Ежегодно 19 августа, отмечаются два больших праздника — это известный в народе Яблочный Спас и церковно-христианский день Преображения Господня.
Народные традиции праздника Яблочный Спас сложились в глубокой древности и с языческих времен обычаи праздника связаны принесением благодарности природе за собранный урожай. Древнеславянский День урожая связан с окончанием главных летних полевых работ. В этот день праздновали Осенины — первую встречу с осенью, так как считалось, что с этого дня лето сменяется осенью, вся природа преображается и дарит людям плоды нового урожая.
С принятием христианства на Руси, православная церковь не стала нарушать сложившиеся веками народные обряды и традиции праздника, но привнесла в празднование новый смысл, связав языческие представления о преображении Природы с Преображением Господним — одно из двенадцати важнейших библейских событий. Языческие традиции органично сплелись с идеями православного христианства и с тех пор 19 августа стал всеобщим праздником.
Народные обычаи и приметы Яблочного Спаса
В Яблочный Спас проходило большое количество ярмарок и народные гулянья, было принято щедро угощать окружающих освящёнными яблоками, такое проявление искренней доброты принесёт дарителю собственное благополучие.
Первое освященное яблоко надо съесть и оно принесёт вам большую радость. На первое освящённое яблоко обычно загадывали желания, которые часто сбывались. Незамужние девы, желавшие выйти осенью замуж загадывали на первое яблочко имя своего возлюбленного.
Считалось что горох, собранный в Яблочный Спас наделён особой целительной и магической силой плодородия. Блины приготовленные с начинкой из гороха приносили удачу в делах и семейное счастье.
Это был последний день теплого лета и, по народной традиции, на закате дня с песнями и плясками православный народ провожал солнце.
Народные пословицы и поговорки о Яблочном Спасе:
«Пришёл Спас, яблочко припас»,
«Каков Яблочный Спас, таков и Покров»,
«Спас – время частых перемен в погоде»,
«Каков этот день, таков и январь»,
«Коли сухой этот день, будет сухая осень, мокрый – мокрая осень, ясный – суровая зима».
В день 19 августа православные христиане отмечают праздник Преображения Господня (греч. Μεταμόρφωσις τοῦ Κυρίου καὶ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ) — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
В память об этом библейском событии священнослужители, облаченные в белые одежды, проводят в христианских церквях божественную литургию в честь Преображения Господа, а после службы священники проводят освящение яблок, винограда и других плодов августа, как дань древним народным обычаям и традициям верующих христиан. Часть освящённых плодов нового урожая принято оставлять в церкви. Это считается даром Богу от благословленной им природы.
В праздник Преображения Господня священнослужители проводят обряд окропления земли святой водой и озимых семян для засевания поля.
Спаситель вместе с тремя своими учениками – апостолами Петром, Иоанном и Иаковом – отправился молиться на гору Фавор. Во время долгого пути на довольно высокую гору Фавор апостолы присели отдохнуть и задремали от утомления. Проснувшись, ученики Христовы увидели, что Господь преобразился. Изменилось и засияло Его лицо и одежды солнечным светом, и раздался голос:
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте!».
Рядом со Спасителем стояли два великих пророка – Илия и Моисей и предрекли Господу о Его будущих крестных страданиях. В те времена простые люди из народа почитали Христа как Илию, посему Он и явился. Мессия запретил своим ученикам рассказывать о случившемся до Его крестной смерти.
В Евангелии о событии Преображения очень похоже рассказывают евангелисты Матфей, Марк и Лука.
На утрене, то есть накануне праздника, звучало Евангелие от Луки (Лк. 9: 28–36). Начинается оно словами:
«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться.» (Лк. 9:28)
В предшествующих стихах Евангелия (Лк. 9:18–27) рассказано, как Господь после того, как апостол Петр назвал Его Христом (Помазанником) Божиим, говорит ученикам:
«Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9:22).
Призвав желающих идти за ним отвергнуться себя и взять крест свой, Спаситель таинственно завершает:
«Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. 9:27).
И вот спустя недолгие дни на глазах трёх самых верных учеников произошло это явление Царствия Божия в силе.
Они поднимались в гору Фавор для молитвы ночью и оказались на вершине в предрассветный час (потому и были «отягчены сном»). Тогда-то они и увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Евангелист Матфей пишет:
«просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2), а евангелист Марк уточняет про одежды, что они «сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9:3).
Ни один из евангелистов не может найти слов, в полноте передающих этот свет, это сияние, — да и нет таких слов для Божественного, неземного явления.
Спасителю предстояли два пророка: Моисей и Илия, они говорили с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» — о предстоящей Голгофской жертве. И Моисей, и Илия — Боговидцы, Которым при жизни являлся Господь; об этом как раз было чтение из Ветхого Завета на вечерне праздника.
А еще святые отцы говорят, что Илия, который взят на небо живым, предстает как бы за всех живущих, а Моисей, о смерти которого говорит Библия — за всех умерших.
Благодать, явившаяся в силе, как немыслимо себе представить человеку. Что ответить этому, что помыслить? Только «Хорошо нам здесь быть!» (Лк. 9:33) — как восклицает Пётр, и тут же добавляет наивно в восторге и самозабвении: «Сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии!», а евангелист Лука отмечает: «не зная, чтó говорил» (Лк. 9:33). Евангелист Марк поясняет: «не знал, что сказать; потому что они были в страхе» (Мк. 9:6)
В греческом монастыре на горе Фавор очень трогательно воплотили эту мысль Петра о трёх кущах-шалашиках — так и поставили их возле храма.
Ученикам «явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако» (Лк. 9:34), а у евангелиста Матфея:
«се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались». (В церковнославянском звучании: «ученики падоша ницы и убояшаса зело») (Мф. 17:5).
Апостол Петр в своем послании христианам засвидетельствовал событие Преображения Господня:
«Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа… быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет. 1:16–18)
Тропарь, глас 7
Преобразился еси́ на горе́, Христе Боже, показа́вый ученико́м Твоим славу Твою, я́коже можа́ху; да возсия́ет и нам грешным свет Твой присносу́щный, молитвами Богородицы, Светода́вче, слава Тебе.
Здесь почти все слова понятны, отличия от привычного — только в формах. Нетрудно понять, что показавый = показавший; что слово «можаху» как-то соотносится со словом «может».
Объясним наименее понятное:
Якоже можа́ху — насколько они могли (ее, славу, видеть). Присносу́щный — вечный (присно — постоянно + сущный — сущий, существующий). Светодавче — это форма обращения (звательный падеж) к Светодавцу — Подателю света.
Господь на Фаворе показал ученикам Свою славу в той мере, в какой они могли её увидеть, ослеплённые ею, упали в трепете. А мы просим, чтобы и нам, грешным, смертным, земным людям открылось созерцание этого Божественного Света!
Кондак, глас 7
На горе́ преобразился еси́, и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои, славу Твою, Христе Боже, ви́деша: да егда́ Тя у́зрят распина́ема, страдание у́бо уразуме́ют во́льное, ми́рови же пропове́дят, я́ко Ты еси́ воистину Отчее сия́ние.
Якоже вмеща́ху — насколько они вмещали (примерно то же, что в тропаре «якоже можаху»!). Ученицы́ — ученики, другая чем современном языке форма множественного числа. Егда́ — когда. Страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное — уразумеют, что Твое страдание добровольно.
Кондак делает упор на том, что сияние Божества во Христе было явлено ученикам для того, чтобы они во время Его страстей и распятия помнили, что Он принял это по Своей воле.
Своим Преображением Спаситель позволил ученикам воочию лицезреть преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Будем же и мы стремиться жить по-христиански, чтобы возсиял и нам, грешным, свет Преображения Христова!
В праздник Преображения Господня нам, православным христианам, надлежит поразмыслить о преображении наших душ, и вспомнить слова Сына Божия «Бодрствуйте и молитесь»(Марк 14, 38). Нам следует бодрствовать не только телом, но и сердцем, что означает беречь нашу душу от греха