В самых ранних мифах этрусской мифологии бог Марис (лат. Maris) считалось богом живой природы и плодородия земли, наступающего с приходом весны и пробуждением жизненных сил природы. Имя Марис (лат. Марс) происходит от корня слова ведического санскрита — Маар, морок — maar, morok — умирать; Маруты – maruti — боги ветров, боги бури, обязанные своим происхождением культу мертвых. Первое упоминание о них мы находим в «Ригведе». Марис у этрусков связан с цикличностью природных явлений, когда умирает Зима и на смену ей приходит Весна, пробуждаются силы природы.
В этрусской мифологии Марис — это Март — весеннее календарное божество покровитель растительности и плодородия наступающего года, но также и бог войны.
Латинский писатель первой половины V века Марциан Капелла утверждал, что Марс был божеством растительности, так как дом копьеносного Марса Квирина (лат. Quirinus — копьеносного) находится в весеннем секторе Неба, рядом с римской богиней произрастания, созревания и скотоводства Палес (лат. Pales).
Вместе с тем, Марис считался у этруссков богом войны, это подтверждается его соседством на небе с богами войны — Ларами (Lars militaris — Лар войны), на что указывает Марциан Капелла.
Этрусская легенда о Марисе и его возрождении.
Как рассказывают, Марис был первым, кто приручил коня, взнуздал его и стал ездить верхом. В этрусских мифах Мариса изображали большим богатырём — всадником, неразрывно связанным со своим конём.
Прожил Марис 123 года, а когда он начал стареть, то обратился за помощью к богине материнства Менрве. Мудрая Менрва приготовила волшебную отвар из трав и наполнила большой пифос.
Не снимая с себя военных доспехов, Марис окунулся волшебную жидкость с головой, и через некоторое время из глубины амфоры вынырнул младенец Марис, в шлеме, и с копьём в руке. Это и был возрождённый Марис.
Прошло ещё 123 года, и снова состарился Марис, и Менрва вновь положила его в амфору с волшебной жидкостью, и снова появился на свет вооруженный маленький Марис. В третий раз через 123 года Meнрва возродила Мариса, и после этого Марис окончательно стал бессмертным и вечно юным богом.
Ларан — Laran – бог войны, его сопровождают его Пенаты и Лари — хранители дома и семьи.
Об успешном ведении хозяйства, о содержании дома и здоровье всех домочадцев заботились добрые домовые хранители жилища — ПЕНАТЫ (от penus — кладовая) Отсюда и выражение «Вернуться в родные пенаты», то есть в родной дом, где тебя ждут, берегут и любят.
Ларарий — место поклонения домашним богам Пенатам и Ларам. Ларарий в доме Веттиев. Помпеи. I век до н.д. Гений в окружении ларов.
Гении, как и Лары — духи-хранители жилища. Гений и Лары. Фреска из Помпей. Ларарий. 69 – 79 гг.
В центре фрески изображён антропоморфный гений в тоге с рогом изобилия. По бокам два Лара с ведерками-литусами и ритонами во время жертвенного возлияния. Внизу: две змеи — гении места, ползущие к алтарю с помещенной на нём жертвенной пищей. Человеческие гении изображались в виде антропоморфной фигуры, а гении местности (лат. genius loci) – в виде змеи. Гений родоначальника семейства (лат. pater familias) изображался тоже в виде змея. На фреске, возможно, одна из двух змей является гением первопредка рода, а другая – гением местности.
Имя Марис и Лар (на схеме № 26, 30, 39) встречается на гадательной бронзовой печени из Пьяченцы