Вторник , 14 Июль 2020
Домой / Античный Русский мир. / Скифы - Сколоты / Скифская лексика из античных источников.

Скифская лексика из античных источников.

chertoml

Скифский язык.

Акинак – скифский меч, короткий и прямой. Слово имеет скифское происхождение. В.И. Абаев связывает скифское слово «акинак» с согдийским и хорезмийским словом «кинк» — kynk – клинок, впрочем, в русском языке и слово «кинк» — kynk тоже сохранилось — кинжал и клинок, означающее «короткий меч». Греки называли короткий скифский меч Ξίφος, или ξιφωζ — xiphos — «шип «; слово Ξίφος созвучно слову Скиф. 

akinak_02

Анаксирида или сарабары – широкие штаны скифов-саков, собранные внизу или подвязанные у щиколотки, они заправлялись в сапоги. Геродот сообщал, что «саки, они же скифы, имели на головах прямые остроконечные шапки, носили анаксириды, имели местные луки, кинжалы и топоры-сагарии». (Геродот VII 64.) В греческом языке нет шипящих звуков «ц», «ч», «ш», «щ», поэтому греческий историк Геродот, записывая скифские слова, заменял звук «ш» на похожий греческий звук «с» — «шаровары» он записывает, как «сарабары».
Сарабара (греч. Σαραβαρα) – так Антифан комедиограф первой половины IV века до н. э.  в своей комедии «Скифы» назвал скифские штаны: «все одеты в шаровары и хитоны». Греки не знали штанов, поэтому Антифан для обозначения штанов, использовал скифское слово «шаровары». (Антифан, комедия «Скифы»)

Антакеи – огромные бескостные рыбы рода белуги. По свидетельству Геродота рыбы антакеи водились в реке Борисфен. (Геродот VI 53.)

Бутир – взбитое молоко до густоты сливок или сметаны. (Гиппократ, «О болезнях»). Скифское слово Бутир созвучно с немецким «Butter» – масло.

Гиппака (иппака) – название сыра, изготовляемого скифами из кобыльего молока. По-скифски «гиппа» — лошадь. (Гиппократ, «О болезнях» ). Науке известен род ископаемых трёхпалых лошадей Гиппарион (Hipparion).

Горит –  деревянный футляр для лука и стрел, использовавшийся, в основном, скифами в конце VI — начале II веков до н. э

Зарива, Царива (греч. Ζαρινα) – царевна у скифов-саков. (из сочинений Ктесия Книдского (греч. Κτησίας ο Κνίδιος) — древнегреческого историка второй половины V — начала IV вв. до н. э.) В древнерусском эпосе есть схожее имя царевны — «Зоря-Зоряница».

Каннабис — Κανναβις – скифское слово, взятое из ведического санскрита — языка ариев, означающее конопля. (Геродот IV 74.)

Карарес — Karares (греч. Καραρυες) – название дома у скифов. (из сочинений Гесихия.) Слово «карарес» созвучно с древнерусским русским названием дома «хоромы», хоромина, что тоже означает «дом».

Колос — Κολος – четвероногое животное, обитавшее в Скифии. Это выносливое животное долгое время могло обходиться без еды и воды. По величине среднее между оленем и бараном. Цветом белое и в быстроте бега превосходит оленя. (Страбон. География, VII, 4, 8 по изд. В. Латышев. «Известия…», ВДИ, 1947, №4, с. 207.) Возможно, это примитивная лошадь – кулан,  в раннее историческое время населявшее пустыни, полупустыни и степи Восточной Европы, Южной Сибири, Передней, Средней и Центральной Азии, Тибета и Западной Индии, а для греков кулан был диковинкой.

Пеламида – рыба, род тунца, водилась в водах Меотиды (Азовское море). (Страбон. География, VII, 6,2).

Понтик – дерево, плоды которого аргиппеи употребляли в пищу. Слово принадлежит народу, родственному скифам. (Геродот IV 23).  Асхи – сок из плодов дерева «понтик». Слово принадлежит народу, родственному скифам. (Геродот IV 23.)

Сагарий или сагарис – σαγαρις – скифский топор (секира). Оружие скифов, записанное Геродотом, как «топоры-сагари» — это «топоры-секиры» — оружие древних славян. На Крите почитался символ бога Зевса Критского — секира или двусторонний топор — λάβρυς — лабрис, на лидийском наречии означает «секира«.

Сакайя — Σακαια – название скифского праздника. (из сочинения Гесихия.)

karta-skifo-sibirskij-mir

Саки\сакас (греч. Σακαι) – саками персы называли и азиатских, и европейских скифов. Геродот пишет, в древнеперсидских надписях упомянуты 4 группы саков-скифов:

Cаки – «хаома+варга», «варящие sauma», они жили в долине реки Мургаб. В ведическом санскрите – сома, хаома — soma, haoma — дурманящий напиток, вар — var – варить.

Саки – «тигра+хауда» — «в остроконечных шапках», жили в предгорьях Тянь-Шаня (античные авторы отождествляются их с массагетами).

Саки – «пара+да+райя» — «которые за морем (за рекой)». В ведическом санскрите «пра\пара» — вперёд. (УРА! — возглас войска, атакующего врага; Пра отсюда Переть)

Саки- «пара+сугудам» — «за Согдианой», т.е. которые проживали за Согдианой — в низовьях Сырдарьи и Амударьи, в бассейне Аральского моря.( Геродот I 153;)

Вс.Ф. Миллер впервые указал на генетическую связь терминов «скифы» и «саки». Н.Я. Марр показал, что в яфетических языках основа sak закономерно переходит в основу sku: sak, sak-u-ta, σακ-υ-θα, σκυ-θα, σκυθαι. Эллины времён Геродота скифами называли как европейских, так и азиатских кочевников.( Геродот IV 1-7; Н.Я. Марр, Избранные работы, т. 5, «Термин «скиф«, М., 1935.)

Сакиндак — Σακυνδακη – вид скифской одежды.( из сочинения Гесихия). Сакиндак созвучно со словом «армяк» — верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани, которую носили славяне.

kul-oba-vsadnik-vpravo

Скифики – кожаная скифская обувь. Слово упоминается в произведениях Лисия – аттического оратора V-IV вв. до н. э., а также в стихах Алкея: «…и подвязавши скифики…«. ( В. Латышев. «Известия…», ВДИ, 1947, №2, стр. 301.). В скифской одежде многое было сделано из кожи, шапки, сапоги, пояса и детали одежды. По-русски «скуфья» — небольшая остроконечная шапочка, которую носили скифы (др.-русск. скуфиа — остроконечная шапка, через ср.- греч. skouphia, из греч. skyphos — «чашка») — в архитектуре — купол, скиния, сводчатое перекрытие. Возможно, по созвучию с названием кожаной одежды скифов, греки назвали скифов «скифами». (Известно, что Юфть — толстая кожа, а сафьян — выделанная кожа коз.).

sagaris-topor-skifskij-amazonka

Скиф – сын бога Зевса в сочинениях Диодора. Сыновья Скифа – Пал и Нап, разделили Скифию. Плиний Старший рассказывая о народах Средней Азии, пишет: «Там напеи, как говорят, были уничтожены палеями.».

Войны — «палы» от скифского bala — военная сила, дружина. Палы – славянское племя — поляне. Напы – земледельцы.
Скифы-Русь (греч. Σκυθας τους Ρως )– этот этноним упоминается в схолиях,  государственного деятеля Римской империи Фемистия (317 — 388) к Трактату Аристотеля (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э. — 322 до н. э.) «О небе». «Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём скифы-русь и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу…». (В. Латышев цитирует этот отрывок по собранию сочинений Аристотеля, изданному Берлинской академией наук в 1836 г.).

Сайи = ЦАРИ — Σαιοι – это самоназвание царских скифов,  О Цайях сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…» (IOSPE I2 №32).( Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 114 и стр.152;; J. Harmatta, Studies in the history and language of the Sarmatians. – Szeged, Hungary, 1970.). Самоназвание скифов — Сайи — «цари» из ведического санскрита свар — Svar, Suar = Солнце (Сварог, Сварожич); сварга — Svarga — небо, рай; и из авестийского saya – сиять, властвовать).  От свар — Svar, Suar — родственное слово: sarru, sarи sarathya — соратник, рать, ратный, от которых в славянских языках появилось слово – царь, а в германских — кезарь и кайзер.

Сарий (греч. Σαιοι — ЦАРИ) – царь задунайских скифов. Во II в. до н. э. чеканил монету со своим именем в греческих городах Томи и Одесс.( Т. В. Блаватская. Греки и скифы в Западном Причерноморье. ВДИ, 1948, №1.) О Царях сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…» (IOSPE I2 №32).( Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 114 и стр.152;; J. Harmatta, Studies in the history and language of the Sarmatians. – Szeged, Hungary, 1970.)

Скилур (греч. Σκιλουρος, лат. Skiluros — «скала») – последний царь Малой Скифии. В 108 г. до н. э. в Крыму была основана столица царских скифов  Неаполь Скифский. Скилур передал власть старшему сыну Палаку.( Strabo, Geogr., VII, 4, 3.)

Палак (греч. Παλακος — «воин», лат. Palakos) – cкифский царь, сын царя Скилура, назван по имени бога войны в древней Греции — Паллас (лат. Pallas). Правил Крымской Скифией со столицей в городе Неаполе Скифском. Палак воевал с Херсонесом в 107 г. до н. э., Палак был убит в сражении с полководцем царя Митридата VI Диофантом.    Древнегреческая богиня Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – ВОИНственная богиня военной стратегии и мудрости,

Палакион (Παλακιον) — «военная крепость», построенная скифами в Крыму во II в. до н.э., очевидна связь названия этой крепости с именем скифского царя Палака.( А. Андреев, История Крыма, М.-2002.) Слова Палакион родственно названию «Балаклава» — «Бала» -bala — «военная сила, войско, армия» и «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp» из ведического санскрита Риг-веды. БалаКлава — Военная Крепость.

Спу – по-скифски означает «глаз». Так Геродот объясняет название племени «арима+спы» – одноглазые.

Эор – мужчина, муж по-скифски. (Геродот IV 110.) Ленгвисты отмечают, что скифское слово «эор» похоже на тюркское ойор, эйр, эр – мужчина. Но гораздо раньше тюркского наречия, в ведическом санскрите появилось слово: арья\арий — Ārya, ari̯a «господин», «хозяин дома», мужчина. В древнерусском «оратай» — пахарь, земледелец, мужчина.

Эорпата, Орпата — Οιορπατα – Геродот пишет: «скифы называют амазонок «эорпата», что по-эллински означает мужеубийцы; «эор» – ведь, означает муж, а «пата» – убивать«. (Геродот IV 110.) (родственное слово: пата, пат — падать)

Пата – скифское слово, обозначающее «убивать». В ведическом санскрите слово пад, пата – pad, Pata – падать, летать, (родственные слова в рус. яз.: падать, падение, «пята», подошва), в авестийском — pada – наследство, (родственные слова в рус. яз.: падать, пята, подошва).

ЭнАреи -– εναρεες – гадатели у скифов, женоподобные мужчины, гадающие с помощью ивовых прутьев (ЭнАреи — «не арии»). Геродот предположил, что энареи – это потомки тех скифов, которые кощунственно разграбили святилище Афродиты Урании в Сирии. Афродита Урания наказала их, навеки поразив женским недугом. (Геродот I 105, IV 67.)

Энареи или Анарии\Анарья — anārya — «не арий», то есть не мужчина, не господин, не хозяин дома. Геродот предположил, что энареи – это потомки тех скифов, которые проявив кощунство, разграбили святилище Афродиты Урании в Сирии. Богиня наказала их, поразив навеки женским недугом. (Геродот I 105, IV 67.) Энареи гадали с помощью ивовых прутьев и липовой коре.

Cкифская эпоха была очень короткой, но скифы не исчезли, они, просто, стали называть себя по-другому, и это было известно ещё Геродоту — «Скифия — Русь«.

Археологические раскопки подтверждают, что скифская культура выделилась из  «Срубной культурно-исторической общности» эпохи поздней бронзы (XVIII—XII в.в. до н.э.) распространённой в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом,  но имеющая характерные памятники в Западной Сибири. 

Геродот свидетельствует, что персы называли скифов саками, но самоназвание скифов – Сколот, которое преобразовалось в skolt, kelt.

r1a_-1000-g-do-n-e-map_

Карта миграций народа с гаплогруппы R1a начиная с эпохи неолита (2800 г. до.н.э.) до позднего бронзового века (ок. 1000 г. до н.э.). Гаплогруппа R1a1 — является биологическим маркером русского этноса.

Скифский язык.

Скифские имена из античной литературы.
Скифский язык.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*