Четверг , 10 Октябрь 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Обряды проводов казака в военный поход

Обряды проводов казака в военный поход

Проводы казака на военную службу или на войну становились важной вехой в его жизни. Жизнь под родным кровом заканчивалась, впереди была неизвестность и опасность военного похода, в котором казаку следовало обрести воинскую славу, доказать свою смелость и показать мужество в бою. Казаки – обособленная часть русского народа, имевшая общие с ним духовные ценности.

Донские казаки принадлежали к воинскому сословию и никогда не возделывали землю, поэтому большим оскорблением для казаков было услышать в свой адрес обращение «мужик». Всячески дистанцируясь от закабаленных мужиков-землепашцев, привыкших гнуть спину на помещиков, свободолюбивые казаки ненавидели это слово, предпочитая, чтобы их называли «мужчинами» или «братцами». Если же кто-нибудь оговаривался по незнанию, то тут же следовал ответ: «Мужики в лаптях, а казаки — в лампасах!», после чего желательно было извиниться за причиненную обиду. «Хочешь быть молодцем, так будь джигит, а не мужик», — поучали старые казаки молодых.

Привыкшие воевать, а не взращивать на полях урожай, донские казаки издали указ: «Чтобы никто и нигде хлеба не пахали и не сеяли, а если станут пахать, и тогда бить до смерти и грабить, а кто хочет пахать, те бы шли в прежние свои места, где кто и жил».

«Собственно, русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо, которого образчик он видал в заходящих торгашах», — писал Лев Толстой в повести «Казаки», изданной в 1852 году. По наблюдениям писателя, некоторое время прожившего в станице Старогладовской, гребенские казаки или гребенцы — этносоциальная группа казаков, проживавшая на Северо-Восточном Кавказе  с таким же пренебрежением относились к «шаповалам» — переселенцам с Украины.

Вольный образ жизни донских казаков, имевших свой собственный независимый от государства казачий устав, очень раздражал царя Петра I, который, желая усмирить и подчинить их себе даровал Войску Донскому новый герб, на котором был изображён казак с голым торсом, но в шапке, сидящий на винной бочке, с оружием и рогом в руках.

Казаки носили каракулевые папахи не для тепла, а для чести, в силу специфичного кроя папаха не позволяла бойцу ходить с опущенной головой, в этой горделивой осанке отражалось традиционное мировоззрение казаков никогда и ни перед кем не гнущих свои спины.

Казацкая папаха была важным атрибутом самоопределения казака, а потому, сбив её с головы, оппонент наносил служивому глубокое оскорбление. Упавшая шапка была олицетворением вызова на поединок, где обидчик мог доказать свою правоту, а казак отстоять своё доброе имя. Оберегая бойца в бою, казацкая папаха олицетворяла собой его воинское достоинство, мужество и мудрость, а её потеря сулила казаку скорую смерть. Об этом поётся в народной песне донских казаков «Ой, то не вечер, то не вечер…»:

Как налетели ветры злые 
Да с восточной стороны, 
Ой, да сорвали чёрну шапку 
С моей буйной головы. 

А есаул догадлив был, 
Он сумел сон мой разгадать, 
Ох, пропадёт, он говорил, 
Твоя буйна голова. 

 Серьезным оскорблением достоинства запорожского казака было отсечение его длинного чуба-оселедца, за который, по поверью, Бог должен был вытащить его из ада за многочисленные убийства врагов.

Обязательным элементом воинского обмундирования казака была шашка,  служившая символом всей полноты его прав. Получив шашку из рук стариков в 17 лет, казак должен был с честью исполнять законы казачьей общины, нарушение законов могло повлечь унизительное лишение шашки. Если «братец» раскаивался в своих деяниях, то спустя некоторое время по решению Казачьего круга ему возвращали оружие, в противном случае его изгоняли из казачьего войска.

Проводы казака на войну

Родные казака подходили к проводам казака на военную службу со всей ответственностью, по старой казачьей присказке от службы можно было ожидать всякого: «или грудь в крестах, или голова в кустах».

За века существования российского казачества проводы на войну обросли множеством традиций, которые на Дону сохранялись вплоть до 1917 года.

После того, как становилось известно о призыве на военную службу, которая длилась пять лет, казака освобождали от работы. Казак должен был сам готовить снаряжение для службы, и к этой подготовке подходили с большой ответственностью — воинское снаряжение казака проверял атаман. Обычно набиралось довольно много вещей необходимых в военном походе, поэтому вещи казака заранее отправляли к месту сбора.

На проводы казака без особого приглашения собиралась вся родня, приезжали с дальних хуторов и станиц, считалось, что на проводы нужно приходить по своему желанию. Никто не знал даст ли Бог ещё раз свидеться с родственником. Продолжительность проводов определялась достатком  семьи, но обычно они длились 2—3 дня.

В каждой казачьей станице могли быть свои особенности. В некоторых казацких станицах было принято гулять на проводах неделю, в других — на первый день за столом собирались только самые близкие люди, а дальние родственники и знакомые приходили на второй или даже на третий день.

Проводы казака в военный поход начинались с молебна в церкви, куда собирались атаман, казаки и их родные. После молебна священник кропил прихожан святой водой, благословляя верой и правдой служить Богу, царю и Отечеству, затем атаман говорил напутственное слово. Только после молебна все гости шли по домам казаков-призывников и садились за столы.

В каждом доме казака-призывника непременно сажали на самое почётное место в «красный угол», а справа и слева от него садились отец и мать. Если на войну уходил молодой парень, то пить ему не дозволялось, а следовало слушать наставления старших казаков и внимать им. Участвовать в застольях со взрослыми на равных мог только казак, прослуживший много лет. Холостой и одинокий казак мог пригласить на проводы к себе молодежь.

Пришедшие на проводы должны были принести казаку подарки: новую одежду, бритвенные принадлежности, оружие, табак, вышитый кисет. Дарили и деньги, чтобы казак мог купить себе то, чего не хватает. Приносили продукты, которые казак мог взять в дорогу.

Застолье предварялось песнями и плясками молодежи, пожеланиями казаку хорошей дороги и здоровья. Застолье начиналось с выступления крестных родителей казака: крестный отец благословлял его, а крестная мать перевязывала молодого казака рушником крест накрест. Если казак был не женат, то присутствующие девушки прикалывали к его черкеске цветы или расшитые платочки, первой это должна была сделать невеста.

Этнограф из кубанского университета Людмила Валентиновна Мальцева в своей работе «Возрождение кубанских традиций» указывает, что гулянья молодежи длились на проводах недолго. Вскоре взрослые казаки отправляли юношей и девушек восвояси, но взрослые из-за стола не уходили.

Уходящий на военную службу казак должен был по традиции поднести каждому гостю стакан вина, в ответ выслушать советы, как уберечься на войне от беды. Казаки вспоминали былое, рассказывали казацкие байки.

Казаки перед выходом на службу. 1875-1876

Благословение казака от всей семьи

Наутро, когда казак должен уехать, происходил обряд благословения. Присутствовали при нём только близкие люди — жена, отец с матерью, дед с бабкой.

Казак преклонял колени, и отец благословлял его иконой Спаса или Святого, чьё имя носил казак, напутствуя его быть храбрым и не посрамить «славы казачьей». Если отца не было, благословить мог старший в семье — брат, дядя, дед или крестный отец.

Обычно благословение звучало так: «Дай Бог всего лучшего, служить верою правдою царю-батюшке Николай Александровичу, вернуться на родную Кубань к родным отцу-матери, к жонке молодой». Казак же просил прощения у всех и выражал надежду: «Бог даст — вернусь!».

Матушка вешала на шею сына иконку, после чего он целовал все иконы в доме и просил у Христа, Богородицы и святых заступничества в ратном деле. После прощания с родителями, казак прощался с женой и детьми. После этого гости, ночевавшие в доме, приглашались к столу — завтракать.

Казаки российской императорской армии.

Выход казака со двора

После завтрака наступало время отъезда и все выходили во двор, где родители благословляли сына ещё раз. Казак опускался на колени на вывернутую наизнанку шубу, «чтобы было не голо служить», отец благословлял его иконой, а мать угощала сына хлебом с солью. Затем казаку подводили коня под походным тюком, жена кланялась коню в ноги, чтобы вывез мужа в лихом бою, и родителям, прося их, чтобы непрестанно молились о сыне.

Когда казак садился на коня, жена должна была держать коня под уздцы; если казак был холост, коня держал отец. Мужчины подавали казаку оружие.

Выехать с родного двора казак должен быть верхом через распахнутые ворота. Считалось хорошей приметой, если конь при этом перескочит через какое-либо препятствие, которое специально ставили на пороге. Очевидно, считали, что если конь не запнётся, то и в бою вывезет. Если же конь спотыкался, верили, что служба будет тяжкой, и казака ждет, быть может, ранение. Если же в момент выезда со двора конь начинал ржать – считалось, это к смерти.

Работник Старочеркасского музея-заповедника А. Н. Полякова пишет, что, выезжая со двора, казак должен был непременно выстрелить в землю, как бы отгоняя чертей. На улице он снова спешивался, жена брала коня за уздечку и вела к месту сбора в станице, и провожала мужа, желая ему благополучия и скорого возвращения на том же коне, на котором уехал. Холостого казака провожали мать или сестра, бабушка.

После этого казак забирал у жены повод, прощался с детьми, всех целовал, и просил мать дать ему «неиспитой» воды — чистой воды из колодца, к которой никто не прикасался. Мать специальным образом «освящала» её, крестообразно посыпая в воду соль и читая молитву «Отче наш». Затем она плескала воду вслед сыну, прося Бога, чтобы сын вернулся домой целым и невредимым. Казак садился в седло, снимал папаху, крестился в сторону дома и родных и уезжал к месту сбора. До его возвращения ответственной за семью оставалась жена, которая надевала на голову особый платок — «печальник» и снимала его только тогда, когда казак возвращался с военной службы домой.

История превращения ели в Рождественское дерево
Особая Сила в горсти родной земли

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*