В Средневековье Византия называлась Романией (Romania), и считалась преемницей Римской империи, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император Византии назывался «басилевс ромеев» (греч. basileus — «правитель, царь»), и был верховным жрецом, как римский кесарь (царь) верховным понтификом (лат. pontifex — «жрец») и космократор (греч. kosmokrator — «вседержитель, повелитель Вселенной»).
В средневековых русских текстах столицу Византии город Константинополь называли Царьград, то есть «городом царей и царём городов». В середине 9 века существовали тесные связи Руси с христианской Византией.
Название тавров и Таврии хорошо известны языках Северного Причерноморья и Таврии от греч. ταυ̃ρος «бык» и *ros/*rus– «белый», образовано название этноса *tur-ros– или *tur-rus- «Тур светлый», «светловолосый». Азовско-Черноморская Русь
Андрей Первозванный проповедовал в Таврии, поэтому сосланный в Таврию четвёртый Папы римский Климента I встретил здесь много христиан и проповедовал, число христиан увеличилось до двух тысяч. Восточные христиане, с любовью притекают к Святому Андрею Первозванному, обошедшему их пределы с вестью евангельскою. Святой Андрей Первозванный поставил первого епископа в Константинополе, в Византии, который стал главою всего Восточного христианства.
Константин Философ (Кирилл) «застал в Крыму и письменность, и её носителей, тавров его времени, «глаголющих тою («русскою») беседою».
В Херсонесе к моменту приезда туда Константина Философа (Кирилла) были славяно-русские жители христиане,которые почитали священномученика Климента I, четвёртого Папы римского. Как Папа Римский Климент I попал в Тавриду?
В III-IV веках на труднодоступном плато Мангуп-кале поселились Ταυροσκúθαι — тавро-скифы.
Константин Философ (Кирилл) знал и крымских гóтов, как добрых христиан. В IV-V веках на плато Мангуп-кале были христианские поселения аланов и готов, а в окрестных скалах найдены их катакомбные захоронения. Христианское государство Дори, со столицей крымской Готии — города Дорос возникло в VI веке на плато Мангуп-кале. Город Дорос стал центром Готской христианской епархии в Крыму. Со второй половины XI века в княжестве Феодоро (Готия) жили выходцы из христианской Византии из византийского Трапезунда и правили князья из династии Гаврасов.
Греко-православная форма христианства получила распространение среди господствующего класса Руси. В 10 веке христианство приняли многие приближённые князя Игоря, и его жена Ольга, принявшая христианство в 955 году. Епископ Адальберт, побывавший в Киевской Руси у княгини Ольги пишет о ней как о «королеве ругов» (regina Rugorum), от до-славянского слова *Ruksi, *Rusia.
Православное христианство стало государственной религией на Руси после крещения князя Владимира Святославича, в народном эпосе получившим имя Владимира Красное Солнышко. Князь Владимир был крещён в Херсонесе, в Крыму, за этим событием последовало массовое крещение славян Древней Руси в 988—989 годах.
Христианство, как единая государственная идеология, способствовало укреплению Древнерусского государства, сплочению его княжеств и территории. Русская церковь, как централизованная организация священнослужителей, стала частью Константинопольской патриархии.
Принятие христианства в Древнерусском государстве привело к обогащению его культуры и изменениям в древнерусском обществе. На Руси стали распространяться живопись и архитектура, письменность и письменная литература, достигшие высокого развития в Византии.
На Руси преследовались языческие обряды и обычаи, народное искусство, фольклор, обрядовые праздники. С введением христианства, вводились и новые феодальные порядки, встретившие сопротивление народных масс. В 11 веке антифеодальные выступления часто приобретали форму движения против новой христианской религии, и были направлены в защиту язычества. До 13 века распространённость христианской религии ограничивалась в основном городами, но после нашествия монголо-татар на Русь в 1237—1240 годах христианство широко проникло и в деревню, не смотря на сохранившиеся там вплоть до 19 века пережитки язычества.