Воскресенье , 20 Август 2017
Домой / Античное Средиземноморье / Похищение сабинянок

Похищение сабинянок

Сабинская война — известная в истории больше под названием «похищение сабинянок» — относится к легендарному периоду римской истории. По рассказам римских историков, Рим был неприступной крепостью, заселённой одними воинами-мужчинами. У большинства римлян не было ни жен, ни детей, а стало быть, у города не было будущего.


Царь Рима Ромул снарядил посольство к соседним народам сабинам (лат. Sabini), жившим в предгорьях Аппенин к северо-востоку от Рима, чтобы сосватать для римлян невест — сабинянок, славившихся своей красотой. Сабинские племена жили в античной Италии до основания Рима, не хотели выдавать своих дочерей замуж за римлян, так как не доверяли им, и не соглашались отдать им в жены своих дочерей.
Тогда Ромул решил пойти на хитрость. Он устроил в Риме праздник Консуалий (Consualia) в честь бога Конса (Consus), с которым римляне отождествляли Посейдона, и пригласил представителей всех соседних племён — сабинов, умбров, латинян с дочерями и женами.

Сабиняне, как и умбры и латиняне, приняли приглашение римлян и пришли в Рим на праздник в честь годовщины основания Рима. Варрон в I веке до н.э. предложил считать днём основания Рима 21 апреля 753 года до н.э. Этот день был у древних латинян и сабинов пастушеским праздником. Многие сабиняне и латиняне привезли с собой жен, дочерей и сестер. Ромул предупредил римлян, чтобы они присмотрелись к девушкам, и каждый выбрал бы для себя ту, которая ему больше по душе. Когда спортивные состязания были в самом разгаре и сабиняне были увлечены зрелищем, происходящим на арене, Ромул подал знак, сняв и снова надев свой пурпурный плащ.

Себастьяно Риччи. «Похищение сабинянок»

По этому сигналу римляне обнажили мечи и захватили дочерей сабинян и некоторых красивых девушек из других племён, и, подхватив на руки сабинянок, они бросились бежать. Считается, что именно это событие послужило возникновением обычая похищения невест, и обычаем переносить через порог своего дома новобрачную на руках. Девушки — сабинянки сопротивлялись своим похитителям и звали на помощь своих отцов и братьев, но безоружные сабиняне так и не смогли отбить их у похитителей.
По разным сведениям античных писателей, римляне похитили от 300 до 800 девушек. Тит Ливий утверждает, что римляне похитили только девиц, и не похищали замужних женщин.
После дерзкого похищения сабинянок, желая соблюсти нравственные правила, Ромул предложил девушкам свободный выбор среди римских женихов и обещал всем оставшимся в Риме вознаграждение и гражданские права.


Ромул заверил сабинянок, что в домах римлян, они будут пользоваться почётом и всеобщим уважением, а римляне станут им хорошими мужьями. Девушки смирились со своей участью и согласились выйти замуж за похитителей. Сам Ромул женился на сабинянке Герсилии, которая была замужем за сабинским царём Титом Тацием.

Соседние с римлянами племена латинов, умбров и сабинов, лишившись дочерей и сестер, чувствовали себя оскорбленными, и начали войну с Римом. Римляне быстро разбили латинян, но им гораздо труднее было воевать с храбрыми сабинянами, которые потеряли особенно много женщин.
Тем временем, римляне налаживали семейную жизнь, сабинянки, как и подобает хорошим женам, рожали детей и вели домашнее хозяйство.
Примерно через год сабинский царь Тит Таций собрал большое войско и подошёл к Риму, чтобы освободить пленниц. Натиск сабинских войск на Рим был таким стремительным и мощным, что римлянам пришлось отступить с поля боя и укрыться за крепостными стенами Рима. Ромул воззвал к помощи Юпитера Статора (Становителя), если он остановит отступающих и бегущих римлян: «Отец богов и людей, отрази ты врага, освободи римлян от страха, останови постыдное бегство! А я обещаю тебе здесь храм Юпитера Становителя, который для потомков будет напоминанием о том, как быстрою твоею помощью был спасен Рим».

Обороной Капитолийской крепости Рима руководил полководец Спурий Тарпей, у которого была юная дочь Тарпея (лат. Tarpeia). Однажды Тарпея увидела с городской стены сабинского царя Тита Тация, и, поражённая красотой и статью царя, она влюбилась в него и решила предать отца и свой город. В день празднования годовщины основания Рима, было объявлено перемирие, и Тарпея, воспользовавшись возможностью выйти из города, отправилась во вражеский лагерь, чтобы передать сабинскому царю Титу Тацию ключи от Капитолийской крепости.

Тит Таций счёл поступок Тарпеи неблаговидным, к тому же за своё предательство Тарпея потребовала от сабинян «то, что они носят на левой руке», то есть золотые браслеты и кольца, но сабиняне, возмутившись алчностью Тарпеи, завалили её не только украшениями, но и тяжёлыми щитами, которые они носили в левой руке. Так погибла Тарпея, задавленная грудой доспехов и украшений.

Воспользовавшись ключами от ворот Капитолийской крепости, сабиняне ночью вошли в Рим и завладели Капитолием. Началось кровавое сражение.

Сабинянки рыдали, с ужасом наблюдая, как их мужья сражаются с их родными отцами и братьями. Жена Ромула Герсилия воскликнула: «Не время предаваться отчаянию! Мы должны остановить это кровопролитие!» Сабинские женщины, привязавшиеся уже к своим мужьям, распустили волосы в знак скорби и, взяв на руки маленьких детей, бросились между сражавшимися римлянами и сабинянами, умоляя их прекратить битву.

Плутарх писал: «Со всех сторон появились бежавшие с криком и воплями, через оружие и трупы к своим мужьям и отцам, точно исступленные, похищенные дочери сабинцев, они называли самыми нежными именами то сабинцев, то римлян». Сабинянки кричали: «Остановитесь! Лучше обратите свой гнев против нас, ибо мы — причина раздора!» Противники растерялись — и опустили оружие. А женщины уже приветствовали своих отцов и братьев, протягивали им детей, сабиняне брали на руки своих внуков и племянников. Суровые римляне растрогались, и оба народа заключили между собой вечный мир, по которому два народа соединялись в одно государство под верховенством Тита Тация и Ромула.

Таким образом сабинские женщины спасли Рим от разорения, и в память об этом событии Ромул учредил праздник Матурналий и дал женщинам много почётных прав.

По поводу доримской истории Тит Ливий сказал: «Рассказы о событиях, предшествовавших основанию Города и ещё более ранних, приличны скорее твореньям поэтов, чем строгой истории, и того, что в них говорится, я не намерен ни утверждать, ни опровергать».

После установления мира с сабинами и образования единого государства, римляне должны были носить, кроме своего имени, ещё сабинское название «квириты» — одно из наименований римских граждан, происходящее от имени сабинского бога войны Квирина. В официальных обращениях граждане Рима называли себя — Populus Romanus Quiritium.  Сами римляне производили слово «квириты» либо от сабинского города Cures, либо от сабинского названия копья — quiris (curis) — главного оружия сабинского бога войны Квирина.

Римляне восприняли сабинских богов, установив их в своих храмах, они считали соседний народ побеждённым, если у них отняты их боги. Один из древнейших сабинских богов войны Квирин (сабинск. Quirinus — «квиринос» — копьеносный), почитался вместе с Марсом и Юпитером, вошёл в триаду главных римских богов войны, каждому богу служил особый Верховный жрец. Праздник бога Квирина — Квириналии (Quirinalia) — устраивался 17 февраля.

Часть сабинов поселилась на северо-востоке Рима, на Квиринальском холме (Collis Quirinalis) — самом высоком из семи римских холмов. Позднее Квирином стали называть Ромула — первого римского царя.

В память о родине сабинского царя Тита Тация, городе Кур (лат. Cures — Курес), сабинские племена подразделялись на воинские курии (лат. cūria, от co — «вместе» и vir — «муж», «взрослый мужчина»). Эти древнейшие воинские подразделения сабинов были восприняты римлянами для подразделения римского населения. Ромул разделил римлян на три трибы (племени): Тиции (сабиняне), Рамны (латины) и Луцеры (этруски), а каждую из триб — на 10 курий, которые были, в свою очередь, образованы группами семей, или родами (лат. gentes). Таким образом, деление римского населения основывалось на родстве, при таком устройстве в римском  обществе господствовали  патрицианские роды.

В 290 год до н. э. сабинское племя было окончательно покорено римлянами, сабинский язык постепенно исчез из употребления, а в 268 году до н. э. сабины получили римское гражданство.

Часть сабинов, обитавших на холмах Рима, сыграли большую роль в образовании римской народности и формировании их религии.

Раскопки Артура Эванса на острове Крит.
Отождествление Огня с богом Солнца

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*