В XIII веке до н. э., во времена правления фараона Мернептаха, сына знаменитого Рамсеса II Великого (1279—1213 годах до н. э. Сын Сети I и царицы Туйи) на Египет начинают нападать некие странные воинственные народы, появившиеся в Средиземном море. Древние египтяне называли этих морских захватчиков «народами моря».
Сами египтяне не понимали, откуда прибыли эти воинственные народы и где они жили до этого. Ясно было лишь то, что это воинственные племена, прибывшие грабить Египет. Помимо фараона Мернептаха (1212—1202 годах до н. э., из XIX династии) о народах моря сообщают фараон Рамсес II Великий и Рамсес III (1185—1153 годах до н. э.).
Современные исследователи долгое время не могли понять, кем были эти таинственные «народы моря» и откуда они пришли в Египет на своих кораблях. Современные историки и лингвисты склоняются к тому, что многие из народов моря были индоевропейцами: в древних свитках египтян сохранились самоназвания этих народов моря. Вот, какие имена встречаются среди них:
1 — Аквеш, Ахийава. Это не кто иные, как ахейцы (др.-греч. Ἀχαιοί, лат. Achaei, Achivi) . Ахейцы впервые появились на Балканском полуострове на рубеже III—II тысячелетия до н.э. Ахейцы пришли с севера, из района Придунайской низменности, и поселились в Фессалии. Ахейцы участвовали в Троянской войне. В 1200 году до н. э. ахейцы были вытеснены дорийцами со своих земель в Арголиде. Дорийцы захватили микенские города, и ахейцы переселились на север Пелопоннеса, в область получившую название Ахайя. Часть ахейцев высадились в южной Италии на побережье Калабрии, и основала город Сибарис (греч. Σύβαρις) около 720 г. до н.э. Генетики нашли прародителей древних греков.
2 — Денийен, Дануна. (Дану — река) Их современные историки ассоциируют со знаменитыми данайцами «дары приносящими». Более 10 лет Данайцы, то есть греки, безуспешно осаждали Трою, почти потеряв надежду на успех, они решили пойти на хитрость. По предложению Одиссея они построили огромного деревянного коня, превышающего своими размерами городские ворота Трои, и спрятали в нём отряд воинов. Римский поэт Публий Вергилий Марон (70—19 до н. э.), в поэме «Энеида» (песнь 2, ст. 15), сделал латинский перевод поэмы «Одиссея» легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX века до н. э.). На латинском языке фраза «Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes» [квидквид ид эст, тимэо данаос эт дона фэрэнтэс] — «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!».
3 — Дердени. Их ассоциируют с дарданами, соседями троянцев. В честь легендарного основателя дарданов, царя Дардана назван пролив Дарданеллы.
4 — Пелесет. Они отождествляются с библейскими филистимлянами. От названия этого народа произошёл топоним Палестина. Кроме того, ряд исследователей полагает, что пелесет — это «ПЕЛАСГА (PELASGA) или ПЕЛАСГИСА (PELASGUS — Πελασγις). Пеласги — древний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря. Их следы также находятся в Малой Азии (Турция) и Италия. «Аттический историк рассказывает про их жизнь там, и говорит, что из-за их склонности к миграциям, жители Аттики называли их Πελαργoι (аисты), (Страбон, 5.Р.221)». Интересную гипотезу относительно происхождения имени пеласгов и лелегов выдвинул Сергей Дарда: «Согласно древним легендам, пеласгов называли пеласгами потому, что это был кочевой народ, который подобно аистам перелетал с места на место.» На греческом языке аист — πελαργoς, пеларгос — pelargós, и, как утверждают античные авторы, именно от этого слова и происходит этноним пеласги. Название второго по частоте упоминаний до-греческого народа, лелегов, очень сходно с украинским словом «лелека» — аист, турецким — leylek, албанским — lejlek. Геродот о пеласгах.
Пеласги известны в истории, как народ, населявший Палестину под именем филистимлян: «Термин филистимляне – типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим. В свою очередь, библейское пелиштим – переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники, переселенцы».
Геродот о пеласгах (7. 95) Жители островов выставили 17 кораблей; вооружены они были по-эллински. Они также принадлежали к пеласгическому племени и впоследствии были названы ионянами по той же причине, как и переселенцы из Афин — жители двенадцати ионийских городов. Эолийцы доставили 16 кораблей; вооружены они были так же, как эллины, и назывались в древности, по эллинскому преданию, пеласгами.
5 — Лук. Это племя отождествляется с ликийцами. Впрочем, некоторые историки полагают, что это были другие ликийцы, доиндоевропейское племя.
6. — Шекелеш. Отождествляются с сикулами, которые в 13 веке до н.э. поселились на острове Сицилия и дали ему свой имя.
7 — Шардана. Представители народа шардана не только нападали на Египет, но и служили ему за плату. Шардана были личной наёмной гвардией египетских фараонов. Шардана ассоциируются с сардами, в честь которых была названа Сардиния. Упоминание о народе Сардана (Shardana) есть в египетских надписях 9-8 веков до н.э., в которых Сардана относят к «народам моря», пришедшим с берегов Восточного Средиземноморья — Лидии, г. Сарды. Бородатая Сардиния доримской эпохи.
Сардский язык схож с языком финикийцев, живущих в Лидии.
Язык народа, жившего на о. Сардиния имел больше сходства с этрусским языком, в котором многие пытаются найти латинские корни, стараясь доказать его латинское происхождение. Массимо Питтау указывает, что оба языка — этрусский и нурагик (от Nur — Nuragic (родственные слова: нур, нора, ныр), на котором говорили Сарды, происходят от языка лидийского и лидийцев, выходцев из Фракии (Балканы). Следовательно, оба языка принадлежат к индо-европейской группе языков. Этруски (или Tirrenii), по свидетельству Геродота, происходят из земли этрусков, где была тоже столица Сарды — Цере – Caere (Царев).
8 — Тереш. Отождествляются с тирренами (тирсенцы, этруски), в честь которых названо Тирренское море. Возможно, это этрусское племя. Некоторые историки ассоциируют тереш с народом турваса из Ригведы.
Тиррены (аттич. др.-греч. Τυρρηνοί) или тирсены (ионич. греч. Τυρσηνοί, дорич. греч. Τυρσᾱνοί) — термин, которым древнегреческие авторы обозначали некие не греческие племена, обитавшие вокруг Греции. «Тиррены у римлян были известны под именами этруски и туски. Греки звали их тирренами в честь Тирсена, сына Атиса, который, согласно легенде, отправил из Лидии поселенцев к прибрежным районам» (Страбон).
На латыни Тиррены назывались Etrusci. По словам Страбона, это название не было единственным, — другой этноним Tusci немедленно вызывает ассоциации с Тосканой. Но нельзя идентифицировать древнюю Этрурию с одной лишь итальянской провинцией, хоть именно там и открыли древности этрусков в XVI веке. Согласно Страбону греки называли своих средиземноморских противников «Tyrrenoi» или «Tursenoi» — в зависимости от диалекта и от периода; у Геродота и в различных надписях в Дельфах мы встречаем форму — «Tursenoi». Все три названия восходят к одному корню *turs, к которому добавлены различные префиксы и суффиксы и который претерпел вполне понятные фонетические изменения. Оба латинских слова Tusci и Etrusci имеют суффикс — с, который, по-видимому, использовался для обозначения многочисленных народов Центральной Италии, соседствующих с римлянами, например, Vols-c-i, Herni-c-i, Aurun-c-i (вольски, герники, аврунки). Все этрусские народы были покорены римлянами в начале периода Республики, ещё до первых столкновений Рима с этрусками. Турси- *turs-c-i (i обозначало множественное число) даёт «тусски» — tussci, а затем tusci, вследствие регрессивной ассимиляции -г, -с, -s, а затем упрощения двойной согласной. Этруски, тосканцы, тиррены, лидийцы — так их называли греки или римляне. Дионисий Галикарнасский, сообщает в первой книге «Римских древностей», что этруски называли себя именем одного из своих царей — Разенна, а вследствие выпадения гласной, начиная с V века до н. э. — расна. Мы часто встречали словосочетание «zilath mechl ras-nal», которое переводилось как praetor populorum Etruriae (претор народов Этрурии).
Слово rasna следует как «этрусская», слово ras, aras,«расна» — этруски — на камне записано: TУЛАР-РАСНАЛ — «Граница этрусков», от индоарийского *russa– «светлый», «белый», от др.-инд. ruks’a– «блестящий».
Египетские иероглифические надписи в Карнакском храме и погребальном храме Рамзеса III повествуют о вторжении «народов моря» в 1232–1190 гг. до н. э., то есть в годы правления Минептаха и Рамзеса III — именно в эту эпоху Восточное Средиземноморье потерпело ряд потрясений, самым крупным из которых стало падение Трои и Хеттского царства. Итак, среди этих «народов моря» имеются вполне легко узнаваемые, такие как ахейцы (Akaouash), филистимляне (Peleset), ликийцы (Loukou) и не так хорошо узнаваемые сарды (Shardance, нам известны сарды из Малой Азии), сицилийцы (Shakalesh) и T(o)ursha (Тоурса)- тиррена-тирсена -туски. Если Tursha — это и есть будущие этруски, то перед нами свидетельство их путешествия на восток в конце II тыс. до н. э
9 — Текр (tjkr). Ассоциируются с греческим племенем тевкров (др.-греч. Τεῦκρος, лат. Teucer). Согласно древнегреческой мифологии, тевкры населяли древнюю Трою (Wilusa = Вилуша = Вильно). В надписях Рамсеса III Трою связывают с Текр (tjkr) из состава «народов моря». Эпоним племени тевкров (троянцы).
Тевкр (др.-греч. Τεῦκρος, лат. Teucer) — первый царь земли Троады. Тевкр в древнегреческой мифологии сын бога троянской реки Скамандра и нимфы Идеи (или сын Зевса и Электры).