9 февраля 1897 года, состоялась первая всеобщая перепись населения Российской империи. Её инициатором стал Вице-председатель Императорского Русского географического общества, основатель отечественной статистики Пётр Семёнов-Тян-Шанский. До этого момента император не знал, сколько у него подданных, кто эти люди, чем они занимаются. Ранее переписывали отдельные районы или социальные группы, но лишь для того, чтобы понимать, сколько налогов взимать и сколько солдат брать в рекруты. Как удалось организовать работу переписчиков на территории такой огромной страны? Какое отношение к ней имеют Толстой и Чехов? И какой, по результатам переписи, оказалась настоящая, а не воображаемая Россия?
Отец всеобщей переписи
Подготовка к первой всеобщей переписи населения началась ещё с середины XIX века. Её инициатор — русский географ, статистик, председатель Императорского Русского географического общества Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский.
Пётр Семёнов-Тян-Шанский (14 января 1827 — 11 марта 1914) — русский географ, ботаник, статистик, экономист, путешественник, государственный и общественный деятель.
В 1856–1857 годах Пётр Семёнов исследовал Тянь-Шань, недоступный до этого для европейцев, составил впервые схему орографии и высотной зональности горной системы. Инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию. В 1859–1860 годах был членом-экспертом и управляющим делами Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 года. После крестьянской реформы, Петр Семёнов встал в 1864 г. во главе Центрального статистического комитета России и в течение 33 лет, до первой переписи населения России 1897 г., руководил русской статистикой, направляя её на путь точного и научного исследования жизни, обрабатывал в экономико-географическом плане её материалы, публиковал замечательные для своего времени экономико-географические исследования, многократно представлял Россию на международных статистических. конгрессах.
Пётр Петрович проникся либеральными идеями ещё в юности. Учёный много ездил по стране, видел, как народ страдает от крепостного права. Он верил, что когда-нибудь люди в России перестанут быть крепостными. Узнал о подготовке крестьянской реформы, направил письмо сотруднику первого председателя Редакционных комиссий Якову Ростовцеву. Пётр Петрович писал, что с юных лет изучал крестьянский быт в России, затем в Германии, Франции и Италии, в Сибири во время своего путешествия в Среднюю Азию и надеется, что его опыт и соображения могут быть полезны.
Яков Ростовцев позвал Петра Семёнова на встречу, а затем включил его в состав Редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861 года.
«...Ростовцев совершенно не был подготовлен к законодательным работам по освобождению крестьян, до такой степени, что он первоначально не представлял себе даже, что центр тяжести крестьянского вопроса лежал не в личном освобождении крестьян, а в установлении определенных законом аграрных отношений между крестьянами и помещиками в каждом из дворянских поместий, — отношений, связывающих крепостными узами оба земледельческие сословия государства«, — вспоминал Семёнов-Тян-Шанский.
Учёный принял участие во всех работах по освобождению крестьян, в том числе и в составлении самого главного труда 1861 года — «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и был обнародован 5 марта (17 марта) 1861 года, в Прощёное воскресенье. В Манифесте было сформулировано Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом.
Император Александр II хотел не обидеть помещиков и дать крестьянам землю. От того, что влиятельные крепостники отстаивали свои интересы внутри комиссии, итоговый результат получил совсем иной вид.
«80% деревень в европейская части страны оставались временно обязанными. Авторы манифеста заставили за надельные участки платить деньги, а сами участки резко сократились. Крестьяне попали в состояние временно обязанных, под видом выкупа земли оформили выкуп феодальных повинностей. Например, для Центральной России, для нечернозёмной зоны — Москва, Владимир, Тула и т.д. обозначили 166 рублей. То есть каждый крепостной, каждая душа мужского пола, должен был заплатить 166 рублей одновременно. У 90% крестьян таких денег отродясь не было«, — говорит историк, публицист Евгений Спицын.
В переводе на современные деньги 166 рублей середины XIX века — это более 1 млн рублей. Откуда появилась эта цифра? Авторы крестьянской реформы взяли среднегодовой крестьянский оброк разных губерний. Для московского региона, например, оброк составлял 10 рублей в год с одной души мужского пола. Затем эту сумму увеличивали на 49 лет и добавляли 6% годовых, чтобы не страдали землевладельцы, ранее получавшие прибыль.
Свобода крестьянам давалась «в ипотеку«, крестьяне не могли уйти от помещика до тех пор пока не заплатят выкуп 160 рублей. Земельные наделы крестьянам выделяли помещики, как правило, это были суглинки, низменные участки, топи. Такие земельные наделы не могли прокормить крестьянские семьи, не говоря о продаже излишка урожая. По свидетельствам того времени, чтобы уплатить долг помещику, крестьяне трудились на них или отправлялись на заработки в город. Нередки были случаи, когда крестьянки ехали в город и занимались проституцией, чтобы содержать семью и платить барину.
«Отмена крепостного права по сути была аферой, которая привела к усугублению положения крестьян. Вместо того чтобы изменить реальное положение дел, крестьянская реформа привела к ограблению самых тёмных и бесправных. После первой русской революции 1905 года, после череды бунтов по всей стране выкупы за землю отменили. Экономисты подсчитали, что крестьяне переплатили в четыре раза от обозначенной суммы«, — говорит Евгений Спицын.
Пётр Семёнов-Тян-Шанский считал, что выкупные платежи не продлятся долго. Власти увидят крайне тяжёлое положение крестьян и проведут новые реформы. Лучшим зеркалом реального положения дел в стране должна стать беспристрастная перепись населения России. Как учёный и либерал Пётр Петрович в этом был глубоко убеждён и под разными предлогами настаивал на всеобщей переписи населения.
«Научное познание народной жизни и хозяйства народного невозможно без переписи. Перепись нужна и для разверстки податей, учёта хлебных посевов и урожаев, людей, занятых на заводах, фабриках, промыслах, людей, подлежащих воинской повинности. Перепись необходима для того, чтобы виден был рост населения по губерниям и краям России. Перепись покажет, как усиливается колонизация русских окраин»— говорил Семёнов-Тян-Шанский.
Вопрос о всеобщей переписи населения впервые был поднят Семёновым на первом статистическом съезде в 1870 году. Однако правительство идею не поддержало. В начале 80-х годов XIX века в Министерство внутренних дел стали поступать заявления от некоторых земских собраний и губернаторов о необходимости скорейшего проведения переписи населения. Это было связано с неравномерным распределением податей между крестьянскими семействами и увеличением недоимок в сборах с населения. В 1891 и 1892 годах случились страшные неурожаи, по всей стране люди умирали десятками тысяч крестьян. Снова встал вопрос о необходимости иметь точные цифры о численности населения Российской империи. Однако с переписью не спешили.
Как будет выглядеть перепись? Сколько надо переписчиков? Возможно ли переписать всё население страны в один день?
В 1871 году в Москве прошла первая однодневная перепись населения, руководил ей статистик Михаил Саблин, сбором данных занималось 997 человек. Всем переписчикам были даны строжайшие инструкции, некоторые выдержки из них особенно интересны:
«Ночлежные дома переписать до того, как разойдутся ночевавшие в них. Посещать их, во избежание неприятностей, непременно с полицией, но не вводя её в комнаты без особой надобности (буйство, скандалы и т.п.)».
Перепись населения в Москве показала, что на тот момент в Москве проживало 354 тысячи мужчин и 248 тысяч женщин.
…Многаго пришлось насмотреться и узнать молодым студентам в памятную ночь на 12-е декабря, и, вероятно, не скоро изгладится у них приятное впечатление, вынесенное из ночлежных домов.
Таких ночлежных домов, официальных, считается в Москве до 30, из коих большая часть, около 16, скучена на так называемом Хитровом рынке. Ночь с 11 на 12 целый отряд счётчиков отправился на этот рынок и, разделившись на партии, проник во все ночлежныя. Страшная грязь встречала их на каждом шагу, удушающий смрад захватывал им дыхание, так что некоторые, непривычные, не могли выдержать и поспешно выходили на свежий воздух». Журнал «Всемирная иллюстрация» от 15 января 1872 года.
Следующая всеобщая перепись населения Москвы состоялась в 1882 году. Её участником стал Лев Толстой. Он специально взял самые мрачные кварталы города, лично общался с людьми, раздавал деньги нищим. Он хотел во что бы то ни стало изменить жизнь этих людей. Все свои впечатления от увиденного и соображения, как повлиять на ситуацию он изложил в своей ныне забытой публицистической работе «Что же нам делать?» (1884–1886). Книга имела эффект разорвавшейся бомбы, поскольку в высшем свете старались не замечать существующей проблемы. О тотальной нищете и голоде народа говорил сам граф Толстой — совесть русского общества.
«И прежде уже чуждая мне и странная городская жизнь теперь опротивела мне так, что все те радости роскошной жизни, которые прежде мне казались радостями, стали для меня мучением. И как я ни старался найти в своей душе хоть какие-нибудь оправдания нашей жизни, я не мог без раздражения видеть ни своей, ни чужой гостиной, ни чисто, барски накрытого стола, ни экипажа, сытого кучера и лошадей, ни магазинов, театров, собраний. Я не мог не видеть рядом с этим голодных, холодных и униженных жителей Ляпинского дома. И не мог отделаться от мысли, что эти две вещи связаны, что одно происходит от другого».
«Что же нам делать?», Лев Толстой, Ночлежный дом Ляпина в Москве. Здесь произошло знакомство Льва Толстого с «нищей Россией». Художник Владимир Маковский.
Первая Всеобщая Однодневная перепись населения
5 июня 1895 года проект Положения о переписи был утверждён императором Николаем II и издан как «Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи». Её назначили на 9 февраля 1897 года. Объявили, что это мероприятие «не будет служить поводом ни для каких новых налогов или повинностей», а цель её — «познакомиться с населением и изучать его«, а также «составить точные понятия о самых различных условиях народной жизни». Перепись проходила по всей стране, за исключением Великого княжества Финляндского за пределами Гельсингфорса.
В счётчики — так в прошлом называли переписчиков — шли студенты, журналисты, разного рода интеллигенты. Например, Антон Чехов проводил перепись в Серпуховском уезде Московской губернии. К этому времени он уже самолично переписал треть населения 30-тысячного Сахалина и подходил к новой задаче крайне ответственно. В одном из писем того периода он писал:
«…У меня весь январь перепись, среди счётчиков я буду на манер ротного командира…После 10 мне необходимо быть в Москве, но представьте, около 10 начинается перепись, а я при здешних счётчиках что-то вроде боцмана. Перепись продолжится до 28«. — писал Антон Чехов в 1889 году.
Примечательно, что формально руководителем участка числился земский начальник Голяшкин, но, посмотрев, как он работает, Чехов взял на себя всю ответственность за перепись в Серпуховском уезде Московской губернии.
«Счётчики работали превосходно, педантично до смешного. Зато земские начальники, которым была вверена перепись в уездах, вели себя отвратительно. Они ничего не делали, мало понимали и в самые тяжёлые минуты сказывались больными. Лучшим из них оказался пьющий и привирающий a la И.А. Хлестаков — всё-таки характер по крайней мере, хоть с точки зрения комедии, остальные же чёрт знает как бесцветны и как досадно иметь с ними дело…» — писал Антон Павлович.
Учёт проводился по трём категориям населения Москвы: наличному, постоянному (осёдлому) и приписному. В анкете было 14 вопросов: как зовут, где родился, где живёшь, состоишь ли в браке, обучен ли грамоте, чем промышляешь, какого будешь сословия? Ещё интересовали воинская повинность, размер нажитого имущества и даже физические недостатки.
В городах применялся метод само-исчисления, в сельской местности — метод опроса. В сельской местности переписные листы заполнялись счётчиком за 20–30 дней до дня переписи, а в городах переписные листы раздавали хозяевам квартир за 5–10 дней до начала переписи.
В день переписи счётчики вновь обходили свои участки, уточняли сведения и вносили в заполненные листы изменения, которые произошли в составе семьи хозяйств после их первого посещения. На это отводилось в сельской местности четыре, а в городах — два дня. Затем в течение четырёх-пяти дней счётчики приводили материалы в окончательный порядок и сдавали их заведующему переписным участком. Сельские сходы значительно ускорили проверку сельскими счётчиками собранных материалов, дав возможность провести её почти в один день, что невозможно было бы достигнуть при обходе каждого хозяйства в отдельности.
Любопытно: Императорская семья также участвовала в переписи. «Хозяин земли русской« — такую запись оставил император Николай II в графе «Род деятельности». А в графе «Побочные занятия» написал «Землевладелец» Супруга, государыня Александра Фёдоровна, в графе «Род деятельности» — «Хозяйка« и «Побочные занятия» — «Попечительница»).
Чаще всего переписчики сами заполняли листы, поскольку в основной массе население было безграмотное. Недоверие людей ко всякой власти стала главной проблемой счётчиков. При виде человека с бумагами и гусиным пером многие крестьяне бросались врассыпную. Крестьяне не верили, что после этого не введут какой-то новый налог, к тому же, у некоторых были проблемы с законом.
Однако, хуже всего получалось с переписью старообрядцев. Они считали, что ревизия людей неслучайна, а предвещает скорый конец света. В переписных листах, обозначенных литерами А и Б, старообрядцы увидели свой смысл: якобы в листы А заносят тех, кого «отдадут антихристу», а в листах Б будут записаны «Божьи люди» — дворяне и другие господа.
Смерть во спасение души
Самый дикий случай произошёл на хуторах Херсонской губернии Тираспольского уезда в преддверии переписи. Поддавшись влиянию фанатичной раскольнической монахини Виталии, десятки людей стали себя сжигать, предавать мученической смерти, чтобы сразу попасть в «Царствие Небесное».
23 декабря 1896 года сектанты подготовили себе яму, отпели над собой «чин погребения», а затем легли туда и заставили руководителя общины Фёдора Ковалёва заложить яму кирпичом. Всего в яме находилось 25 человек, включая двух его малолетних детей, жену и мать.
В феврале 1897 года руководитель общины Фёдор Ковалёв в два приёма похоронил ещё десять человек, включая монахиню Виталию. Совершить самоубийство он не успел, полиция узнала о произошедшем и арестовала его. Дело рассматривал Синод, Ковалёва направили в арестантское отделение при Спасо-Евфимеевском монастыре в Суздале, где он провёл семь лет, пока не был помилован.
Для анализа данных переписи населения в Россия закупили сотню счётных машин — табуляторов. Организаторы полагали, что основные данные посчитают менее чем за месяц. Однако некорректно заполненные анкеты, небрежное обращение со сложной счётной машиной приводило к тому, что считать пришлось вручную. Анализ переписи населения затянулся на восемь лет.
Долгое время после проведения переписи длилась дискуссия о том, насколько достоверны её результаты. Указывалось на ошибки в формулировке национальности (например, казахи и киргизы в некоторых регионах рассматривались как одна нация), умышленные и неумышленные ошибки, неточность формулировок и многое другое.
Несмотря на все недостатки, перепись населения 1897 года была единственным более или менее достоверным источником данных о численности и составе населения России конца XIX века.
Неутешительные итоги переписи 1897 г.
Основные результаты Всеобщей переписи населения 1897 года были опубликованы в 1899–1905 годах 89 томах, 119 книгах по губерниям и областям России. Каждый том включал предисловие, краткий обзор цифровых данных по каждой губернии и основной статистический материал. Император Николай II и правительство впервые увидели жителей огромной страны без прикрас и оптимизма придворной прессы. Отсталая, аграрная, глубоко неграмотная.
Крестьянское население составляло 77,5%, дворян — 1,5%. Иные сословия: мещане — 10,7%, инородцы — 6,6%, казаки — 2,3%, духовенство — 0,5%, прочие — 0,9%.
Читать и писать умели только 21,1% населения. Что характерно, грамотность среди мужчин была в 2 раза выше, чем среди женщин.
Городского населения оказалось всего 13,4%. Два города-миллионника — Москва и Санкт-Петербург. Из губернских центров меньше всего, около 50 тысяч, было население Калуги, Таганрога и Иркутска.
Всего по состоянию на 1897 год общая численность населения Российской империи — 125 млн 680 тыс. 682 человека (для сравнения: общая численность населения России к началу 2021 года составила 146,8 млн человек).
Перепись населения показала, что существует значительное перенаселение Центральной России. Численность крестьянских семей постоянно росла, а проблема земли не решалась властями, что создавало взрывоопасную обстановку. Одним из вариантов решения этой проблемы стало переселение крестьян в восточные регионы страны. Никаких иных выводов из переписи руководством страны сделано не было.
«В конце XIX века перепись населения стала крайне популярна в Европе. Только там её проводили для того, чтобы проводить корректировку социальной и экономической политики. Николай II как «хозяин земли русской» хотел не отставать от европейских монархий и похвастать, чем «хозяин земли русской» владеет. В царской России перепись провели как бухгалтерский учёт, а не ради того, чтобы на базе этой информации скорректировать систему социального обеспечения или экономических приоритетов», — считает историк, публицист Евгений Спицын. Земский тракт, Архангельская губерния, первая половина XX века. Автор Я.И.Лейцингер.
Требовались срочные реформы, необходимо было вкладывать деньги в людей, в промышленность. Вместо этого вплоть до 1906 года крестьяне выплачивали выкупные платежи за свободу, «дарованную» им в 1861 году. Вскоре произошла Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г., свержение монархии в России.
Очередная всеобщая перепись населения состоялась в 1926 году в СССР, спустя почти 30 лет. И это была совершенно другая страна. Что же показала статистика? Несмотря на отделение Польши после революции и отторжение западных территорий по результатам Брестского мира, на человеческие потери от Гражданской войны и голода 1921–1923 годов население страны выросло и составляло 146 млн 637 тыс. 530 человек.
Свои плоды дала и программа по ликвидации безграмотности 1919 года. В 1926 году процент грамотных людей от 9 до 49 лет составил 56,6%. Численность городского населения — 26,3 млн человек (около 18%).
Основы статистики, заложенные Петром Семёновым-Тян-Шанским, использовала уже новая советская власть. Примечательно, что подготовкой переписи населения занимался его сын Вениамин Семёнов, который пошёл по стопам отца и так же стал учёным.