Среда , 13 Декабрь 2017
Домой / Античный Русский мир. / Таврида — сакральный центр Руси

Таврида — сакральный центр Руси

krym-noch

Подводя итоги 2014 года, Владимир Путин сказал: «Крым имеет для России огромное цивилизационное и сакральное значение»

Сакральных центров Руси, слава Богу, немало. Однако вряд ли какая иная русская земля составит конкуренцию Таврической. Самое время напомнить об этом сегодня, 28 декабря, в праздник Собора Крымских святых, по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­епи­ско­па Симферополь­ского и Крым­ско­го Леон­тия (Гу­ди­мо­ва) и по бла­го­сло­ве­нию Патриар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на.установленный по благословению Святейшего патриарха Пимена в 1988 году.

День празд­но­ва­ния Собора Крымских святых был при­уро­чен к дню па­мя­ти свт. Сте­фа­на, ар­хи­епископа Су­рож­ско­го.

В Со­бор Крым­ских свя­тых вхо­дят:

  • Св. апостол Ан­дрей Пер­во­зван­ный († 62; па­мять 20 июня, 30 но­яб­ря)
  • Сщ­мч. Кли­мент I Рим­ский († 101; па­мять 30 ян­ва­ря, 22 ап­ре­ля, 10 сен­тяб­ря, 25 но­яб­ря)
  • Сщ­мч. Еф­рем Хер­со­нес­ский, епископ. († нач. IV; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ва­си­лий Хер­со­нес­ский, епископ. († 309; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ага­фо­дор Хер­со­нес­ский, епископ. († 311; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ев­ге­ний Хер­со­нес­ский, епископ. († 311; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ел­пи­дий Хер­со­нес­ский, епископ. († 311; па­мять 7 мар­та)
  • Свт. Ефе­рий Хер­со­нес­ский, епископ. († 324; па­мять 7 мар­та)
  • Сщ­мч. Ка­пи­тон Хер­со­нес­ский, епископ. († по­сле 326; па­мять 7 мар­та)
  • Свт. Мар­тин I Рим­ский († 655; па­мять 14 ап­ре­ля)
  • Свт. Сте­фан Су­рож­ский, ар­хи­епископ. († ок. 750; па­мять 15 де­каб­ря)
  • Прп. Иоанн Готф­ский, епископ. († 790; па­мять 19 мая, 26 июня)
  • Свт. Сав­ва Су­рож­ский, ар­хи­епископ. († XII век; па­мять 28 декабря)
  • Свт. Лу­ка (Вой­но-Ясе­нец­кий), ар­хи­епископ Сим­фе­ро­поль­ский. († 1961; па­мять 29 мар­та)
  • Свт. Иустин (По­лян­ский), епископ. († 1903)

1-andej-mazaikaВозглавляет Собор Крымских святых первый из призванных Христом апостолов – Андрей Первозванный (6 г. до н.э. -30 ноября 60 г. н.э.), , обошедший со Словом Божьим всё побережье Чёрного и Азовского морей. Его изгоняли из городов, избивали, в турецком ныне Синопе побили камнями, но, выжив, ученик Христов продолжал свидетельствовать о Спасителе.

После проповеди в Иверии, Сванетии, Осетии и Абхазии апостол Андрей направился в Сарматию и Скифию. В Понтийском царстве он проповедовал в Ольвии, и в Таврии (Крым) — в Пантикапее, Феодосии, Херсонесе. Первые христиане в Таврии появились в первые 50 лет нашей эры, то есть на 900 лет (!) раньше крещения Руси князем Владимиром в 988 году. На берегу Босфора святой апостол Андрей Первозванный основал церковную общину в селении Византий, которое позже стало Вторым Римом – столицей могущественнейшей православной Византийской империи и предшественником Рима Третьего.

1-andrej4

Самый первый крымский святой Андрей Первозванный, принявшем смерть в 65 лет в средиземноморских Патрах, распятый на косом кресте. Этот образ Святого Андрея воплотился в Андреевском стяге военно-морского Черноморского флота России, и в флаге Новороссии, в состав которой входила Таврическая губерния России.

Свято-Владимирский собор. фото Геннадий Дианов/РИА Новости

Свято-Владимирский собор. фото Геннадий Дианов/РИА Новости

Однако, христианский Константинополь появится лишь через четверть тысячелетия после мученической смерти на кресте Святого Андрея Первозванного, а правители римской империи четверть тысячелетия были жестокими гонителями своих святых христианских епископов.

klement-02

Священномученик Климент, папа Римский. Служение в Тавриде

Четвёртый Папа римский Климент I родился в знатной римской семье, кровными узами связанной с императорской фамилией Рима. В 16 лет Климент попал в Александрию, где услышал слово апостола от 70 Варнавы и стал горячим приверженцем нового христианского учения. Уже на родине Климент нашёл первого епископа Рима апостола Петра – родного брата Андрея Первозванного, от него – юноша Климент принял крещение.

Незадолго до своей мученической смерти апостол Пётр рукоположил Климента в епископы. В 92 году Климент I был избран папой Римским, четвёртым по счёту после апостола Петра. Благодаря проповедям папы Климента I многие римляне стали христианами; однажды после поучения нового епископа крестилось сразу 424 человека – от раба до придворного.

Последнее обстоятельство обеспокоило римского императора Траяна, и он сослал в 98 году четвёртого Папу римского Климента I  в Таврию, в каменоломни Инкермана. За апостолом Климентом последовали в далёкую Тавриду и многие его ученики, предпочтя добровольную ссылку разлуке со своим духовным отцом. По преданию, в Херсонесе Таврическом к тому времени уже существовала христианская община около 2000 человек, основанная Андреем Первозванным ещё 48 лет назад.

В положении раба — каменотёса святитель Климент продолжал служить как архиерей. От добычи строительного камня в скалах Инкермана на берегу нынешней реки Чёрной образовались большие пещеры. Одну из пещер апостол расширил и обустроил под христианскую церковь. Слушая его проповеди, тысячи язычников обратились в христианство.

В 101 году слава о миссионерском триумфе Климента в Тавриде, провинции Римской империи, донеслась до императора Траяна. Разгневанный император приказал казнить епископа Климента, который был брошен в море с якорем на шее. Но по молитвам учеников апостола и всего христианского населения Херсонеса каждый год в день мученической кончины Климента море на шесть дней отступало от скальной подводной пещеры, где покоилось тело святого Климента, и люди могли молиться у морского грота с нетленными мощами священно мученика Клемента.

Среди благодаривших Бога за это чудо были и священно мученики Херсонеса IV века Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, а также 74-й папа Римский Мартин, сосланный в Херсонес Таврический за осуждение экуменизма в тогдашнем его проявлении – монофелитстве.

kirill-mifodij

Однако, в 811 году Чёрное море прекратило отступать от подводного грота с останками святого Климента по грехам людским. Мощи святого Климента стали недоступны для поклонения. Так продолжалось полвека, пока Херсонес не посетили равноапостольные учители словенские, братья Кирилл и Мефодий. В 861 году они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве об открытии мощей святого Климента. После всеобщего покаяния и усердной молитвы нетленные мощи апостола Климента чудесно появились на поверхности моря.

Кирилл и Мефодий воспринял это чудо и покровительство святого Климента своей просветительской деятельности.

В «Житии Константина Философа» (гл. VIII) читаем, как наш святой Кирилл по прибытии в Херсон (Корсун) совершил немало достопамятных дел, в том числе и как филолог и библиофил Кирилл: научился «жидовьстеи беседе», поразив этим одного местного «самарянина». Но самое для нас замечательное, что Кирилл нашёл в Тавриде (Крыму) Евангелие и Псалтырь, написанные РУССКИМИ письменами и человека, говорящего на русском языке: «обрѣте же тоу evangelïe и ψáлтирь русьскыми писмены писано, и чловѣка обрѣтъ глаголюща тою бесѣдою…» [Лавров П.А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930 (Труды Славянской комиссии, т. I), с. 11 – 12].

В книге «К истокам Руси. Народ и язык», академик О. Н. Трубачёв утверждает, что именно «в Крыму жили народности с именем РОС и в кирилло-мефодиевские, и более ранние времена» . По-гречески могло звучать как *Ταυρο-ρως -*тауро-руси — «тавро-русы», или «Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃ςοι», что-то вроде «тавры-росы». В Херсонесе к моменту приезда туда Константина Философа были славяно-русские жители И христианство, и письменность пустили в городском центре Херсонеса корни, причём, возможно, ещё задолго до прибытия туда святых братьев Кирилла и Мефодия. 

kirill-i-mifodij

В то время западная римская церковь считала богослужебными только три языка — древнееврейский, греческий и латынь, и деятельность Кирилла и Мефодия осуждалась. В Риме хранились святые мощи всех римских Пап, недоставало только мощей четвёртого Папы римского Климента I, и братья Кирилл и Мефодий принесли папе римскому Адриану, чудом обретённые в Тавриде мощи святого епископа Климента I, и попросили его часть обретения нетленных мощей, освятить богослужебные книги, переведенные на славянский язык, что и было сделано. Так четвёртый Папа римский Климент I, принявший мученическую смерть в Тавриде, стал святым покровителем славянской азбуки, богослужебных книг и ведения христианского богослужения на славянском языке.

kreshhenie-vladimira

По этим богослужебным книгам, написанным на славянском языке крестили в Херсонесе великого князя киевского Владимира, через которого Господь определил для Древней Руси тот самый цивилизационный выбор, о котором говорил в год русской весны Владимир Путин.

Равноапостольный князь Владимир перенёс в заложенную им в Киеве Десятинную церковь главу священномученика Климента. Так мощи папы Римского Климента I стали первой христианской святыней  на Руси. Сейчас мироточивая глава священномученика Климента пребывает в Киево-Печерской Лавре.

vladimir-krestitel-rusiСвятитель Сурожский и Российский

Празднование Дня Собор Крымских святых привязано к памяти Стефана Сурожского, жившего и проповедовавшего в древнем городе Сураже в Тавриде. В санскрите Су-раса — Su-rasa означает «богатый водой», что является этимологической основой для образования гидронима Сарасвати. По-русски «сурожка» — это сырая местность.

В VIII веке Сурож был центром одной из Таврических епархий, «первой среди равных» на полуострове Таврида. Во второй половине VIII столетия  епархию в Сураже возглавлял архиепископ Стефан.

«Среди паствы Стефана Сурожского, несомненно, были славяне, – утверждает профессор Владимир Махнач. – Дело в том, что славяне, в чём не сомневается археологическая наука, жили в Таврии с момента возникновения славянства, то есть с I в. до н.э. или, во всяком случае, с I в. н. э… Посмотрите, ведь город по-гречески назывался Сугдея. Когда там жили итальянцы, он назывался Солдайя. По-татарски стал называться Судак. Но он имеет и славянское название Сурож… Как правило, славянские имена имеют те города, в которых славяне жили, даже если они жили в них в составе не славянского государства. Я вовсе не хочу сказать, что это было славянское государство. Нет, это была область владений Римской империи, то есть империи Византийской в VIII веке. И, тем не менее, это было место, как и Херсонес Таврический, со славянским населением».

В конце VIII века славянская рать во главе с языческим князем Бравлином  захватил Сурож, профессор Владимир Махнач предполагает, что славянский князь Бравлин был таврическим князем. «Бравлин ограбил собор в Сураже и за это был наказан странным образом. Нам житие не даёт понять, что имелось в виду, когда это писалось. У него «наоборот перевернулось лицо»… Бравлин был, как и всё его окружение, страшно перепуган, а священники, уцелевшие от резни в Суроже сказали ему, что он осквернил святую гробницу. И князь язычник молится у гробницы святителя Стефана, где получает исцеление и принимает согласно житию крещение».

Святитель Стефан архиепископ Сурожский (род. ок. 700 г. — после 787 г.) , участник Никейского собора, до того немало пострадавший от иконоборцев, при своей земной жизни так и не встретившийся с русами, в богослужении именуется «Сурожским и Российским», «Российской похвалой» положившим «душу свою за Россию». Как поясняет протоиерей Алексий Чаплин, «для Православной Церкви русскость характеризуется не национальным происхождением, а принадлежностью к Православию, ибо за какую Россию положил свою душу пострадавший от иконоборцев святитель Стефан, когда России ещё не было и в помине?».

dsc04525Крым наш

В средневековье, задолго до нашествия татар, Тавриду населяли наряду со славянами, русами, греками, армянами, иудеями-крымчаками, караимами и готы. В твёрдости своей «греческой веры» готы нередко превосходили самих византийских греков. В 754 году, когда Готский епископ подписал определения иконоборческого собора в Константинополе, жители крымской Готии, в то время хазарской колонии, изгнали отступника, избрав на его место известного подвижника грека Иоанна, ставшего в 758 году епископом. В 787 г. Иоанн Готский (или Готфский, по-старославянски) благословил антихазарское восстание и сам в нём участвовал. Выступление было подавлено, епископ был заключён в тюрьму, где через три года скончался. По одним сведениям, его похоронили в Георгиевском монастыре у мыса Фиолент, по другим – на горе Аю-Даг в храме Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Связи Тавриды с христианской Византией. Основным населением православного княжества Феодоро («Богодарованного» княжества, по-русски) со столицей Мангуп в Крыму, основанного в XII веке армянской ромейской династией Гаврасов, были готы и славяне.

Создатель единой России и первый её царь Иван III рассматривал возможность заключения брака с мангупской княжной из княжества Феодоро, но после падения Константинополя, столицы христианской Византии в 1475 году, полуостров Тавриду захватила несметная турецкая армия. Несмотря на наличие у турок артиллерии, столицу горного княжества Феодоро крепость Мангуп, турки осаждали целых полтора года, пока наконец не взяли измождённый, вымирающий от голода город.

Историческую справедливость восстановила уже Екатерина Великая.

За триста лет правления в Тавриде (Крыму) Османской империи и вассального для Турции Крымского ханства многие страницы православной истории Тавриды были стёрты, православные храмы и святыни были намерено уничтожены захватчиками. Мало сведений сохранилось о местных святых, разрушенных храмах и монастырях.

О святителе Савве, архиепископе Сурожском эпохи раннего средневековья сохранились только в заметке на полях греческой Минеи XII века, а также в названии горы Ай-Савва (Святой Савва) у Сурожа, где была найдена икона святителя Саввы в 1872 году.

По материалам: http://www.km.ru

Кто у кого позаимствовал письменность?
Рассказ Ахилла о древнегреческом городе

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*