Среда , 18 Октябрь 2017

Скилур — царь скифов.

neapol-skifskij

Во II веке до нашей эры в Северном Крыму было образовано скифское рабовладельческое государство, со столицей в Неаполе-Скифском, близ современного города Симферополя.

Археологические раскопки столицы Скифского государства Неаполя-Скифского, проводил археолог Павел Николаевич Шульц. Археологи нашли стену и основание городской стены с крепостной башней, которая служила мавзолеем.

В центре мавзолея находился сложенный из массивных известняковых плит саркофаг, в котором был похоронен знатный скифский воин, возможно, скифский царь. В мавзолее было найдено около тысячи золотых украшений и царское оружие, бронзовый шлем с серебряной инкрустацией, мечи с богато украшенными золотыми и серебряными рукоятками, копья.

Когда Герасимову прислали череп, найденный во время археологических раскопок в мавзолее Неаполя Скифского, для восстановления лица, у него не было никаких исторических свидетельств о человеке похороненном в кургане. Кто он? Для какой цели восстанавливается его облик? Михаилу Герасимову ничего не сообщалось.

Руководитель раскопок Шульц прислал из Симферополя две посылки. В одной находился череп из каменной гробницы, в другой – все остальные сорок шесть черепов из мавзолея Неаполя Скифского. Большая посылка, собственно, предназначалась не Герасимову, а антропологическому институту для определения расовых признаков сорока шести черепов из мавзолея Неаполя Скифского.

sarkofag-caricy-neapol-skifskij

Все сорок шесть черепов из мавзолея Неаполя Скифского были отнесены к европеоидному типу внешности. Это достаточно убедительно опровергало представления некоторых учёных о монгольском происхождении скифов. Герасимов выяснил ещё одно обстоятельство. Среди мужских черепов большинство принадлежало скифам европиодного вида, а среди женских – много было греческих типов. Это подтверждало мнение Шульца, что население города было скифским и что царские скифы охотно брали в наложницы гречанок. Показания вещей и черепов из мавзолея сходились. На этом Герасимов своё дело закончил и отослал сорок шесть черепов в антропологический институт.

Остался один череп, присланный ему в отдельной посылке для восстановления лица. Но почему из всех черепов выбран этот, а не какой-нибудь другой, почему он заинтересовал Шульца – оставалось неизвестным.

Проведя необходимые измерения и расчёты, Герасимов смог восстановить лицо скифа, оно оказалось красивым, с правильными чертами, с тонкими губами и круглым подбородком.

1-greben-skif-v-doline-carej

Герасимову уже приходилось восстанавливать лицо скифского воина. Правда, тот череп нашли не в Крыму, а в могильнике Нижнего Приднепровья. Воин из Приднепровья был ранен стрелой, пущенной снизу. Об этом свидетельствовала поврежденная челюсть. Такое повреждение кости могло произойти в том случае, если получивший ранение воин сидел на коне, а стрелял в него из лука пеший воин. Повреждения костей челюсти скифского воина восстанавливали картину боя, напоминавшую сцену боя пешего воина и всадника, изображённую на золотом гребне из кургана Солоха.

На черепе из мавзолея Неаполя не было следов ранений или других каких-либо отметин, оставленных судьбой. Обыкновенный череп с типичными скифскими признаками. В этом отношении он походил на череп из могильника Приднепровья. Возраст тоже сходился: тому и другому было лет сорок пять – пятьдесят, но у черепа из Неаполя Скифского, конечно, обнаружились и свои особенности. Голова удлиненная, нос, судя по носовому щипу, тонкий и заостренный. Характерна посадка головы с наклоном вперёд.

Скифский-царь-Скилур-реконструкция-Герасимова

Скифский царь Скилур реконструкция Михаила Герасимова

Герасимов установил череп на подставку и сделал воском обводку гребней. После этого рельеф черепа выступил более четко. Характерные черты стали виднее. Скульптор-антрополог начал наслаивать восковую массу по рельефу черепа. Стало вырисовываться лицо, но не всё, а только половина. Этот приём дает возможность сохранить асимметрию лица, потому что левая и правая сторона лица никогда не бывают одинаковыми, кроме того, так удобнее проверять себя в ходе работы. Ни один едва заметный изгиб или шероховатость кости не ускользают от внимания, мельчайшее изменение – и слой воска накладывается уже иначе, создавая новый штрих лица. Голова получилась своеобразной: высокий лоб и орлиный нос. Сняв с черепа восковую маску, Герасимов делает с неё гипсовый отливок, и вот голова скифа из каменной царской гробницы Неаполя готова.

Шульц посмотрел скульптуру и задумался, но что-то ему было неясно. Герасимов восстанавливал только формы лица и на этом считал свою работу законченной. По черепу нельзя узнать, какие волосы были у человека. А если нужно сделать бороду, приходилось с помощью историков разыскивать какие-нибудь письменные свидетельства или сохранившиеся изображения известного в истории деятеля, лицо которого восстанавливалось. Но череп из Неаполя принадлежал неизвестному человеку, и тут Герасимову не за что ухватиться, пришлось додумывать самому.

Герасимов изобразил скифа с бородой, так как многие скифы носили бороды, их бородатые лица можно увидеть на скифских монетах, греческий барельефах, на чеканных рельефах скифских ваз.

1
Помог серебряный сосуд из скифского кургана под Воронежем. На этом сосуде изображены скифы с непокрытой головой. У них длинные волосы и обычные бороды клинышком. Герасимов сделал такие же волосы в скульптуре скифа из Неаполя. Теперь волосы у него падали на плечи, была остроконечная борода, и небольшой рот прикрывали усы.

gerasimov-skifskie-cari-prichernomorya-skilur-i-palakСкульптуру бородатого скифа пришли осматривать археологи. Увидев скульптурную голову, Шульц воскликнул: «Это – он». Герасимов привык к тому, что восстановленное им лицо узнают те, кто знал человека ранее, но откуда Шульц мог знать скифа из гробницы в Неаполе Скифском?

Археологи обменивались своими замечаниями, а через минуту Герасимов понял, чем они были взволнованы. Восстановленный Герасимовым облик скифа сравнили с куском барельефа с изображением Скилура и его сына Палака, найденным над мавзолеем в Неаполе Скифском (близ г. Симферополя, Крым). Шульц показал изображение скифского царя Скилура на ольвийской монете и на мраморном рельефе — они были похожи.scythian-kings

Облик скифского царя Скилура из Неаполя Скифского, восстановленный Герасимовым, совпадал с этими изображениями: то же лицо с орлиным носом, тяжелыми веками и выступающими скулами, та же удлиненная голова с характерной посадкой вперёд. Теперь археологи узнали, кто был погребён в мавзолее царской гробницы Неаполя Скифского.

В восстановленном Герасимовым облике скифа сходство с изображением на древнем барельефе было очевидным – перед нами портрет скифского царя Скилура. На монетах, хранящихся в Историческом музее отчеканен портрет скифского царя Скилура, жившего во II век до н. э.

О скифском языке мы можем судить по названиям рек, городов, которые оставили скифы, по именам скифских царей, известных в истории личностей, о которых упоминали античные греческие авторы.

Скилур (греч. Σκιλουρος, лат. Skiluros) – царь Малой Скифии. В 108 г. до н. э. в Крыму основал Неаполь Скифский. По преданию, оставил после себя 80 детей. Передал власть старшему сыну Палаку.( Strabo, Geogr., VII, 4, 3.)

Палак (греч. Παλακος, лат. Palakos) – cкифский царь, сын царя Скилура. Правил Крымской Скифией со столицей в городе Неаполе Скифском. Палак воевал с Херсонесом в 107 г. до н. э., Палак был убит в сражении с полководцем царя Митридата VI Диофантом. (С.А. Жебелев, Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре, ВДИ, 1938, №3; О.Н. Трубачев, Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в северном Причерноморье, Вопросы языкознания, №6, 1977, с. 17.) Имя скифского царя Палак — означает «сильны, мощный».

Палакион (Παλακιον) – так называлась крепость, построенная скифами в Крыму во II в. до н.э., очевидна связь названия этой крепости с именем скифского царя Палака.( А. Андреев, История Крыма, М.-2002.)

Известно, что имя бога войны в древней Греции — Паллас (лат. Pallas), также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала» — «мощь, военная сила, войско». 

От слова Палакион образовано название «Балаклава» — «Бала» -bala — «власть, мощь, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из ведического санскрита (Риг-веды — RV), который лежит в основе всех индоевропейских языков, в том числе греческого языка, латыни, русского языка и др. Возможно, название гавани «Бала+клава» — происходит от «Бала» — военная, «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») , то есть БалаКлава — Военная Крепость.

рождение Афины из головы Зевса, в руках Зевса ваджра. — 550 г до н.э.

рождение Афины из головы Зевса, в руках Зевса ваджра. — 550 г до н.э.

Второе имя древнегреческой богини Афины — Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы змееногой Гаргоны.

Имена Паллас, Палада, Палак, Балаклава происходят из корня ведического санскрита: «Бала» — bala — «власть, сила, мощь, военная сила, войско, армия».

1-dinamiya-carica-bospora

Михаил Михайлович Герасимов воссоздал десятки скульптурных портретов и создал удивительную галерею скифских портретов и восстановил образы, внешний вид многих других исторических персонажей.

В большой серии портретов-реконструкций Герасимов показал, как выглядели скифские войны, жившие когда-то в Приднепровье, Приуралье, Средней Азии и Сибири — у них европеоидные лица.

Скифский «звериный стиль».
Царские скифы имели европейскую внешность.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*