Вторник , 25 Июнь 2024
Домой / Язык – душа народа / Пришёл Спас, яблочко припас

Пришёл Спас, яблочко припас

Ежегодно, 19 августа, отмечаются большой церковно-христианский праздник —  день Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — один из 12 важнейших праздников для Русской православной церкви. Этот праздник установлен в память об описанном в трёх Евангелиях явления Иисуса Христа перед апостолами на горе Фавор за 40 дней до распятия.

«Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков».

В народе этот праздник называют Яблочный Спас. К этому времени созревали яблоки и начинался их сбор — «Пришёл Спас, яблочко припас», – говорят в народе. А как ещё проявился образ яблока в русском языке и культуре?

Популярный на Руси фрукт известен с XI века, когда при Киево-Печерской Лавре появились первые монастырские яблоневые сады. К XVI веку яблоня добралась и до северных районов Руси, и всё это время путём селекции и отбора садовых дел мастера выводили всё новые сорта яблонь. В XIX веке в России их исчисляли сотнями, особенно популярными были популярны сорта яблок боровинка, белая и красная анисовка, антоновка, белый налив, скороспелка, грушовка, апорт. Эти названия и сейчас нам хорошо знакомы.

Адам и Ева в Эдемском саду

Яблоня – дерево с богатой культурной историей. О том, что райское Древо Познания было яблоней можно поспорить, поскольку в Библии прямо не указывается, что Ева съела именно яблоко. Запретный плод в разных книжных культурах превращается и в гранат, и в фигу, и даже в пшеницу и виноградные грозди.

И хотя ассоциации с яблоком как символом искушения закрепились в христианской религиозной традиции, нельзя игнорировать и тот факт, что яблоко в руках Христа считается символом спасения.

Шапка, скипетр, держава — Большого Hаряда, 1627 год

Цари, называвшие себя посланниками бога на земле, держали в руках державу – яблоко царского чина, или державное яблоко. Этот шар, считавшийся регалией левой руки царя, был выполнен из драгоценных металлов, украшен камнями и увенчан крестом.

Яблоко, яблоню на Руси почитали и связывали с ними важные события в жизни. Цветы дерева служили украшением на свадьбах; сваты вручали будущей невесте яблоко, а она вольна была его принять, если соглашалась на замужество; если молодые обменивались яблоками, это говорило о взаимной симпатии; повитухи на крестинах раздавали всем яблоки; после купания крещёного младенца воду выливали под яблоню, чтобы малыш рост красивым и здоровым.

Яблоко – это не только плод, есть оно и в теле человека, да не одно: адамовым яблоком называют выступающий кадык (якобы в горле мужчин застрял кусочек того самого запретного плода); из-за шаровидной формы глаз называют глазным яблоком; врач и лингвист В. И. Даль в своём словаре упоминает «яблоко бедерной кости, округлый конец вертлюга, вставленный в лунку таза».

В русских народных сказках немало упоминаний о яблоне и её волшебных плодах, причём они там не для красоты, а чаще всего становятся полноправными участниками сказочного повествования. В сказке «Гуси-лебеди» яблонька прячет под своими ветвями убегающих детей, защищает детей от погони.

В «Сказке о серебряном блюдечке и наливном яблочке» героиня приговаривает:

«Катись-катись, яблочко, по серебряному блюдечку, показывай мне города и поля, леса и моря, и гор высоту, и небес красоту! Катится яблочко, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки́ на полях…».

Молодильные яблочки наряду с живой водой способны продлевать жизнь и возвращать силы. В сказке «Крошечка- Хаврошечка» героине помогает удачно выйти замуж яблонька, на которой «яблочки висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные», .

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин даёт аппетитное описание плода напоённого ядом, и история с яблоком становится переломной в повествовании:

Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…

У Бунина в «Антоновских яблоках» всё пространство пропитано ароматами:

в саду «тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести»; «войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие». И перед обедом раньше других угощений появляются на столе «яблоки – антоновские, бель-барыня, боровинка, плодовитка…».

В рассказе есть и народные приметы, связанные с яблоками: «Ядрёная антоновка – к весёлому году», «Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился…»

Яблоко раздора, Парис должен вручить «Прекраснейшей» богине

И во фразеологии яблоко отметилось: попасть в яблочко, яблоко раздора, яблоку негде упасть, яблоко от яблони.

В «Словаре русских народных говоров» можно обнаружить немалое количество примеров диалектных слов и выражений, связанных с яблоками. Например, яблоки, упавшие с дерева называли па́данки, навалю́шки; сбить в горькое яблоко – сильно избить; мя́клое яблоко – вялое, дряблое; яблоко наверхсы́ти – съеденное после сытного обеда, назагла́дочку – на закуску, на десерт: «щи с кашей съешь, а после яблочко – назагладочку».

Вот и нам «назагладочку» отрывок из стихотворения Саши Чёрного «Яблоки» (1921 г.):

Сколько яблок! В тёмных листьях сквозь узлы тугих сетей
Эти – ярче помидоров, те – лимонов золотей.
Подойдёшь к тяжёлой ветке и, зажмуривши глаза,
Дух их радостный вдыхаешь, как хмельная стрекоза…

Происхождение слова яблоко в этимологическом словаре Крылова Г. А.

Яблоко. Древнерусское — яблъко (шар). Кельтское — ablu. Общеславянское — jablъko (яблоко, шар). Слово «яблоко» в славянских, в частности русском, языках является одним из самых древних. Точное время его происхождения неизвестно, наверняка можно сказать лишь то, что оно существовало уже в период общеиндоевропейского языка. По мнению исследователей, это слово было заимствовано из кельтских языков. Начальный звук j (йот) возник на общеславянской почве. Слово «яблоко» в языках кельтской группы восходит к праформе ablu. В современном русском языке «яблоко» в исходном значении «шар» не употребляется, а обозначает плод яблони. Родственными являются:. Литовское — obuolas. Латышское — abols.

Происхождение слова яблоко в этимологическом словаре Семёнова А. В.

я́блоко, укр. я́блуко, стар. яблика (Жит. Саввы Освящ., XIII в.;), блр. я́блык, др.-русск. яблъко, сербск.-цслав. ѩблъко, болг. а́бълка, я́бълка (Младенов 701), сербохорв. jȁбука ж. «яблоко, яблоня», jȁбуко ср. р. «яблоко», словен. jábolko, чеш. jablko, стар. также jablo, слвц. jablko. польск. jabłko, в.-луж. jаbłоkо, диал. jаbłуkо, н.-луж. jabłuko, полаб. jobkǘ. || Праслав. *ablъko из *āblu— родственно лит. óbuolas, obuolỹs,  obelìs «яблоко», лтш. âbuõls, âbele — «яблоко», др.-прусск. woble «яблоко», др.-в.-н. арful «яблоко», крым.-гот. ареl, др.-ирл. аbаll , лат. Abella — название города в Кампании (Шампани), который славился своими яблоками.

Среди русских пословиц и поговорок есть несколько, посвящённых яблоне и её плодам:
Красному яблоку червоточинка не укор;
Криво дерево, да яблоки сладки;
Кто по яблоку в день съедает, тот болезней не знает. Недаром про здорового человека говорят: «Румяный как яблочко».

Народные пословицы и поговорки о Яблочном Спасе:

«Каков Яблочный Спас, таков и Покров»,
«Спас – время частых перемен в погоде»,
«Каков этот день, таков и январь»,
«Коли сухой этот день, будет сухая осень, мокрый – мокрая осень, ясный – суровая зима».

Яблочный Спас — Преображение Господне.

Гениальные стихи Сергея Есенина написаны 105 лет назад про свет Фавора, который не постичь тем, что властвуют на Западе. И о нас, людях Севера, людях Востока, о русском поле и о Содоме…

***
Радуйтесь!
Земля предстала
Новой купели!
Догорели
Синие метели,
И змея потеряла
Жало.
О Родина,
Мое русское поле,
И вы, сыновья её,
Остановившие
На частоколе
Луну и солнце, —
Хвалите Бога!
В мужичьих яслях
Родилось пламя
К миру всего мира!
Новый Назарет
Перед вами.
Уже славят пастыри
Его утро.
Свет за горами…
Сгинь, ты, английское юдо,
Расплещися по морям!
Наше северное чудо
Не постичь твоим сынам!
Не познать тебе Фавора,
Не расслышать тайный зов!
Отуманенного взора
На устах твоих покров.
Все упрямей, все напрасней
Ловит рот твой темноту.
Нет, не дашь ты правды в яслях
Твоему сказать Христу!
Но знайте,
Спящие глубоко:
Она загорелась,
Звезда Востока!
Не погасить её Ироду
Кровью младенцев…
Уже встал Иоанн,
Изможденный от ран,
Поднял с земли
Отрубленную голову,
И снова гремят
Его уста,
Снова грозят
Содому:
«Опомнитесь!»

С Праздником Преображения, православные!

Ямщик и почта
О происхождении русских фамилий

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*