Древний устный эпос ариев Риг-Веда, записанный индусами на севере Индии, на языке ариев ведическом санскрите, является древнейшим литературным памятником конца 3-го — начала 2-го тысячелетия до н. э. Риг-Веда — ṛgveda — «хвала знанию» (Риг (рич) — ṛc —«хвала, стих»; Веда — veda — знание).
Стихи гимнов Ригведы писали поэты, воспевавшие божественную картину мира, их называли «РИШИ»- rshi —( от корня «РШ»/»АРШ» — rs/ars — устремляться, течь, изливать). Речь в Риг-Веде сравнивается с рекой, мы и сейчас говорим «РЕЧИстый» о человеке складно рассказывающем что-то.
В русском языке РЕЧь образно связана с РЕКой, текущей то плавно, то стремительно. В древнерусской азбуке буква Р называется «Рцы» — речь, в древнерусском яз.: «реки» — говори; РЕКЛ ЕСИ – (ты) сказал! Слово РЕКЛама имеет тот же корень.
Для написания гимнов Риг-веды поэтам, пишущим гимны — «РШИ» или «РИШИ»–rshi-, требовалось божественное «ДХИ» — dhi – вДОХновение, и тогда поэта называли «ДХИРА» — dhira — обладающий ДХИ -dhi– вдохновением, одарённым мудростью. Благодаря ДХИ — dhi – божественному вДОХновению, поэт считался посредником между людьми и богами.
Поэтов, одарённых мудростью, в Риг-Веде называют «КАВИ» — kavi — мудрый, мудрец, поэт; «ВИПРА» — vipra — вдохновенный, трепетный, поэт, певец (от корня vip (вип/виб)– ВИБРИровать, трепетать, дрожать); «КАРУ» — karu — певец, вдохновитель (от глагола КАР — kar – восхвалять.)
В Ригведе Варуна — это Бог-Хранитель мирового порядка, Бог Судьбы, все ведающий и карающий бог. В древнерусской народной традиции Ворон считается птицей говорящей и символизирует пророчество. Ворон считается одновременно символ добра и зла, света и мрака, смерти и плодородия, долголетия, мудрости и разрушения. В христианской символике Ворон — символ грехопадения, он сидит на Древе Познания, с которого Ева срывает плод. В древнерусском счёте ВРАН (Ворон) означает 10 миллионов. Скандинавы и древние германца изображают двух Воронов на плечах Одина, имя одного ворона — Мысль (Хугина), а другого — Познание (Мунина).
Вдохновение дает возможность мудрому поэту (dhira) владеть Божественной Речью, которую в Риг-Веде олицетворяет богиня ВАК (от глагола «ВАК» — Vac — слово, речь, говорить, ВЕЩать). Богиня Вак — Vac — Богиня Слова и Речи, естественно, могла быть только богиней Слова произнесённого, и УСТНОЙ Речи. В Риг-Веде «Речь богиня Вак говорит: «Кого возлюблю, того делаю могучим, того — брахманом, того — риши, того — мудрым».
В Риг-Веде прослеживается отношение к РЕЧИ, как к особой творческой СИЛЕ, превращающей обычный текст в поэтический. Отношение к СЛОВУ, как к божественной СИЛЕ и сейчас живёт в душе народа. В Библии от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.»
САМО СЛОВО в Риг-Веде было БОГОМ, и в нём заключалась божественная СИЛА.
В Священном Писании под «СЛОВОМ» имеется в виду некая глобальная информационная суть, включающая в себя всеобъемлющее содержание всего. Нужно следовать религиозным нормам жизни, чтобы не причинить зла себе и другим. Слова святых книг продиктованы Творцом, в них дана техника безопасности человечества.
Все и вся на Земле и во Вселенной находится друг с другом в причинно-следственной связи. Объекты и свойства Вселенной заключены в единую глобальную информационную структуру, в которой всё идёт по заданным Богом законам. Богу подвластно появление, изменение или удаление любых объектов, свойств, процессов, в том числе хода времени.
Щрава — śrava — Слово. Щраваха — śravaḥ — хвалебное слово, громкая хвала (Слава)
Щраванья — śravaṇīya — Славяне, означает «славные». Говорим славяне, разумеем слава. Говорим слава, разумеем слово. Имя славяне происходит от славные потому, что словесные, одаренные словом люди. Язык Славянский — славный памятник по своей древности, величию и природному совершенству.
Щраваньа — zravaNa — «приобретение знания, мудрости», учение. Щравана — śrāvaṇa — учить, «приобщаться к ведам».
Наши предки обожествляли Речь, само Слово было Божеством. Святое Слово в образе богини Вак было посредником между миром людей и миром богов. Трудно найти народ, который бы так же верил СЛОВУ, как русские люди. Православные христиане и сейчас убеждены, что в СЛОВЕ таится особая СИЛА (в переводе с санскрита Śīla — СИЛА означает НРАВСТВЕННОСТЬ). В нравственности была и есть сила русской патриархальной семьи, а девизом любого вида деятельности на Руси было: «Слово и Дело».
Вся природа мифах и сказаниях наполнялась разумной жизнью, чувством, умом и словом. Обращаясь к природе человек всегда находит сочувственный отклик. В плеске волн, в шёпоте древесных листьев, в треске раскалывающейся скалы, в свисте ветра и шуме водопада, реве и мычании животных, крике и пении птиц, жужжании насекомых- в каждом звуке, раздающемся в природе, поселяне слышат таинственный разговор – ВАЧАНА — Vaciana — ВЕЩание ВЕСТЬ, речь; Вакья — Vacia — Говоренье. (родственные слова в др. рус. яз.: ВЫЧЕНИЕ – учение; рус. яз.: вече, вещать, вещий, вокал…; сленг: «ВЯКать», а когда-то в далёкой древности оно означало «говорить»)
Вак — vāc — речь, голос, говорить, язык (в том числе животных), звук (неодушевленных предметов — барабана, камней…). vācam, vācīr , vāciṣ — поднять голос, произнести звук, крик, вызов. (RV).
Вакти — vakti (vacmi , vakṣi , vakti , Impv.: vaktu ; vívakti ; pf. увака — uvāca (RV).; vavāca,vavakṣé (RV.) ; авокат — avocat, avoccata (RV.); вокати — vocati, vocate, vecāti; vocét , voceta ; vocatu ; Буд.:. вакта — vaktā; vakṣyáti (RV.); — говорить, сказать, скажите, объявить, проповедуйте, читать, поучать;
tam idaṃ vākyam uvāca — он говорил эту речь к нему; в ответ, (RV), то есть объяснять, упрекать поносить ;
Вакаяти — vācayati, vācayate (vācayīta, vācyate) — воззвать, каяться, высказать , возопить, читать, произносить, объявить
Вивакшати — vivakṣati , vivakṣate (Pass. vivakṣyate) — желать, высказать, высказывать, выговоривать, вычитать,
Ававакит — ávāvacīt — взывать, молить, вопить и плакать (RV.) (Рус. вякать; фр. Vac; греч.. ἐπ for ϝεπ in ἔπος , ὄψ , ὄσσα &c ; лат. vocare , vox ; нем. giwaht , giwahinnen , erwhnen.)
Зрат, зрад – zrat, zrad — Вера; со словом «Сатья — satya — святая» = истинная, святая вера.
Зрад-да — Zrad-dhA, зрад-адати — zrad-adhAti, зрад-атте — zradhatte — иметь веру или вера, есть вера или доверие, поверьте, быть истинными или доверчивым.
Зрада — zraddhA — вера, доверие, уверенность, доверчивость, вера.
Зраддая — zraddhayA — «верить в»,
Зраддая — zraddhayA (Дивья) — доверие, уверенность, верность (Богу)
Зраддана — zraddAna — вера, верность
Зрадда-на — zraddhA (na) — (не) верить» (RV).
Зрадда-дана — zradda-dhAna — веря, имея веру.
Сакральная лексика ведического санскрита лежит в основе русского языка! Все слова по теме «В начале было Слово…» взяты из санскрит — английского словаря и относятся к «Риг-Веде» — древнейшей части индийских Вед, написанной на ведийском санскрите. В санскрит-английском словаре все слова из «Риг-Веды» отмечены буквами (RV)