Самым любимым и долгожданным праздником в России было Рождество, окутанное магией чудес, ощущением близкого счастья и волшебства, которые происходят в Рождественскую ночь.
6 января православные христиане отмечают начало Рождества, другие названия — Навечерие Рождества Христова, Канун Рождества Христова Святочный Вечер или Богатая Кутья, или Рождественский сочельник.
В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. По церковному Уставу в этот вечер предписывается употреблять сочиво или кутью. Это постное блюдо готовят из зёрен пшеницы, гороха, риса, или ячменя, смешанных с мёдом, изюмом и курагой. Сочиво является главным блюдом на праздничном столе в сочельник.
Сочельник
«…Хорошо вспоминается из детства рождественская ёлка: её тёмная зелень сквозь ослепительно-пестрый свет, сверкание и блеск украшений, теплое сияние парафиновых свечей и особенно – запахи. Как остро, весело и смолисто пахла вдруг загоревшаяся хвоя! А когда ёлку приносили впервые с улицы, с трудом пропихивая её сквозь распахнутые двери и портьеры, она пахла арбузом, лесом и мышами. Этот мышистый запах весьма любила трубохвостая кошка. Наутро её можно было всегда найти внутри нижних ветвей: подолгу подозрительно и тщательно она обнюхивала ствол, тыкаясь в острую хвою носом. Да и догоревшая свечка, заколебавшаяся длинным дымным огнём, пахнет в воспоминании приятной копотью. Чудесны были игрушки, но чужая всегда казалась лучше. Прижав полученный подарок обеими руками к груди, на него сначала и вовсе не смотришь: глядишь серьезно и молча, исподлобья, на игрушку ближайшего соседа.»
А.И. Куприн
7 января начинается трёхдневный праздник Рождества Христова. Это начало 12-дневных Святок, которые продлятся до Крещения — 19 января. По древнему обычаю время перед утренней службой в церкви в этот день пастухи совершали «обсевание» изб. Обходя деревенские дома, пастухи поздравляли хозяев с праздником, и бросали в каждую избу горсть овса, приговаривая:
«На живущих, на плодущих, на здоровье». «На полу, под лавкой – ягняток, на лавке – ребяток». «Ягнята за лавочкою, телята у лавочки, а поросята по всей избе!». «Сею, сею, посеваю, яркой пшеницей, овсом, гречихой на телят, на ягнят и на всех крестьян!»
Рождественские Колядки на Святвечер.
О тяжёлой доле визитёра в Рождественские праздники говорилось в стихотворении, опубликованном в газете «Новости дня»:
Праздник — это облаченье
В новомодный фрак,
Непонятное волненье,
У дверей рысак.
Чрезвычайная отвага,
Напряжённый ум,
Водка, эль, коньяк, малага,
Редерер и мумм…**В каждом доме радость встречи,
Вилок, рюмок стук,
Поздравительные речи,
Целованье рук…
Чувств «горячих» охлажденье,
Помутневший взор,
В пьяном виде возвращенье
Ночью…***
В каждом доме ждали гостей и накрывали праздничный стол, на который ставили 12 блюд, по числу дней праздника и поздравляли друг друга с Рождеством Христовым!
Рождественское разговенье после поста принято начинать с вкусной и обильной еды. Готовились разнообразные блюда из свинины. На Руси непременным рождественским угощением был поросёнок, начинённый кашей, или кабанья голова с хреном. К Рождественскому столу подавали запеченный окорок или горячий отварной окорок с горохом, жаркое или заливное из поросёнка, студень из свиных ножек, жареную свиную грудинку с картошкой.
Во многих местах России к Рождеству пекли их пшеничного теста печенье в виде коровок, бычков, овец, птиц, петухов. Эти печенья – козульки – в виде Вифлиемской звезды и дарили родным, друзьям, знакомым во время рождественских праздников.
8 января – Бабий Праздник, прославляли святую Богородицу. В этот день матери с детьми посещали с подарком и поздравлениями повитуху, которая помогала при родах. С этого дня и до Крещения проводились девичьи гадания на суженого, гадания на будущий урожай, пытаясь заглянуть в будущее.
На этой Рождественской открытке изображена очень популярная игра-гадание, в которую с удовольствием играли и дети, и взрослые. На длинную ленту привязывали конфеты, яблоки, бублики, калачи и другие сладости. Каждому по очереди завязывали глаза и давали в руки ножницы, которыми он должен был срезать с ленты подарок. При этом часто загадывали желание.
9 января – Степановы труды. «Степан колья тешет», в этот день хозяин дома вытесывал колья и ставил по углам двора и в курятнике, считалось, что ограждение кольями защитит дом от нечистой силы, шалившей во время Святок. «В Степанов день лошадей поят через серебро».
В день 9 января на Красной горке за деревней в землю вбивали колья, а каждый член семьи привязывал к колу лоскуток ткани или ленточку и загадывали желание.
Эта традиция похожа на этрусский и сабинский обычай — вбивать гвоздь в стену храма в новый год и загадывать желание.
В древнеримской религии новогодний подарок называемый Стрена («strena»), получил своё название от имени сабинской богини Нового года, Стрениа (ит. Strenia; лат. Strenua; от Сабинского слова strenae (= «встречающая» в новом году: = «вСтрену» — диалектная форма «встречу»). Богиню Стрену считали богиней очищения и благополучия, встречавшую человека на пороге нового года. В Святилище богини сабинян (Sabini) Стрении принято было в новый год торжественно вбивать новый гвоздь в стену храма.
10 января называют Домочадцев день. Продолжаются Святки – весёлый период встречи гостей и приятного общения с родственниками, друзьями и знакомыми. Особой любовью пользовались Рождественские открытки, которые были добрыми весточками от дорогих людей и сердечные поздравления с Рождеством Христовым.
Старинные Русские Рождественские открытки.
В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы
в Вифлеем из-за снежной крупы.
И разносчики скромных даров
в транспорт прыгают, ломятся в двери,
исчезают в провалах дворов,
даже зная, что пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою – нимб золотой.
Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.
Знал бы Ирод, что чем он сильней,
тем верней, неизбежнее чудо.
Постоянство такого родства –
основной механизм Рождества.
То и празднуют нынче везде,
что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли.
Валит снег; не дымят, но трубят
трубы кровель. Все лица, как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет – никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца.
Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь – звезда.
(Иосиф Бродский)
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.
Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.
Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.
Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.
Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.
Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Пусть в каждом сердце родится Младенец Христос и просветит всё вокруг Себя светом Мiра, Веры, Надежды и Любви!
Тропарь Рождества Христова, глас 4:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу Правды,
и Тебе ведети с высоты востока.
Господи, слава Тебе.
Кондак Рождества Христова, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит:
ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися Oтроча младо,
Превечный Бог.