Скифская лексика из античных источников.
В афинском пригороде Кифисса археологи нашли скифос — чашу для вина. Скифос (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости) — керамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя горизонтально расположенными ручками, Скифос также называют кубком Геракла. Имя Геракл происходит от пра-индоевропейского этимона (др.-греч. ἔτιμον – верный) с первоначальным значением «герс» (г’ХерЪс) — *ghers(*g‘hers-) ‘ощетиниваться’, «подниматься», и соответствует восточнославянскому теониму ‘Хорс’. По свидетельству Геродота, «греки, живущие около Понта, рассказывают», что скифы произошли от Геракла и мифической женщины, наполовину девы, наполовину ехидны — змееногой богини, которая родила трёх сыновей и назвала их — Агафирс, Гелон и Скиф.
Известно, что скифы пили вино, не смешивая его с водой, поэтому греки называли большую чашу для вина скифос, выражение «пить по-скифски» у спартанцев вошло в поговорку.
Под одной из ручек скифоса, найденного в пригороде Афин, были записаны имена шестерых участников симпосия – дружеского пира, который был важной частью социальной жизни греков. Среди записанных имён пирующих имя самого знаменитого афинского политика и полководца — Перикла, его брата Арифрона (греч. Ἀρίφρων) и скифа по имени Драпет.
Драпет (греч. Δραπέτης, — «беглец»). Имя происходит от корня Ведического санскрита: Дру, дравати – dru, dravati — удирать. (родственные слов в рус. яз.: ДРАпать, удрать, удирать, дорога, драга… В древнерусском яз.: ДРОМЬ — дорога. ДрагоманЪ — переводчик, толмач (тот, кто нужен в дороге); греческое слово Дромос — путь, коридор, бег, происходит от корня ведического санскрита — Дру.
Царские скифы имели европейскую внешность.
Абарис (Абарид) – имя скифского мудреца из Гипербореи,для древних греков понятия гипербореец и скиф были равнозначными. Геродот первым из древних писателей упомянул о Абариде и сообщил, что он «был гипербореем и странствовал по всей земле со стрелой» знал «учение о природе и о богах» и имел «способности предвидения с помощью науки чисел». В произведениях Гераклида приведен список теологических и мифологических сочинений, приписываемых Абариду. Об Абариде также писали Платон (диалог «Хармид”), Диодор Сицилийский («Историческая библиотека”, II, 47), Гераклид Понтийский (диалог «Абарид или о душе”) и некоторые другие античные авторы. Древнегреческий поэт Пиндар (522-442 гг. до н. э.) считал Абариса скифом, жившим в конце VII – начале VI вв. до н. э. Скифом называл Абариса также софист Гимерий (315-386 гг. н. э.). Древнегреческий философ Гераклид Понтийский (388-310 гг. до н. э.) приписывал Абарису ряд теологических сочинений. В схолиях к «Государству» Платона есть замечание, что «Пифагор, между прочим, слушал гиперборея Абариса и мага Зарата». Страбон прямо называли Абариса скифом: «Анахарсис, Абарис и некоторые другие скифы пользовались большой славой среди эллинов, ибо они обнаруживали характерные черты своего племени: любезность, простоту, справедливость». Имя Абарис созвучно имени Борис, Парис. (В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. ВДИ, 1947, №2, стр. 319; ВДИ, 1948, №3, с. 248; ВДИ, 1952, №2, с. 267; Куклина И.В. Анахарсис. ВДИ, 1971, №3, стр. 113-125.)
Абавх – имя скифа в диалоге греческого писателя II в. н.э. Лукиана «Токсарид или дружба». В пяти новеллах этого диалога Лукиан красочно повествует о дружбе скифов-побратимов. В одной из новелл речь идет о поступке скифа Абавха, который пожертвовал своей семьей ради спасения жизни своего друга Гиндана. В то время Абавх со своей семьей, состоящей из жены и двух малолетних детей, проживал в городе борисфенитов. Вместе с ними находился и тяжелораненый Гиндан. Однажды в их доме вспыхнул пожар, и так случилось, что Абавх успел спасти своего друга, но потерял в огне жену и детей. Когда впоследствии кто-то упрекнул Абавха за то, что он бросил родных, а в первую очередь вынес Гиндана, тот ответил: «Детей мне легко снова приобрести, да и неизвестно еще, были ли бы они хороши, а другого такого друга как Гиндан, который много раз доказывал мне свою любовь, я не нашел бы в течение долгого времени».
Авасий – это скифское имя можно прочесть на надгробной плите, найденной наразвалинах Пантикапея. Языковед Л. Згуста включил это имя в перечень скифских личных имен Северного Причерноморья, обладающих надежной «иранской» этимологией, считая, что оно произошло от авест. слова avah. Надпись на плите датируется первой половиной IV в. до н.э., что свидетельствует в пользу скифского происхождения имени Авасий.
Аврадос — Avragos и Avroagos — Αβραγος и Αβροαγος — имена, многократно встречающиеся в надписях Ольвии (IOSPE I2 №80, 82, 91, 98, 100)3. На мраморной плите, извлеченной из развалин Танаиса, можно прочесть имя Авротеос — Αβροθεος – Avrotheos — (КБН №1279). В имени ясно прослеживается общеславянский корень «рад», «радость».
Авх – персонаж поэмы римского поэта I в. н.э. Валерия Флакка «Аргонавтика»: «…Авх, пришедший с единодушными тысячами, выставляет напоказ киммерийские богатства; у него издавна белые волосы, прирожденный знак, пожилой возраст уже выставляет простор на голове; обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной головы две повязки». Д.С. Раевский утверждает, что в своей поэме Флакк использовал имена, сюжеты и мотивы, взятые из скифской легенды, восходящей к независимому от Геродота несохранившемуся источнику. Э.А. Грантовский показал, что Авх соответствует родоначальнику авхатов Липоксаю из легенды, записанной Геродотом.
Авхаты (Αυχαται) – скифский род, ведущий свое происхождение от Липоксая. Артамонов считал, что авхаты – это самоназвание скифов-пахарей.(Геродот IV 6; М.И. Артамонов, Вопросы истории скифов в советской науке, ВДИ, 1947, №3, стр. 76. )
Агар – вождь скифов, руководивший скифским войском во время битвы у реки Фат на Таманском полуострове в 310 г. до н. э. (Диодор Сицилийский, XX, 22-24; Ю.А. Виноградов. «Там закололся Митридат», стр. 92; Т.Райс. Скифы, стр. 216). Диодор Сицилийский упоминает скифского царя по имени Агар. В 310/309 гг. до н.э. на Боспоре вспыхнула гражданская война, вызванная борьбой за престол между сыновьями умершего боспорского царя Перисада. На стороне законного наследника Сатира против его брата Евмела воевал большой отряд скифских наёмников. Когда Сатир умер от ран, трон попытался наследовать третий брат Притан. Однако он потерпел неудачу, бежал на азиатскую сторону Боспора и был убит. Евмел, захватив Пантикапей, приказал убить всех родственников своих братьев. Избежать гибели удалось только сыну Сатира Перисаду, верхом на коне добравшегося до скифского царя Агара, где и нашёл убежище. Из повествования Диодора следует, что скифское поселение Агара находилась недалеко от Пантикапея, видимо, в пределах Крыма.
Агарь — Αγαροι – скифское племя. Прослеживается связь с именем царя скифов.
Агара — царь скифов, упомянутый у греческого историка Аппиан, жившего около 100 – 180 гг. н. э. Агара от слова из Ведического санскрита «гири» — giri — гора, утёс, скала.
Акросас — Akrosas – царь скифов в Добрудже. Во II веке до н. э. в городах Томи и Одессе Акроса чеканил монету со своим именем. (Т.В. Блаватская. ВДИ, 1948, №1; Harmatta, Studies in the history and language of the Sarmatians, 1970, p.22.) Имя Ак+роса+с = «как-русый-царь».
Амизок – имя скифа в диалоге Лукиана «Токсарид или дружба». Два скифа – Амизок и Дандамис, заключили друг с другом договор о дружбе с великой клятвой о том, что они в случае надобности, умрут один за другого. Так случилось, что на их землю напали савроматы, и Амизок оказался в плену. Дандамис, узнав это, пробрался в стан неприятеля и попросил у главного савроматского начальника освободить своего друга. Тот потребовал в качестве выкупа его глаза. «Дандамис тотчас же позволил выколоть их; когда они были выколоты и савроматы таким образом получили выкуп, Дандамис взял Амизока и пошел назад, опираясь на него… Однако Амизок не захотел долее оставаться зрячим при слепоте Дандамиса и ослепил самого себя».
Анахарсис — скифский царевич, сын скифского царя Гнура, внук Лика, правнук Спаргапифа, брат Савлия, дядя Иданфирса. Родился Анахарсис около 625 г. до н. э. Анахарсис по матери эллин и оттого владел двумя языками, долгое время он жил в Элладе, Анахарсис был знаком с Солоном и вёл с ним беседу. Греки считали Анахарсиса одним из семи великих мудрецов. Анахарсис вернулся в Скифию уже «мудрецом», и был убит своим братом Савлием.
Убит «Анахарсис за сочувствие иноземным обычаям и за сношение с эллинами. Много лет спустя подобная же участь постигла Скила» (Геродот IV 46, 76. В. Латышев. «Известия…», ВДИ, 1947, №2, стр. 318.) (Анахарсис = Ана-Харша = «хороший воин»; Аника-воин). Геродот, посетивший родные места Анахарсиса через полтора века после его смерти, с удивлением отметил, что скифы, в отличие от греков, забыли своего замечательного земляка: «…скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи».
Прадедом скифского философа Анахарсиса (ок. 610—545 гг. до н.э.) был скифский царь Спаргапиф (Спартапиф) царствовавший в середине VII века до н.э.. Дед Анахарсиса скифский царь Лик (или Лих, Лихо, Лихой).
Отцом философа Анахарсиса был скифский царь Гнур. А его племянник Антир, сын Савлия (родственное имя Савелий), правил всей Скифией и отличился в войне с персидским царём Дарием I около 512 года до н.э.
Антир – царь скифов, воевавший с персидским царём Дарием. «Дарий – царь персов, сын Гистаспа, пожелал сочетаться браком с дочерью Антира, короля готов (читай скифов)«. (Иордан. О происхождении и деяниях гетов.)
Апи – богиня земли и плодородия, родоначальница скифских племён в скифском пантеоне богов. Геродот отождествляет её с греческой богиней земли гиперборейской богиней Геей — «Землёй-Матушкой». (Геродот IV 59.) Апи в скифской мифологии исполняла роль праматери всего живущего и являлась олицетворением Великой богини-матери. Имя скифской богини Апи происходит от слов пра-индоевропейского языка, ведического санскрита: Апи, Апи-ети — apI , apy-eti — истекать, как река; изливаться в совокуплении; Апьяя — apyaya — изливая реки; выходя и исчезая (о водах); опьяняя; Символы богини Апи — Ахи — ahi — змеи, символ подземных вод и плодородия. Эллины восприняли образ скифской богини в ввели его в свой пантеон под именем Афи-на (др.греч. (Άθηνά), носившей на груди эгиду «змеиной богини» — образ своей праматери, покровительницы.
По мнению ряда ученых, нимфа, дочь реки Борисфена, родившая от Зевса (Папая) скифского первочеловека Таргитая, является одним из воплощений богини Апи. Ещё одним воплощением этой богини, согласно другой версии скифской легенды, является змееногая дева, вступившая в связь с Гераклом и родившая от него трех сыновей – Агафирса, Гелона и Скифа.
В скифских курганах обнаружено множество изображений женского божества, верхняя часть которого имеет женский облик, а нижняя имеет вид сложной пальметты с разведенными в разные стороны концами. На некоторых изображениях эти концы являются растительными побегами, а на других изображениях они трактованы в виде змей. По мнению многих специалистов, на этих памятниках изображена богиня Апи.
Арар – река в Скифии, протекает через скифскую землю, впадает в реку Истр (р. Дунай). (Геродот IV 48.)
Арга – имя молодой гиперборейской женщины- скифянки, которая со своей подругой по имени Опис, посетила храм Аполлона в Делосе. ( Геродот IV 35.)
Аргот (Арий-гот) — скифский царь (510—490 гг. до н. э.), предок Скила, родоначальник новой скифской династии, пришёл к власти после смерти царя Иданфирса. В Неаполе Скифском обнаружена надпись: «…могучего Аргота повелителя Скифии…». Аргот в 170-150 гг. до н. э. был супругом боспорской царицы Камассарии. ( Ю.А. Виноградов. «Там закололся Митридат.» Стр.140.) В 1999 г. в Неаполе Скифском (Палакии) была обнаружена надгробная надпись: «…много-славному Арготу от повелителя Скифии…». Гробница Аргота была воздвигнута царём Скилуром в 130-х годах до н.э. Местоположение гробницы прямо перед порталом царского дворца свидетельствует о том, что Скилур придавал этому монументу большое значение, чтя тем самым память своего выдающегося предшественника, сыгравшего, очевидно, немалую роль в жизни Скифской державы. Это дает основания предположить, что Аргот был царем Крымской Скифии перед Скилуром. В пантикапейской надписи Корпус боспорских надписей-75 встречается упоминание о Камасарии, жене покойного царя Перисада III, а также о некоем Арготе, втором супруге Камасарии. Из этой надписи следует, что овдовевшая боспорская царица вступила в повторный брак с представителем правящего дома скифского государства. Между тем, Ю.Г. Виноградов утверждает, что был ещё один скифский царь с именем Аргот, а именно, отец царя Ариапифа и дед знаменитого Скила. Именно Аргот был первоначальным владельцем перстня Скила, обнаруженного недавно.
Аргимпаса – богиня из скифского пантеона богов. Геродот отождествляет её с греческой Афродитой Уранией. ( Геродот IV 59, 67.)
Арес – бог войны в скифском пантеоне богов. «в областях скифских сооружались громадные курганы из хвороста, наверху которых водружался «старинный железный меч, и он-то служил кумиром Арея». (Геродот IV 59.) В древнегреческой мифологии Арес или Арей (др.-греч. Ἄρης, в микененской культуре: a-re = арий) — бог войны. В микенскую эпоху имя Арес встречается в составе слов: a-re-me-ne (Ареймен), a-re-i-ze-we-i (Арий-жевеи), pa-na-re-jo (Пан-Арей). Очевидно, имя происходит от имени легендарных Ариев.
Ариант (греч. Αριαντας) – предводитель скифов, по приказу которого был изготовлен огромный котел в 600 амфор. Этот котел отлили из бронзовых наконечников стрел, полученных по одной от каждого скифа – это была первая попытка узнать, сколько скифов живёт в Скифии – первая «перепись населения» по-скифски. ( имя Ариант — Геродот IV 81.)
Ариапиф (греч. Αριαπειθης) – скифский царь, правил скифами Побужья и Поднепровья с 490 по 470 г. до н. э. Возможно, был сыном или внуком Иданфирса. Старшего сына Ариапифа – звали Скил, он родился от женщины с берегов реки Истр. Ариапиф воевал с царем Фракии Тересом I, затем, женился на его дочери и имел от нее сына Октомасада. Младшего, третьего сына Ариапифа звали Орик, он был рождён от скифянки Опии. Погиб сорокалетним от рук царя агафирсов Спаргапифа, в 470 г. до н. э. (Геродот IV 76, 78.)
У скифского царя Ариапифа (Арий-пиф), кроме других детей, был сын Скил (от слова санскрита: «низкала» — nizcala — устойчивый, недвижный, Скала); он родился от жены истрианки… мать научила его эллинскому языку и грамоте… Скил [после гибели отца] получил царскую власть и одну из жён отца, по имени Опию; она была скифянка, и от неё у Ариапифа был сын Орик (рус. Орлик). Скил не любил скифского образа жизни, любил эллинские обычаи и носил эллинское платье. «Скифы взбунтовались против него, поставили царем его брата Октамасада, который велел отрубить голову Скилу. Так оберегают скифы свои обычаи и так сурово карают тех, кто заимствует чужие» (Herod., IV, 80).
Аримаз – скифский вождь, по его имени названа Аримазова крепость (Αριμαςου πετρα) в Согдиане, «арима у скифов значит единица». (Геродот IV, 27). О захвате этой Αριμαςου πετρα – Аримазовой крепости Александром Македонским сообщает Полиен (Strat., IV, 3, 29) и Страбон (Arr., Anab., IV, 28, 4).
Аристагор – скифский царь или посланник царя. В 495 г. до н. э. вёл переговоры со спартанским царем Клеоменом I о совместных боевых действиях против персов.( Геродот VI 84.)
Арих – Αριχος – имя скифского правителя, читается на литых оболах и крупных монетах-дельфинах, выпущенных в Ольвии в 460-425 гг. до. н. э. Алексеев Ю.А. высказывал мнение об идентичности имен Арих и Орик (Οριχος). Орик был сыном скифского царя Ариапифа и младшим братом Скила и Октомасада. Арих мог быть скифским предводителем, в то время, когда чеканили монеты с надписью Αριχος. (Ю.Г. Виноградов. Варвары в просопографии Ольвии VI-V вв. до н. э. ; Ю.А. Алексеев. Скифские цари и царские курганы V-IV вв. до н.э., ВДИ, №3, 1996.)
Арсаком – имя скифского вождя, упомянутого в диалоге Лукиана «Токсарид или дружба» Арсаком — возглавлял скифское войско в битве с боспорцами, сарматами и аланами. Лукиан называет также соратников Арсакома – Лохант и Макент. Возможно, Лукиан использовал подлинные скифские имена. ( Лукиан. Собр. соч. в 2х том., М.Л., 1935, т. 1)
Ахиллодор — «Ахилло-дор» или «дар-Ахилла»; Ахилл, или Ахиллес — (на микенском: aki-rev — «как лев»).
Гойтосир (Ойтосир) – бог скифского пантеона, покровитель искусств и ремёсел. Геродот называет Гойтосира скифским богом, схожим с греческим Аполлоном. (Геродот IV 59.) «сир»= царь.
Дитилас — Διτυλας – скифское имя-прозвище Дитилас — «здоровяк» (родственное слово в рус. яз. «детина»), в комедии Аристофана (Aristophanes, Ran., 608.), упоминаются четыре скифских имени – это скифы-полицейские: Дитилас, Дугдамме — Dugdamme, Тугдамме, Тахотай — σκυθαι τοξοται. (Aristophanes, Ran., 608.).
Евтимах – (архаич. орфогр.: Ευτιμαχος ; заимствовано у скифов греч. имя Ευθύμαχος — греческий перевод скифского имени — «сражающийся в открытом бою») – имя скифского лучника на чернофигурном кратере Франсуа — 570 г. до н. э., сделанной аттическим мастером Эрготимом и расписана ваза Клитием. Имя встречается и в роли определения Евтимах из санскрита: етад — etad — этот, (эфтот), тот-этот; maha — великий, могучий, сильный) (Pind., Ol. VII.15; Simonid., 137), и как имя собственное (Dem., 44, 9; Paus., Χ.14.1);[34]
Игдампай — Ιγδαμπαιης – имя читается на чернофигурном килике 80 гг. V в. до н. э. из Ольвии. Ю.Г. Виноградов обращает внимание на близость этого имени скифскому топониму Игзампиос — Exampaios – Εξαμπαιος встречающегося у Геродота (Геродот, IV, 59).( Ю.Г. Виноградов. Варвары в просопографии Ольвии VI-V вв. до н. э. )
Идантемис (Ιδανθεμις) – имя из надписи на сосуде первой половины VI века до н. э. из Березани. Целиком надпись читается как: «Идантемису развратнику эта кружечка в подарок». ( Ю.Г. Виноградов. Варвары в просопографии Ольвии VI-V вв. до н. э.Тбилиси, 1981.) «Дана» — по-скифски «река», в имени Индантимис ясно слышится слово «дан», как и в современных именах Богдан, Даниил, Данко.
Идантирс, Иданфирс (греч. Ιδανθιρσος) – царь, возглавивший борьбу скифов с войском персидского царя Дария-1 в 514 г. до н. э. Идантирс в союзе с Токсакисом и Скопасисом руководил объединенным войском скифов, савроматов, будинов и гелонов. Геродот пишет: «Иданфирс был сыном Савлия», внук царя Гнура, племянник Анахарсиса. (Геродот IV 76, 120, 126, 127; Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, 8 по изданию в ВДИ, 1954, №2.) Таким образом, Геродот дважды акцентируется, что Иданфирс — прямой потомок старинного царского рода.
В этих трёх скифских именах- Игдампий, Идантемис, Идантис – ясно слышится слово «дан», как в современных именах Богдан, Даниил, Данко, по-скифски «дана» — река.
Картасис — Carthasis – брат скифского царя эпохи Александра Македонского.(Курций Руф.). Картас — кедр.
Кимериос или КимеРУС (архаичное написание: Κιμέριος; др.греч.Κιμμέριος) — имя стреляющего с колена скифского лучника, изображённого на чернофигурной вазе Франсуа, в сцене калидонской охоты на вепря. Отмечено архаическое написание имени, необозначены геминаты μ (Κιμέριος), κσ вместо повсеместно принятой с IV в. до н.э.В научной литературе уже упоминалось о том, что имена Кимерий (Кимерус) и Токсамис принадлежали народам, населявшим Северное Причерноморье. (Граков Б. Н. Материалы по истории Скифии в греческих надписях. — ВДИ, 1939, № 3, с. 306.)Л. А. Ельницкий утверждал, что на вазе Франсуа VI в. до н.э. изображён Кимерий (Кимерус) предок мариандинов, на земле которых находилась греческая колония Гераклея Понтийская.
Кобос — Κωβος – вождь киммерийского (скифского) племени треров.( Strab., Geogr., I, 3,) Имя Кобос схоже с именем Кубера — kubera – бог богатства и властителя Севера, царя царей; (Кубера – Сибера — Сибирь) (по-русски- Кубышка). (в др.рус. яз.- КОБЬ — волхование, гадание; счастье, удача, прикобить значит приворожить. Известно имя колдуньи КИБЕЛА, Кубера.
Коландак — Κολανδακης – скифское имя, написанное на черно-лаковом килике из Ольвии начала IV века до н. э. Несомненна связь скифского имени-прозвища Коландакис— (греч. κολανδακης) со словами ведического санскрита: Кола – kola — грудь, бедра, колени (округлость). Кола, Кора – kola, kora – круглый подвижный сустав, колено. Коландак, можно перевести, как «круглый», как «колобок». Коло — kolo — колесо-солнца. ( И. И. Толстой, Греческие граффити древних городов Северного Причерноморья. М.-Л., 1953, с. 11; Ю.Г. Виноградов. Варвары в просопографии Ольвии VI-V вв. до н. э.)
Канит, Kanites, Κανιτα – скифский царь, чьи владения находились в Добрудже, за Дунаем. В конце III – начале II в. до н. э. чеканил монеты со своим именем в городах Томи и Одесса.( Б.Н. Граков, Материалы…, №17; Т.В. Блаватская, Греки и скифы в Западном Причерноморье, ВДИ, 1948, №1;)
Лик — Λυκος (волк) – скифский царь, сын Спаргапифа, отец Гнура, дед Анахарсиса и Савлия. ( Геродот IV 76.)
Лохант – персонаж диалога Лукиана «Токсарид или дружба», соратник Арсакома – предводителя скифов во время их битвы с боспорцами, сарматами и аланами. Возможно, Лохант – подлинное скифское имя.( Диалог Лукиана «Токсарид или дружба».)
Мадий, Мадиес — Μαδυης или Μαδυς – сын Партатуа ( Прототия). Мадий получил власть после смерти Партатуа в 653 г. до н. э., его царствование обычно связывают с «28 летним господством скифов над Азией».( Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)
Макент – персонаж диалога Лукиана «Токсарид или дружба», соратник Арсакома – предводителя скифов во время их битвы с боспорцами, сарматами и аланами. Возможно, Макент – подлинное скифское имя. (Лукиан, диалог «Токсарид или дружба».)Имя Макент от слова санскрита: maha — великий, могучий, сильный, обильный
Марсагет – брат скифского царя Иданфирса. По сообщению Ктесия Книдского, Марсагет был взят в плен персами вместе с другими скифами перед началом персидского похода Дария на Скифию.( В.Латышев. «Известия…», ВДИ, 1947, №2, стр. 299.)
Матасий — Ματασυς – это скифское имя написано в письме жителя Березани Ахиллодором в 30-10 гг. VI века до н. э. Из письма следует, что Матасий был владельцем построек и рабов. Ю.Г. Виноградов считает, что Матасий — скифское имя. (Ю.Г. Виноградов, ВДИ, 1971, №4;).
Мелуса — скифская амазонка. Имя амазонки Милуши, скачущей на коне, написано на краснофигурном кратере середины V века до н.э., где представлено сражение Тесея с амазонкой Мелусой.
Орпата, Эорпата (греч. Οιορπατα) – так скифы называли амазонок (Геродот IV 110.)
Олкас — Ολκαβας – скифское имя — Волк. ( историк Аппиан Александрийский (ок. 95 г. н. э. — после 170 г.); Секст Юлий Фронтин (30 г.н.э.)
Октомасад – сын скифского царя Ариапифа от дочери фракийского царя Тереса I (525-448 гг. до н. э.). Октомасад был вождем заговорщиков, восставших против царя Скила. По приказу Октомасада в 450 г. до н. э. Скил был убит.(Геродот IV 80.)
Опия (Опойя) – жена скифского царя Ариапифа, скифянка, родившая царю сына Орика. После смерти Ариапифа в 470 г. до н. э. Опия была со-правительницей со своим старшим сыном Скилом, до его совершеннолетия. Имя Опия созвучно имени гиперборейской молодой женщины Опис, посетившей храм Аполлона в Делосе.(Геродот IV 78.)
Опис – имя молодой гиперборейской женщины (скифянки), посещавшей со своей подругой Аргой храм Аполлона в Делосе.(Геродот IV 35.)
Ордесс – река, протекающая в Скифии, приток Истра.(Геродот IV 48.)
Орик — Ορικος – младший сын скифского царя Ариапифа. Матерью Орика была скифянка Опия.( Геродот IV 78.)
Папей или Папай – бог скифского пантеона. Геродот считал, что отец всех богов Папай (Отец) соответствует отцу греческих богов — Зевсу. (Геродот IV 59.)
Пардокас – Παρδοκας — скиф-полицейский из комедии Аристофана. Историк Бледйз читает скифское имя Пардокас, как Спардокас — Σπαρδοκας или Спардакос -Σπαρδακος, и считает это имя тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.
Партатуа – предводитель скифов, известен по ассирийским источникам. Пришел к власти после смерти Ишпакая в 673 г. до н. э. В 663 г. вступил в союз с Ассирией и взял в жены ассирийскую царевну. Партатуа — отец Мадия (Мадиеса), который стал скифским царем в 653 году после смерти Партатуа. (Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)
Партолон — скиф. «Ирландия была пуста в течение тридцати лет после Партолона, пока не пришёл Немед, сын Агномана, из греков Скифии, вместе со своими четырьмя вождями, которые были его сыновьями, вместе со своими четырьмя вождями, которые были его сыновьями. Его сорок четыре корабля в течение одного с половиной года находились в Каспийском (?) море, но лишь один корабль достиг Ирландии. Четыре предводителя, сыновья Немеда, звались Старн и Иарбонел — прорицатель, Аннинд и Фергус Рыжий бок». [513 — Lebor Gabala, § 257. «Немед» означает «священный»; имя его сына «Иарбонел» — «прорицатель», то есть, друид или ват.]»
Пата – скифское слово, обозначающее «убивать», от скифского слова «эор-пата» – «убивающая мужей», так назывались амазонки. В ведическом санскрите пата – Pata – падать, летать, в авест. pada – наследство, потомство, основа (корни) потомства. (Геродот IV 110.)
Плин – юноша из скифского царского рода, вместе со Сколопитом вёл молодых скифов на завоевание Южного Причерноморья. После изгнания из Скифии Плин и Сколопит поселились в Каппадокии на берегах реки Термодонт. Там от них пошло племя амазонок (Упоминается Юстином и Орозием, Эпитомом, в сочинениях Помпея Трога, II, 4, 1 ).
Роксанаки — Ρωξανακη – главный город скифов-саков ( Ктесий. J. Gilmore. Ctesias. The fragments of the Persika, 1888.)
Савлий – царь скифов, брат Анахарсиса, правил Скифией в первой половине VI века до н. э. Власть принял после смерти своего отца, Гнура, который убил своего старшего брата Анахарсиса, когда тот вернулся из Эллады. Савлию унаследовал Иданфирс, скифский царь, воевавший с Дарием.( Геродот IV 76; Диоген Лаэрций, Жизнеописания и учения прославившихся в философии, -М, 1979.)
Савмак — Σαυμακος – скиф, занявший в 109 г. до н. э. престол Боспорского царства после убийства царя Перисада V. Царствование Савмака продолжалось два года, после чего он был пленен и увезен в столицу Понтийского царства полководцем Митридата VI Диофантом.( С.А. Жебелев. Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре. ВДИ, 1938, №3.)
Сагилл \Сагилло (Sagylo)– имя скифского царя, к которому, обратились за помощью царица амазонок Орифия, во время войны с греками в Аттике. В помощь амазонкам Сагилл отправил конное войско, во главе со своим сыном Панасагором (Панаса-Гор) ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, по изданию в ВДИ, 1954, №2.)
Сайи = ЦАРИ — Σαιοι – это самоназвание царских скифов, О Цайях сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…» (IOSPE I2 №32).( Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 114 и стр.152;; J. Harmatta, Studies in the history and language of the Sarmatians. – Szeged, Hungary, 1970.). Самоназвание скифов — Сайи — «цари» из ведического санскрита свар — Svar, Suar = Солнце (Сварог, Сварожич); сварга — Svarga — небо, рай; и из авестийского saya – сиять, властвовать). От свар — Svar, Suar — родственное слово: sarru, sarи sarathya — соратник, рать, ратный, от которых в славянских языках появилось слово – царь, а в германских — кезарь и кайзер.
Сарий (Царий) – царь задунайских скифов. Во II в. до н. э. чеканил монету со своим именем в греческих городах Томи и Одесс.( Т. В. Блаватская. Греки и скифы в Западном Причерноморье. ВДИ, 1948, №1.) Слово Сайи = ЦАРИ — Σαιοι – это самоназвание царских скифов. О Цайях сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…» (IOSPE I2 №32).( Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 114 и стр.152;; J. Harmatta, Studies in the history and language of the Sarmatians. – Szeged, Hungary, 1970.), Имя из ведического санскрита свар — Svar, Suar = Солнце (Сварог, Сварожич); сварга — Svarga — небо, рай; и из авестийского saya – сиять, властвовать, царствовать).
Сайтаферн (ЦАРьТАФЕРН)– Σαιταφαρνης – царь скифов или сайев. Это имя известно из декрета, выбитого жителями Ольвии на мраморной стеле в честь Протогена. «…когда царь Сайтаферн прибыл в Конкит и потребовал даров по случаю приезда, Протоген по просьбе народа дал 400 золотых…»(IOSPE I2 №32.). Тиара Сайтаферна
Сакайя — Σακαια – название скифского праздника. (из сочинения Гесихия.)
Сакесфар — Σακεσφαρης – царь скифов-саков, живущих за рекой Бактр. (из сочинения Полиена.) Са = царь
Сандакшатра, Шандакшатра — Sandaksatra – сын вождя киммерийцев Дугдамме (Лигдамиса). Имя его упоминается в ассирийских клинописных документах в связи с событиями в Малой Азии. (Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977, стр. 27; L. L. Zgusta. Die Personennamen griechischer Stadte der nordlischer Swarzmeerkunste. Praha, 1955.)
Санерг — Sanerg (греч. Σανεργες) – имя скифского царя, имя приведено в IOSPE, IV, p.290. (Ельницкий Л.А., Скифия евразийских степей. – Новосибирск, 1977.); Са = царь
Саневн – имя скифского царя, при котором впервые было изготовлено железное оружие. (из сочинений писателя Гелланика Митиленского V века до н. э.) Са = царь; невн = море, река.
Сатракис — Σατρακης – царь скифов, живших к северу от Согдианы.( из сочинения Арриана). Са = царь.
Скивлиас –Σκεβλυας – скиф-полицейский из комедии Аристофана. Это имя состоит из двух слов: «Скиф-Лиас».
Скил — ΣΚΥΛ — Сын царя Ариапифа, после гибели отца Скил унаследовал не только трон, но и одну из его жён — скифянку Опию с сыном Ориком, сводным братом Скила. Геродот сообщает, что скифский философ Анахарсис был «убит за сочувствие иноземным обычаям и за сношение с эллинами. Много лет спустя подобная же участь постигла Скила». (Геродот IV 46, 76.)
Скилея – ΣΚΥΛΕΙΕΙ — имя амазонки, изображенной на скифосе мастера Клития (570 г. до н. э.) Скилея – женская форма имени Скил. Две другие амазонки, изображенные на этой вазе, имеют имена Телепилея и Ифито.( М.В. Скржинская. Герои киммерийских и скифских легенд, ВДИ, 1986, №4, стр. 84.). Имя Скилеи на вазе написано в архаическом начертании справа налево. Мастер пользовался системой письма, называемой «бустрофедон», т. е. одну строку писал слева направо (имена амазонок — Ифито и Телепилея), другую — справа налево (ΣΚΥΛΕΙΕΙ), причём вместо окончания женского рода дважды повторил предпоследний слог.
Скилур — скифский царь (II в. до н. э.)
Палак — сын скифского царя Скилура. Имя Палак означает «сильны, мощный». Палак соотносится с древнеиндийским «палака» — защитник, принц; это имя носили несколько индийских принцев, известных из истории. Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и крепости Палакион или Балаклава с именем сына скифского царя Скилура Палака, названного в честь древнегреческого бога войны Паллас (Pallas). Известен эпитет богини Афины — Палада (др.греч. Παλλς Ἀθηνᾶ -Афина-Воительница) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости. Бала — bala — власть, сила, мощь, сила. «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») , то есть БалаКлава — Военная Крепость.
Сколопит — Scolopitus – скифский юноша царского рода. Легенда рассказывает об изгнании с родины царевичей Сколопита и Плина. Изгнанники со своими дружинами скифов поселились у реки Термодонт, что в Малой Азии. Здесь они стали родоначальниками племени амазонок. Имя Сколопит, несомненно, связано с самоназванием скифов – сколоты\ сколоиты. По Геродоту самоназвание скифов – Сколоты, а персы называли их саками. ( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, 1).
Сатракис — Σατρακης – царь скифов, живших к северу от Согдианы.( из сочинения Арриана)
Скиф – сын бога Зевса (у Диодора), сыновья Скифа – Пал и Нап, разделили Скифию. Плиний Старший рассказывая о народах Средней Азии, пишет: «Там напеи, как говорят, были уничтожены палеями.». Войны «палы» от скифского bala — военная сила, дружина. Напы – земледельцы. Палы — поляне
Скифы-русь — Σκυθας τους Ρως – этот этноним упоминается в схолиях, составленных византийским писателем Фемистием к сочинению Аристотеля «О небе». «Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причем скифы-русь и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу…». (В. Латышев цитирует этот отрывок по собранию сочинений Аристотеля, изданному Берлинской академией наук в 1836 г. В. Латышев. «Известия…», ВДИ, 1947, №2, стр. 332.) Происхождение названия Русь. Археологические раскопки подтверждают, что скифская культура выделилась из «срубной культурно-исторической общности» эпохи поздней бронзы (XVIII—XII в.в. до н.э.) распространённой в степной и лесостепной полосе Восточной Европы между Днепром и Уралом, но имеющая характерные памятники в Западной Сибири.
По Геродоту самоназвание скифов – Сколоты (skolot, или skolt), возможно, отсюда производное слово КЕЛЬТ (лат. Celtae, бретонск. Kelted, валл. y Celtiaid, ирл. na
Сколопит — Scolopitus – скифский юноша царского рода. Легенда передает, что царевичи Сколопит и Плин были изгнаны с родины, после чего вместе с последующими за ними скифами поселились у реки Термодонт, что в Малой Азии. Здесь они стали родоначальниками племени амазонок. Имя Сколопит, несомненно, связано с племенным названием скифов – сколоты.( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, 1 по изданию в ВДИ, 1954, №2.)
Скопасис – вождь одного из воинских подразделений скифов, воевавших с Дарием I. В войско Скопасиса входили савроматы. Вел переговоры с ионийскими греками у моста через Истр.( Геродот IV 120, 128.)
Скунх — Skunxa – вождь саков или массагетов, взят в плен персидским царем Дарием I. Бехистунская надпись сообщает: «я наголову разбил одну часть скифов, а другую захватил в плен. Вождя их по имени Скунха взяли в плен и привели ко мне…». ( Бехистунская надпись царя Дария I.)
Спаргапис — Σπαργαπισης – сын царицы массагетов Томирис. Покончил с собой, будучи взят в плен царем персов Киром Великим.( Геродот I 211, 213.)
Спаргапиф — Σπαργαπειθης – родоначальник династии скифских царей, прадед Анахарсиса. О нем сообщает Геродот (IV 76). Был другой Спаргапиф – царь агафирсов, от руки которого в 470 г. до н. э. погиб Ариапиф, царь скифов.(Геродот IV 76, 78.)
Табити – богиня из скифского пантеона. Геродот ставит ей в соответствие греческую богиню Гестию.(Геродот IV 59.)
Таксакис — архаичное: ΤΟΧΣΑκιΣ; др.греч. Ταξακις (переделано на греческий лад от греч. τόξα — стрелы) – царь одного из трёх племён в Скифии, возглавил часть скифского войска в войне с персидским царём Дарием (Геродот, IV.120).
Токсарис — ΤΟΧΣΑΡΙ(Σ) — имена двух скифов в диалогах Лукиана (Scytha I.2; Toxaris, passim). Скиф Токсарис прибыл в Афины раньше Анахарсиса, где оба встретились (Luc., Scyth. 1).
Имя амазонки Токсарис на вазе рубежа VI—V вв. до н.э. и в двух сочинениях Лукиана — «Скиф» и «Токсарис»
Токсис — архаичная орфогр.: ΤΟΧΣΙΣ — имя амазонки, греки связывают с греческим словом «токса» — τόξα —«стрелы». Амазонка Таксис участвует в сцене битвы Геракла с амазонками на краснофигурном кратере Евфрония, она изображена в такой же восточной одежде, как Токсарис. Имя скифской амазонки Токсис возникло всвязи с греческим мифом амазономахии и связи со скифами.
Токсофила — греч. τόξαφίλος — имя амазонки, образовано на греческий лад от слов «токса» — τόξα —«стрелы», и «филос» — φίλος — друг. Греческий аналог скифского имени амазонки возник в тесной связи с греческим мифом амазономахии и связи со скифами. Амазонка Токсофила нарисована на чернофигурном диносе (Лувр), где сохранилось самое подробное изображение амазономахии: 23 амазонки ведут бой против 13 греков. Множество подписанных имён, свидетельствует о поэтическом источнике этого сюжета.
Танаис (греч. Τάναϊς) — античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье реки Дон. В первые века н. э. Танаис входил в Боспорское царство. Расположен у посёлка Недвиговка, в 30 км. западнее Ростова-на-Дону.
Танай – царь скифов (по Иордану) отправился завоёвывать Азию, в 633 г. до н. э. начал войну с египетским фараон Псамметих I, дошёл до реки Нил. Фараон Псамметих I, предупрежденный о походе скифов, встретил их с дарами в Сирии и убедил их отказаться от похода.( Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, I, по изданию ВДИ, 1954, №2, с.181; Геродот I, 105.) Скифский царь Танай с войском поселился в Парфии и от них произошли парфяне. Имя Танай связано с названием реки Танаис (Дон). Древние историки и географы проводили от Танаиса (Дон) границу между Европой и Азией.
Теродам (Феродамант) — мифический жестокий царь скифов.
Тануса — Tanusas – скифский царь в Добрудже, во II веке до н. э. , выпускал свои монеты. ( Т.В. Блаватская, Греки и скифы в Западном Причерноморье, ВДИ, 1948, №1; Harmatta, Studies in the history and language of the Sarmatians, 1970, p.22.)
Тарандос — Ταρανδος — северный олень – животное, похожее на оленя, из шкур которого, согласно сообщениям Гесихия и Филона Иудея, скифы шили одежду.( В.Латышев. «Известия…», ВДИ, 1947, №4, стр. 270.)
Таргитай (греч. Ταργιταος; Тарх-царь) — легендарный царь скифов был сыном Геракла (Хорса) и змееногой богини, дочери реки Борисфен (Днепр). Царь Таргитай жил ровно за 1000 лет до вторжения персидского царя Дария, которое произошло в 513 году до нашей эры, то есть Таргитай жил в 1513 г. до н. э. (Геродот IV 5, 7.)
В русских былинах упоминается о богатыре Тархе Тарховиче (о Тархе Годиновиче). Академик Б. А. Рыбаков видит в прародителе скифов старца-богатыря Тарха Тарховича в наших древнейших сказаний, где богатырь Тарх Тархович живет 1000 лет на Сиянской горе и враждует с Бабой-Ягой, которая в древнерусском сказании выступает верхом на коне предводительницей женского конного отряда степного войска и воюет с пастухами (Тархами или Турами), пасущими быков-туров.
По-русски богатыря величали бы Тур Турович (Бык Быкович). Тарх Тархович — земное имя солнечного божества Дажьбога, поэтому старец-богатырь живёт на Сиянской горе (на Сияющей горе) и является земным образом Даждь-бога.
На рубеже XV и XIV вв. до н. э. в западной и юго-западной Анатолии образовалась коалиция арийских племён Арсавы, которой правил могущественный царь Тархуно-радус, разбивший хеттов. Имя Тархуно-радуса явно созвучно имени Таргитая, а «радус» исходит из арийско-славянской лексики и означает «родитель», «радетель» или «раджа» — «ратник» на санскрите — царь. Тархуно-радус (царь Тархун) жил примерно 1613 г. до н. э., он был одним из основоположников династии царей, правивших в арийском государстве Арсава, вероятно, поэтому, скифы вспоминали именно Тархуно-радуса, как своего прародителя и в своих сказаниях называли его Таргитай. Скифские племена — выходцы из коалиции арийских племён Арсавы, которые мигрировали не только в Причерноморье, но и на Апеннинский полуостров (Penisola italiana). Первого царя этрусков звали Тархон (Тархетий), это имя созвучно с именем Таргитай. Этруски — выходцы из Лидии (западной Анатолии), именно, они принесли в Европу скифскую традицию вести свой род от бога Тура (Тарха). Предания о Таргитае-Таргелии-Траетаоне сформировались в конце энеолита.
Культ Аполлона-Таргелия был широко распространён в Ионии, в Греции. Празднования Аполлона-Таргелия проводились в конце мая, с человеческими жертвоприношениями, которых сжигали, а пепел бросали в море. Слово «таргслиос» было настолько архаично, что даже этимология и первоначальное значение его были не ясны самим античным эллинам
У легендарного скифского царя Таргитая — Targitavus (=«блестящий диск» солнца) было три сына Липоксай, Арпоксай и Колоксай.
«Ксай» по-скифски означает царь, ведь, известно, что скифы называли себя царями — Сайи — ЦАРИ — Σαιοι. В ведическом санскрите слова — Сару, сарратья — sarru, sarи, sirratu, sarathya — рать, ратный, соратник, (sа – совместно, ratha- колесница, воитель, герой), то есть скифы называли себя «соратниками». От слова ведического санскрита «сарру»- sarru- происходит слово – «царь» в славянских языках, а в германских — кезарь и кайзер.
Арпоксай (Αρποξαις) – средний сын Таргитая, родоначальник родов катиаров и траспиев, это скифские племена, называвшие себя сколоты. (Геродот IV 6;) Скифы-траспии — верховые воины, их символ — секира. Само имя Arpo-ksais= Стрела (солнца) и Сайи — Σαιοι –Царь, т.е Арпок+сай значит «Царь-Стрела» (солнца-луч). На ведическом санскрите АРПИта = arpita — стрела.
Липоксай (греч. Λιποξαις; Hieipoksais) = царь-Щит (солнца) — старший сын Таргитая, родоначальник скифского рода авхатов (авхетов), их символ — плуг, они были земледельцы.
Колоксай (Κολαξαις) – младший сын Таргитая, от него ведут своё начало скифы из рода паралатов – цари, их символ — золотая чаша. Имя Колоксай – «Солнце-Царь», «коло» – колесо-солнца, «сай» – царь скифов-сколотов. ( Геродот IV 5, 7)
Тахотай — (греч. σκυθαι τοξοται)– «Тахо-Царь», скиф-полицейский из комедии Аристофана.
Токсамис — архаичное: Τόκσαμις; др. греч. Τοξαμις – это имя скифского лучника, изображённого на вазе Франсуа 570 г. до н. э. в сцене колидонской охоты на вепря, рядом со скифским-киммерийским именем Кимерий (κιμεριος). М.В. Скржинская считала, что вазописец изобразил героев скифских мифов, хорошо известных грекам в VI веке до н. э. (М.В. Скржинская. Герои киммерийских и скифских легенд, ВДИ, 1986, №4, стр. 84.) Возможно в имени есть указательное местоимение «Те» — то, тот, этот. «Сам» — самый.). В научной литературе уже упоминалось о том, что имена Кимерий и Токсамис принадлежали народам, населявшим Северное Причерноморье. (Граков Б. Н. Материалы по истории Скифии в греческих надписях. — ВДИ, 1939, № 3, с. 306.)
Токсарид (Ток-царский)– имя скифа в диалоге Лукиана «Токсарид или дружба».( Лукиан, Собр. соч в 2-х томах, М.-Л., 1935, т.1.). Возможно в имени есть указательное местоимение «Те» — то, тот, этот.
Токсарис (Ток-царь)– скиф, долгое время живший в Элладе, и прославился там, как великий лекарь и мудрец. Во время чумы Токсарис посоветовал афинянам поливать улицы прокисшим вином, чем спас Афины от эпидемии. За это греки удостоили его звания героя, и после его смерти установили на его могиле обелиск.( В.Латышев. «Известия…», ВДИ, 1948, №1, стр. 299; Лукиан, Собр. соч в 2-х томах, М.-Л., 1935, т.1, диалоги «Скиф или гость», «Скиф или друг на чужбине».) Возможно в имени есть указательное местоимение «Те» — то, тот, этот. «ксарис» — «царский», как указание на скифское происхождение.
Тевтома — Τευταμος – это скифское имя встречается у Ктесия. Имя Тевтома созвучно имени-прозвищу «Невтома» (Неутомимый). Возможно, в имени есть указательное местоимение «Те» — то, тот, этот. «втома» — истома, утомление, усталость. (Невтома — неутомимый).
Дугдамме — Dugdamme, Тугдамме – вождь киммерийцев (племя, родственное скифам), водивший их в военный поход в Малую Азию, отец Сандаксарта. Упоминается в ассирийских источниках, как царь племени сака-угутум — ассирийцы называли скифов — саки. Ельницкий Л.А. усматривает в этом родство киммерийцев с прикаспийскими саками и скифами. (Strab., Geogr., I, 3, 12; Ельницкий Л.А., указ. соч., стр.26.) Скифское имя Тугдамме созвучно с именем-прозвищем Тугодум.
Тевтар – скиф, который обучил Геракла стрельбе из скифского лука. (из сочинений Геродора Гераклейского). Возможно, в этом имени есть указательное местоимение «Те» — то, тот, этот. «втар» — второй. В ведическом санскрите: Эторон — Второй.
Харасп (Сарасп, Царасп) — Charaspes – царь скифов в Добрудже, за Дунаем. Харасп во II веке до н. э. чеканил монету в греческих городах Томи и Одессе. (Т.В. Блаватская, Греки и скифы в Западном Причерноморье, ВДИ, 1948, №1.) харша — harṣa (hṛṣ) — радость, удовольствие, счастье.
Хорсари (ХорЦарь) — Chorsari – так скифы называли персов.( Плиний.), в имени Хорсари слова: «хор» = харша — harṣa (hṛṣ) и «сари» — царь.
Шпако — имя сестры скифского царя Ишпакая. Шпако стала женой киммерийского царя Теушпы (Теиспа). (Геродот I 110). Имена Ишпакай и Шпако Абаев производит от слова «špaka» – собака, хотя, в скифском языке собака – это «кути» (родственное слово в рус.яз.: кутя, кутёнок). Фасмер видит в имени Шпако авестийский корень «aspa» – лошадь.
Элий – это скифское имя читается на монетах, которые скифcкие цари чеканили в задунайской Скифии, в Добрудже во II веке до н. э.( Т.В. Блаватская. Греки и скифы в Западном Причерноморье, ВДИ, №1, 1948.)
Эминак — Εμινακος – это имя читается на серебряных ольвийских монетах, датируемых 40 гг. V в. до н. э.( П.О. Карышковский, МАСП, №4, 1962; Е. Молев. Эллины и варвары, М.-2003, с. 83.)