Среда , 18 Октябрь 2017

Сабинское племя

Сибиняне (Sabini) — древнеиталийское Сабинское племя, имевшее кровно-родственно связи с умбрами, осками, сабеллами, латинами, и составлявшее промежуточное звено между умбрами и осками. Область собственно Сабинов (Sabina) представляла собой длинную узкую полосу между Лацием и Умбрией, простираясь от Тибра и города Nomentum до области востинов.

Общего наименования у области всего сабинского племени не было: существовали названия отдельных сабинских племён (Вестини — Vestini, Мамертини — Mamertini, Марси — Marsi, Марручини — Marrucini, Пелигни — Peligni, Френтани — Frentani, Пичентес — Picentes, Херъничи — Hernici) и две области — собственно Сабина — Sabina и Самниум — Samnium. Отдельные племена сабинского народа называются сабельскими в отличие от коренных сабинян. Жители области Samnium — самниты, говорившие на оскском диалекте, — были потомками Сабинов.

Занимая первоначально сравнительно небольшую горную площадь в средней части Апеннинского хребта, сабинское племя ко времени самнитских войн распространилось во все стороны, заняв почти половину Апеннинского полуострова. Двинувшись на юг, Сабины заняли Самниум, часть Апулии, Кампании и Лукании. В своем движении на запад Сабины дошли до Тибра и почти до Тирренского моря, Сабины основали город Курес — Cures, позднее захваченный этрусками — Цере, а переселенцы из Куреса (Cures) даже заняли Квиринальский холм.

Такому быстрому распространению племени Сабинов способствовал религиозный обычай «священной весны» (ver sacrum): в трудные минуты войны или по случаю мора Сабины обрекали всё, что должно родиться в следующую весну — людей и животных, — подземным богам, и особенно Марсу Квирину; обреченные на заклание животные приносились в жертву, а молодые люди по истечении 20 лет, подобно пчелиному рою, выселялись из места прежней оседлости и должны были завоевать себе новые места для поселения. Таким образом, на территории Аппенинского полуострова создались мелкие сабелльские племена, из которых некоторые получили своё наименование от имени бога Марса (Marsi, Маmertini) или других тотемов: от тотема дятел — picus — получилось название Пичентес — Picentes, от хирпус — hirpus = lupus — название племени Hirpini — гирпини.

Фамицин А.С. в своей книге «Божества древних славян«, в главе III. Основы религиозного мировоззрения древних италийцев. Сабинские племена и славянские народы» пишет: «Теснимые умбрами, сабины, по словам легенды, дали обет «священной весны», то есть поклялись посвятить богам родившихся в год войны детей своих (сыновей и дочерей), с тем, чтобы они, достигнув совершеннолетия, направились за пределы сабинской земли для отыскания себе новых жилищ.

Во главе одной из выселявшихся партий, направившихся первоначально в горы, в окрестностях реки Загра, шёл бык (бовис — bovis) Марса: эта партия получила название сафинов или самнитов. Основанный ими город получил название Bovianum в честь священного быка.

Вторую партию вёл дятел (пикус — picus) Марса; эта толпа переселенцев заняла нынешнюю область Анконы, под именем пицентов.

Третью партию вёл волк (гирпус — hirpus) Марса; она заняла область Беневента, под именем гирпинов.»

В истории Рима Сабины сыграли видную роль благодаря близкому соприкосновению и даже ассимиляции с римским народом. Сабинская война — известная в истории больше под названием «похищение сабинянок». Подчинившись римлянам, которые были сильны политическим началом и умели хорошо организоваться, Сабины скоро утратили свою самостоятельность и в 290 году, побежденные Марком Курием Дентатом, получили римское гражданство, государственное устройство, а с ним и союзнические права (без ins suffragii).

Сабелльские племена рано стали признавать политическое господство римлян, и только союзническая война (91-88 годов) заставила их отделить себя от римского народа. По окончании войны римляне навсегда романизовали сабелльские племена. Самым упорным было племя самнитов, которое не смирилось и по окончании союзнической войны 91-88 годов; вследствие этого в 82 г. Сулла уничтожил этот народ, отчасти перебив население, отчасти продав его в рабство, после чего опустевшие города и местечки были заселены римскими вольноотпущенниками.

К концу I века до Р. Х. самнитян, сабинян и сабеллов уже не существовало. Физические условия оккупации сабинских земель римлянами, приверженность сабинян общинному строю, родовому укладу жизни и семейным традициям способствовали развитию у сабинян тех национальных черт, которые проникли и так отчетливо проявились в характере римского народа: нравственной строгости и выдержки, простоты и умеренности жизни, благочестия, духа повиновения и дисциплины, консерватизма.

Сабины жили искони в незащищенных местечках, подобно спартанцам; у них существовал общинный быт, было развито родовое и фамильное начало с patris auctoritas, но, как у горного народа с сельскими формами жизни, не было склонности к политической централизации: оттого столкновение с политически организованными жителями равнины — римлянами и окончилось для патриархальных Сабинов потерей независимости и романизацией племени.

О влиянии Сабинов на римлян в сфере религии говорит предание, приписывающее религиозные реформы двум римским царям из племени сабинов — Нуме Помпилию и Анку Марцию. Достоверно известно, что при общности многих латинских и сабинских божеств (Quirinus, Mars) сабинскими божествами были Семо Санкус — Semo Sancus, Ферония — Feronia, Вакуна — Vacuna (богиня Вак), Ангития — Angitia (Ангира = АГНИ), Флора — Flora, ХЕРЪкулес — Hercules.

Сабинам принадлежит в принятой римлянами религии установление «священной весны», развитие авгурской науки, учреждение жреческой коллегии Тициев и прочее. Римляне позаимствовали у сабинов праздник бога Квирина — Квириналии (Quirinalia), который ежегодно устраивался 17 февраля на северо-востоке Рима, на Квиринальском холме (Collis Quirinalis)самом высоком из семи римских холмов. Позднее римляне стали называть  Квирином первого римского царя Ромула .

«Ромул разделил римлян на три трибы (племени): Тиции (сабиняне), Рамны (латины) и Луцеры (этруски), а каждую из триб — на 10 курий, которые были, в свою очередь, образованы группами семей, или родами (лат. gentes). Таким образом, деление римского населения основывалось на родстве, при таком устройстве в римском  обществе господствовали  патрицианские роды.» (Фаминцын А. С. Божества древних славян.)

Сабины занимались скотоводством и отчасти земледелием; главными продуктами были овцы, сыр, лён, виноград, оливы, смоквы, бобы, также лес и лекарственные травы.
Города, принадлежавшие сабинскому племени: Анутернум — Anuternum (родина Саллюстия), Рете — Reate, Нурсия — Nursia, Курес — Cures, Номентум — Nomentum; в области вестинов — Атернум — Aternum, в области марсов — Марувиум — Maruvium, Лукус Ангития — Lucus Angitiae и Керфения — Cerfennia, в области марруцинов — Теате — Teate, в области пелигнов — Корфин-и-ум-Солмо — Corfin i um Sulmo (родина Овидия), в области френтанов — Ортона — Ortona, Хистониум — Histonium, в области гирпинов и Самниуме — Асерния — Aesernia, Бовианнм — Boviannm, Аквилония — Aquilonia, Беневентум — Beneventum, Венафрум — Venafrum, Галатия — Calatia, Каудиум — Caudium и др.

В память о родине сабинского царя Тита Тация, городе Курес (лат. Cures), сабинские племена подразделялись на воинские курии (лат. cūria, от co — «вместе» и vir — «муж», «взрослый мужчина»).

Священная гора сабинов Соракте (Soracte) — храм бога солнца Аполлона Соранского (Soranus)

Священная гора сабинских племён Соракте (Соратте, Савракте, Сваракте), где находился храм Аполлона Сорануса, происходит от однозначного со словом vark слова svar = блестеть, СВЕРкать.

«Окончание имени  Saur+acte может быть приравнено к славянскому окончанию -аг или -ог: Свараг или Сварог. Ретрский солнечный бог у Титмара и Брунона называется Сваражичем, русский бог огня – Сварожичем.» ((Фаминцын А. С. Божества древних славян.)

Ср. Schwegler, «R ö mische Geschichte» (I т., 1867, стр. 179-181; 239-253); Mommse n, «Rö mische Geschichte» (т. 1 passim), его же, «Unteritalische Dialecte» (1850); É d. Meyer, «Geschichte des Abendlandes» (т. 2 «Geschichte des Altertums», стр. 488 — 526, 1893 г.).

Откуда пришли греки и армяне?
Геродот о пеласгах

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*