Всего пять столетий длилась скифская эпоха в Северном Причерноморье. Первое упоминание о скифах относится к VII веку до н. э., а в III веке до н. э. Великая Скифия уже прекратила свое существование.
С VII века до н. э. по III век до н. э. скифская эпоха достигла своего расцвета и угасла, сменившись сарматской эпохой. Сарматская эпоха – сменилась аланским нашествием, затем началось нашествие готов, оно сменилось нашествием гуннов и завершилось всё Великим переселением народов.
Большой знаток древних иранских языков профессор Василий Иванович Абаев (осетин по национальности), написал фундаментальный «Историко-этимологический словарь осетинского языка» в 5 томах (1958—90); в нём В.И. Абаев проследил этимологию и историю осетинских слов и внешние связи осетинского языка с Индоевропейскими и не индоевропейскими языками. Главной идеей лингвистических трудов профессора Абаева было найти связи осетинского языка и языка алан, через язык алан провести связать с сарматскими диалектами и дальше с языком скифов. Подбирая лексический материал для реконструкции скифской речи, В.И. Абаев не ограничивался временными рамками скифской истории — VII — III век до н. э., но включал в словарный запас скифов слова более позднего сарматского и аланского происхождения.
В. И. Абаев сделал вывод о глубоко древности, автохтонности Скифского языка на территории Южной России.
В. И. Абаев доказал, что СКИФСКИЙ ЯЗЫК БЫЛ ОТНОСИТЕЛЬНО ОДНОРОДЕН НА ОГРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ, то есть никакого «языкового букета» в степях Южной России не было.
Осетинский язык обнаруживает следы глубоких связей со славянскими языками, ближайшими соседями осетин были славяне — русские; из этого следует очень важный вывод: то же самое соседство было и раньше, в самый период формирования осетинского языка…
Ухудшение в отношениях скифов и Боспорским царством началось с 310 года до н.э., когда умер боспорский царь Пересид I и началась борьба за престол между двумя его сыновьями, царевичами: Евмелом и Сатиром. Скифские имена из античной литературы.
Боспорский царевич Сатир, в борьбе за престол, опирался на старых союзников – скифов, а Евмел привлёк на свою сторону сарматские племена сириков, которые только появились в Северном Причерноморье.
Евмел, в союзе с сарматами, победил брата Сатира в этой гражданской войне, и Боспорское царство прекратило все союзнические отношения со Скифией. С этого времени в Боспорском царстве появляются «иранские» сарматские имена, появляется лексика из сарматских наречий.
Пантикапейский скифский царский курган, некрополь Куль-Оба относится к IV веку до н. э. Он хорошо изучен археологами, и не вызывает сомнений, что это место погребения скифского вождя-царя. Со второй половины III века до н. э., характер захоронений на территории Боспорского царства меняется, появляются надгробья с сарматскими именами.
В III-II веках до н. э. скифы совсем вытесняются из политической жизни Боспорского царства. Гарантом мирного договора 179 года одного из сыновей царя Митридата VI Евпатора, боспорского царя Фарнака I с Каппадокией, Вифинией и Пергамом, становятся сарматы, во главе с сарматским царем Гаталом. В это время в надписях боспорских надгробий появляется много сарматских имен. Многие имена на надгробьях из Пантикапея, Фанагории, Горгиппии, относящиеся к III-II векам до н. э. имеют сарматское происхождение и вполне подойдут для реконструкции сарматских наречий, но не для характеристики скифского языка.
Рассказывая о племенах, населяющих Скифию, Геродот сообщает о кочевниках, степняках, «не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений». Пытаясь определить язык, на котором говорят степные кочевники, Геродот отмечает, что язык кочевников степняков, не имеющих «ни пашен, ни городов, ни поселений», отличается от скифского, а сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским».
За много веков до нашей эры славянские племена расселились на обширных землях, простиравшихся на север и восток от Карпат. Геродот о праславянских племенах говорит, что «достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы».
Царские скифы-сколоты, называвшие себя царями, имели европейскую внешность. Геродот пишет о них: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Самоназвание скифов — сколоты (skolot, skolt… kelt)
«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами».
Любор Hидерле, историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор одиннадцатитомной энциклопедии «Славянские древности», утверждал, что «скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами». Согласно этим утверждениям, мы можем отнести к скифскому языку, только те слова из словаря В.И. Абаева, которые имеют корни в ведическом санскрите, в языке той «древней индоевpопейской теppитоpии, где славянство зарождалось.» (Любор Нидерле).
Плиний Старший (Естественная история, VI, 20) сообщал, что скифы реку Дон именуют «Син», с индоарийскими синдами и связана, по Трубачеву, древняя культура земледелия Причерноморья.
Меотида (Азовское море) — «Темарунда» по-скифски. В древнеиндийском sindhu — «река», a tamas + arna — «тёмная пучина». Санскритское название Дона сохранялось ещё в Средние века, в русских летописях Дон именовался Синей водой. Корень «дон», звучащий в названии многих южнорусских рек (Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай)*, имеет соответствие не только в иранских языках, но и в древнеиндийском, и в обоих случаях означает «река».* Корень «дн-» = «дно, дон» — «русло, река». Именно так, не «вода», а «дно», так как вода — это и дождь, и роса, вода в сосуде, а река — это русло, дно, по которому течёт вода. Скифская лексика из античных источников.
Название города Керчь объяснимо от krka (др. — инд. «горло», в смысле пролив). Древнее название Азовского моря Меотида — произошло от mai (др. — инд. «мать»); в представлении древних Меотида — «мать Понта», поскольку питала его водами впадающих в неё полноводных рек.
Этнонимы многих народов древнего Приазовья и восточного Причерноморья также объяснимы из Ведического санскрита Риг-Веды, древнейшей части Вед. Согласно Страбону (География, XI, 1; 2), на берегу Азовского моря, обитали меоты-тореты. На ведическом санскрите tara — «берег», следовательно, тореты — это «прибрежные» жители. Другое племя меотов, иксиматы, могли получить свое имя от слова «тростник», которым поросла их страна (в др. — инд.: iksu; река Иксумати — один из притоков Ганга). Название меотов-агров прямо соотносится с именем одного из древнейших индийских городов, Агры и античным городом Акра на берегу Понта Эвксинского (Чёрного моря), упомянутый в произведениях Страбона, Птолемея, Стефана Византийского, в перипле Псевдо-Арриана и Элия Геродиана. Город Акра известен по одной из легенд, как родина любимого древнегреческого героя Ахиллеса (на микенском: aki-rev — «как лев»).
Меотских «аспургиан» можно отнести племена «асов, живущих в городах, крепостях» («опора» от греч. «пургос» — крепость), тем более что источники отмечают в их стране многочисленные укрепления. Не здесь ли находился древний Асгард, о котором говорят скандинавские саги? Асгард (др.-сканд. Ásgarðr — «ограждённый участок асов»; Ас-град) — в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов. Вокруг Асгарда была возведена неприступная стена.
В Саге об Инглингах Асгард находится к востоку от Танаиса (река Дон), между страной ванов (венедов) и страной Туркланд (Tyrkland). К западу от Асгарда упомянуты страна саксов (Saxland) и Гардарики (Garðaríki — Русь).
Среди родственных скифам сарматов Восточного Приазовья ещё с IV–II вв. до н. э. современные источники выделяли язоматов, позднее продвинувшихся на Дон и в Причерноморье, где они были известны как языги. Это опять-таки составное имя, причем его корень язы (варианты: ясы, асы, асии) — очень древний, восходящий к «протоарийской» эпохе. В скандинавской саге сообщается о происхождении своего народа от АСОВ, пришедших из Великой Скифии, из города АСГАРДА. Индийская традиция также сохранила сведения о древнейшем городе ариев — АСГАРТЕ. По-видимому, от того же корня образовано географическое название АЗИЯ.
В древнегреческой мифологии Азией зовут мать (или жену) Прометея; Геродот сообщает, что географическое название Азия связано с её именем. Согласно мифу, Прометей — «первопредк» человечества, произошедшего от его сына, спасшегося после Всемирного потопа. Следовательно, Азия — одно из имён матери-прародительницы, Великой богини, культ которой засвидетельствован на Восточно-Европейской равнине ещё со времен верхнего палеолита.
Названия АЗОВ, АЗОВСКОЕ МОРЕ восходят к этому древнейшему имени. Если оно образовано от имени великой матери, то другое название — Меотида (от санскр. «майя»: мать) — представляет просто его вариант. Древнее название сохранялось дольше всего: ещё в Средние века северные летописи назвали ЯСАМИ русских жителей Подонья, Приазовья и Северного Кавказа.
Все жители Приазовья — Причерноморья говорили на одном языке и были одним народом. Источники античной эпохи нисколько не отделяют меотов и синдов от скифов-сарматов, названия этих народов соответствуют скорее территориальным, чем этническим подразделениям. Скифский и синдо-меотский языки — это одно и то же.
Именно цивилизация русов-ариев Северного Причерноморья своими выселками на восток и юго-восток, перемещаясь многими родами в течение тысячелетий, принесла как в Иран, так и в Индию и язык, породив там диалектные дочерние языки, и культурные традиции, в том числе мифологию русов-индо-европейцев. «Веды» были записаны в современном виде примерно в XI–IX вв. до н. э., когда среднеазиатские арии только-только пришли в Индию; «Авеста» — на несколько веков позже. «Веды» были записаны в современном виде примерно в XI–IX вв. до н. э., когда среднеазиатские арии только-только пришли в Индию; «Авеста» — на несколько веков позже. Ведический санскрит — родной язык Риг-Веды, был языком волхвов-брахманов, он хранился на сакральном уровне в древнейшей части Вед, но всё же претерпел изменения в более поздних частях Вед. «Язык Риг-Вед» — ведический язык и поздний санскрит — это разные языки, их путать нельзя. Ведический (ведийский) язык древнее санскрита. Как полагает индийский исследователь Бал Гангадхар Тилак («Арктическая родина в Ведах»), «Веды» были созданы на северо-евразийской прародине ариев, около VI тыс. до н. э.
Этническое, культурное и языковое ядро русов-скифов «никуда не утекало», оставаясь тысячелетиями на месте. Скифы были автохтонным народом, потомками «изначального» населения Южной России, к этому же времени относятся данные ими географические названия. Антропологическую и культурную преемственность населения Южной России можно установить вплоть до эпохи 20–30 тыс. лет назад, то есть до времени верхнего палеолита (кроманьонцев) — людей белой расы, охотников на мамонтов, оставивших на территории Русской равнины, на Волге, Дону и Днепре Костёнковскую культуру (под Воронежем), и от нее-то и произошли* позднейшие «арии». Бореалы Костёнки, Межирич, Сунгирь и др. были составной частью формирующегося этнического массива русов-индоевропейцев. Отсюда около 20 тыс. лет назад они расселились по Европе и значительной части Азии.
В плавильном котле Северного Причерноморья эти составляющие стали поздними индоевропейцами. Значительная часть русов устремилась в Европу, порождая славяно-балто-«германские», кельтские этносы.
Впервые имя «рос» применительно к жителям южнорусских степей упоминается в источнике, датированном началом VI века до н. э. Этот источник не что иное, как Библия. В знаменитом пророчестве Иезекииля (грозившего своим «погрязшим во грехе» современникам, что придут, дескать, на вас «Гог и Магог, князь Рош», и уж зададут…) имелись в виду, несомненно, скифы, сотрясавшие тогда своими походами древние цивилизации Передней Азии.
О том, что библейское пророчество относилось именно к скифам, которые и есть русские, свидетельствовал авторитетный византийский автор X века Лев Диакон, прямо употребил «Рос» вместо «Рош» (впрочем, и последняя форма как передача русского этнонима вполне допустима; по-английски и сейчас Россия — это «Раша»).
Можно не сомневаться, что скифский народ РОШ, штурмовавший Ниневию в 612 году до н. э. и заставивший египетского фараона платить дань, РОКСаланы, сражавшиеся на Дунае с римскими легионами в I века н. э., РОССОмоны, подданные «готской империи» Причерноморья в IV веке н. э., народ РОС, обитавший, согласно сирийским летописям, в VI веке н.э. к северу от Кавказа «рядом с амазонками», РУСЫ, осаждавшие вместе с аварами в 625 г. н. э. Константинополь, и РУССКИЕ IX–XIII вв. (Средневековья) — это один и тот же народ. Нетрудно убедиться, что не только древние, но даже и раннесредневековые источники связывают название «рось-русь» именно с южными, степными областями современной России.
Was ‘Scythian’ an ‘Iranian’ language? Из словаря скифского языка, составленного В.И. Абаевым, следующие скифские слова имеют также славянские корни:
Зевак — Zevak – ленивый ( родственное слово в рус. яз. — зевака),
Гасти — Gasti – гость (рус. яз. — гость),
Кана — Kana — конопля (греч. κανναβις).
Казар — Kazar — дом (греч. καραρυες ) — хаза – ( родственное слово в рус. яз. — хата, казарма).
Кути — Kuti — собака — (греч. κουζαιος ). ( родственное слово в рус. яз. кутя).
Мука – Muka- семя (греч. Μουγισαγος).
Скифский язык (из словаря Абаева) | Русский язык | Ведический санскрит Риг-Веды. |
Русский язык |
Абра — abra | облако | Абра — abhra | облако, небо |
Агар — agar | огромный | Агра — agra | огромный |
Ад — Ad | еда, есть | ад – ada | еда, есть |
Алуф – aluθ | Спиртной, алкоголь | Али — ali | алкогольный, спиртной, эль |
Арма – arma | Кисть руки | Ирма – īrma – | Рамо- плечо; армада |
Арта — arta | Толк, истина | Арта -Artha — цель | Толк, смысл |
Арьяна — Aryana | арийский | Арья, ария — Ārya, ari̯a | господин, хозяин дома |
Аста — ašta | восемь | Аста – aṣṭá = Осмь, восемь | |
Бага – Baga | бог | Бага — bhaga | БОГ, доля, судьба |
Бала – Bala | военная сила | Бала – bala — сила | Бала(клава)- военная (крепость) |
Бор, бора — Bor(a) | Жёлтый, коричневый | Бур – bhūr | бур, бурый, (бура- земля; буравить) |
Брата – Brata | Брат | Братр — bhrātṛ | Брат |
Брин – brin | Брить | Бри –bhrī –ранить | Брить |
Вак – Vac | Слово | Вака – vaca | Вече, вякать, вокал |
Вараза — Varaza | кабан | Вараха– varāha | боров, хряк, кабан |
Варка — varka | волк | Влквос — wĺ̥kʷos — волк. | |
Гару – garu | Тяжелый | Гуру – guru – весомый | Груз |
Гасти – gasti | Гость | Гости-goṣṭhī-собрание | Гость, гости |
Гау — gau | Корова, говядина (говор) | Гава – gava — корова (говор, говорить) |
Говядина, говорить |
Да – Da; Дар – dar — Дарана – darana — Дарга — darga | Дать, дар, дарить, дарёный | Дай- dai -давать. Дана–daan’a–даяние. | |
Данта – Danta | зуб | Данта – danta | зуб |
Дану – Danu | река | Дану – danu | Река (ДОН, ДНепр, ДОНец, Днестр) |
Даса — dasa | десять. | Даша — daśa | десять. |
Двара — dvara | дверь, ворота | Двар, двара- dvār, dvāra | дверь, ворота |
Зевак — zevak | лентяй | Жаб — jabh | Зев, зевака |
Зура — zura | сила | Сара — sāra | Сила, энергия |
Кути – kuti | Кутя | — | Кутя, кутёнок |
Маду – Madu | Мёд | мадху – madhu | Мёд |
Ман – mān | Думать, хотеть | ман – man | Мнить, мания |
Мар – mār | Убивать | мр — mṛ -умирать | Мор, умирать |
Мата – māta | Мать | Мата- mātā, matri | Мать |
Мизда – mizda | Мзда, плата, взятка | Мидха- mīḍha — премия, взятка | Мзда, взятка |
Нава – Nava | Новый | Нава – nava | Нов, новый |
Нама – Nama | Имя | Наман – NAMAN | НАИМЕНование, имя |
Пада – Pada | След, пята, подножье | Пада – pāda-нога | Пята, стопа, под ногой |
Панти – panti | Путь | Пата – patha | Путь |
Парадата – paradata | Устанавливать | Парада –parādā | Порада (совет), парад |
Пари — pari- | Через, за | Пари– pari – через, за | Пере- |
Пасу – pasu | Овца | Пасу – paśu — крупный рогатый скот | Пасти, пасу, пастух |
Пати — Pati | господин | Гаспати – ghasspati | господин, хозяин |
Пай – pay | Поить | Пайя – pāya – вода | Поить |
Пита – Pita | Отец | питар, питр – pitar, Pitr | питатель, отец, небо |
Пората — porata | Большая река | Парата — paratā-высшая степень | Порадис — рай |
Сапта (хапта) — Hapta | семь | сапта – saptá | семь |
Сата — sata | сто | Śata — сто | сто |
Шати — šati | счастье | Сита- Śita- довольный | Сыт, сытый |
Стана — stāna | Стан, стоянка | Стана — sthāna | Стан, стоянка, страна |
Сьява — syāva | чёрный | Сиява — śyāva | Сивый, сивка — тёмно серый цвет |
Свар\хвар — Hvar | Солнце, Свар, бог Сварожич | Савитар – savitar | Солнце, светило |
Така — taka | Ткать, нить | — | ткать |
Тап — tap | Топить, греть | Тап — tap | топить |
Угра – Ugra | Мощный | угра – ugra | угроза. |
Фри – fri | Любовь | при — pri – приять, приятно | Приять, приятно |
Хварз — hvarz | хорошо | харша — harṣa — радость, хорошо |