Понедельник , 22 Апрель 2019
Домой / Античный Русский мир. / Костёнки — «жемчужина русского палеолита».

Костёнки — «жемчужина русского палеолита».

karta-kostyonki

Древняя цивилизация под Воронежем — открытие, потрясшее научный мир! Наши предки жили на Русской равнине 45000 лет назад.  Место археологических раскопок село Костёнки, общей площадью 36 кв. км., расположено на правом берегу Дона, Хохольского района в Воронежской области. Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет. Большая часть стоянок многослойные и содержат от 2 до 7 культурных слоев, относящихся к разным тысячелетиям.

Обитание первобытного человека в Костёнках совпадает с периодом «Валдайского оледенения», когда южная граница ледникового панциря находилась на полпути между территориями нынешнего Санкт-Петербурга и Москвой. Наличие большого количества мамонтов на Русской равнине объясняется устойчиво холодным климатом. В последние годы в Костенках был сделан ряд новых сенсационных открытий.

orudiya-truda

Во время раскопок 2000 года были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения – пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птиц.

venera
В 2001 г. археологи нашли голову статуэтки человека, вырезанного из бивня мамонта, она создана около 35 000 лет назад. Сегодня это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы.

Костёнки – место сенсационных находок эпохи верхнего палеолита, впервые исследовали в 1879 году. Первые археологические раскопки в Костёнках и научные исследования стоянок начались в 1920-х годах.
Археологические раскопки в Костёнках сегодня проходят на территории около 10 кв. км и вызывают больший интерес. По словам учёных за это время было открыто свыше 60 стоянок разных эпох, возраст которых колеблется от 45 до 15 тысяч лет!

Русский археолог Александр Спицын назвал их «жемчужиной русского палеолита».

kosti

Из истории археологических изысканий в Костенках.

С незапамятных времён в Костёнках находили крупные кости загадочных животных. Неслучайно и название этой местности имеет в своей основе корень “кость”. У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землёй звере, кости которого и находят люди. Живым это чудовище никто не видел, поэтому народ решил, что обнаружить его можно только после его смерти. Об этих диковинных находках стало известно даже царю Петру Первому.

Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей» в Костенках. Так впервые было начато исследование исторического памятника, но жители села Костенки пожаловались царю Петру, что солдаты разворотили плотину, и раскоп был прекращен.

pyotr-1

В 1717 году Петр I писал в Воронеж азовскому вице-губернатору Степану Колычеву:«повелевает в Костенску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных».
Многие из найденных в Костёнках останков крупных животных были отправлены в “кунсткамеру” Санкт-Петербурга. В то время считали, что найденные гигантские кости – это останки боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». На берегах Дона несчастных животных якобы постиг массовый мор, они пали и потому вся территория устлана их костями.

ivan-polyakov

Первые научные археологические исследования палеонтологических стоянок в Костёнках были проведены выдающимся ученым, антрологом – Иваном Поляковым в 1879 году.
Поляков выдвинул гипотезу о том, что в местах находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: из первого же шурфа, заложенного 28 июня 1879 года на территории одной из усадеб, археологи извлекли множество кремневых орудий труда, наконечников копий, кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия труда – свидетельства древней жизни, факт существования «человека разумного» в этих местах много тысячелетий назад.

arxeologi

В 20-х годах прошлого века началось планомерное изучение палеолитических стоянок древних людей в Костёнках. В археологических и научных исследованиях палеолитических стоянок принимали участие все самые известные представители русской археологии: Сергей Замятнин, Александр Рогачев, Петр Ефименко, Павел Борисковский.

venera-kostyonki

Найденные на раскопках в Костёнках статуэтки женщин (20-30000 лет).

Согласно традиционной историографии, в этот период Русская равнина была ещё покрыта ледником.
Особое внимание учёных привлёк тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, и 10 знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами», возраст которых 20-30-тысяч лет.
Судя по найденным в Костёнках артефактам, известным во всём мире, наши предки имели развитую культуру и искусство 45 000 лет назад. Это сенсационное открытие меняет взгляды на первобытную историю человечества и ставит под сомнение теорию о том, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии и в Западную Европу.

Эпоха верхнего палеолита- 50 тыс лет назад — археологический комплекс «Костёнки» признан самым древним местом обитания человека современного типа. Костёнки – это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле, на Русской равнине с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизация.

kostyonki

Научный переполох.

Археологический мир сотрясает сенсационная новость: под Воронежем обнаружена колыбель европейской цивилизации времен палеолита, прародина всех европейских народов.

Науку переполошила опубликованная в начале 2016 года в журнале «Сайнс» статья профессора университета в Боулдере (штат Колорадо) Джона Хоффекера. Обнаруженные в Костёнках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что «homo sapiens» — «человек разумный» появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе.
Справедливости ради заметим, что первыми об этом заявили всему миру учёные Санкт-Петербургского института материальной культуры РАН.

Джон Хоффекер, профессор, штат Колорадо, США пишет: «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы ещё не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда – из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа – кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».

chelovek-iz-kostenkov

Антропологическая реконструкция древнего человека, жившего на среднем Дону 28-30 тысяч лет назад.

Проанализировав современными методами найденные в раскопках пепел, споры и пыльцу, а также подвергнув кости палеомагнитному и радиоуглеродному исследованию, российские ученые установили, что костёнковским раритетам никак не меньше 40 000 — 42 000 лет. Американские лаборатории термо-люминесцентным методом определили возраст находок 45 000 лет. Таким образом, палеонтологический стоянки в Костёнках стали самыми древними стоянками первобытного человека в Европе. А заявивший об этом американец Хоффекер сподвигает науку к фундаментальному пересмотру общепринятых взглядов на ранний период истории человечества.

kostenki1

В селе Костёнки каждая вторая изба и сегодня стоит над стоянкой древнего человека. Копни лопатой в огороде – то кость вылезет, то ещё что-нибудь полезное для науки, жители охотно несут свои находки — клыки да камешки археологам.

В законсервированной под крышей музея-заповедника древней стоянке насчитывается 573 кости, которые могли принадлежать 40 мамонтам, и 32 черепа мамонта. Часть костей мамонтов служили фундаментом, в котором укреплялись шесты с натянутыми для тепла шкурами, другая часть костей мамонта была сложена в пяти ямах, приберегалась про запас.

mamont

В 2001 году на стоянке Костенки ХIV археологи обнаружили скелет молодого мамонта, который когда-то увяз в болотистой почве на дне оврага. Шестиметровая громадина — костный скелет мамонта, весом пять с половиной тонн была обнаружена археологами во дворе у жителя Костёнки, даже странно, как мамонт умещался на его грядках. Для Костёнок такая находка большая редкость, так как в древних поселениях кости мамонтов были «принесенные». То есть наши пращуры специально собирали большие кости убитых или погибших животных и укладывали их в основание своих жилищ.

Похоже, археологам страшно повезло, что древние жители Костенок извели на свои нужды не всех мамонтов и хотя бы один из них сохранился до наших дней в виде скелета.

«Дальнейшие исследования просто подтвердили, что в селе Костенки богатейшее в России место сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита» — говорит Виктор Попов – директор единственного в мире археологического музея-заповедника «Костенки» Виктор Попов — «Музей археологии – по сути саркофаг, полностью накрывающий древнюю стоянку, – построенный еще при советской власти, был и остается единственным в мире. Просто ни в одном другом месте жилище homo sapiens не сохранилось в таком первозданном виде, как в Костенках. В 1953 году крестьянин Протопопов копал погреб и наткнулся на древние апартаменты.»

Большинство жителей села Костёнки, как в старину, живут натуральным хозяйством, возделывают свои огороды и приусадебные участки, а у некоторых селян даже хаты с земляным полом и крыши покрыты соломой. Для полной схожести с прародителями не хватает только мамонтов.

 Палеолитическая охота на мамонтов вошла в сюжеты древнерусских народных сказок. «Бой на калиновом мосту».

Борис Александрович Рыбаков в книге «Язычество древних славян»ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛУБОКИЕ КОРНИ. Глава третья. Каменный век. Отголоски охотничьих верований«, пишет :

«Для древнего населения Восточной Европы охота была прежде всего облавно-загонная охота на мамонтов, которых огнём факелов нужно было направлять к заранее вырытым и замаскированным ямам и там убивать, пока они не выбрались из них. Эти героические действия охотников на мамонтов повторялись неисчислимое количество раз на протяжении многих тысячелетий и должны были бы как-то запечатлеться в памяти людей. В чистом виде такого сюжета в сказках, разумеется, нет. Но есть несколько загадочных и в то же время устойчивых сюжетов и деталей, которые требуют особого внимания.

Начну с распространённого сюжета «бой на калиновом мосту». Он описан исследователями многократно, но ни разу не было обращено внимание на поразительную нелогичность: мост, по которому пойдёт массивное мифическое чудовище, изготовлен из калины, мелкого и крайне непрочного кустарника, абсолютно непригодного для каких бы то ни было построек. Ветками калины можно только прикрыть, забросать ловчую яму, но не строить из них.

Чудовище иногда находится под этим калиновым мостом. У этого декоративного моста близ огненной реки происходит встреча и бой сказочного героя с чудовищем, у которого нет единого наименования: его называют то Чудом-Юдом, то Змеем, то заимствованным из былин Идолищем. Когда оно приближается к месту своей гибели, то «гром гремит, земля дрожит». Крылатость Змея является позднейшим наслоением, как доказал В. Я. Пропп. «Змей, – пишет исследователь, – есть механическое соединение из нескольких животных». «Связь Змея с огнём – постоянная черта его».

Чудовище всегда многоглавое. Нередко сказка упоминает хоботы, а самого Змея называет «хоботистым»

«Змий о 12 головах и 12 хоботах; ногами топат… зубами скрехчет»

Чудо-Юдо своих противников не кусает, не когтит, а «вбивает в землю» или бьёт хоботом, «жогнул своим хоботом».

Самого Змея убивают, помимо стандартного сказочного меча, стрелами, копьями и раскаленными камнями, которые помощники героя бросают ему в пасть; часто герой распарывает брюхо чудищу.

После победы над Змеем его тушу сжигают на костре .В. Я. Пропп указывает два ответвления данного сюжета: во-первых, вместо сухопутного чудища, находящегося под калиновым мостом, в сказке может быть морское чудище, обитающее в пучине и требующее себе человеческих жертв. Это, на мой взгляд, отголоски представлений о ящере, более поздние, чем палеолит. Во-вторых, значительно более поздним, связанным уже с развитием государственности, В. Я. Пропп считает мотив змееборчества типом борьбы Георгия с драконом.

Если мы подытожим все признаки сказочного чудища, с которым герою  неминуемо надлежит сразиться, то получим следующее.

1. Чудище огромно и непомерно сильно. Оно не крылато.
2. Оно «хоботисто» или у него несколько голов на длинных шеях.
3. Схватка с чудищем происходит у калинового моста; иногда чудище бывает прикрыто этим мостом.
4. Обязательной чертой схватки с чудищем является огонь (огненная река); иногда чудище само извергает огонь.
5. Своих противников чудище «вбивает в землю».

Не думаю, что будет большой натяжкой признать в этих сказочных приметах чудища обрисовку древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников (калины). Длинношерстные мамонты, размахивая длинными хоботами, прорываясь сквозь «огненную реку», могли и сами быть носителями огня. Охотники, загнавшие мамонтов в яму, должны были окончательно одолеть их, распарывая чрево, пронзая копьями, забрасывая камнями. Мамонты хватали охотников хоботами и, вероятно, действительно «вбивали в землю». Роспись В. М. Васнецова в Историческом музее даёт хорошую реконструкцию этого охотничьего эпизода.

Произведём расчёт, который пригодится нам и для последующего. Когда речь идёт о народной памяти, то в качестве условной единицы удобнее всего взять одно поколение рассказчиков: дед рассказывает внукам. В точных цифрах годов интервал между рассказчиком и слушателями примерно равняется полувеку; через 50 лет слушатели-мальчишки сами станут стариками, передающими своим внукам то, что они в своё время восприняли от деда. От последних живых мамонтов Восточной Европы до русских крестьян-сказочников XIX века прошло около 240 «поколений рассказчиков», а для Сибири – всего около 150 поколений. Много это или мало?

Следует учесть, что схватки с мамонтами происходили на протяжении по крайней мере 500 «поколений рассказчиков», и на глазах одного рассказчика за всю его жизнь они повторялись сотни раз. Для того чтобы все героические и трагические стороны этих жизненно необходимых схваток запечатлелись в памяти людей, времени было более чем достаточно. Конечно, за те 240 поколений, когда рассказ вёлся уже о прошлом, не подкреплялся свежими впечатлениями и превратился в чудесную сказку с фантастическими для слушателей персонажами, многое забылось, перепуталось, смешалось с другими, новыми образами, но то, что, несмотря на вполне естественную путаницу, в сказках удаётся все же выделить несколько устойчивых элементов, ведущих нас к палеолитической охоте, является очень интересным.

Очень важны общие наблюдения фольклористов над жизнью и местом в сказочном фонде сюжета «победитель змея». А. И. Никифоров установил его повсеместность, широкое проникновение в разные сказки и вместе с тем отсутствие специальной сказки, посвященной только бою с чудищем. За этим сюжетом «неправомерно сохранять наименование особой сказки, а более правильно видеть в нём только подвижной эпизод, вовлекаемый в связь с другими по мере надобности».

Эту мысль поддерживает и новейший исследователь волшебных сказок Н. В. Новиков, упоминая, что «этот подвижной эпизод в русском материале входит в сочетание более чем с 20 сюжетами» . Из этого становится ясно, что пришедший из другой эпохи красочно описанный бой с хоботистым Змеем оказался таким самостоятельным, своеобразным и впечатляющим эпизодом, который не могли, не хотели забыть. Он не был законченной сказкой, потому что возник в до сказочный период, но титаничностью своих образов и героичностью ситуации импонировал рассказчикам, и они вплетали его всюду, расцвечивая им более бледные сюжеты позднейших эпох, видоизменяли, осмысливали неясное, дополняли. Позднее, когда южные кочевники начали нападать на оседлых земледельцев, чудище-мамонт всё более принимало черты символического огненного Змея, часто верхом на коне (Змей на коне!), олицетворявшего внезапно нападавшего внешнего врага.

Таким образом, можно считать, что к палеолиту восходят в сказках три элемента: связь с инициациями (испытания для добра-молодца), образ женского охотничьего божества (бабы-Яги) и героическое описание грозных схваток с мамонтами».

Истории Геродота о праславянских племенах.
Язычники не воспринимали христианство враждебно.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*