Попробуйте найти в санскрите родственное слово для русского слова «язык». В качестве подсказки, рассматривайте его вместе со старым древнерусским глаголом «язать».
Есть немало примеров полного соответствия слов ведического санскрита и русского языка: yabh, yaśaḥ — «ясно». Мы можем предположить, общий для двух языков начальный корень: /ya/.
Язык — воплощение речи, способности артикулировать. В ведической системе речь занимает одно из центральных сакральных мест. Слово «жива» — jihva- «язык» является одним из эпитетов Агни. Бог Агни, как известно, был олицетворением связи в системе трёх миров (triloka). Функция бога Агни — переносить дары (жертвы) к богам в высшей области (svar). Образно говоря, послания, моления, просьбы от людей доносились к богам путём принесения жертвы языкам пламени огня. Нужно помнить, что «ядж» — yaj обычно переводится, как «жертва», но основное значение этого глагола шире «поклоняться, обожать, почитать, особенно, с пожертвованием или подношением богу». В ведической культуре не сама жертва была центром внимания, а сакральный (само таинство) ритуал и священные гимны сопровождавшие жертву богу Агни. В сакральных ритуалах и священных гимнах люди клялись в верности богам, превозносили их силу и мощь и давали обещания блюсти их заповеди.
Я беру за основу слово «яажака» — yājaka — «жертва». Оно состоит из корня «yaj» и семемы «-ka». Воспринимать слово yājaka — «жертва» нужно в широком смысле, а именно, «как молящийся, славящий». Чем мы славим богов? Посредством языка в прямом и переносном смысле. С точки зрения фонетики, соответствие между звуками санскрита /j/ — «ж» и «з» — /z/ в славянском и авестийском, явление обычное. Звука /z/ в санскрите нет и ему соответствует /h/ перед гласным /i/ (hima=зима), в остальных случаях /j/ (саюж — sayuj = союз).
Таким образом, полным соответствием слова «язык» является «yājaka»- «жертва». Прямым подтверждением тому есть слово «яжника» — yājñika — «жертва, один из жертвенных ритуалов». Заменив /j/ на /z/ получаем «яЗника» -*yāzñika или производное от нашего древнерусского глагола «язать» — «давать клятвы» — *язник или, с другим окончанием — «язычник» — «дающий клятвы богам». Теперь почитайте, как неуклюже слово ЯЗЫК пытаются вывести от неких «иностранных слов» в словаре Даля!
«яЗника» -*yāzñika — «жертва» не просто словесная формула, а именно физическое подношение жертвы. Практически во всех культах люди отдают богам часть своей пищи (piśita — [пищита] — «приготовленное; нарезанное на кусочки и приготовленное мясо, еды (ada) или другие ценности, включая жизнь и разные нематериальные блага. Всё это мы отрываем от себя и отдаём (бросаем) богам (духам, предкам и т.д.). Чаще всего еда сжигается на Огне или иным образом расходуется, и мы считаем, что боги приняли и употребили наши жертвы.
Посмотрите эту схему, на которой показано единство огня, солнца, языка и жертвы. Синие и чёрные линии — прямые семантические связи, красные линии — аллегорические (метафорические) связи отражённые в Ведах. Это только маленькая часть той древней матрицы русского языка в центре которого лежит сакральная лексика.
Основываясь на вышесказанном, исхожу из слова санскрита jṝ जॄ (жри) — этот корень имеет ряд значений 1) стареть, 2) расходоваться, пропадать, разлагаться, 3) переваривать, потреблять, 3)потрескивать, как огонь 4) молиться, славить. Производное от jṝ जॄ (жри) в герундии «жаритва» — jaritvā — «израсходовав, употребив».
Обратите внимание на связь корня jṝ जॄ (жри) и с огнём, и с молитвой! Есть даже эпитет Агни jaradviṣ (яарадвиш), который пытаются перевести, как «пожирающий сухое дерево», jara-ad-viṣ, хотя «яра» — jara — не означает «сухое дерево». А вот если мы связываем jara с жертвой — всё сразу встаёт на место! Привлекая славянский язык, разрозненные санскритские значения этого корня приобретают логическую цельность!
Как и у славян, в Ведической традиции наивысшая жертва — жеребец.
Человек, проводящий ритуальный обряд жертвоприношения называется «жрец»
С приходом христианства, слова, которые относились к древней ведической религии, стали употребляться как бранные. Изначально «жрать» означало «приносить жертву на пожирание священному огню», то есть имело несколько иной смысл, и было лишено дерогативного оттенка. Этот же древний корень «жр» есть и в слове «жернов», что бы не писал Фасмер.
В Ведах Речь, Агни и Солнце неразрывно связаны, то есть Яргические — по терминологии П.Кутенкова. Рекомендую его книгу «Ярга-свастика – знак русской народной культуры». Отличная научная рецензированная монография.
Дело в том, что индуистская «свастика» — svasti — «счастье, благополучие, удача, успех, процветание» — это лишь одна из разновидностей обширной системы древних сакральных знаков.
Абсолютно верна трактовка Кутенкова слова «яр+га», которое состоит из: яр(ъ) — йотированный аналог слову санскрита «aru» «солнце» + ga «движущийся».
В центре древней системы мира был вечный круговорот жизни: коло (санскрит: kala и dharmacakra).
Древнейшие символы коло были найдены в ритуальном погребении Сунгирь (Поздний палеолит — около 25 тыс. лет назад).
Примерно этим же временем, и даже ранее, датируются и изображения богинь плодородия из поселения Костёнки, на Дону, недалеко от Воронежа, которое является прообразом индуистской богини земли Притхиви (pṛthivī).