханаана владели финикийцы и хетты (хеттуши), а югом владел Египет, однако после «катастрофы бронзового века«  египетское царство ослабло, потеряло былое могущество и не смогло удержать под своей властью Ханаанские земли. Вскоре южные земли Ханаана заняли те самые филистимляне (полестинцы) — «народы моря», вторгшихся в Египет около 1190 г. до н. э. при фараоне Рамсесе III.

Филистимляне (палестинцы)

древние филистимляне — палестинцы

Филистимляне (др. египетское Pw-rs-ty — пелесет) некоторые исследователи выводят название пелесет от пеласгов, давших название Пелопонеского полуострова (Балканы), на севере Греции. Часть Эпирского берега называлась Раlаistе, Раlаistine, а некоторое время так называли и Эпир.

Филистимляне — Библейских времён

О происхождении филистимлян говорится и в Библии. Сначала их выводят из Египта, однако дальше в Книге пророка Иеремии:

«… ибо Господь разорит Филистимлян, остаток острова Кафтора …»(47:4), а в Книге пророка Амоса (9:7) «.. . Разве не вывел Израиля из земли Египетской, а филистимлян из Кафтора «. Несомненно, утверждается, что Кафтора это остров Крит.

Филистимляне вероятно, приплыли с Крита и сначала бодро и самонадеянно напали на Египетские земли Ханаана, проиграли сражение, но не отступили, а заняли кое-какие земли  чуть севернее. Филистимляне осели на побережье в пяти городах — Ашдод, Ашкелон, Газа, Екрон и Гат образовали союз, называемый Пьятиградье или по-гречески Пентаполис. Каждый город возглавлял правитель, с титулом Серен.

На фресках Кипра и на стенах храма Рамсеса III филистимляне изображены в одежде эгейского типа и в шлемах украшенных перьями. Филистимские корабли были необычной формы. Согласно Библии, плавкой металла искуссно занимались филистимляне.
Археологи отмечают  характерную филистимскую керамику XII — XI в.в. до н. э. сходную с обнаруженной на Кипре керамикой Крито-микенской цивилизации.

В X веке до н.э. на земли Ханаан, пришли новые семитские кочевники — евреи, намереваясь заселить эту чудную прибрежную территорию, называя себя Израилем.

Установление царской власти и возникновение Израильского, а позже и Иудейского царств датируется серединой X века до н. э. Согласно Библии, около 1000 года до н. э. евреи под предводительством царя Давида завоевали главный город иевусеев Иерусалим. Царь Давид построил Иерусалиме крепость, — «Град Давида» (Ир Давид).

800 г. до н.э. Филистимляне-палестина, Иудейское и Израильское царства

Филистимлянами (полестинцами) не собирались уступать евреям ни пяди земли своего «пятиградья» Ашдод, Ашкелон, Газа, Екрон и Гат. Долгое время они враждовали с евреями, одновременно обмениваясь культурой и генами.

Из-за внутренних конфликтов Израиль распался в IX веке на два государства — северный и южный. Северная часть становится собственно Израилем со столицей в Самарии, а южная часть — Иудеей со столицей в Иерусалиме.

Название «Израиль» происходит от эпитета, данного Иакову (יִשְׂרֶה אֵל [yisré ‘él] — «сражающийся с богом«. «Иерусалим» впервые встречается в виде «Урусалим», и, видимо, происходит от корней *uru “город” и *salim — имя бога Шалим. Первый корень встречался ещё у шумеров в названиях городов Ур, Урук, Ниппур. «Иудея» — от יָדָה [yadá] «молиться, поклоняться», «Самария» — от שָׁמַר [shamár] — «охранять».

Разделённое государство ослабло и итоге северный Израиль попал под влияние Финикии, тогда же он перенимает финикийское письмо, которое станет их будущим алфавитом. Параллельно финикийцы развивают мореплавание и торговлю, основывают колонии на берегах Средиземного моря (Карфаген), торгуют с греками, и греки тоже заимствуют финикийское письмо, наследниками его станет и Латиница, и Кириллица.

В IX веке до н.э., после двух веков упадка, возрождается Новая Ассирия, та самая могущественная Ассирия с царём Ашшурбанапалом и садами Семирамиды. Одновременно из окрестных земель набегают очередные семиты — халдеи и арамеи, которые говорят на арамейском — новом семитском языке, постепенно вытесняя старый семитский — аккадский.

Спокойная жизнь евреев заканчивается навсегда. Начиная с VIII века до н. э. территория Израиля и Иудеи последовательно оказывалась под властью Ассирии, Вавилона (586—539 года до н. э.), персидской державы Ахеменидов (539—331 года до н. э.), Македонии (332—312 года до н. э.). В III—II веках до н. э. земли Израиля входили в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов.

В VII веке до н.э. Израиль завоевала ненасытная разросшаяся Ассирия. Но можно сказать, что евреям повезло, потому что к этому времени в Ассирии уже ушли от древней традиции уничтожать завоеванные народы, как они ранее поступили с хурритами. Ассирийцы придумали переселение завоёванных народов, чтобы стирать различия и перемешать своих и чужих, коренных и завоёванных, превращая всех в единый народассирийцев, независимо от происхождения.

Таким образом возник первый в истории «плавильный котёл народов», который сопутствует успешному, с политической точки зрения, созданию империи, например, Римская и Российская империя.

Часть северных евреев из Израиля переселили на территорию Ассирии. На внутренние трудности управления слишком большой территорией, населённой многонациональными народами Ассирии, наложились внешние конфликты и войны царя Ашшурбанапала против древнего Египта. Сосед и противник Ассирии Вавилон заключил договор с Мидией, и Ассирия пала. Началось Ново-вавилонское царство.

Ново-вавилонскому царству удалось захватить земли финикийцев и южных евреев, то есть Иудею, и дать Египту такой мощный бой, что египетские фараоны навсегда отказались от притязаний на земли Малой Азии.

Евреи, конечно, были против очередных завоевателей, вавилоняне просто вывезли из Ханаана всех евреев — это событие называется Вавилонским пленом и разрушили евреям тот самый первый храм, построенный ещё при легендарном царе Соломоне.

Именно за эти 50 лет жизни в Вавилоне евреи осознают себя иудеями с точки зрения религии. В XII веке до н.э. их разрозненные культы, посвященные разным богам, приобретают  черт монотеизма — веры в единого бога Яхве. Из вавилонской религии евреи переняли истории о сотворении мира, о потопе, о младенце в корзинке (вспомним царя Саргона).

Лестница Зиккурата в Месопотамии

В Вавилоне руками депортированных народов, говорящих на разных языках начали строить гигантский зиккурат культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры. Лучшее определение зиккурата содержится в Библии, в истории, изложенной в 11-й главе книги Бытия. Строительство Вавилонской башни было прервано Богом, который заставил людей заговорить на разных языках, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни, разделились на различные народы и рассеялись по всей земле. История о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа. 

Вавилонская башня

В пустынях Аравийского полуострова заявил о себе ещё одни семитские кочевники — арабы.

Большая часть арабов в первом тысячелетии до нашей эры занималась только торговлей специями и благовониями, которые они возили из Индии в Месопотамию. На юге Аравийского полуострова арабы создали аравийское царство Саба (Шеба), откуда в фольклор попала их необычайно богатая Савская царица (X век до н. э.), чей визит в Иерусалим к царю Соломону описан в Библии.

Имя Савской царицы в Библии не упоминается. В более поздних арабских текстах она зовётся Балкис (Билкис, Балкида), в эфиопских легендах — Македа, иврит. Малка́т Шва́ , перс. Малика́т Са́ба, Иосиф Флавий называет её Никаула (рус. Никавля). Согласно библейскому повествованию, Савская царица, узнав о мудрости и славе Соломона, «пришла испытать его загадками».

В VI веке до н.э. на Вавилон, где сидят в плену наши евреи, обрушилась следующая завоевательная волна, и впервые для Месопотамии завоеватели не были семитами.

Великий Персидский царь Кир II .

Персы во главе с Киром Вторым — часть индоевропейцев, которая вместе со скифами, сарматами, мидийцами и индийцами отделились от праиндоевропейцев, когда они обитали ещё на прародине, то есть в Причерноморье, Поволжье и Меотиде (Приазовье).

Персы ещё во времена аккадского царя Саргона, начали свои походы на юг, расселялись, стараясь лишний раз никому не мешать, оседали в свободных местах, перенимали у соседей интересные изобретения (например, клинопись) и привносили своё, индоевропейское —  любовь к лошадям.

В начале первого тысячелетия до нашей эры персы осели  неподалеку от семитов и начали сотрудничать с Ассирией. А через несколько веков, благодаря внутренним мидийским конфликтам и даже заговорам, персидский царь Кир захватил Мидию и окрестные земли, и в конце концов взял сам Вавилон, где персы старательно переняли развитую ново-вавилонскую культуру, так же мудро поступали все завоеватели до них.

Персы разрешили евреям вернуться в Израиль и заново отстроить свой первый храм царя Саламона. Новые завоеватели Вавилона персы позволили вернуться вообще всем ранее депортированным народам, потому что персидские силы в регионе были ещё слабы, и им нужно было заручиться максимальной поддержкой населения. Часть богатых евреев, понимавших, что торговля —  прекрасное и достойное поприще, остались в Вавилоне.

За время «Вавилонского плена» евреи чудным образом успели перейти с иврита на арамейский язык, пережениться на чужестранках и чужестранцах, забыть многие свои ритуалы.  Если до «Вавилонского плена» верования иудеев ещё оставались разрозненными и языческими, особенно на севере, среди самаритян, то после их возвращения в Израиль сложилась та монотеистическая религия, которую уже можно уверенно называть иудаизмом.

Именно под угрозой полной ассимиляции с вавилонянами евреи усвоили принцип не смешиваться с не иудеями. За время «Вавилонского плена» евреи вырабатывали ощущение самости и изоляции от других.

Александр Македонский и персидский царь Дарий III

В IV веке до н.э. пришёл наш следующий герой — Александр Македонский. Он двигался из Греции через Египет, захватил неприступную Газу, дошёл до Иерусалима завоевал Израиль, в связи с чем вскоре в этих землях начался греческий период.  Александр Македонский направил свои войска в Персию против персидского царя Дария III.

После смерти Александр Македонский его империя была разделена между его главными полководцами Птолемеем и Селевком, Лисимахом и Кассандром. Птолемей и его династия стали править Египтом, Селевк и его династия селевкидов стали царствовать в Сирии, Лисимах — в Малой Азии, Кассандр — в Греции.

Полководцы Александра Македонского разделили империю

На землях Леванте образовался национальный хаос. Потомки всех племён семитов, которые населяли Ассирию и Вавилон, потомки древних персов, разбогатевшие на торговле арабы и евреи, которые пытаются не смешаться с другими народами и даже другими семитскими племенами.

В III веке до н.э. особенно разбогатевшие арабы образовали по соседству царство Набатея с центром в Петре. Говорили они тогда, как и все в регионе, по-арамейски, но разработали своё набатейское письмо, которое станет позднее арабским. Набатейцы сотрудничали с Птолемеями против Иудеи и Сирии.

При всём этом культурном многообразии Малая Азия и Леванте была частью греческого мира, и это очень чувствуется в культуре. В каждом крупном полисе появились греческие театры, греческие храмы, спортивные площадки, школы и агора. Евреи активно расселялись по другим греческим землям, всё больше увлекаясь финансами и торговлей.

Поскольку храм у евреев может быть только один, и он находится в Иерусалиме, то для молитв они строят в разных городах синагоги по образцу греческой агоры.

Само слово «синагога» — греческое от σῠ́ν [sún], “вместе” и ᾰ̓́γω [ágō] «веду»).

Многие евреи, конечно, начали говорить на греческом, отправляли своих детей учиться в Грецию. Возможно, на этом история иудаизма постепенно бы и закончилась, растворившись в греческих верованиях, если бы  греки во II веке до н.э. не превратили Иерусалимский храм в святилище Зевса.

Во время правления Антиоха Епифана в 175 году до н.э. особо жесткие формы приобрела эллинизация не греческого населения. Иерусалимский Храм был разграблен, а храмовые сокровища конфискованы, евреев заставляли поклоняться греческим идолам. Тора стала запретной книгой для иудеев. Тогда евреи проявили грандиозные недовольства, вылившееся в восстание Маккавеев, от арамейского слова «makkaba» («молот»). названная по имени Иегуды Маккавея, возглавившего повстанческую армию.

Победа восстания макковеев и очищение Иерусалимского храма от языческой скверны сохранилось в истории как праздник Ханука. Иудеи так радовались возможности вернуться к своим традициям, что условились всегда праздновать день восстановления Храма восьмидневным празднеством.

Слово חנוכה [khanuká] происходит от חָנַךְ [khanákh], состоит из двух частей: хану («достигли покоя») и «каф«-«25»,  т. е. 25 числа месяца Кислев, когда возобновилось, «торжественно открылись» богослужения в Иерусалимском Храме.

Византия и Сасанидская империя с 224 по 651 год

Итак, евреям удалось впервые добиться создания фактически независимого государства, которое никому не платило дань, хотя формально и оставалось частью греческой Византийской империи.

После восстания Маккавеев пришедшая к власти еврейская династия Хасмонеев правила Иудеей с 152 по 37 год до н. э. В те годы евреям удалось сильно увеличить свою территорию и распространить иудаизм.

Город Газа, как и остальное палестинское «пятиградье», в это время тяготело к эллинизму, население там преимущественно греческое, индоевропейское, поэтому приходится постоянно воевать с иудеями, отстаивая в войне свою независимость или отступая под натиском превосходящих сил противника.

80 год н.э. Римская империя

Тем временем, достигла апогея своего величия Римская Империя, проводившая политику экспансии, захвата новых территорий и покорение соседних народов.

В 64 г. до н.э. эллинистическая Сирия оказалась в кризисе — за престол соперничали наследники династии Селевкидов, потомков Селевка, военачальника Александра Македонского, который покорял Персию ещё триста лет назад. Удачно воспользовавшись моментом междоусобной борьбы, в Риме решили сделать Сирию римской провинцией, и отправили туда войско. Сирия была присоединена к империи почти без сопротивления.

Именно в этот момент в Иудее тоже происходила борьба претендентов на трон. Рим поддержал было одного из них, но вскоре было решено, что Иудея — это историческая часть Сирии, и с её независимостью довольно легко было покончено. Иудею разделили на четыре области: Иудею, Самарию, Галилею и Петрею, и в каждой посадили римского правителя.

Приморье (морея) это Палестина. Четыре области: Иудея, Самария, Галилея и Петрея

Под властью Рима евреи затосковали, надеясь на появление некоего мессии, который придёт, прогонит римлян и вернёт всё «как было», то тут, то там в иудейском обществе стали регулярно появляться мессии.

В 60-х годах 1 века нашей эры, евреи начали восстание, которое получит в истории название Первой Иудейской войны. За несколько лет было убит невероятное количество людей, по оценкам древних авторов — 600 тысяч, при том, что всего в Иудее тогда жило два миллиона человек, но евреям не удалось справиться с римлянами. Когда римский император Тит совместно с арабами из Набатейского царства, взял Иерусалим, он приказал разрушить храм и поставить вместо него языческое святилище Юпитера. Всё, что с тех пор осталось  от храма в Иерусалиме — это Стена Плача, только это не часть самого храма, а часть стены, которая шла вокруг храма. В Риме в честь Тита и его победы над Иудеей в 81 г. н.э. поставили триумфальную арку.

В 106 году, при императоре Траяне, римская армия покорила арабов Набатейского царства, превратив его в римскую провинцию — Аравия Петрейская.

В 130 году римский император Адриан посетил свои восточные провинции и обнаружил послевоенную разруху в Иерусалиме, и приказал построить вместо Иерусалима новый город, назвать его Элия Капитолина, и заодно под страхом смерти запретил дикие иудейские обычаи (обрезание).

Восстание евреев возглавил Бар-Кохба, что означает «сын звезды», его считали тем самым мессией, который, наконец, вернёт иудеям независимое государство. В этот момент окончательно разошлись пути христиан и иудеев: христиане не считали Бар-Кохб ни богом, ни мессией, поэтому они не стали участвовать в восстании против римлян.

В течение трёх лет иудеи успешно вели партизанскую войну против римлян, однако римляне подавили все очаги восстания, взяли крепости, пещеры и подземные ходы, где прятались иудейские воины. Пришло время жестокого возмездия, под страхом смертной казни иудеям были запрещены обряды, чтение Торы и изучение иудейской религией, и отныне в Иерусалиме не имел права селиться ни один еврей, но евреям было позволено приезжать в Иерусалим только раз в году — в день траура, посвященного разрушению храма.

Впрочем, через два года римляне отменили запрет на иудейскую религию, но государства у евреев отныне не было. По имени древних жителей филистимлян (палестинцев), основавших пять городов («пятиградье) на побережье Средиземного моря, римляне назвали эту провинцию Сирия Палестина (Филистимская Сирия).

Выжившие после войн с Римом и расправ евреи, покинуть свои дома, в поисках нового пристанища. Более богатые иудеи уехали в древние земли Вавилона, где ещё со времён Вавилонского плена жила большая еврейская диаспора. Остальные евреи рассеялись по всем землям Римской Империи.

Евреи на собирались ассимилироваться, так как этому препятствовали выработанные ещё в Вавилоне принципы — не смешиваться с другими народами, ничего не менять в религиозных традициях. Евреи селились общинами, собирались в синагогах, слушая своих раввинов — толкователей Торы, которые читали прихожанам Тору, комментировали её правила и установления, отвечали на их вопросы. Таким образом, даже не умеющие читать иудеи устно усваивали огромное количество предписаний иудейской религией из уст раввина. В средние века грамотных среди евреев было больше, чем среди других народов Европы.

Иисус Христос изгоняет торговцев из Иерусалимского храма

Итак, после изгнания из Израиля евреи в обществе европейских стран занимались профессиями, требовавшими финансовой грамотности. Проживая на территориях пересечения основных торговых путей, евреи успели овладеть искусством торговли, поэтому чаще всего становились торговцами, лавочниками, писцами, менялами, банкирами.

В это же самое время и арабы активно занимались торговлей в землях Леванта, основывая поселения в местах, где их торговые караваны веками останавливались на отдых, появлялись их города-государства. Например, Пальмира была основана ещё во втором тысячелетии до нашей эры, но к рубежу эпох она стала центром одного из арабских царств.

Римский император Траян, создавший в I веке из арабского Нобатейского царства римскую провинцию Аравию Петрейскую, пытался присоединить и арабскую Пальмиру, но только разрушил её. Его преемник император Адриан отстроил Пальмиру заново, назвав Адрианополем, но только в III веке Каракалле удалось сделать Пальмирское царство римской колонией.

Самым ярким моментом в истории Пальмирского царства стало правление царицы Зенобии (Зейнеб), которая объявила о независимости от Рима и захватила соседние территории: Египет, Сирию, Палестину и часть Армении.

Однако уже в 273 году римляне смогли захватить непокорное Пальмирское царство вместе с его царицей, и с тех пор руины Пальмиры остались стоять в безлюдной пустыне лишь как напоминание о былом взлёте.

В III-IV веках в восточную Палестину пришло арабское племя гассанидов, видимо, мигрировавшее из бывшей Сабы (Шебы). Они стали союзниками Рима против другого арабского племени — лахмидов, которые выступали на стороне персов (Сасанидов).

Конфликт культур становился неизбежным. Для древнего грека всё, что не греческое — это варварство. Наследники греков римляне точно также высокомерно, как все колонизаторы, считали варварами все покорённые народы и их культуры. Конечно, Римская империя, созданная белой расой, не могла признавать равным себе народ не белой расы, да ещё называвший себя «богоизбранным народом».

Таким образом, примерно с III века до нашей эры, то есть с распространения евреев в странах Средиземноморья, начал накапливаться негатив, примерно то, что спустя два тысячелетия назовут антисемитизмом. Судя по всему, первым, кто попытался его обосновать, был некто жрец Манефон, живший в Египте Птолемеев. Он писал, что библейский исход евреев из Египта — это реальная история, заключавшаяся в том, что египтяне изгнали всех больных и прокаженных, чтобы очистить свой народ. Эту версию причины исхода евреев из Египта подхватили очень многие, в том числе и римляне.

К первому веку распространились слухи о том, что евреи практикуют в своих храмах человеческие жертвоприношения. Обвинения евреев не были беспочвенны, так как до обретения Торы, почти все евреи поклонялись «золотому Тельцу» и богу Молоху, который требовал жертвоприношения младенцев. Из менее радикальных, но всё же существенных обвинений евреев времён античности, можно выделить следующие:              —евреи ленивы, потому что ничего не делают в субботу
евреи против общества, потому что живут обособленными группами близ своих синагог
евреи варвары, потому что совершают обрезание

В Римской Империи язычники приносили в жертву людей, жертвоприношения в Риме были официально запрещены в 97 году до н.э. Гладиаторские бои,  зародившиеся у этрусков, как жертвоприношение этрусскому богу войны Марису были заимствованы римлянами и редко обходились без убийства христиан.

В 212 году в языческой Римской Империи евреев уравняли в правах с гражданами, а с христианами римляне продолжали бороться, как с опасными варварами.

Феодосий I Великий

27 февраля 380 года император Феодосий I Великий провозгласил Православное Христианство официальной  религией Римской империи.

 «Последователям этого учения мы повелеваем именоваться ПРАВОСЛАВНЫМИ христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения» — говорится в Эдикте последнего императора единой Римской империи Феодосия I Великого.

Фактически Россия остаётся наследницей православной христианской религии Римской империи, а католики Рима — вероотступники

После принятия христианства в Римской империи иудеи снова оказались в опале, как и другие  язычники.

После падения Римской империи, было создано остготское королевство под началом Теодориха Великого, который уравнял евреев в правах с римлянами и готами.

Вскоре христианство победно прошествовало по всей Европе, искореняя язычество и сокрушая языческих богов всех народов и устанавливая единобожие и священное писание — Библию.

Многие христиане, со всей страстью отдавшиеся новой христианской религии, с такой же страстью возненавидели народ, предавший римскому прокуратору Иудеи на суд и казнь Христа — Сына Божьего. Каждый год накануне Пасхи в церквях христиане вспоминали эту историю, и в них росла ненависть к евреям, предавшим Христа.

Исламская религия объединила арабов

1307 год Изображение Мухаммед получает свое первое откровение от ангела Гавриила.

 В  571 году в арабском городе Мекка родился богослов и проповедник Мухаммед. В юности Мухаммед был пастухом, вместе со своим дядей ходил с караванами в Сирию, учился торговле и общался со множеством людей.

В возрасте 40 лет Пророк Мухаммед получил первый аят Корана от Аллаха через ангела Гавриила в пещере в 610 году нашей эры. Мухаммед начал проповедовать в своём родном городе Мекка и вскоре приобрел последователей. К 615 году сообщество верующих в Единого Бога — Аллаха выросло вокруг Пророка Мухаммеда.

В 622 году число его единомышленников возросла настолько, что  Мухаммед основал в Мекке первую мусульманскую общину — умму.

Правившие тогда в Мекке язычники курайшиты (Quraysh), увидев в Мухаммеде угрозу, изгнали из города Мухаммеда и его последователей. Мухаммад со своими сподвижниками, перебрался в соседнюю Медину, совершив первый хидж (путешествие) в Медину, где его приветствовали местные мусульмане. В Медине Пророк Мухаммад смог установить исламское правительство и стал религиозным, политическим и военным лидером. Когда Мухаммед стал слишком популярным, его изгнали из родной Мекки, и он переехал в Ясриб (Медину). 

В 630 году армия Медины стала достаточно сильной, чтобы Мухаммед двинул армию на Мекку. Исламская Медина пошла войной на языческую Мекку. Через семь лет ей удалось победить, и отныне арабские племена впервые в истории начали объединяться вокруг новой религии и идеологии. Два года спустя Пророк умер в Мекке, после чего ислам стал господствующей религией на всём арабском полуострове, а затем пришла и в другие страны.

После смерти пророка Мухаммеда главой стал его тесть Абу-Бакр, получивший звание халифа, а новое государство стало халифатом (خَلِيف [ḵalīf] — «наследник», наследия пророка Мухаммеда. Мусульманская религия теперь называется «ислам» ( от أَسْلَمَ [aslama] — «покорность«).

По исламской религии мусульманам запрещено убивать мусульман. Арабы, захваченные идеей сделать по возможности весь мир мусульманским, начали воевать с не мусульманами — с Византией и Персией, и весьма преуспели в этом, захватывая новые и новые города и земли.

Мухаммед завещает арабам искать знания, и арабы их ищут. Обучение для арабов — часть исполнения религиозного долга. В Багдаде они построили Дом Мудрости, куда привозили все тексты, которые им удавалось найти на новых территориях, и в Доме с текстами работали ученые и переводчики. На завоеванных землях арабы не разрушают местное наследие, а впитывают достижения прошлых культур — греческой, римской, месопотамской, персидской. Они активно читают и переводят на арабский античных авторов.

В Индии арабы заимствовали цифры и математику , которые позже в Европе назовут арабскими. В процессе строительства мечетей, арабы занимались математикой, алгеброй, геометрией, вычисляя по звёздам религиозные праздники — астрономией. Об этом напоминают нам арабские слова («зенит» — от سَمْت [samt] — «направление, путь», «алгебра» — الْجَبْر [al-jabr] — «ремонт, починка»).

Для арабского мира IX-X века можно назвать «золотыми», но в XI веке некогда единое арабское государство начинает разделяться. Отделяется халифат в Испании (Кордовский), который позже и сам начинает дробиться.

В 638 году христианская Византия навсегда потеряла Иерусалим, захваченный халифом Умаром.

В 1073 году Иерусалим попал в руки мусульман турок-сельджуков. Турки были поражены тем, что христианские церкви и монастыри процветают, находясь под властью арабских халифов.

Крестовые походы, военно-колонизаторское движение западноевропейского рыцарства, горожан, части крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн под лозунгом борьбы за освобождение христианских святынь в Святой земле из-под власти мусульман. Инициатором и вдохновителем Крестовых походов была Римско-католическая церковь.

 Крестовые Походы.

Украл ли Носов своего Незнайку?
История Свевов (HISTORIA SVEVORUM)

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*